Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНИИ

Степанов В.И. 1 Степанова Н.В. 2 Соколова И.В. 3
1 НЧОУ ВО Алтайский экономико-юридический институт
2 Акционерное общество Научно-производственная фирма «Информационные технологии»
3 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
Сфера высшего образования во всех развитых странах является разнообразной как по своим программам, так и по источникам финансирования. Как и в большинстве стран мира, в японской образовательной системе преобладает государственный сектор, объединяющий лучшие вузы. В высших учебных заведениях государственного сектора работают высококвалифицированные преподаватели, которые, кроме учебной работы, проводят глубокие научные исследования. Япония оказывает серьезное политическое, экономическое влияние на формирование ценностных ориентаций будущих поколений. Она запустила новую стратегию по созданию университетов мирового класса. Для этого правительство выбрало 6 из 86 имеющихся в стране национальных университетов и объявило их специализированными национальными университетами. В стране частный сектор высшего образования превосходит по размеру государственный. Однако качественные оценки говорят о том, что роль безусловного лидера принадлежит государственным учебным заведениям. В статье на примере таких университетов мирового уровня, как Токийский университет, Университет гигиены труда и окружающей среды, Университет Васэда, Университет Кейо, Токийский университет науки, представлены сравнительный анализ и основные характеристики образовательных пра­ктик передовых государственных и частных вузов Японии для формирования социального капитала.
высшие учебные заведения Японии
равные возможности получения образования
1. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В., Шугал Н.Б. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2020. 120 с.
2. Йонедзава А. Япония: университеты мирового класса для социальных инноваций // Международное высшее образование. Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США). 2019. № 96. С. 27-29. DOI: 0.6017/ihe.2019.96.10779.
3. Лебедева И.П. Японский рынок труда в XXI веке. М.: Издательство Института востоковедения, 2019. 312 с.
4. Белов А.В., Золотов А.В. Экономические аспекты деятельности университетов в Японии // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 30-53.
5. Вахштайн В.С. Система высшего образования в Японии // Вестник Российской Академии Наук. 2007. Т. 77. № 3. С. 261-264.
6. Йонедзава А. Гуманитарные и социальные науки в эру STEM: проблемы японцев как языкового меньшинства // Международное высшее образование. Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США). 2017. № 88. С. 41-43.
7. Academic Ranking of World Universities 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shanghairanking.com/rankings/arwu/2022 (дата обращения: 14.12.2022).
8. Соколова И.В., Сергеев А.Э. Обучение творчеству в разных формах // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27904 (дата обращения: 24.12.2022).

Япония – островное государство, расположенное в Восточной Азии. Японский архипелаг раздроблен и состоит из 6852 островов. Площадь 4 самых крупных островов – Хонсю, Кюсю, Хоккайдо и Сикоку – составляет 95% от размера архипелага, потому японцы называют эти острова большой землей. Правильное название страны – Нихон, которое переводится как «Страна восходящего солнца».

Проблема качества образования является очень актуальной практически для всех государств мира. При высоком уровне образования развивается экономика на основе новых технологий и инноваций. Несмотря на то что до VIII столетия образование в Японии строилось по образцам образования Китая и Кореи, сегодня оно имеет ярко выраженную национальную особенность. После Второй мировой войны разрушенной стране удалось сохранить свою уникальность, национальную самобытность и многовековые традиции, не отказавшись при этом от использования западных технологий и научных открытий, рыночных устоев экономики, так страна стала высокоразвитым государством. Это обстоятельство позволяет привлекать значительное количество иностранных студентов, ведущих ученых и специалистов.

В настоящее время в Японии проводится политика, направленная на поощрение практического профессионального образования путем создания университетов и колледжей нового типа. Этот процесс, начавшийся с апреля 2019 г., расширяет возможности перехода выпускников средних профессиональных учебных заведений в высшие учебные заведения. Рост университетов в основном происходит за счет придания университетского статуса колледжам.

Цель исследования – изучение и анализ государственного и частного секторов высшего образования вузов Японии.

Материалы и методы исследования

В работе использованы официальные сайты ведущих государственных и частных университетов Японии: Токийского университета, Университета гигиены труда и окружающей среды, Университета Васэда, Университета Кейо, Токийского университета науки и др. В исследовании проведен сравнительный анализ образовательных практик ведущих государственных и частных университетов Японии.

Результаты исследования и их обсуждение

Инвестиции в сферу высшего образования – это важный способ увеличения социального капитала страны, улучшения перспектив ее экономического роста и повышения конкурентоспособности, что напрямую зависит от уровня образования граждан. 67% молодых людей в Японии впервые закончат образование в возрасте 30 лет, по сравнению с 38% в среднем по странам ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Конституция страны предусматривает для каждого гражданина права на равные возможности получения образования в соответствии с законами и со своими способностями. Предоставление образовательных услуг на всех уровнях государственного управления в Японии – ключ к тому, чтобы вооружить людей необходимыми навыками и, в более общем плане, создать социальный капитал, необходимый для повышения производительности труда, укрепления частных высших образовательных учреждений Японии с целью дать возможность населению с низким и средним уровнем достатка получить образование.

Абсолютное большинство молодых людей, заканчивающих вузы, находят работу. В настоящее время компании все большее внимание уделяют академической подготовке выпускников, чтобы они могли сразу после окончания университета приносить реальную пользу и быстро включаться в производственный процесс.

Увеличение количества студентов в Японии происходит за счет частного сектора. Основными причинами роста частных университетов в этой стране были: снижение поступления абитуриентов в краткосрочные университеты и профессиональные школы; перенос подготовки медицинских сестер и социальных работников из колледжей в университеты; увеличение заработной платы у работников с университетским образованием по сравнению с выпускниками колледжей.

В Японии насчитывается более 700 университетов, которые можно разделить на три уровня.

1. Бакалавриат – 4 года. На этом уровне обучения изучаются общие дисциплины в течение первых 2 лет, следующие 2 года – обязательное профессиональное обучение.

2. Магистратура – 2 года. Выпускник должен написать диплом и сдать выпускные экзамены.

3. Аспирантура – 3 года. Обучающиеся проводят научные наблюдения и опыты, описание которых с соответствующими выводами оформляют в виде диссертации. Чтобы получить звание доктора наук, необходимо защитить диссертацию. Экзаменационные работы обязательны.

В высшей школе Японии не предусмотрено расписание. Студенты самостоятельно формируют предметные программы, определяя значимые для них дисциплины, пользуясь предложенным списком профессиональных дисциплин, выбирая интересующие их и необходимые предметы для изучения выбранной профессии. На итоговом экзамене учитываются присутствие на лекциях, активное участие в семинарах. Во время учебы студенты стараются набрать как можно больше зачетных баллов. За четыре года все баллы складываются и по результатам присваивается соответствующее звание. Минимум составляет 124 балла.

Стоимость обучения в современной Японии зависит в первую очередь от престижности выбранного вуза и составляет 5000–13000 долларов в год. В некоторых вузах все ступени образования стоят одинаково, в некоторых – обучение в аспирантуре и магистратуре платное. Бесплатное высшее образование в стране практически отсутствует.

Основными причинами роста числа частных университетов в Японии были: снижение поступления абитуриентов в краткосрочные университеты и профессиональные школы, перенос подготовки медицинских сестер и социальных работников из колледжей в университеты, увеличение заработной платы у работников с университетским образованием по сравнению с выпускниками колледжей. Диплом небольшого частного вуза не считается престижным, и выпускники не получают никаких гарантий на трудоустройство.

В Японии существует крупный сектор частного высшего образования, и большинство студентов, получающих гуманитарные и социальные специальности, обучаются именно в частных вузах, которые в значительной степени зависят от доходов студентов. По мнению профессора Акиёси Йонедзавы, «в секторе государственного высшего образования инвестиции в естественные и технические науки всегда были значительно выше, чем в гуманитарные и социальные, причем даже в ведущих многопрофильных вузах» [1]. Следует отметить, что в Японии изменяются традиционные характеристики системы высшего образования, значительно повышается количество магистрантов и докторантов.

Расходы Японии на исследования и разработки в области науки и технологий (НИОКР) находятся на самом высоком уровне среди развитых стран. По состоянию на конец марта 2019 г. количество исследователей в университетах и колледжах составило 331 400 человек. Университеты и колледжи потратили 3,7 трлн иен, т.е. 18,8% от общенациональных расходов, на исследования и разработки. Высшие учебные заведения израсходовали 90% средств на фундаментальные и прикладные исследования [2].

В стране повышается доступность высшего образования для молодежи. Как отмечает И.П. Лебедева, «за период 1990–2017 гг. численность 18-летних японцев, т.е. тех, кто заканчивает высшую ступень средней школы, сократилась с 2 млн 10 тыс. до 1 млн 200 тыс., или на 40%. Доля тех из них, кто поступает в университет, возросла соответственно с 30,6% до 54,8%, но в абсолютном выражении их число увеличилось всего лишь на 42,5 тыс. человек (с 615,1 тыс. до 657,6 тыс.). При этом число японских университетов за тот же период возросло с 507 до 780» [3].

В структуре доходов частных вузов, по данным А.В. Белова и А.В. Золотова, государственные субсидии составляют 10,7%, средняя оплата за 2010 г. в частных университетах Японии – 817,9 тыс. иен (около 8,4 тыс. долл.), Кроме того, предусмотрен вступительный взнос в первый год обучения [4].

В государственных университетах Японии плата за обучение составляет «5090 долларов США в год за степень бакалавра. Кредиты могут снизить первоначальную стоимость, студенты должны погасить стоимость своего образования, как только они начнут работать. В Японии средний долг студентов по окончании учебы составляет 27 489 долларов» [5].

На 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2011 г. была принята Международная стандартная классификация образования (МСКО) 2011. Так как национальные системы образования разнообразны по своей структуре и по содержанию образовательных программ, очень важно обеспечить сопоставимость данных. Это может быть достигнуто посредством применения МСКО.

Многие страны мира прилагают усилия для развития высшего образования в целом. Большое внимание государства уделяют развитию университетов мирового класса. Для сравнения эффективности работы университетов разработаны специальные рейтинги. Рейтинг Times Higher Education World University Rankings публикуется журналом Times Higher Education magazine. Рейтинг QS World University Rankings ежегодно публикуется Quacquarelli Symonds (QS) британской компанией, которая специализируется на образовании и обучении за рубежом. Рейтинг Academic Ranking of World Universities (ARWU) был опубликован впервые в 2003 г.

Япония уделяет большое внимание проблемам качества образования. Так, в рейтинг Times Higher Education World University Rankings 2021 в число 500 лучших высших учебных заведений вошли 10 японских университетов. В рейтинге QS World University Rankings 2021 в число 500 лучших высших учебных заведений вошли 16 японских университетов.

Отметим лучшие частные университеты.

Университет Васэда – один из лучших частных университетов Японии, который занимает 189-е место в рейтинге QS World University Rankings 2021. Был основан в 1882 г. ученым и политиком Окумой Сигэнобу, а в 1902 г. получил статус университета. Его закончили семь премьер-министров. В числе наиболее известных факультетов университета – филологический, его выпускники известные писатели – Харуки Мураками и Мати Тавара.

Университет Кейо – старейший частный университет Японии, основанный в 1858 г. Юкичи Фукудзавой, известным японским писателем и предпринимателем. Он находится на 191-м месте в рейтинге QS World University Rankings 2021. Он считается одним из лучших университетов Японии для трудоустройства после окончания учебы. Каждый год Кейо входит в число 50 лучших университетов мира в рейтинге QS Graduate Employability Rankings. В университете находятся Медицинская школа и университетская больница Кейо, одна из ведущих университетских больниц Японии, предоставляющая передовые медицинские услуги. Среди известных выпускников Университета Кейо – доктор Такеши Касаи, который является директором Регионального бюро ВОЗ для стран Западной части Тихого океана, и Тошио Судзуки – один из самых успешных японских продюсеров.

В рейтинге Academic Ranking of World Universities (ARWU) 2020 в 500 лучших университетов мира вошли 14 японских высших учебных заведений.

В рейтинге ARWU 2020 14-е место среди японских университетов занял Токийский университет науки. Он является частным исследовательским университетом. По состоянию на 2016 г. это единственный частный университет в Японии, который выпустил лауреата Нобелевской премии – Сатоши Омура.

Несомненно, что развитие системы высшего образования в Японии сыграло ведущую роль в создании экономической мощи страны. Свой вклад в обеспечение темпов роста экономики внесли как национальные университеты, государственные университеты местного значения, так и частные вузы.

Отметим ряд проблем, характерных для системы высшего образования в Японии. Как отмечает профессор Акиёси Йонедзава, доля финансирования, получаемого вузами в рамках программы «Специализированные национальные университеты», очень мала – около 0,2% от их ежегодного дохода. Кроме того, несмотря на все официальные заявления, кабинет министров поддерживает расширение возможностей для государственного вмешательства в систему управления вузами. Это выражается в том, что в дополнение к образованию и науке одной из ключевых функций университетов правительство объявило их вклад в экономическое развитие через сотрудничество с промышленным сектором и инновации [6]. Как и во многих развитых странах мира, в Японии отмечается падение рождаемости, что приводит к уменьшению числа молодежи, поступающей в высшие учебные заведения. В борьбе за абитуриентов университеты вынуждены снижать требования к уровню их знаний.

В частных высших учебных заведениях не проводятся глубокие научные исследования, используются более дешевые программы, которые не требуют высокооплачиваемых профессоров и современных лабораторий.

Выпускники высших учебных заведений имеют более широкие возможности для трудоустройства. В связи с небольшой долей лиц с высшим образованием в общей численности населения те, кто получает высшее образование в Японии, могут рассчитывать на значительно более высокий доход, чем в среднем по странам ОЭСР. Как и в большинстве стран мира, в Японии у людей с высшим образованием в целом более высокие показатели занятости. Страна уделяет большое внимание развитию университетов мирового класса: в рейтинг Times Higher Education World University Rankings 2021 в число 500 лучших высших учебных заведений вошли 10 государственных университетов, где 7-е место занял частный вуз – Университет гигиены труда и окружающей среды. Он основан в 1978 г. в г. Китакюсю для подготовки врачей-профессионалов в области гигиены труда и исследований в области клинической медицины. Университет знаменит Высшей школой профессионального здоровья, где студенты занимаются вопросами гигиены труда. В рейтинге QS World University Rankings 2021 в числе 500 лучших высших учебных заведений вошли 16 японских университетов, где 189-е место занял Университет Васэда, а 191-е место занял Университет Кейо.

Лучшими ведущими высшими учебными заведениями Японии являются государственные университеты и частные вузы, которые занимают места в национальных и международных рейтингах.

В рейтинге Academic Ranking of World Universities 2022 в число 500 лучших университетов мира вошли 13 японских высших учебных заведений: Токийский, Киотский, Нагойский, Осакский университеты, Университет Тохоку, Токийский технологический институт, Университеты Хоккайдо, Цукуба, Кейо, Кюсю, Хиросимы, Кобе, Окаямы [7, 8].

В Японии широко применяются современные образовательные технологии, создаются междисциплинарные институты, привлекаются к исследованиям известные ученые, используется система привлечения сторонних ресурсов. Все это обеспечивает эффективное формирование социального капитала.

Расходы Японии на исследования и разработки (НИОКР) в области науки и технологий находятся на самом высоком уровне среди развитых стран. По состоянию на конец марта 2019 г. количество исследователей в университетах и колледжах составило 331 400 человек. Университеты и колледжи потратили 3,7 трлн иен, т.е. 18,8% от общенациональных расходов, на исследования и разработки. Высшие учебные заведения израсходовали 90% средств на фундаментальные и прикладные исследования. Частные высшие учебные заведения Японии стали разрабатывать новые программы подготовки социальных работников и менеджеров, занимающихся проблемами престарелых людей.

Заключение

Образование очень важно для японцев. Мощным стимулом к учебе являются культурные традиции японцев и влияние конфуцианских ценностей, где в культ были возведены знания, образованность. Рациональное соотношение цены и качества является достаточно сильной стороной японской системы высшего образования. Развитие государственного и частного секторов системы высшего образования предполагает достижение компромисса между уровнем охвата, количеством затрат и уровнем качества высшего образования. Обучающийся сам решает, какое качество образования он получит и какие затраты понесет, и принимает решение о целесообразности обучения в том или ином частном университете. В финансировании высшего образования в Японии, как правило, в основном преобладают частные источники.

Высшее образование в Японии является массовым, оно предоставляется на высоком уровне, что обеспечивает рост экономики и социальное развитие страны. Развитие государственного и частного секторов системы высшего образования в Японии соответствует требованиям времени, что способствует дальнейшему развитию страны.

Сегодня Япония занимает ведущее положение не только в образовательных рейтингах Азии, но и в мировых рейтингах благодаря четко выстроенной стратегии развития государственного и частного секторов системы высшего образования, профессиональному научному прогнозированию, интернационализации высшего образования как на университетском уровне, так и на уровне государственной образовательной политики.

Опыт Японии по созданию эффективных государственного и частного секторов системы высшего образования может быть использован для достижения поставленных целей в сфере совершенствования и развития системы высшего образования России.


Библиографическая ссылка

Степанов В.И., Степанова Н.В., Соколова И.В. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 1. – С. 156-160;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39514 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674