Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЯЗЫК ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»: РЕФЛЕКСИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Зорина В.В. 1
1 ФГКОУ ВО «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Вопросам повышения квалификации преподавателей высшей школы посвящены многочисленные публикации. В работах охарактеризованы современные системы повышения квалификации, раскрыто понятие «система повышения квалификации»; указаны принципы, на основе которых должны быть осуществлены переподготовка и повышение квалификации преподавателей, и т.д. В данной статье представлен анализ рефлексии слушателей – преподавателей образовательных организаций системы МВД России, прошедших обучение по ДПП «Язык делового общения». В результате освоения программы обучающиеся должны знать особенности составления и оформления деловой документации, языковые нормы, систему функциональных стилей русского литературного языка, правила подготовки и успешного осуществления публичного выступления; уметь составлять и редактировать тексты делового содержания в соответствии с нормами современного русского языка, публично выступать с небольшим докладом или сообщением; владеть навыком устного и письменного делового общения в профессиональной деятельности. Практическая значимость заключается в уточнении содержания данной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации работников и сотрудников образовательных организаций системы МВД России. Учет полученных выводов положительно повлияет на разработку и реализацию ведомственными вузами дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
дополнительная профессиональная программа
повышение квалификации
преподаватели высшей школы
ведомственный вуз
рефлексия
1. Шорникова Н.Ю. Повышение квалификации преподавателей высшей школы. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 191 с.
2. Савинова Л.Ф. Современные модели повышения квалификации: опыт, проблемы, перспектив // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 3-4 (16). С. 5-13.
3. Кирсанов А.А., Кондратьев В.В. Методологические основы современной системы повышения квалификации преподавателей вузов // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 83-86.
4. Золин И.Е. Современный взгляд на проблему повышения квалификации и подготовку кадров в условиях развития рынка труда // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 8. С. 31-35.
5. Гаркуша Н.В., Ланец Т.Н. Инновационные формы повышения квалификации преподавательского состава ВУЗа // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 6-9.
6. Арбузов С.С., Константинов А.Н., Перевалова Т.В. Применение технологии стрим-обучения в системе повышения квалификации кадров // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 2 (39). С. 53-61.
7. Котенко В.В., Котенко Е.Н., Гетман Н.А. Проектирование и реализация технологии коучинга в повышении квалификации преподавателей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 2 (43). С. 44-51.
8. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю., Бугайчук Т.В. Новый взгляд на повышение квалификации преподавателя высшей школы // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 13-19.
9. Баева Е.В. Риторическая подготовка сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34). С. 94-96.
10. Сидорова М.В. Повышение квалификации как условие личностного профессионального развития начинающего преподавателя ведомственного вуза // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 4(77). С. 123-125.
11. Аскаров А.Д. Внедрение дистанционного образования в процесс повышения квалификации педагогов как фактор модернизации образования // Символ науки. 2020. № 1. С. 70-73.
12. Лебедева М.Б., Семенова Т.В. Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации педагогических кадров // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 117-122.

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогической деятельности, что делает необходимыми приобретение педагогами новых знаний и постоянное повышение уровня профессионального мастерства.

Проблема повышения квалификации преподавателей высшей школы представлена в современных публикациях С.С. Арбузова, Н.В. Гаркуши, Н.А. Гетман, И.Е. Золина, А.А. Кирсанова, В.В. Кондратьева, А.Н. Константинова, В.В. Котенко, Е.Н. Котенко, Т.Н. Ланец, Т.В. Переваловой, Л.Ф. Савиновой, Н.Ю. Шорниковой и др. Подчеркивается, что в связи с быстрой сменой технологий, появлением новых знаний, новых специальностей полученных ранее преподавателями вузов профессиональных умений и навыков уже недостаточно, поэтому возникает необходимость в повышении квалификации [1].

В публикациях, посвященных рассматриваемой проблеме, охарактеризованы современные системы повышения квалификации, раскрыто понятие «система повышения квалификации», определена суть повышения квалификации; указаны принципы, на основе которых должно быть осуществлено данное обучение, и др.

Например, Л.Ф. Савиновой охарактеризованы «наиболее эффективные проекты и направления повышения квалификации педагогов на поствузовском этапе профессиональной деятельности в развитых странах мира» [2, с. 7]. Автор отмечает, что в отечественной системе повышения квалификации пересматриваются содержание, организация и модели обучения. При этом содержание курсов повышения квалификации перестраивается с учетом таких принципов, как диалогизация, фундаментальность, концептуализация, проблематизация [2].

В работах А.А. Кирсанова, В.В. Кондратьева современная система повышения квалификации характеризуется как «гибкая, динамичная система, адекватная требованиям конкретных образовательных учреждений и учитывающая сложившуюся профессионально-педагогическую компетентность преподавателей» [3, с. 83]. Сущность повышения квалификации, по мнению И.Е. Золина, есть «процесс достижения работником в сжатые сроки более высокого уровня профессиональной деятельности, обеспечивающего качественное решение новых актуальных производственных задач» [4, с. 2].

Подчеркивается, что «переподготовка и повышение квалификации преподавателей должны осуществляться на основе общенаучных принципов и системы специфических принципов (динамичности, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и принципа паритетности, основанного на субъект-субъектном взаимодействии преподавателей и слушателей)» [3, с. 84].

Исследователи рассматривают также проблемы, связанные с поиском эффективных форм, методов и приемов обучения. Так, например, тематические семинары, мастер-классы, интерактивные технологии обучения (диалоговое обучение), модульное обучение выделяются Н.В. Гаркушей, Т.Н. Ланец в качестве инновационных форм [5, с. 7].

Среди современных технологий, используемых в системе повышения квалификации кадров, С.С. Арбузовым, А.Н. Константиновым, Т.В. Переваловой выделено стрим-обучение [6]. Авторы поясняют, что «идеология применения технологии стрим-обучения заключается в обмене широковещательным и потоковым видео (подкастами, скринкастами и стримами) между преподавателями и слушателями различных учебных курсов в повышении квалификации кадров» [6, с. 58]. При этом обозначены аудиторная, дистанционная и смешанная модели стрим-обучения.

Кроме того, к числу инновационных технологий относят фасилитацию, супервизию, коучинг [7]. В.В. Котенко, Е.Н. Котенко, Н.А. Гетман рассматривают в качестве основной особенности коучинга «оказание помощи личности в поиске своего собственного решения, а не готового решения его проблемы» [7, с. 48]. По мнению авторов, данная технология представляет собой алгоритм, включающий несколько этапов («этап анализа собственного взгляда на проблему; этап выявления перспектив решения данной проблемы; этап понимания данных перспектив; этап выбора оптимального решения; этап разработки плана решения конкретной задачи; этап распределения ответственных за решение микрозадач; этап непосредственного решения конкретной ситуации») [7, с. 49].

В целом, в исследованиях обозначена направленность современной системы повышения квалификации на реализацию потребностей личности, готовой к профессиональному совершенствованию [8].

В современных публикациях достаточно широко представлены исследования, посвященные повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов. При этом значимость совершенствования профессиональной речи обозначена в работе Е.В. Баевой. Автор подчеркивает, что «сотруднику органов внутренних дел необходимо изучать культурно-речевые нормы в рамках профессионального общения, развивать умение контроля и оценки собственной речи» [9, с. 96].

Вопросы повышения квалификации преподавательского состава образовательных организаций системы МВД России раскрыты, например, в работе М.В. Сидоровой. Исследователь подчеркивает необходимость личностного профессионального развития начинающего преподавателя ведомственного вуза [10].

Отметим, что в современных публикациях практически не представлены работы, посвященные рефлексии обучения преподавателей образовательных организаций системы МВД России по дополнительным программам повышения квалификации.

С целью профессионального развития сотрудников и работников образовательных организаций системы МВД России, совершенствования коммуникативной компетенции в СибЮИ МВД России разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Язык делового общения».

В данной статье представлен анализ рефлексии слушателей – преподавателей образовательных организаций системы МВД России, прошедших обучение по данной программе. Считаем, что получение обратной связи позволит оценить актуальность реализуемой программы, уточнить содержание и используемые методы обучения.

В результате освоения программы обучающиеся должны знать особенности составления и оформления деловой документации, языковые нормы, систему функциональных стилей русского литературного языка, правила подготовки и успешного осуществления публичного выступления; уметь составлять и редактировать тексты делового содержания в соответствии с нормами современного русского языка, публично выступать с небольшим докладом или сообщением; владеть навыком устного и письменного делового общения в профессиональной деятельности.

Тематический план данной программы включает следующие темы: «Культура речи», «Современный русский язык», «Стилистика русского языка», «Письменное деловое общение», «Устное деловое общение». Каждая тема содержит подтемы. Например, тема «Культура речи» предполагает, в том числе, обсуждение коммуникативных качеств речи; изучение темы «Современный русский язык» включает повторение языковых норм русского языка; правила электронной деловой коммуникации обсуждаются при изучении темы «Письменное деловое общение», и т.д.

Занятия проводились в дистанционном формате. Выбор данного формата обусловлен его преимуществами: доступом неограниченного количества обучающихся, возможностью проведения обучения без отрыва от основного места работы и применения полученных знаний в непосредственной профессиональной деятельности, реализацией индивидуального и дифференцированного обучения, снижением материальных затрат и т.д. [11, 12].

Цель представленного исследования заключается в выявлении актуальности ДПП повышения квалификации «Язык делового общения» и уточнении содержания данной программы.

Материалы и методы исследования

Для реализации поставленных целей среди слушателей – преподавателей образовательных организаций системы МВД России проведен опрос. Слушателям предлагалось следующее:

1. Укажите темы программы, вызвавшие наибольший интерес.

2. Укажите темы программы, вызвавшие затруднение.

3. Укажите темы программы, актуальные именно для вас.

4. Предложите темы, которые необходимо включить для изучения по ДПП повышения квалификации «Язык делового общения».

5. Укажите цели, которые вы ставили перед обучением по ДПП повышения квалификации «Язык делового общения».

6. Укажите, достигли ли вы поставленных целей.

7. Оцените использование метода «круглый стол» при проведении итоговой аттестации: соответствует данной программе / не соответствует. Предложите свой вариант проведения итоговой аттестации.

При этом пп.1–3 анкеты включали список изученных тем, и каждый респондент указывал сначала наиболее интересную/трудную/актуальную, затем менее, и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

Проанализируем ответы слушателей.

1. Укажите темы программы, вызвавшие наибольший интерес.

Итак, 80% слушателей указали, что обсуждение коммуникативных качеств речи, повторение орфоэпических и акцентологических норм, изучение правил электронной деловой коммуникации вызвали наибольший интерес; 60% слушателей указали темы, связанные с повторением лексических и морфологических норм русского языка; 40% слушателей отметили темы, предусматривающие повторение особенностей научного и официально-делового стилей.

2. Укажите темы программы, вызвавшие затруднение.

К числу таких тем 80% слушателей отнесли повторение орфоэпических, акцентологических, лексических и морфологических норм.

3. Укажите темы программы, актуальные именно для вас.

Слушатели (100%) выделили следующие темы: «Коммуникативные качества речи», «Особенности научного стиля», «Правила составления презентаций». Безусловно, слушателям данной программы – преподавателям ведомственных вузов актуально владение культурой речи и научным стилем, умением составить презентацию и грамотно использовать ее во время занятия.

Обсуждение особенностей официально-делового стиля, правил электронной деловой коммуникации отметили в качестве актуальных 80% слушателей; 60% слушателей выбрали повторение орфоэпических и акцентологических норм современного русского языка, а 40% – лексических и морфологических норм.

4. Предложите темы, которые необходимо включить для изучения по ДПП повышения квалификации «Язык делового общения».

Слушатели не назвали новых тем, но предложили более подробно рассмотреть особенности научного стиля и уделить больше внимания повторению пунктуационных норм современного русского языка. При этом 80% слушателей отметили, что для данной дисциплины выбраны наилучшие темы.

5. Укажите цели, которые вы ставили перед обучением по ДПП «Язык делового общения». Выбор целей обучения слушателями: совершенствование навыка устного и письменного делового общения в профессиональной деятельности (100% слушателей); актуализация знаний по русскому языку (80%).

При этом самостоятельно цели обучения никто из слушателей не сформулировал.

6. Укажите, достигли ли вы поставленной цели: 100% респондентов ответили утвердительно.

7. Оцените использование метода «круглый стол» при проведении итоговой аттестации: соответствует / не соответствует данной программе. Предложите свой вариант.

Проведение итоговой аттестации предусматривало выступление слушателей с докладами по темам программы. В докладах, как правило, были представлены теоретические сведения и примеры из собственной практики слушателя. Так, например, в выступлении по теме «Нарушение лексических норм в деловой речи сотрудников ОВД» приведены следующие примеры типичных ошибок: «прошу представить мне отгул за ранее отработанный день», «участковый, рассмотрев заявление, дал заявительнице ответ» и т.д. Каждому докладчику после выступления обучающиеся задавали вопросы, делились опытом из собственной профессиональной деятельности, что превращало обсуждение в тематическую дискуссию. Например, при обсуждении доклада «Правила электронной деловой переписки» слушателями были обозначены типичные ошибки: отсутствие темы письма, должности и контактов отправителя; нарушение структуры делового письма, неуместное использование смайликов и приветствия «Доброго времени суток!». Отметим, что особый интерес у слушателей вызвали темы, связанные с этикетом делового телефонного разговора, соблюдением правил электронной деловой коммуникации, особенностями научного стиля.

Итак, 85% респондентов указали, что круглый стол как метод проведения итоговой аттестации соответствует данной программе повышения квалификации и позволяет слушателю продемонстрировать владение навыком делового общения. Тестирование по изученным темам в качестве варианта проведения итоговой аттестации указали 15% слушателей.

Таким образом, анализ ответов слушателей показал следующее: наибольший интерес у слушателей вызвало обсуждение коммуникативных качеств речи, повторение орфоэпических и акцентологических норм, изучение правил электронной деловой переписки.

К числу актуальных слушатели отнесли темы, связанные с обсуждением коммуникативных качеств речи, особенностей научного стиля, правил составления презентаций.

Слушатели рекомендовали подробное рассмотрение особенностей научного стиля, повторение пунктуационных норм.

Цели, поставленные слушателями перед обучением (совершенствование навыка устного и письменного делового общения в профессиональной деятельности; актуализация знаний по русскому языку), достигнуты.

Выбранная форма итоговой аттестации позволила каждому слушателю продемонстрировать культуру ведения дискуссии, владение правилами делового общения, что соответствует цели представленной ДПП.

Выводы

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.

1. Подтверждена актуальность ДПП повышения квалификации «Язык делового общения» для обучения преподавателей образовательных организаций системы МВД России.

2. Содержание программы соответствует запросам преподавателей образовательных организаций системы МВД России.

Новизна работы: проведена рефлексия обучения преподавателей образовательных организаций системы МВД России по ДПП повышения квалификации «Язык делового общения». Практическая значимость заключается в уточнении содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации работников и сотрудников образовательных организаций системы МВД России. Учет полученных выводов, на наш взгляд, положительно повлияет на разработку и реализацию ведомственными вузами дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

Представленное исследование следует рассматривать как попытку внести вклад в решение вопросов, связанных с обучением по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в ведомственных (юридических) вузах.


Библиографическая ссылка

Зорина В.В. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЯЗЫК ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»: РЕФЛЕКСИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – С. 158-162;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39414 (дата обращения: 21.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674