В соответствии с Указом Президента РФ [1] для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения РФ в первую десятку ведущих стран по уровню общего образования необходимо развитие современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В федеральном проекте [2] обозначены мероприятия по организации и запуску центра цифровизации образования в РФ. В центре планируется выполнение экспертно-аналитической, организационно-методической и координационно-управленческой деятельности, сфокусированной на достижении высокого уровня и доступности образования в РФ. Помимо этого [2] предполагает внедрение целевой модели ЦОС, на основе которой в образовательных организациях РФ будут разработаны профили «цифровых компетенций» учащихся, преподавателей, администрации и управленческих кадров. Применение целевой модели ЦОС позволит разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные программы, учитывать в процессе обучения результаты, полученные в ходе освоения онлайн-курсов, оптимизировать на основе цифровой трансформации однообразные административно-управленческие и вспомогательные процессы; осуществлять мероприятия качественной оценки образования [3]. С целью совершенствования деятельности образовательных учреждений запланирован перенос отчетности образовательных организаций (ОО) в цифровую форму.
Базовой частью проекта является информационно-сервисная платформа ЦОС, построенная по модульному принципу и включающая библиотеку типовых цифровых сервисов по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам. Постоянная актуализация цифрового образовательного контента на платформе будет осуществляться на основе федеральной поддержки и при участии юридических и физических лиц, в том числе педагогов. Запланирована интеграция информационно-образовательных ресурсов субъектов РФ и информационно-сервисной платформой ЦОС.
Целью исследования является анализ и обобщение опыта цифровой трансформации образовательных организаций, выявление проблем и разработка рекомендаций по развитию цифровой образовательной среды. В соответствии с целью исследованы проблемные вопросы цифровизации образования в РФ, проанализированы статистические данные о технической оснащенности образовательных организаций, количестве обучающихся по образовательным программам, реализуемым с применением электронного обучения, использовании программных средств в образовательных организациях и наличии веб-сайтов образовательных организаций.
Материалы и методы исследования
В паспорте федерального проекта [2] сформулировано определение понятия «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). ЦОС – «подсистема социокультурной среды, совокупность специально организованных педагогических условий развития личности, при которой инфраструктурный, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты функционируют на основе цифровых технологий» [2].
Под целевой моделью ЦОС понимается модель комплексного функционирования ключевых компонентов современной и безопасной цифровой образовательной среды с целью обеспечения высокого качества и доступности образования всех видов и уровней, включающая: профиль «цифровых компетенций» учеников, преподавателей и управленческого персонала; правила разработки индивидуальных учебных планов; правила перевода на цифровые рельсы административных, управленческих и вспомогательных процессов образовательной организации; основы внутренней системы оценивания качества образовательного процесса на основе применения инструментов ЦОС.
ЦОС как цифровая экосистема образовательной организации включает [4]:
− набор информационно-образовательных цифровых ресурсов, применяемых в процессе обучения;
− технологические средства ИКТ (компьютерная техника, сетевое оборудование, каналы связи);
− совокупность современных педагогических технологий, представляющих организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Применение ЦОС в деятельности образовательной организации позволит осуществлять [4]:
− планирование образовательной деятельности;
− организацию эффективного контроля результатов образовательного процесса;
− методическое сопровождение деятельности образовательной организации;
− контроль состояния здоровья учеников;
− оперативное выполнение процедур сбора, анализа, обработки информации [5];
− взаимодействие преподавателей, обучающихся и родителей в дистанционном формате;
− взаимодействие в дистанционном формате образовательной организации c организациями дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта, досуга, здравоохранения.
Материалами исследования послужили нормативные документы, статистические данные и аналитические публикации, отражающие развитие процессов цифровой трансформации системы образования РФ. Использованы данные Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA), методологические и аналитические материалы НИУ ВШЭ. В работе применены методы статистического и сравнительного анализа данных, методы количественного и качественного анализа, методы системного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
В [6] НИУ ВШЭ предлагает систему индикаторов, отражающих уровень и динамику цифровой трансформации системы образования РФ. На основе данных Росстата (rosstat.gov.ru), Министерства науки и высшего образования РФ (minobrnauki.gov.ru), Министерства просвещения РФ (edu.gov.ru) были проанализированы такие показатели, как:
− количество персональных компьютеров (ПК), задействованных в учебном процессе при реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования;
− численность обучающихся по образовательным программам, при реализации которых используются технологии электронного обучения;
− наличие веб-сайта в образовательных организациях;
− процент использования информационных систем (ИС) в учебном процессе.
В табл. 1 приведены данные о количестве ПК, задействованных в учебном процессе в 2017–2020 гг. [6].
Анализ табл. 1 позволяет сделать вывод, что за рассматриваемый период наблюдается рост на 10,4 % количества ПК, используемых в образовательных организациях. Причем рост количества ПК в составе вычислительных сетей составил 12,1 %. И на 14,4 % увеличилось количество ПК с доступом к интернету. Одним из целевых, критически важных показателей, названных в [2], является доля ОО, обеспеченных интернетом со скоростью соединения от 100 Мб/c (город) и от 50 Мб/c (сельская местность). К 2024 г. в [2] запланировано стопроцентное исполнение данного показателя.
В табл. 2 приведены данные о количестве обучающихся по образовательным программам, при реализации которых используются технологии электронного обучения в 2018/2019–2020/2021 учебных годах [6].
Количество учащихся по программам, реализуемым с применением электронного обучения в 2020/2021 учебном году, достигла 3095,4 тыс. чел., что составляет 18,3 % от общей численности.
Анализ применения информационных систем в образовательных организациях, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, представлен на рис. 1 [6].
Таблица 1
Количество персональных компьютеров, задействованных в учебном процессе
Тыс. ед. |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Всего |
||||
ПК |
2169,6 |
2273,6 |
2396,1 |
2650,4 |
Из них: в составе локальных сетей |
1178,3 |
1256,3 |
1321,0 |
1432,3 |
с доступом к интернету |
1583,1 |
1690,0 |
1810,5 |
2009,3 |
Таблица 2
Количество обучающихся с применением технологий электронного обучения
2018/2019 |
2019/2020 |
2020/2021 |
|
Всего: тыс. обучающихся |
2481,9 |
2694,8 |
3095,4 |
в процентах от общей численности |
15,4 |
16,3 |
18,3 |
Программы начального общего образования: |
|||
тыс. обучающихся |
1072,7 |
1161,1 |
1327,3 |
в процентах от общей численности |
15,3 |
16,1 |
18,1 |
Программы основного общего образования: |
|||
тыс. обучающихся |
1137,1 |
1240,7 |
1446,2 |
в процентах от общей численности |
15,3 |
16,2 |
18,4 |
Программы среднего общего образования: |
|||
тыс. обучающихся |
254,9 |
273,4 |
299,4 |
в процентах от общей численности |
17,5 |
18,7 |
20,8 |
Рис. 1. Применение программных средств в образовательных организациях (в %) [6]
Таблица 3
Наличие официальных веб-сайтов в образовательных организациях
Образовательные организации (ОО) |
Всего, % |
Публикующие на сайте сведения о деятельности организации (нормативно закрепленные), % |
Дошкольные ОО |
98,3 |
97,9 |
Города и поселки городского типа |
98,5 |
98,2 |
Сельская местность |
97,9 |
97,4 |
ОО, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования |
99,4 |
99,4 |
ОО дополнительного образования |
97,4 |
95,9 |
ОО, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования |
97,8 |
97,8 |
ОО высшего образования |
99,2 |
98,7 |
Электронный журнал/дневник используется в 82,7 % ОО. Более половины всех образовательных организаций используют в своей деятельности обучающие программы по отдельным темам/предметам (59,4 %), электронные учебные издания (53,5 %), справочники и энциклопедии в цифровом формате (52,6 %). Программами компьютерного тестирования пользуются 44,2 % ОО, электронными библиотеками только 23,2 % организаций.
В [2] еще одним критически важным результатом реализации мероприятий по цифровой трансформации системы образования РФ названо наличие официальных сайтов в сети Интернет. Анализ данных о наличии официальных веб-сайтов в ОО по состоянию на начало 2021 г. представлен в табл. 3 [6].
Рис. 2. Диаграмма показателей цифровой инфраструктуры школ (%) [7]
Проведенный мониторинг цифровой трансформации школ РФ позволил получить следующие значения индикаторов цифровизации образовательных организаций (рис. 2) по состоянию на конец 2020 г. [7].
Интегральный индекс «Цифровая инфраструктура школы» обобщает следующие показатели: доступность интернета, качество интернета, цифровые устройства и инфраструктура, дистанционные и электронные образовательные технологии. В городских школах, в отличие от сельских, получены более высокие оценки вышеназванных показателей.
Показатель доступность интернета включает оценки таких характеристик, как скорость доступа, уровень охвата и локализации мест доступа, возможности использования компьютерного оборудования для выхода в интернет. Ученики, как правило, проявляют меньшую удовлетворенность качеством подключения к интернету, чем преподаватели и администрация школы.
Заключение
Проведенный анализ позволил сделать вывод о планомерном достижении ключевых показателей федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Наиболее востребованными преподавателями цифровыми инструментами и сервисами в данный момент являются Дневник.ру, Учи.ру, ЯКласс, РЭШ, Яндекс.Учебник, Zoom и СберКласс. Образовательные организации регулярно проводят работы по актуализации информационного содержания и модернизации функциональных возможностей своих официальных сайтов.
Тем не менее можно отметить неоднозначное понимание в преподавательской среде сути цифровых инструментов и сервисов, применяемых в школах. Некоторые педагоги в качестве таковых называют примеры цифрового оборудования. Иногда отсутствует понимание, для каких целей используются цифровые инструменты и сервисы в образовательных организациях. Далеко не в полной мере используются информационные системы компьютерного тестирования и потенциал электронных библиотек.
С учетом вышеназванных проблем, а также вызовов цифровой трансформации, перечисленных в [8], рекомендуется сфокусировать внимание по следующим направлениям:
− развитие цифровой образовательной среды (цифровые устройства для каждого ученика, подключение к интернету и к цифровой образовательной среде);
− обновление образовательного процесса (выявление и внедрение эффективных педагогических практик, базирующихся на цифровой трансформации);
− трансформация функционирования образовательных организаций, разработка методов и процедур работы, трансформация образовательных процессов, организационной структуры и системы профессионального развития педагогов и административно-управленческого персонала на основе профилей «цифровых компетенций», созданных в рамках внедрения целевой модели ЦОС.
Реализация предложенных мероприятий существенно повлияет на оптимизацию деятельности образовательных организаций, обеспечит условия для повышения качества обучения и глобальной конкурентоспособности российского образования.
Библиографическая ссылка
Тюшняков В.Н., Тюшнякова И.А. АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 12-1. – С. 159-164;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39454 (дата обращения: 21.11.2024).