Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СПОСОБЫ ЧТЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Начарова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
В статье рассматривается понятие «навык чтения», оценка его компонентов, традиционные и нетрадиционные способы чтения и показатели их оценивания в современной начальной школе. Актуальность исследования вызвана тем, что материал по проблеме чтения требует обобщения и дальнейшего развития. Чтение как школьный предмет является одним из основных в системе начального образования, так как является фундаментом для дальнейшего образования. Развитие навыка чтения младших школьников является одной из важнейших задач современной школы, где он формируется. Однако навык чтения может развиваться по-разному. Если сознание учащихся не будет обращено на понимание, как необходимо действовать и в каких случаях использовать тот или иной способ чтения и для чего, то это не принесет желаемого результата. Поэтому учитель должен стремиться формировать сознательное усвоение всех способов чтения с осознанием основной цели – понимания прочитанного; все это является залогом успеха в развитии навыка чтения. От понимания педагогами понятия «способ чтения», его компонентов, принципов усвоения способов чтения, показателей его оценки зависит становление и развитие полноценного навыка чтения в начальной школе. На современном этапе развития наук к традиционным способам чтения добавились новые понятия «синтагматический способ чтения», «изучающее чтение», «ознакомительное чтение», «просмотровое чтение», «выборочное чтение», которые требуют их осмысления в связи с требованиями ФГОС НОО и внесенными в 2021 г. дополнениями. Этот анализ также значим для выполнения Российской национальной программы чтения. Предложены понятия «навык чтения» с точки зрения овладения, «способ чтения», описаны способы чтения и представлены показатели их оценки. В работе также выделены основные принципы усвоения способов чтения, способствующие сознательному формированию усвоения всех способов чтения.
чтение
навык чтения
формирование и развитие навыка чтения
компоненты навыка чтения
этапы становления навыка чтения
способы чтения
динамическое чтение
синтагматический способ чтения
изучающее чтение
ознакомительное чтение
просмотровое чтение
выборочное чтение
оценивание способа чтения
показатели оценки способа чтения
принципы усвоения способов чтения
последовательность работы над чтением
1. Начарова Л.А., Микерова Г.Ж. К вопросу о сущности понятия «навык чтения» в историческом аспекте, его компоненты и параметры оценки // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 16. DOI: 10.17513/spno.31871.
2. Плотникова С.В., Краева А.А. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства. Екатеринбург: УрГПУ, 2017.
3. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Изд-во Московского психосоциального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2005. 360 c.
4. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АНН РСФСР. 1955. Вып. 70: Учебно-воспитательная работа в первом классе школы и развитие детей. С. 104–148.
5. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия / Под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. ПИ РАО. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. 432 с.
6. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2017. 461 с.
7. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983. 136 с.
8. Новикова Ю.В. Психологические основы процесса чтения у обучающегося. М.: МГПИ, 1973. 59 с.
9. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа. 2001. № 8. С. 48–58.
10. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы). Серия «Новые образовательные стандарты». 4-е изд. 2016. 176 с.
11. Евросинина Л.А. Литературное чтение: Оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: 1–4 классы: в 2 ч. Ч. 1. 2-е изд., перераб. М.: Вента-Граф, 2014. 152 с.
12. Корнев А.Н. Поэтапное формирование оперативных единиц письма и чтения как базовый алгоритм усвоения этих навыков // Нарушения письма и чтения у детей. Изучение и коррекция. М.: ЛОГОМАТ, 2018. С. 6–23.
13. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / авт.-сост. М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2012. Ч. 1. 216 с.
14. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. 5-е изд., перераб. / Руководители проекта: А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. М.: Просвещение, 2011. Ч. 1. 400 с.
15. Примерная рабочая программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического образования по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
16. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400907193/ (дата обращения: 08.10.2022).

Чтение – это вид речевой деятельности, направленный на восприятие и расшифровку графических эквивалентов фонемы и понимание письменных высказываний [1]. Целью чтения является получение информации из текста для переработки и дальнейшего использования. Таким образом, чтение – это способ получения новой информации для дальнейшего использования в различных учебных ситуациях и жизненных условиях [1]. От понимания педагогами понятия «способ чтения», его компонентов, принципов усвоения способов чтения, показателей его оценки (т.е. оценки способов чтения) зависит становление и развитие полноценного навыка чтения в начальной школе.

Цель исследования – выявить и описать традиционные и нетрадиционные способы чтения в начальной школе, показатели их оценивания, основные принципы усвоения способов чтения для оценки педагогами навыка чтения младших школьников в современной школе.

Методы исследования – анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнительный анализ; эмпирическое обобщение.

При чтении текста происходит восприятие сообщения, содержащегося в тексте, зафиксированного с помощью графических знаков, поэтому для того, чтобы читать, необходимо изначально освоить систему этих графических знаков и научиться воссоздавать по ним звучание букв, слогов, слов, предложений [2].

Нейропсихологические исследования [3] свидетельствуют, что чтение является сложным многокомпонентным навыком и состоит из зрительного восприятия (перцепции) письменных знаков, их расшифровки, озвучивания (слов, словосочетаний и предложений) и понимания (рис. 1). В процессе чтения задействованы зрительный, речедвигательный, речеслуховой механизмы взаимодействия анализаторов [4].

В процессе развития навыка чтения печатное или написанное слово уходит от звуковой структуры на основе узнавания всего слова и начинает связываться с его значением [5]. Понимание ранее прочитанного играет большую роль в узнавании читаемого слова, так как задействовано зрительное восприятие письменных знаков на основе понимания и осмысления ранее прочитанного. Отсюда следует, что все компоненты чтения связаны между собой.

Овладение навыком чтения является процессом формирования сложных навыков, требует длительного времени для формирования и состоит из трех этапов: аналитического, синтетического и этапа автоматизации [5–9], каждый из которых имеет свои особенности, задачи и приемы овладения (рис. 2).

Особенностью аналитического этапа является «разрыв» компонентов процесса чтения: восприятие слов, понимание содержания, оценка прочитанного. На данном этапе от начинающего чтеца требуются определенные усилия – побуквенный анализ и синтез слов, чтение происходит по слогам, и необходимо овладеть частями целого и объединить их (слоги в слова, слова в предложение, предложение связать с ранее прочитанными предложениями). Целое, как пишет Егоров, зарождается в результате сознательного объединения всех частей целого. На данном этапе необходимо использовать метод «возвратное чтение» для понимания прочитанного слова и установления лучших связей. В противном случае теряется понимание смыслового значения текста. На этой ступени механизмы развития навыка чтения находятся на первоначальном этапе образования.

missing image file

Рис. 1. Компоненты навыка чтения

missing image file

Рис. 2. Этапы становления навыка чтения (по Т.Г. Егорову)

На следующем этапе (синтетическом) выступают уже образовавшиеся связи, благодаря которым возможен синтез всех трех компонентов (одновременное восприятие, произнесение и осмысление читаемого). Таким образом, все компоненты чтения синтезируются, и обучаемый начинает уже читать целыми словами, опираясь на накопленные умения, полученные на аналитическом этапе.

На этапе автоматизации закрепляются связи, которые сформировались у чтеца на первых двух этапах. На последнем этапе навык чтения полностью сформирован, так как техника автоматизирована. Однако, как подчеркивает Егоров, это не означает, что этап автоматизации достигается дрессурой и творческие способности не участвуют, напротив, интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания, читаемого с положенным интонированием, эмоциональной реакцией на прочитанное и отношение к читаемому. Все три этапа тесно связаны между собой (с предыдущим и последующим), обеспечивая качественное формирование навыка чтения [6].

Итак, с точки зрения овладения им навык чтения – это сложный многокомпонентный навык высокого уровня на базе сформированности и автоматизации субнавыков, усвоение которого можно представить как поэтапное и параллельное формирование.

Т.Г. Егоров [5, 6], изучая детское чтение, выделяет четыре ступени формирования навыка чтения:

– овладение звуко-буквенными обозначениями (воссоздание звуков по их графическим обозначениям);

– послоговое чтение (свободное чтение по слогам);

– становление синтетических приемов (чтение по слогам, целыми словами);

– синтетическое чтение (автоматизация чтения).

Все описанные Т.Г. Егоровым ступени формирования навыка чтения в современном понятии представляют способ чтения, который необходимо оценивать и своевременно корректировать при необходимости.

В.Г. Горецкий разделяет способы чтения на продуктивные (побуквенное, отрывистое слоговое чтение) и непродуктивные (плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами) [9].

В современной методике выделяют 3 способа чтения:

– 1-й способ – определение структуры слова на основе его буквенной записи, т.е. побуквенное чтение (буква + буква = слово/слог). Этот способ чтения представляет собой побуквенную реконструкцию фонологического слова, т.е. преобразование ряда букв в ряд фонем, которым пользуются либо начинающие чтецы, либо опытные при чтении малознакомых слов;

– 2-й способ – отрывистое послоговое воспроизведение звуковой структуры слова –отрывистое чтение по слогам (слог + слог = слово). По мере узнавания букв чтение переходит от побуквенного преобразования графем (букв) в фонемы (звуки), к слоговому рекодированию;

– 3-й способ – плавное послоговое чтение, переходящее в чтение целыми словами (слово) [10, 11] (слог + слог/слово). Владение этим способом предполагает хорошо ранее освоенную систему графических знаков, для воссоздания по ним звучания слогов, слов.

В букварный период доминируют побуквенный и слоговый методы чтения. С развитием навыка чтения ученики опознают большее число слов, так как в процессе чтения в оперативной памяти хранятся единицы, которые опознаются одномоментно, и чем совершеннее навык чтения, тем крупнее оперативные единицы чтения [12].

Л.В. Щерба в 1928 г. выделил синтагматический способ чтения. Синтагма – это единица речи, выражающая единое смысловое целое в процессе речи, которое состоит из слова, словосочетания, группы словосочетаний [10].

Вслед за Е.И. Матвеевой и И.Е. Патрикеевой, которые ссылаются на труды Л.В. Щербы, выделяется 4-й синтагматический способ чтения, который не рекомендуется применять на художественных текстах, чтобы не разрушить культуру чтения художественной литературы (эмоциональное возбуждение, «пережитие» читаемых станиц, восприятие и представление образов, рисуемых автором, и т.д.). Данный способ чтения тренирует технику чтения на обучающих текстах: членение текста на синтагмы, нахождение ключевых слов для выделения голосом (тактовое интонирование), тренировка беглого и осознанного чтения.

– 4-й способ – восприятие слова, словосочетания, группы словосочетаний как части целого, т.е. синтагмы (слово + слово = словосочетание / группа словосочетаний, законченная фраза, предложение).

В настоящее время выделяют и другие способы чтения, которые широко используются в нетрадиционной методике – скорочтение (динамическое чтение). Эти способы основываются на уже устойчивом базовом навыке чтения, и многие из них осваиваются на высоких скоростях, что затруднительно для понимания учащимися в начальной школе. Мы разделяем опасения М.Р. Львова, В.Г. Горецкого и О.В. Сосновской о том, что введение в начальную школу скорочтения может привести к деформациям полноценного базового навыка чтения и восприятия текста [6], поэтому на начальных этапах становления навыка чтения не рекомендовано внедрять методику скорочтения. Однако согласно ФГОС НОО читательская грамотность предполагает овладение разными способами чтения и по окончанию начальной школы у учеников должны быть сформированы следующие умения: выбирать вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное); овладевать алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации текста; осуществлять поиск необходимой информации в текстах (художественных, научно-популярных, учебных) [13, 14]. В 2021 г. в ФГОС НОО внесены дополнения, которые включают следующие умения, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы: использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находить информацию, которая задана в тексте в явном виде; анализировать содержание и структуру текста [15, 16]. Согласно диктуемым современным требованиям считаем необходимостью вводить и оценивать уже и в начальной школе некоторые способы динамического чтения после формирования устойчивого базового навыка чтения.

– 5-й способ – изучающее чтение. Это первичное чтение, которое применяется на ранее непрочитанном тексте, новой теме для глубокого и подробного усвоения содержания учащимися. Такой способ чтения представляет собой внимательное чтение с начала и до конца с целью полного понимания и запоминания содержащейся информации, которое обращено на детали, выяснение «непонятных мест» в тексте, их толкование для лучшего усвоения извлекаемой информации и ее дальнейшего практического использования. Значимая информация перечитывается с целью лучшего понимания и запоминания. При изучающем чтении все внимание должно быть направлено на основную идею сообщаемой информации, приводимые автором аргументы и доказательства, а также выводы. Результатом изучающего чтения является переработка, осмысление, усвоение и сохранение информации для расширения собственных сведений и последовательного изложения содержания прочитанного;

– 6-й способ – ознакомительное чтение. Этот способ чтения необходим для «поверхностного ознакомления» с новой литературой и общего представления о затрагиваемых в тексте вопросах. Целью такого способа является общее представление о содержании текста: данные выхода текста, факты, содержащиеся в тексте, ключевые слова, фамилии авторов и т.д. Детали при ознакомительном чтении опускаются, так как нет этой установки у чтеца. При таком чтении формируется воссоздающее воображение, которое частично восполняет содержание текста и его общий смысл.

– 7-й способ – просмотровое чтение. Осуществляется по незнакомой литературе с целью предварительного ознакомления и получения общего представления о содержащейся информации в ней. При таком чтении достаточно прочитать предисловие книги, оглавление, заключение, чтобы понять в общих чертах содержание книги и принять решение, читать более подробно, используя изучающее чтение, или нет.

– 8-й способ – выборочное чтение (поисковое, сканированное чтение). Данный способ чтения необходимо вводить уже в начальной школе, так как в средней школе учащиеся «резко и неожиданно» сталкиваются с очень большим объемом информации, которую стоит не только переработать, но и извлечь необходимое. Поэтому ФГОС НОО и обозначает этот способ чтения как основной. Выборочное чтение – это избирательное чтение, которое проводится по уже ранее прочитанному тексту вслух и молча с целью нахождения необходимой информации: фамилий, дат событий, известных фактов или новизны приводимых сведений, описание интересующего события, ключевых слов, статистических данных, т.е. того, что необходимо найти в тексте с целью углубленного чтения предложения, абзаца, страницы. Этот метод чтения основан на развитии зрительного аппарата, чтобы при взгляде на страницу «увидеть» то, что необходимо. Поэтому уже в начальной школе согласно ФГОС ООН встает скрытый вопрос об уходе от традиционных способов чтения, где учат видеть лишь только слог, в лучшем случае слово, и увеличивать оперативное поле зрения (панорамное чтение). Учащийся, владеющий этим способом чтения, затрачивает наименьшее количество времени (читает в 2–3 раза быстрее), чем при повторном чтении традиционным способом. В методике скорочтения данный способ назван чтением по диагонали и вертикали, где зрение работает избирательно с установкой нахождения интересующей информации.

Способы чтения в начальной школе и показатели их оценки

Способ чтения

Форма чтения

Показатели оценки

Побуквенное чтение

вслух

– опознание буквы и соотнесение ее с фонемой;

– звуковой анализ и синтез (выделение звука в начале, середине, конце слова);

– зрительное запоминание читаемого слова (на фоне буквы);

– слияние нескольких букв в слог;

– соотнесение с лексическим значением прочитанного слова

Чтение по слогам

вслух

– опознание и соотнесение графического слога с фонетическим слогом;

– слоговый анализ и синтез (обратный слог, прямой слог, односложное слово, двусложное слово);

– слияние нескольких слогов в слово;

– зрительное запоминание читаемого слова (на фоне слога);

– понимание смысла слов;

– связь слов в словосочетании, предложении;

– понимание прочитанного

Чтение целыми словами

вслух / молча

– опознание целого слова (включая догадку при чтении);

– понимание смысла слов;

– соблюдение ударения при чтении;

– связь слов в предложении;

– связь предложений в тексте;

– понимание прочитанного

Синтагматическое чтение

вслух (на начальном этапе) / молча (совершенное владение синтагматическим чтением)

– слияние нескольких прочитанных слов в словосочетание;

– овладение моделями синтаксических конструкций (группа словосочетаний, предложение, законченная фраза);

– связь словосочетаний в предложении;

– связь предложений в тексте;

– соблюдение ударения при чтении;

– деление текста на синтагмы;

– синтагматическое (тактовое) ударение;

– понимание прочитанного

Изучающее чтение

вслух / молча

– восприятие текста;

– запоминание содержащейся информации;

– обращение на значимые детали в тексте;

– выяснение «непонятных мест» в тексте, перечитывание, соотнесение с лексическим значением;

– выявление основной идеи сообщаемой информации;

– нахождение аргументов, доказательства, выводов предоставляемой информации;

– переработка, осмысление, усвоение и сохранение информации;

– последовательное изложение содержания прочитанного

Ознакомительное чтение

молча

– быстрый и осознанный просмотр текста;

– общее представление о содержании текста;

– последовательность осуществляемых операций (просматривание данных выхода текста, основных фактов, ключевых слов, фамилий авторов для общего представления о тексте).

Просмотровое чтение

молча

– быстрый и осознанный просмотр текста;

– понимание общего смысла текста;

– последовательность осуществляемых операций (беглое чтение предисловия книги, оглавления, заключения для составления представления о содержании книги).

Выборочное чтение

молча

– быстрое нахождение необходимой информации при повторном чтении (слова, даты, абзаца и т.д.);

– владение поисковыми методами (чтение по диагонали / вертикали, сканирующее чтение);

– последовательность осуществляемых операций (повторное чтение, поиск заданной информации, нахождение, внимательное чтение фрагмента, содержащего искомую информацию);

– детальное подтверждение информации (вслух, письменно);

– полноценное восприятие текста

Современные учебники начальной школы в настоящее время включают задания, где необходимо вернуться к ранее прочитанному тексту для детального (иногда и дословного) подтверждения информации в рабочих тетрадях к учебнику; задания, в которых необходимо вставить фамилию, дату, событие в деформированный текст; задания, в которых необходимо сопоставить последовательность событий, что расширяет поле зрения и тренирует избирательное внимание. Это говорит о необходимости вводить и оценивать данный вид чтения в современных условиях, который как бы фиксирует (останавливает) взгляд на том, что необходимо повторно изучить при повторном чтении и запомнить для выполнения определенной учебной задачи.

Обобщая вышесказанное, представим показатели оценки способов чтения в таблице.

Опытный читатель способен гибко использовать разные способы чтения, может свободно переходить от одного способа чтения к другому для оптимального достижения цели чтения.

Однако овладение способами чтения может развиваться по-разному. Если сознание учеников не будет обращено на понимание того, как необходимо действовать и в каких случаях использовать тот или иной способ чтения и для чего, то это не принесет желаемого результата. Поэтому учитель должен стремиться формировать сознательное усвоение всех способов чтения с осознанием основной цели – понимания прочитанного; все это является залогом успеха в развитии навыка чтения. Выделим основные принципы усвоения способов чтения.

Принципами усвоения способов чтения являются:

– осознание цели чтения: понимание необходимости в чтении (узнавание нового, обогащение собственных взглядов, интерес к новым фактам, событиям, личностям, поиск ответа на поставленный вопрос), выбор способа чтения в зависимости от необходимости чтения;

– осознание задачи чтения: поверхностное чтение, вдумчивое, обнаружить новое, найти определенную информацию, запомнить, выявить, как правильно пишется фамилия, и т.д.

– осознание действия: организация способов деятельности в зависимости от выбранного способа чтения (знание последовательности осуществляемых операций: чтение заголовка, нахождение дат, чтение по диагонали и т.д.);

– осознание результата выбранного и примененного способа чтения: сопоставление запланированного результата с результатом чтения, при необходимости с дальнейшей корректировкой выбранного способа и перечитыванием.

Эти инновации, несомненно, требуют переосмысления понятия «способ чтения», его компонентов, показателей оценки, связанных с единой системой мониторинга эффективности деятельности в начальной школе. Ориентация и нахождение необходимой информации в тексте связана с общими умениями работы с текстом, которая предполагает бегло просмотреть весь текст, найти в нем необходимую информацию и ее извлечь.

В этом случае понятие «способ чтения» может рассматриваться как стратегия, используемая в зависимости от осознания цели чтения, задач, результата и выбираемого действия. Его компонентами являются: побуквенное чтение, чтение по слогам, чтение целыми словами, чтение словосочетаний или групп словосочетаний (синтагматическое чтение), изучающее чтение, ознакомительное чтение, просмотровое чтение, выборочное чтение. Овладение навыком чтения и его способами происходит поэтапно и состоит в постепенной автоматизации всех процессов восприятия текста.


Библиографическая ссылка

Начарова Л.А. СПОСОБЫ ЧТЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – С. 187-192;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39419 (дата обращения: 21.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674