Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА С КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ

Ильмушкин Г.М. 1 Пархаева О.В. 2
1 Поволжский казачий институт управления и пищевых технологий (ПКИУПТ) – филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского» (Первый казачий университет.)
2 Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
В современных сложившихся социально-экономических условиях в стране вузовское образование, прежде всего, ориентировано на подготовку конкурентоспособных специалистов на рынке труда, способных к профессионально-личностному развитию, готовых адаптироваться к изменениям социально-экономических и производственных условий. Однако реальная действительность такова, что эффективность профессиональной деятельности обеспечивается только наличием крепкого здоровья, поддержанием его в течение всей активной трудовой деятельности и соблюдением здорового образа жизни. В то же время наблюдается низкая физическая активность и отсутствие интереса к физической нагрузке у студенческой молодежи. Вследствие этого происходит рост числа студентов, отстающих в своём физическом развитии и страдающих различными заболеваниями, не характерными для студенческого возраста. В сложившихся условиях становится актуальной проблема выявления и раскрытия особенностей физической подготовки и укрепления здоровья студенческой молодежи в условиях образовательного пространства вуза с казачьим компонентом, обладающего потенциальными ресурсами для этого. Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические подходы, на основе которых обеспечить выявление особенностей и обоснование их содержания процесса физической подготовки студентов в данном инновационном образовательном пространстве. В исследовании реализованы системный, междисциплинарный и деятельностный подходы, на основе которых выявлены и обоснованы особенности физической подготовки и укрепления здоровья в рассматриваемом образовательном пространстве. Экспериментально доказана эффективность реализации образовательного пространства с казачьим компонентом.
профессиональная подготовка
казачий компонент
физическая подготовка
образовательное пространство
особенности
образовательный кластер
1. Иванов А.А. Технология самооздоровления студента-спортсмена в связи с состоянием предболезни: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2012. 40 с.
2. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 240 с.
3. Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 320 с.
4. Давиденко Д.Н., Шкляренко А.П. Здоровье и образ жизни студентов: учебное пособие / Под. общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2006. 132 с.
5. Пархаева О.В. Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов атомной отрасли: дис. ... канд. пед. наук. Димитровград, 2019. 268 с.
6. Ильмушкин Г.М., Пархаева О.В. Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов атомной отрасли // Теория и практика физической культуры и спорта. 2018. № 963 (9). С. 29.
7. Романов В.А., Митрохина С.В. Актуализация личностно ориентированного подхода к воспитанию здорового образа жизни студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 2018. № 2. С. 46.
8. Миншин М.М., Ильмушкин Г.М. Сущностная характеристика содержания патриотического воспитания в образовательном пространстве колледжа с казачьим компонентом // Образование. Бизнес. Наука. Культура: V Межд. науч.-прак. конф. (г. Димитровград, 15.02. 2022 г.). МГУТУ. Димитровград: Парадигма, 2022. № 2–2. С. 7-11.
9. Соколова Е.И. Термин «образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики // Непрерывное образование: XXI век. 2014. Вып. 2 (6). С. 153-160.
10. Растворцева С.Н., Череповская Н.А. Идентификация и оценка региональных кластеров // Экономика региона. 2013. № 4. С. 123-133.

Социально-экономическая стратегия в Российской Федерации такова, что она ориентирована на инновационное развитие, в котором ключевая роль отводится высшему образованию, реализующему социальный заказ общества на подготовку специалистов различных уровней, конкурентоспособных на современном рынке труда, способных к профессионально-личностному развитию, готовых адаптироваться к изменениям социально-экономических и производственных условий. Для обеспечения лидерства страны в мировой экономике первостепенное значение имеет способность специалиста генерировать и быстро осваивать прорывные наукоемкие технологии. Практика инженерной подготовки показывает, что процесс профессионально-личностного становления студентов вуза происходит успешнее, если система их профессиональной подготовки создает необходимые условия и возможности для укрепления здоровья, соблюдения здорового образа жизни, занятий различными видами физической культуры и спорта. Объём физической нагрузки студентов в вузах не соответствует биологическим нормативным требованиям, что приводит к значительному снижению стрессоустойчивости, физической и умственной активности. Выявляется также тренд снижения мотивационно-ценностного интереса студенческой молодежи к физическим нагрузкам. Основные параметры состояния здоровья, такие как стрессоустойчивость, выносливость к различным физическим и умственным перегрузкам, формируются путем систематических спортивно-тренировочных занятий, являющихся важнейшей частью в их профессионально-личностном развитии. Студенческая молодежь является основным интеллектуальным и научным потенциалом социума, тем самым от состояния её здоровья в значительной мере зависит эффективность социально-экономического развития государства, а в конечном итоге и его национальная безопасность.

Нами изучаются особенности физической подготовки студентов вуза в специфическом образовательном пространстве, в котором по своей сущности имеются потенциальные ресурсы для оздоровительной деятельности.

В связи с вышеизложенным актуализируется проблема выявления и обоснования особенностей физической подготовки и укрепления здоровья студентов в рассматриваемом образовательном пространстве вуза.

Цель исследования: определить теоретико-методологические подходы, на основе которых обеспечиваются выявление особенностей и обоснование их содержания процесса физической подготовки студентов в исследуемом инновационном образовательном пространстве вуза.

Предметом исследования выступает процесс выявления особенностей физической подготовки студентов.

Материал и методы исследования

По наблюдениям исследователя А.А. Иванова [1], порядка 95% обучающихся болеют различного рода болезнями. На медицинском учете находятся около 50%, и каждый из них включен в подготовительные или специальные медицинские группы, что настораживает. Ученые Я.С. Вайнбаун, В.И. Коваль, Т.А. Родионова [2; 3] выявили, что большинство юношей имеют морфофункциональные недостатки. Это связано с недостаточной физической активностью. Д.Н. Давиденко [4] c особой тревогой отмечает низкий уровень физической активности современной молодежи РФ. Это приводит к значительному снижению физической и умственной деятельности. Проблема состояния здоровья особенно касается будущих специалистов, связанных с наукоемкой технологией.

Как отмечается в работе [5], в данной ситуации следует использовать эффективные средства педагогической коммуникации, направленные на улучшение общего состояния здоровья в процессе профессионально-личностного развития студентов. Более того, дополнительное негативное воздействие в этом отношении оказывают достаточно сложный изучаемый программный учебный материал, требующий для понимания изучения высокой умственной организованности, проявления мотивационно-познавательной деятельности, умения анализировать и синтезировать изучаемые факты и явления с точки зрения системного анализа. Отсюда напряженность в учебе, стрессовое состояние всего организма. Это, безусловно, проявляется в снижении интереса к познавательной деятельности, что свидетельствует о необходимости выявления, раскрытия и обоснования содержания особенностей физической подготовки студентов в рассматриваемом образовательном пространстве.

В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные теоретические положения физической культуры и спорта, а также системный, деятельностный, междисциплинарный подходы, на которые опирались в своих трудах Г.М. Ильмушкин [6], О.В. Пархаева [5], В.А. Романов [7], Н.Ф. Талызина и др.

Системный подход позволил обеспечить выявление особенностей и обоснование их содержания процесса физической подготовки студентов, так как выявленные особенности представляют систему со всеми её характеристиками. Тем самым позволяет изучить, как взаимосвязаны, взаимообусловлены составляющие системы. То есть системный подход нацеливает исследователя на раскрытие особенностей взаимосвязей между элементами системы.

Междисциплинарный подход к изучению особенностей физической подготовки студентов вуза означает использование различных знаний из других смежных областей научных знаний. Используемый подход в научных исследованиях позволяет с иных позиций подходить к изучению педагогических фактов и явлений, поскольку процесс познавательной деятельности обогащается и наполняется новым смыслом и приводит к глубинному и многоплановому изучению объекта, в данном случае выявлению и раскрытию содержания особенностей физической подготовки студентов в условиях специфического образовательного пространства.

Деятельностный подход позволяет изучить особенности физической подготовки студентов с точки зрения функциональных связей и взаимоотношений, раскрывая новые сущностные характеристики исследуемых особенностей. При этом открываются возможности для решения насущных оздоровительных проблем, а также выявляются средства педагогической коммуникации, обеспечивающие успешность физической подготовки в процессе профессионального становления будущих специалистов.

Авторами использовались также материалы нормативной документации по физической культуре, анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Опираясь на системный, деятельностный, междисциплинарный подходы, мы выявили следующие особенности физической подготовки.

1. Реализация содержания образования посредством широкого внедрения казачьего компонента в образовательный процесс.

Содержание образования по физической подготовке студентов определяется государственными образовательными стандартами, где охарактеризованы основные требования к их физической подготовке. Уделяется существенное внимание региональному компоненту и дисциплинам по выбору в реализации содержания образования по физической культуре, поскольку учитываются региональные интересы и потребности в специалистах разного уровня. Особенность организации и проведения образовательного процесса в данных условиях заключается в том, что содержание образования обогащается и наполняется за счет внедрения казачьего компонента в программу дополнительного образования. Такой подход, в свою очередь, требует определенной оптимизации и коррекции содержания профессиональной подготовки в соответствии с образовательными стандартами, поэтому данная особенность становится определяющей и исполняет в то же время роль системообразующего фактора.

2. Планирование и организация всего комплекса физкультурно-оздоровительных и других мероприятий с учетом казачьего компонента в образовании.

Выявленная предыдущая особенность отражается на организации и проведении всего комплекса физкультурно-оздоровительных, спортивно-тренировочных и других мероприятий, поскольку в определенной степени они реализуются с учетом содержания образования.

3. Комплектование педагогического коллектива с учетом активной реализации казачьего компонента в учебно-воспитательном процессе.

Обозначенная особенность обусловлена тем, что для эффективного обеспечения образовательного процесса необходим специфический коллектив педагогических кадров, способный реализовать в образовательном процессе многоплановое содержание образования. Тем самым требуются как военные специалисты, так и гражданские преподаватели, способные успешно проводить преподавательскую деятельность в условиях реализации казачьей составляющей в образовании. Следует особо отметить необходимость приглашения к преподавательской работе военных специалистов-офицеров в организации физической и специальной военной подготовки. Происходит активное формирование ими у студентов таких личностных качеств: смелость, настойчивость, находчивость, ответственность, чувство коллективизма, готовность к службе в армии и т.д.

4. Обязательное ношение специальной формы одежды в соответствии с казачьим компонентом. Данная особенность обусловлена спецификой казачьей составляющей и предусматривает ношение специальной кадетской формы одежды и соблюдение уставных норм, что служит гарантией прилежного отношения к внешнему виду, уважительному отношению к военной форме. В то же время ношение такой формы их дисциплинирует и придает им яркий внешний вид перед сверстниками.

5. Активное внедрение специальных учебно-тренировочных занятий военно-прикладного значения в процесс физической подготовки обучающихся, направленных на обеспечение их готовности к службе в рядах Вооруженных сил РФ.

Данная особенность характеризуется тем, что в рассматриваемом образовательном пространстве, помимо физической подготовки обучающихся, в ходе учебно-тренировочных занятий офицерами проводятся специальные военно-прикладные тренировочные упражнения, при этом пристальное внимание обращается на развитие выносливости, стрессоустойчивости, преодоление психоэмоциональной перегрузки, физической усталости и т.д.

6. Участие казачьего общества в организации и проведении различных физкультурно-оздоровительных и других социально значимых мероприятий.

Данная особенность связана с привлечением казачьих обществ и их членов, прежде всего ветеранов казачества, для организации и проведения со студентами различных оздоровительных, спортивных, общественных, торжественных и других мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащейся молодежи.

7. Широкая доступность для студентов необходимых материально-технических и других ресурсов для эффективной организации и проведения всего комплекса учебных, спортивно-тренировочных, военно-прикладных занятий и других форм социально значимых мероприятий.

Образовательное пространство с казачьим компонентом обладает той особенностью, что в нем заложены все необходимые ресурсы для успешной физической подготовки и укрепления здоровья учащейся молодежи.

8. Организация и проведение в условиях непрерывного казачьего образовательного кластера с единых позиций учебно-воспитательных, физкультурно-оздоровительных и других мероприятий.

Феноменальное развитие получил Димитровградский технический колледж с казачьим компонентом, в котором функционирует Губернаторский казачий кадетский корпус. Результаты работы коллежа впечатляющие. Данный кадетский корпус является флагманом кадетского движения в Российской Федерации, в нем обучается значительный контингент учащейся молодежи, он является гордостью Ульяновской области и Поволжского региона. Учащиеся занимаются специальной военной подготовкой. Тем самым они становятся готовыми к воинской службе, о выпускниках данного колледжа с чувством высокой благодарности отзываются воинские части. Представленный кадетский корпус является победителем Всероссийского конкурса на звание «Лучшая казачья образовательная организация, реализующая программы среднего профессионального образования» (1917 год). Не раз учащиеся-кадеты покоряли зрителей своими талантами, выступая на сценах г. Димитровграда, Ульяновской области, России и зарубежья, завоёвывая заслуженное признание и уважение зрителей. В 2010 году состоялась передача эстафеты Знамени Президента Российской Федерации данному образовательному учреждению с казачьим компонентом. Команда данного кадетского корпуса ежегодно занимает призовые места в финале Всероссийской военно-спортивной игры «Победа» среди кадетских корпусов и военно-спортивных клубов, проводимой в г. Москве, защищая честь Ульяновской области. Учащиеся и руководитель Губернаторского кадетского корпуса осуществили дружественный визит в Индию. В ходе данного визита их лично принял сам президент Индии. Такого успеха не ожидали. Можно перечислять их яркие успехи и достижения и далее.

Эти факты являются свидетельством и доказательством того, что образовательное пространство с казачьим компонентом обладает невиданными ресурсами для успешной подготовки профессиональных кадров, в том числе и для физической подготовки, улучшения и сохранения здоровья студентов.

Вышеизложенные успехи и достижения явились толчком к созданию нового регионального проекта «Кластер непрерывного казачьего образования в Ульяновской области». То есть образовательные учреждения с казачьим компонентом, интегрируясь, образуют данный кластер. Созданный кластер успешно функционирует, обладая потенциальными ресурсами для эффективной реализации профессионального образования, оздоровления подрастающего поколения, и образует открытую образовательную систему, включающую различные образовательные учреждения с казачьим компонентом, которые объединены общими целевыми задачами и установками, ядром которого является «Поволжский казачий институт управления и пищевых технологий».

Проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях казачьего образовательного кластера нашли отражение в работе [8]. Раскрытие содержания понятия кластера приводится Е.В. Соколовой [9].

В свою очередь, образовательный кластер понимается как «система целостной многоуровневой подготовки специалистов на основе интеграции образовательных учреждений и предприятий-работодателей…» [10].

Образовательный кластер по своей природе представляет инновационный характер, поскольку в его рамках реализуются инновационные технологии обучения.

Итак, особенности физической подготовки студентов в условиях рассматриваемого образовательного пространства выявлены и раскрыто их содержание. Возвращаясь к образовательному пространству вуза с казачьим компонентом, следует выделить, что в нём профессиональная подготовка осуществляется посредством дополнительного образования, содержание которого направлено на формирование профессиональной готовности обучающихся, здорового образа жизни, физической подготовки, формирование готовности к службе в армии. Спортивные секции самые многочисленные, пользуется особой популярностью конный спорт в Димитровграде. Казачий компонент введен в программы дисциплин «История», «Литература», «Культура казачества», «Эстетическое воспитание», «Психология общения», «Основы православной культуры», «Основы культуры казачества». В рамках этих дисциплин проводятся диспуты, круглые столы, реализуются учебные проекты, способствующие формированию знаний об истории и культуре казачества.

Процесс физической подготовки студентов реализуется следующими педагогическими средствами: лекционные и практические занятия, моделирование двигательной деятельности, исследовательская работа, включающая публикацию статей, участие в конференциях, направленное на усвоение новых теоретических знаний и практических умений в ходе учебно-тренировочных, секционных и оздоровительных занятий. Оптимально структурируется содержание обучения физической культуре с учетом контингента студентов [5; 8], распределяя их на типологические группы по состоянию здоровья. Организуются специальные медицинские группы студентов, для них разработано содержание физического воспитания в соответствии с ФГОС и требованиями работодателей к выпускнику. Наиболее эффективными являются технологии уровневой дифференциации.

Далее приведем результаты экспериментального исследования по когнитивному критерию, который включает [5]:

1. Знания о влиянии оздоровительных систем на укрепление здоровья; 2. Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; 3. Знание факторов, определяющих состояние здоровья человека; 4. Знания о роли физической культуры в подготовке специалистов; 5. Знания комплексов восстановительных упражнений при функциональных расстройствах организма и т.д.

Определялись контрольные и экспериментальные группы. В контрольной группе студенты занимались по обычной образовательной программе, в экспериментальной – посредством реализации казачьего компонента. Педагогический эксперимент состоит из двух этапов: начального и итогового. Результаты эксперимента описываются следующей таблицей.

Динамика уровней сформированности студентов по когнитивному критерию в контрольной и экспериментальной группах

Уровень

Начальный (%)

Итоговый (%)

 

К. гр.

Э. гр.

К. гр.

Э. гр.

Низкий

30

32

4

1

Базовый

58

54

63

46

Продуктивный

9

8

18

30

Высокий

3

6

15

23

Результаты приводятся в процентах (%). Для обоснования итогов экспериментального исследования использован статистический критерий хи-квадрат Пирсона. Выбирается уровень значимости α = 0,05 и определяется для него критическое значение по таблице: tкрит = 7,8.

Находим значение критерия по формуле

missing image file

где ni, ni0 – соответствующие численности. Поскольку найденное значение критерия 21,9 больше критического на итоговом этапе эксперимента, то принимается альтернативная гипотеза: уровни сформированности контрольной и экспериментальной групп значимо отличаются по когнитивному критерию. Итак, результаты экспериментального исследования подтвердили обоснованность выдвинутой гипотезы, то есть экспериментально доказана эффективность реализации физической подготовки студентов в условиях исследуемого образовательного пространства.

Заключение

Выявлены и охарактеризованы основополагающие особенности физической подготовки студентов в инновационном образовательном пространстве вуза с казачьим компонентом посредством системного, деятельностного и междисциплинарного подходов. Совокупность выявленных особенностей образует систему взаимосвязанных, взаимообусловленных составляющих. При этом составляющая «Реализация содержания образования посредством широкого внедрения казачьего компонента в образовательный процесс» является системообразующей. Показано, что образовательное пространство с казачьим компонентом имеет потенциальные ресурсы для эффективной реализации физической и профессиональной подготовки студентов в условиях данного образовательного пространства.


Библиографическая ссылка

Ильмушкин Г.М., Пархаева О.В. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА С КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – С. 163-168;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39415 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674