Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЮРИСТОВ

Гольцова Т.А. 1 Проценко Е.А. 1 Живокина М.А. 2 Павлова Ю.Е. 2
1 ФГКОУ ВО «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
2 ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Статья посвящена актуальному вопросу в современной педагогике – использованию мобильных приложений в образовательном процессе. В работе подчеркиваются возрастающая роль мобильных сервисов и их популярность в ходе изучения иностранного языка. Цель проведенного исследования – определить возможности применения мобильных приложений для формирования профессионального компонента иноязычной коммуникативной компетенции юристов. Авторы статьи описывают содержание некоторых англоязычных мобильных приложений юридического профиля, доступных в современных условиях, которые могут быть использованы при подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере юриспруденции. Наиболее подробно в статье анализируется дидактический потенциал таких приложений, как «B-Legal», «Path Legal», «Law Dojo». В статье приводятся разделы и темы по разным отраслям права, содержащие определенный объем профессионально значимого аутентичного материала, который может применяться с целью изучения языка специальности. Авторы обращают внимание на методические приемы, необходимые для прочного усвоения терминологической базы и эффективного применения мобильных приложений. Проведя анализ доступных мобильных приложений, авторы делают вывод о перспективности их интеграции в учебный процесс для формирования профессионального аспекта иноязычной коммуникативной компетенции специалистов юридического профиля при условии методически правильной организации работы.
иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция
иностранный язык
мобильные приложения
дидактический потенциал
образовательный процесс
1. Чурсина О.В., Сыпчу А.А. Использование мобильных приложений при изучении иностранного языка // Актуальные исследования. 2021. № 12 (39). С. 26-29.
2. Maršanic D., Maričevic I. Mobile Apps als Hilfsmittel für DAF-lerner: eine Selbststeinschätzung von Germanistikstudierenden der Universität Rijeka. Strani jezici. 2019. no. 4 (48). Р. 237-254.
3. Kacetl J., Klímová B. Use of Smartphone Applications in English Language Learning – A Challenge for Foreign Language Education. Education Sciences. 2019. vol. 9. no. 3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/9/3/179/htm (дата обращения 11.10.2022).
4. Kruchinin S., Bagrova E. Quality of Mobile Apps for Language Learning. 3rd International Scientific Conference on New Industrialization and Digitalization. 2021. vol. 93. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2021/04/shsconf_nid2020_01009/ shsconf_nid2020_01009.html (дата обращения: 10.12.2022).
5. Betteley C. Language apps: Can phones replace classrooms? BBC News. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/uk-wales-50321918 (дата обращения: 20.08.2022).
6. Радченко Е.Н. Мобильное обучение и межкультурная коммуникация в вузе – тенденции современной реальности // Иностранные языки в школе. 2022. № 4. С.90-96.
7. Данилова В.А., Шихалгина Т.Г. Возможности использования мобильного обучения (m-learning) в процессе изучения английского языка для профессиональных целей (ESP) // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Т.39. № 2. С. 206-215.
8. Gafni R., Achituv D.B., Rachmani G.J. Learning Foreign Languages Using Mobile Applications. Journal of Information Technology Education: Recearch. 2017. Vol. 16. [Электронный ресурс]. URL: https://jite.org/documents/Vol16/JITEv16ResearchP301-317Gafni3476.pdf (дата обращения 11.10.202

На сегодняшний день мобильные приложения для изучения иностранных языков прошли определенный путь развития. Времена лингафонных лабораторий и тщательного изучения толстых учебников уходят в прошлое, их место занимают инновационные образовательные технологии, среди которых особой популярностью у обучающихся пользуются мобильные приложения. Благодаря таким приложениям изучать иностранный язык стало проще и быстрее, так как есть возможность совершенствовать навыки в собственном темпе с помощью таких удобных инструментов, как визуальные подсказки, аудиоматериалы, обработка естественного языка и даже взаимодействие с реальными носителями языка.

В настоящее время существует значительное количество мобильных приложений для изучения иностранных языков, в особенности английского языка. Как показал опыт, они могут весьма успешно использоваться в учебном процессе, в том числе в ходе самостоятельной подготовки [1, 2]. Однако чаще в современных исследованиях речь идет об изучении иностранного языка в рамках базовых ситуаций повседневного общения [3, 4]. Задачи системы высшего образования гораздо шире и сложнее: федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предусматривают формирование не только общекультурных или универсальных, но и профессиональных компетенций. Новизна настоящего исследования заключается в изучении дидактического потенциала мобильных приложений при изучении иностранного языка для специальных целей.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, выпускник должен владеть способностью к устной и письменной иноязычной коммуникации в сфере будущей профессиональной деятельности. Таким образом, при обучении иностранному языку в образовательных организациях высшего образования важное значение приобретает профессионально ориентированный вектор языковой подготовки. Каковы же возможности современных мобильных приложений при обучении языку специальности? Мы поставили своей целью определить возможности использования мобильных приложений для формирования профессионального аспекта иноязычной коммуникативной компетенции специалистов юридического профиля.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели был проведен теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме исследования [5, 6], изучен отечественный и зарубежный опыт использования мобильных приложений в преподавании иностранных языков [7, 8], рассмотрены доступные для современных пользователей смартфонов мобильные приложения соответствующей тематической направленности и определены возможности их применения в учебном процессе для изучения языка специальности.

Результаты исследование и их обсуждение

Прежде всего, отметим, что на сегодняшний день пользователям смартфонов доступны мобильные приложения разной профессиональной направленности, например для юристов, экономистов, бухгалтеров или IT-специалистов. Приложения юридического профиля можно считать одними из наиболее многочисленных, среди которых можно выделить несколько типов приложений, содержащих информационные ресурсы, текстовые материалы, игровые или тестовые задания.

Большинство мобильных приложений отличает выраженный информативный характер. Они объединяют юридические тексты в рамках одной или нескольких отраслей права, при этом какие-либо задания не предусмотрены. В качестве примера информационного ресурса юридической направленности можно привести мобильное приложение «B-Legal», объединяющее законы и законодательные акты 8 англоговорящих стран: Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Австралии, Индии, Нигерии, Зимбабве, Южной Африки и Республики Гана. Пользователи могут ознакомиться с оригинальными текстами Конституции США, Великой хартии вольностей, Билля о правах или австралийским законом о полиции, а также другими юридическими документами.

Помимо раздела «Законодательство», в котором собраны основные законы и законодательные акты перечисленных стран, интерес для будущих юристов может представлять раздел «Судебная практика», где приводятся судебные решения по разного рода прецедентам, принятые в разных странах в ХХ–ХХI вв. Пользователям доступен выбор по разным отраслям права, таким как гражданское, уголовное, семейное, таможенное, договорное, международное и т.п. (всего 24 варианта).

Рассматриваемое приложение включает также встроенный словарь, который объединяет внушительный список слов, в том числе и узкоспециальные юридические термины. В частности, в словаре представлены аббревиатуры, латинские и французские заимствования, а также юридические термины, специфические для отдельных стран. При работе со словарем можно воспользоваться как алфавитным списком, так и автоматическим поиском (рис. 1).

Ряд мобильных приложений содержат аутентичный текстовый материал по широкому профилю юридической специальности. Так, например, в приложении «Path Legal» объединены самые разнообразные ресурсы, имеющие отношение к юридической профессии, такие как документы, газетные статьи, блоги, учебные материалы и примеры конкретных дел. В другом приложении представлены советы по овладению профессиональными навыками в различных сферах деятельности, таких как юрист или помощник юриста, адвокат, специалист по экологическому праву и т.п. (рис. 2).

missing image file missing image file

Рис. 1. Приложение «B-Legal». Разделы «Legislations» и «Judgements»

Другими словами, доступ к разным мобильным приложениям позволяет преподавателю или обучающемуся найти необходимую профессионально значимую информацию, к примеру сравнительную характеристику и отличительные особенности англосаксонского и континентального права, или узнать о различиях в подготовке и работе двух типов адвокатов – солиситоров и барристеров – в Великобритании.

Еще одним достаточно распространенным типом мобильных приложений являются игровые приложения. Как правило, они носят развлекательный характер. В связи с этим стоит отметить мобильное приложение «Law Dojo», в котором предлагаются тестовые задания в игровом формате. Всего в приложении представлено 12 тем, распределенных по трем уровням (easy, medium, hard). Первый уровень включает четыре темы общего характера: права человека, правила дорожного движения, нормы поведения для студентов, а также основные понятия, необходимые для поступления на юридический факультет. Помимо отработки базовой юридической терминологии, представленные задания позволяют усвоить и закрепить нормы общения в типичных ситуациях учебной и будущей профессиональной деятельности. Особого внимания при этом заслуживает раздел «Знание своих прав», где рассматриваются обязанности и полномочия сотрудника полиции, а также права граждан, которые необходимо соблюдать в работе полиции.

Представленные задания позволяют не только осуществить контроль базового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, но и проверить знания обучающихся в области основ профессиональной деятельности. Таким способом происходит укрепление межпредметных связей и формируются основы профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних дел.

missing image file missing image file

Рис. 2. Примеры из разных мобильных приложений

Разработчиками предусмотрено последовательное изучение представленного в приложении материала, при котором каждый следующий уровень открывается только в случае успешного прохождения предыдущего (рис. 3), каждый правильный ответ приносит определенную сумму баллов. Однако в случае необходимости возможно выполнение заданий любого уровня, например по тематике конституционного, уголовного или международного права, на платной основе.

Рассмотренные примеры показывают, что существующие на сегодняшний день мобильные приложения юридического профиля не могут рассматриваться в качестве обучающих программ, поскольку недостаточно разработаны в методическом плане. Однако они содержат определенный объем профессионально значимого, как правило, аутентичного материала, который может быть использован с целью изучения языка специальности. Однако для реализации поставленной цели необходимо соответствующее методическое сопровождение.

В частности, юридические тексты, содержащиеся в подобных приложениях, могут применяться для формирования навыков, прежде всего, поискового и просмотрового чтения. Их преимущества заключаются в легкости доступа к источнику профессионально значимой информации в удобное время и в любом месте, актуальности представленной информации, возможности использовать встроенный переводчик или словарь. Другими словами, мобильные приложения можно применять для решения определенных учебных задач, таких как поиск профессионально значимой информации по той или иной проблеме или конкретному вопросу (например, юридические профессии и их особенности, отличия разных видов адвокатов в Великобритании, виды наказания за конкретное преступление в разных странах и т.д.). В случае особой актуальности или профессиональной значимости тексты могут быть использованы и для изучающего чтения. Однако в этом случае преподаватель должен разработать систему предтекстовых и послетекстовых заданий в соответствии с учебными целями и практическими задачами конкретного занятия. Материалы мобильных приложений могут также применяться при обучении юридическому переводу, подготовке проектных и исследовательских работ, подборе материала для внеаудиторного чтения или других формах самостоятельной работы обучающихся.

missing image file missing image file

Рис. 3. Приложение «Law Dojo». Пример тем и разделов внутри темы

Как отмечалось выше, в мобильном приложении «Law Dojo» представлены задания тестового характера, которые могут привлекаться для контроля сформированности не только собственно лингвистической, но и профессиональных компетенций будущих сотрудников полиции. В этом случае преподавателю следует предварительно внимательно изучить задания на предмет их соответствия содержанию учебного материала, изученного в ходе освоения дисциплины «Иностранный язык». Кроме того, данное приложение может помочь определить пробелы в профессиональной подготовке полицейских. В таком случае тестирование может проводиться с целью выявления пробелов для их последующего заполнения в ходе изучения иностранного языка для специальных целей.

Выводы

На основе вышеизложенного можно заключить, что современные мобильные приложения, доступные для пользователей смартфонов, ориентированы, прежде всего, на изучение специальности, а не языка специальности. Предлагаемые материалы на иностранном языке имеют высокую информативную ценность, обладают аутентичностью и актуальностью как необходимыми свойствами профессионально значимой информации. Однако тщательное изучение мобильных приложений юридической направленности показало, что большинство имеют недостаточный уровень методической проработанности, что существенно ограничивает возможности их применения в образовательных целях. Для эффективного использования доступных мобильных приложений в учебном процессе преподавателю необходимо разработать методическое обеспечение, соответствующее целям и задачам конкретного этапа, а также профессиональным интересам и уровню подготовки обучающихся. Тем не менее, представленные материалы могут применяться в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку, так как большинство мобильных приложений содержат юридические тексты разных жанров и разной тематической направленности, от широкого профиля специальности до более узкой, а значит, способствуют формированию профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции высококвалифицированных специалистов.


Библиографическая ссылка

Гольцова Т.А., Проценко Е.А., Живокина М.А., Павлова Ю.Е. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЮРИСТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 1. – С. 117-122;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39507 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674