Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ HARD SKILLS И SOFT SKILLS ПРИ РАБОТЕ С ЛЕКСИКОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Алехина Н.В. 1 Матушак А.Ф. 1 Павлова О.Ю. 1 Тухватуллина С.Ю. 2
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
2 ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж имени С.М. Кирова»
Образовательная деятельность направлена на развитие профессиональных компетенций, необходимых для успешной адаптации учащихся в постоянно меняющемся мире. Занятия по английскому языку не являются исключением. Статья посвящена одному из наиболее острых вопросов современного образовательного процесса – развитию hard skills и soft skills. Работа с лексическим материалом, будучи неотъемлемой частью процесса изучения иностранных языков, является мощной базой для развития вышеуказанных навыков. Опора на таксономию Блума дает возможность формирования заданий, ориентированных на полноценное развитие hard skills и soft skills, и способствует полномасштабному отражению коммуникативной направленности процесса изучения иностранных языков. Анализ учебных пособий по английскому языку разных уровней и различной направленности показал, что большинство из них обеспечивают формирование навыков, которые подлежат проверке при выполнении различных контрольных заданий, то есть навыков hard skills. Особенно очевидна данная тенденция на начальных уровнях изучения иностранного языка. Для развития soft skills необходимо дополнять материал инструкциями, способствующими их развитию. Использование описанных в статье заданий в процессе работы с лексическим материалом отражает структурное развитие таких навыков.
обучение английскому языку
обучение
лексический навык
твердые навыки
мягкие навыки
инструкции
таксономия Блума
1. ФГОС 3++ высшего образования. [Электронный ресурс] URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (дата обращения: 22.11.2022).
2. Кусарбаев Р.И., Калугина Е.В., Мухаметшина О.В. Подготовка студентов к межкультурному взаимодействию в процессе иноязычного образования в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 60–63.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 8-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2015. 363 с.
4. Королева Е.В., Кручинина Г.А. Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12).
5. Трубицина О.И. и др. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для вузов / под ред. О.И. Трубициной. М.: Юрайт, 2022. 384 с.
6. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур. Воронеж: Истоки, 1996. 239 с.
7. Клепацкая А.М. Игра как средство формирования иноязычной лексической компетенции // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 12. № 1. С. 39–44.
8. Мухаметшина О.В. Рефлексивный тренинг как условие эффективного функционирования системы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров // Науковедение. 2015. № 1. Т. 7.
9. Материалы Международного Давосского форума 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/events/world-economic-forum-annual-meeting-2016 (дата обращения: 22.11.2022).
10. Гафурова А.Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума // Молодой ученый. 2022. № 1 (396). С. 237–239.
11. Павлова Л.П. Формирование иноязычной лексической компетенции у студентов экономического вуза // Инновационные образовательные технологии. 2011. № 2. С. 44–50.

В последнее время образовательная деятельность отходит от предметных знаний и умений и все больше направляет свой взор на создание, развитие современных компетенций, необходимых человеку для лучшей адаптации к требованиям быстро меняющегося мира. Интеллект, креативность, социальные умения и т.д. – основные ценности XXI в., которые современный человек развивает на протяжении всей жизни.

Требования ФГОС третьего поколения к результатам освоения программ разных уровней образования включают в себя универсальные компетенции (способности осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах); воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах; управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни и др.) [1], которые получают свое отражение в понятиях hard skills (англ. «твердые навыки») и soft skills (англ. «мягкие навыки»), а современная практика среднего профессионального образования и высшей школы в России показывает необходимость повышения роли иноязычного образования [2].

Вопросы формирования лексического навыка рассматривали многие исследователи, в частности Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез [3], Р.К. Миньяр-Белоручев, Р.П. Мильруд, Е.В. Королев, Г.А. Кручинина [4], О.И. Трубицина [5], В.В. Сафонова [6] и др.

Одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться в вузовской практике преподавания иностранного языка, является то, что большое количество студентов недостаточно свободно владеют лексической стороной иноязычной речи [7].

Направленность на развитие hard skills и soft skills во время работы с лексическим материалом на занятиях по иностранному языку будет способствовать более осознанному и свободному его использованию как в процессе обучения [8], так и в профессиональных и бытовых ситуациях.

Профессиональные умения, hard skills, – сугубо технические, технологические умения, связанные с профессиональной деятельностью и отраженные, как правило, в должностных инструкциях. Также hard skills – это те знания и инструкции, которые учащийся получает в процессе обучения и которые можно проверить, например, с помощью экзамена (в области иностранных языков – чтение, произносительные навыки, грамматические навыки и т.д.). Обычно для них выделяются определенные уровни владения. Так, например, для определения уровня владения английским языком определяются такие уровни, как Beginner, Elementary, Pre-Intermediate и т.д. Также необходимо отметить, что вышеуказанные навыки являются базой для формирования «мягких навыков», soft skills.

Soft skills – универсальные компетенции, которые трудно измерить, так как они являются неспециализированными, надпрофессиональными, сквозными навыками, отвечающими за производительность, результативное участие в рабочем процессе и не связанными с какой-либо конкретной профессией.

Сформулированные на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 г. десять мягких навыков (soft skills) все больше актуализируются на сегодняшний день и могут пригодиться в любой профессии: умение решать комплексные задачи, критическое мышление, творческое мышление, умение управлять людьми, умение работать в команде, способность распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими, клиентоориентированность, ведение переговоров, переключение с одной задачи на другую [9].

На сегодняшний день вопрос освоения soft skills остается открытым, так как пока не существует подробной инструкции или учебного плана, которые бы отражали ступени их развития. Как правило, учащийся приходит в учебное заведение уже с какими-то качествами, данными от рождения (например, дружелюбность, умение уступать и др.), а потом приобретает некоторые навыки в процессе обучения и общения с другими учащимися (например, умение работать в команде).

Планомерное, целевое развитие soft skills в процессе обучения и в процессе изучения иностранного языка в частности способствует развитию творческого потенциала учащихся, их ответственности, интеллигентности, зрелости мышления и других личностных качеств, которые будут способствовать востребованности выпускника на рынке труда.

В рамках занятий по иностранному языку возможно развитие практически всех вышеуказанных soft skills, особенно на этапе работы с лексическим материалом и выводимого его в активный лексический навык, то есть формированию лексическом компетенции.

Цель исследования состоит в представлении анализа комплекса инструкций, основанного на таксономии Б. Блума и направленного на развитие hard skills и soft skills в процессе работы с лексическим материалом на занятиях по английскому языку на примере темы «Gadgets».

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили учебные пособия по английскому языку; в процессе исследования были использованы методы анализа, синтеза, обобщения и др.

Так как работа с лексическим материалом требует комплексного подхода, то одним из эффективных направлений развития hard skills и soft skills в области обучения иностранным языкам является формирование инструкций (заданий) при работе с лексикой с опорой на таксономию педагогических целей Бенджамина Блума, где инструкции представлены от самых простых до самых сложных [10]. Другими словами, если опираться на данную систему, то в процессе обучения происходит постепенное и целенаправленное закрепление навыков hard skills и soft skills.

Рассмотрим распределение инструкций с использованием таксономии Б. Блума для формирования лексических навыков на английском языке.

Известно, что «пирамида» таксономии образовательных целей Б. Блума содержит в себе шесть уровней. Содержание каждого уровня направлено на развитие различных когнитивных функций учащихся. С методической точки зрения на формирование лексического навыка можно говорить о том, что каждый из этапов (уровней) «пирамиды» образовательных целей Б. Блума направлен на какие-либо действия и предполагает выполнение определенного рода заданий. Формирование лексического навыка в соответствии с таксономией Б. Блума предполагает следующие формулировки инструкций к заданиям.

На первом этапе «Знания» (Knowledge), где преподаватель и учащиеся обращаются к предыдущему материалу, которым владеет учащийся до введения новой лексики, его опыту в различных сферах деятельности, фоновым знаниям. В соответствии с таксономией Б. Блума используются такие инструкции, как arrange, define, describe, duplicate, identify, label, list, match, memorize, name, order, outline, recognize, relate, recall, repeat, reproduce, select, state и т.д.

На втором этапе «Понимание» (Сomprehension) – этапе усвоения значения лексической единицы, используются такие инструкции, как classify, convert, summarize, translate, defend, describe, discuss, distinguish, estimate, explain, express, extend, give an example, identify, indicate, infer, locate, paraphrase, predict, recognize, rewrite, review, select.

«Использование» (Application) – apply, choose, change, compute, demonstrate, discover, dramatize, employ, illustrate, interpret, manipulate, modify, operate, practice, predict, prepare, produce, relate, schedule, show, sketch, solve, use, write.

«Анализ» (Analysis) – на данном этапе происходит разбивка лексического материала таким образом, чтобы выступала его структура, при этом применяются следующие инструкции – select, separate, analyse, breakdown, calculate, contrast, criticize, diagram, differentiate, examine, experiment, identify, illustrate, infer, model, outline, point out, question, relate, subdivide, test.

Этап «Синтез» (Synthesis) направлен на формирование умения комбинировать лексический материал из других сфер: arrange, assemble, categorize, collect, combine, compose, construct, create, design, develop, formulate, generate, plan, prepare, rearrange, reorganize, revise, rewrite, set up, summarize.

Этап «Evaluation» (оценка) направлен на оценку значимости того или иного материала самим учащимся; соответственно, инструкции при закреплении лексического навыка используются следующие: choose, compare, conclude, contrast, defend, describe, discriminate, estimate, evaluate, explain, judge, justify, relate, predict, rate, select, support.

Первые три группы инструкций направлены на формирование hard skills, твердых навыков, они более или менее привычны для учащихся, в большинстве своем требуют механического повторения; в зависимости от уровня учащихся данные инструкции применяются при помощи или без помощи дополнительных опор. Навыки, полученные после выполнения заданий, в которых использованы данные инструкции, можно проверить при помощи тестирования, контрольной работы и т.д.

Вторая часть инструкций в блоках: анализ, синтез, оценка (application, synthesis, evaluation) – направлена на развитие soft skills, в частности таких социальных компетенций, как коммуникативность, эмоциональный интеллект (гибкость и принятие критики и др.), лидерские компетенции (умение принимать решения, разрешать конфликты, ответственность и др.), интеллектуальные компетенции (умение видеть и решать проблему, обучаемость, креативность и др.), волевые компетенции (ориентированность на результат, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость и др.).

Рассмотрим более подробно особенности развития данных навыков при закреплении лексического материала на занятиях по английскому языку.

Анализ учебников для среднего профессионального образования и вуза показывает, что обучение лексике в них представлено поверхностно: в структуре учебного процесса лексике не уделяется достаточно внимания, обучение лексике является лишь субкомпонентом тем устной речи, отсутствует эффективная система работы с лексическим компонентом иноязычной речи [11].

Обычно в учебных пособиях уже даются задания, направленные на формирование hard skills, т.е. первые три блока из таксономии Блума присутствуют в виде изданного материала.

Разберем задания и формулировку инструкций, направленных на развитие лексического навыка у учащихся в соответствии с таксономией Б. Блума на примере темы “Gadgets”, которая в настоящее время присутствует в большинстве учебных пособий и вызывает особый интерес у учащихся в силу их повседневной вовлеченности в нее.

На уровне «Знания» (Knowledge) могут быть использованы такие задания, как Name the gadgets, Write 2–3 actions you can do with these gadgets.

Обычно материал, с которым учащимся будет необходимо работать, полностью визуализируется. Предыдущий опыт учащихся служит подспорьем в работе преподавателя, ранее полученные знания являются опорой введения в тему, повторения пройденного материала, а также для введения новой лексики.

На уровне «Понимание» (Comprehension) используются задания, направленные на актуализацию лексики: Check the meaning of the word; Classify gadgets from the list into categories:

− gadgets that used by teenagers only;

− gadgets used to create art;

− gadgets you could easily live without;

− gadgets you would like to get as birthday present….

На данном уровне учащиеся выполняют задания, способствующие запоминанию значения лексики: происходит закрепление звуко-произносительных навыков, также актуализируется значение лексического материала.

На уровне «Использование» (Application): Read the sentences below, which gadget each person is talking about? Choose three professionals and describe what gadgets are necessary for these people. For each action write 2–3 actions a person will need them for.

Задания построены таким образом, чтобы учащиеся начали использовать новый лексический материал в разных типах речи (диалогической и монологической).

На вышеуказанных трех этапах происходит формирование hard skills. Учащиеся механически запоминают лексику, классифицируют ее, и наконец происходит закрепление лексического материала. Учащиеся на этом этапе обычно выполняют условно-речевые и речевые упражнения, также появляются навыки спонтанной речи. Однако данная речь ограничена тематикой занятия, основанного на учебном пособии. Очевидно, этого недостаточно, для формирования устойчивого лексического навыка, а следовательно, мы не можем говорить о сформированности лексической компетенции учащихся.

Для закрепления лексики в дальнейшем требуются более сложныe инструкции (задания), которые, в свою очередь, направлены на формирование soft skills.

Использование таксономии Блума будет способствовать более свободному владению лексикой в других языковых обстоятельствах, а следовательно, формированию soft skills.

Из проанализированных нами пятнадцати учебных пособий, среди которых большая часть являлась аутентичными и два учебных пособия были узкой языковой направленности, нами были обнаружены только семь заданий, направленных на развитие вышеуказанных навыков. Данные задания дают возможность использования лексики в других речевых ситуациях, смежных с изучаемым материалом и направлены на творчество и раскрытие различных личностных характеристик учащихся.

Также необходимо отметить, что чем ниже уровень изучения языка, тем больше встречается упражнений на формирование hard skills. Очевидно, это связано с тем, что на начальных этапах происходит накопление лексического материала, задания носят условно-речевой характер, а на более высоких этапах существует тенденция направленности на формирование soft skills. Например: discuss the topic, discuss with the group, find information on the Internet and retell in class, predict the Future of… и др.

Данные инструкции (задания) развивают навыки дискуссии, взаимодействия с другими участниками группы, способствуют развитию коммуникативных умений, внимательности к окружающим. Все вышеуказанные навыки закреплены в описании soft skills.

В соответствии с таксономией образовательных целей Б. Блума на уровнях анализ (analysis), синтез (synthesis), оценка (evaluation) необходимо дополнять работу над лексическим материалом комплексом заданий. При этом дополнение этими заданиями на меньших уровнях способствует развитию творческого потенциала учащихся, а следовательно, будет способствовать развитию soft skills в дальнейшем.

Приведем примеры подобных заданий по теме «Gadgets»:

На уровне «Анализа» (Analysis) могут быть использованы следующие инструкции: Choose four gadgets and write why people invented them.

Follow the plan:

− what people did when they had no things like that;

− what were the earliest equivalents of these gadgets;

− why people weren’t happy with these equivalents and invented these gadgets.

На уровне «Синтез» (Synthesis) возможно дать следующую инструкцию: Design a gadget comprising as many gadgets as you know (or use)» и др.

На уровне «Оценка» (Evaluation):

Brainstorm pros and cons of every gadget;

Chose gadget you would ban and reason it.

Задания этих уровней направлены на развитие творческого потенциала учащихся, на умение работать в команде, умение договариваться с другими членами команды, умение планировать действия, также формирование лидерских качеств, способности представлять и отстаивать свои идеи, что отражено в требованиях ФГОС и перечне навыков soft skills.

Каждое из заданий последних трех уровней требует от учащихся умения решать комплексные задачи, развития критического и творческого мышления, умения работать в команде, способности распознавать свои и чужие эмоции, переключаться с одной задачи на другую и т.д. Все вышеуказанные инструкции (задания) направлены на развитие личностного потенциала учащихся и соответствуют тем требованиям, которые считаются основополагающими при развитии soft skills.

Заключение

Проведенный анализ инструкций к заданиям для формирования лексического навыка с опорой на таксономию Блума дает полноценное представление о процессе формирования hard skills и soft skills, не противоречит требованиям ФГОС, а также коммуникативной направленности занятий по английскому языку. В большинстве своем учебные пособия не содержат в себе задания, направленные на развитие вышеуказанных навыков, поэтому работу следует дополнять включениями инструкций, способствующих гармоничному внедрению работы над развитием hard skills и soft skills. Работа над лексикой с использованием представленных инструкций способствует более широкому диапазону ее понимания и использования уже в рамках занятий по английскому языку, а также гармоничному развитию личности учащихся.


Библиографическая ссылка

Алехина Н.В., Матушак А.Ф., Павлова О.Ю., Тухватуллина С.Ю. РАЗВИТИЕ HARD SKILLS И SOFT SKILLS ПРИ РАБОТЕ С ЛЕКСИКОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 12-1. – С. 94-98;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39443 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674