Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Ермакова Л.И. 1 Янюшкина Г.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
В статье особое значение придается подготовке бакалавров педагогического образования к развитию профессиональной рефлексии на педагогической практике. Рефлексия является компонентом профессионально-педагогической культуры педагога. На педагогической практике студент так должен организовать учебно-воспитательный процесс школьников, чтобы каждый обучающийся включался в процесс целеполагания, планирования, в осознание своих результатов учебы. А для этого будущий учитель, следующий требованиям ФГОС, должен овладеть комплексом профессиональных компетентностей. Если студент не может разрешить какую-либо профессиональную задачу, то причиной этого неуспеха являются не внешние условия, а установки, стереотипы, которые заложены, может быть, еще с детства. Для этого необходимо поменять свое отношение к сложившейся ситуации, разобраться, что мешает решить возникшую проблему, проанализировать свои действия, поступки, слова. Здесь необходима рефлексия, которая решает данную задачу, обогащая человека потенциальными возможностями для саморазвития и самосовершенствования. В процессе рефлексии у будущего учителя появляются новый взгляд, новые смыслы, рождаются нестандартные идеи, побуждающие к реальным действиям. В исследовании установлены три уровня сформированности профессиональной рефлексии будущего педагога в условиях педагогической практики, в основу которых положены критерии: мотивационный, знаниевый, деятельностный. Даны содержательные характеристики каждого уровня.
бакалавр
педагогическое образование
профессиональная рефлексия
педагогическая практика
1. Батенева Е.В. Рефлексия как компонент профессионально-педагогической культуры педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 1. С. 111–115.
2. Чупина В.А., Федоренко О.А. Теория и практика профессиональной педагогической рефлексии: монография. Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2019. 200 с.
3. G.R. Harvard, P. Hodkinson. Action and Reflection in Teacher Education / Ed. by G.R. Harvard, P. Hodkinson. Norwood (N.I.). Ablex publ.corp. 1994. № XI. P. 125.
4. Лаптева О.И. Концептуальная модель развития рефлексивно-профессиональной компетентности субъектов непрерывного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2014. № 16. С. 117–120.
5. Мелехова Ю.Б. Формирование рефлексивной позиции будущего учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2017. 24 с.
6. Юрова Т.В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития: монография. Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2008. 224 с.
7. Петунин О.В. Профессиональные затруднения педагога при внедрении ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24061 (дата обращения: 24.11.2022).
8. Психолого-педагогический практикум / Под ред. А.П. Тряпициной. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 185 с.
9. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпициной. СПб.: Питер, 2014. 304 с.
10. Янюшкина Г.М., Ермакова Л.И., Маркова С.И. Подготовка будущего учителя к решению задач воспитания средствами учебного предмета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/116-12372 (дата обращения: 24.11.2022).
11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Питер, 2015. 299 с.
12. Определение уровня сформированности педагогической рефлексии (по О.В. Калашниковой) // Ваш психолог. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/135-diagnosis-of-teaching-staff/795-determining-the-level-of-formation-of-pedagogical-reflection-on-ov-kalashnikova?ysclid (дата обращения: 24.11.2022).

Формирование у будущих учителей профессиональной рефлексии является важным направлением при подготовке к их педагогической деятельности. Организация целенаправленной учебно-воспитательной работы в условиях педагогической практики в сочетании с приобщением к самоактуализации, самоанализу способствует становлению студента как специалиста в области педагогики и психологии, проявляется субъективная позиция в его мотивах и целях деятельности.

Многие известные исследователи рассматривают профессиональную рефлексию, ее значение в развитии и деятельности человека с точки зрения того, что требует выбранная человеком профессия, способен ли субъект анализировать свою работу, а также причинно-следственные связи.

Так, Е.В. Батенева рассматривает понятие «рефлексия» «как инструмент актуализации человеком самого себя посредством осмысления содержаний своего сознания в контексте полученного опыта» [1, с. 114]. В результате методологического анализа понятия «рефлексия» Е.В. Батенева приходит к выводу «о дифференциации характеристик содержания рассматриваемого понятия в философии (философская форма познания, осмысление человеком себя и своих проявлений), педагогике (где границы такого осмысления определяются явлениями педагогической действительности), психологии (высшая психическая функция, отвечающая за интеграцию и регуляцию психических процессов)» [1, с. 113].

В.А. Чупина уделяет особое внимание рассмотрению дидактического потенциала рефлексии, описанию процесса проектирования рефлексивных методик, особенностям формирования рефлексивной образовательной среды. «Профессиональная рефлексия – это не только выход субъекта в рефлексивную позицию по отношению к самому себе, но такое профессиональное самосознание, в котором собственная рефлексия – средство, способ разрешения проблемы» [2, с. 31].

G.R. Harvard, P. Hodkinson выделяют направления, на которые необходимо ориентироваться при подготовке педагога к рефлексивной деятельности, а именно практическая деятельность учителя, знание предмета, социальные и этические принципы, общество и его институты [3].

Суть рефлексии заключается в осмыслении, переосмыслении и преобразовании субъектом содержания сознания и форм своего опыта, обусловливающих действенное отношение личности как «целостного Я» к собственному поведению, общению и деятельности [4].

Таким образом, профессиональная рефлексия рассматривается авторами в качестве средства актуализации личностно значимых мотивов деятельности педагога и как процесс совершенствования профессиональных качеств и креативной деятельности учителя.

Педагогическая практика в вузе для бакалавров педагогического образования представляет собой конкретную модель будущей профессиональной деятельности студентов, а также то место, где студент реализует свой внутренний потенциал, а именно: знание своего предмета, методическую подготовку по предмету, умение качественно и грамотно подготовить и провести урок, личностные качества, необходимые для работы с обучающимися, учителями. В данном пространстве студент-практикант получает возможность самооценки своих знаний, профессиональных умений, что позволяет говорить о профессиональной рефлексии.

Цель исследования состояла в выявлении уровней сформированности профессиональной рефлексии будущего педагога в условиях педагогической практики.

Материалы и методы исследования

Основываясь на работах Ю.Б. Мелеховой [5], Т.В. Юровой [6], мы выделили критерии и уровни сформированности профессиональной рефлексии будущего педагога в условиях педагогической практики. В основу профессиональной рефлексии были положены критерии: мотивационный, знаниевый и деятельностный. В соответствии с этим нами были даны содержательные характеристики каждого уровня, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Критерии и уровни сформированности профессиональной рефлексии будущего педагога в условиях педагогической практики

Уровни сформированности профессиональной рефлексии будущего педагога

Высокий

Средний

Низкий

Критерии и их содержание

Мотивационный: характер мотивации профессиональной деятельности

У студента сформировано осознаваемое положительное отношение к профессиональной деятельности, сохраняющееся даже в ситуации неуспеха

У студента осознается внешний мотив и формируется потребность в профессиональной деятельности

Студент внешне мотивирован, внутренняя мотивация отсутствует

Знаниевый: осмысление понятия «рефлексия педагога»; осознание значимости профессиональной рефлексии в деятельности педагога

Владеет знаниями о способах действия и эффективно применяет их на практике, в случае их недостачи для решения конкретной задачи способен знания модифицировать

Владеет знаниями об общих способах действия, способен частично применить их для осуществления собственной деятельности

Владеет ограниченными знаниями о способах действия для выполнения профессиональной деятельности на педагогической практике

Деятельностный: осуществляет рефлексивный анализ своей педагогической деятельности

Студент оценивает собственные возможности и самостоятельно выстраивает новые способы действия в решении новой задачи

Студент пытается оценить свои возможности до начала выполнения действий в решении новой задачи, применяет усвоенные способы действий

Студент не умеет оценить свои действия, отдельные операции выполняет без их внутренней связи друг с другом

На педагогической практике перед студентами стоит задача так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый обучающийся включался в процесс целеполагания, планирования, в осознание своих результатов учебы. Обучающийся должен стать организатором своей учебной деятельности, т.е. перейти из статуса объекта обучения в субъект обучения. А для этого, как отмечает О.В. Петунин, «современный учитель должен владеть целым рядом компетентностей, согласно требованиям ФГОС:

– в сфере построения образовательного процесса;

– в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;

– в сфере общения;

– при создании образовательной среды и использовании ее возможностей и др.» [7].

Для того чтобы выпускник вуза, идущий в школу, соответствовал этим требованиям, необходимо на педагогической практике уделять особое внимание его рефлексии профессиональной деятельности.

В процессе рефлексии у человека появляется новый взгляд, новые смыслы, рождаются нестандартные идеи, побуждающие к реальным действиям. И если мы не можем разрешить какую-либо профессиональную задачу, жизненную задачу, то причиной этого неуспеха являются не внешние условия, а наши установки, стереотипы, которые в нас заложены, может быть, даже с детства. А для этого необходимо поменять свое отношение к сложившейся ситуации, разобраться, что мешает решить возникшую проблему, проанализировать свои действия, поступки, слова. Вот здесь и появляется рефлексия, которая решает данную задачу, обогащая человека потенциальными возможностями для саморазвития и самосовершенствования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с 26 студентами Петрозаводского государственного университета, обучающимися по направлению «Педагогическое образование», профили физика – информатика, математика – информатика, во время двух педагогических практик на четвертом и пятом курсах. Приведем примеры некоторых заданий для студентов в этот период.

В начале прохождения педагогической практики студентам предлагается задание «Чемодан» [8]. В данном задании студенты складывают в «чемодан» положительные качества, которые, по мнению группы, помогут данному человеку в его профессиональной деятельности, в общении с коллегами, детьми. В «чемодан» складывается и то, что будет мешать студенту в дороге, т.е. обязательно говорится и о его отрицательных качествах. В итоге такое упражнение способствует акцентированию внимания студентов на сильных и слабых сторонах собственной деятельности и стимулирует работать над ними в дальнейшем.

После того как прошло обсуждение, студенту, которому складывали «чемодан», задается ряд вопросов: что нового вы узнали о себе, согласны ли с этими утверждениями; как себя ощущали, когда говорили о ваших сильных сторонах; было ли вам комфортно, когда говорили об отрицательных качествах; как предполагаете работать над собой в дальнейшем, с учетом высказываний одногруппников.

В первую неделю педагогической практики в образовательных учреждениях, студентам предлагается в течение 5 мин на листке написать свои качества, сильные стороны, которые они ценят в самих себе, не умаляя своих достоинств. Затем, в конце практики, на этих же листках рядом выполнить то же самое задание и проанализировать результат, произошли ли изменения в качествах, о которых они писали ранее. Наблюдения показали, что у будущих учителей после прохождения педагогической практики меняется представление о своих положительных и отрицательных качествах.

Подобного типа задания развивают рефлексивные умения у будущих учителей, позволяют выяснить, сформировано ли у них осознаваемое положительное отношение к профессиональной деятельности, сохраняющееся даже в ситуации неуспеха, что отражает мотивационный критерий профессиональной рефлексии.

Совершить экскурсию вглубь своего «Я» позволит упражнение, в котором студенту необходимо изобразить свое «Я» в виде дерева, имеющего корни и разнообразные ветви – с листьями и без, разной толщины и длины [8]. Самая верхняя ветвь будет символизировать внешнее «Я», студенту необходимо придумать и нарисовать некий символ для этого «Я». Это может быть элемент или предмет увлеченности, или заинтересованности студента чем-либо – музыкой, искусством, спортом и т.п. Может также отражать особенную черту характера, жизненные принципы, позиции и т.п. Затем нарисовать другие ветки своего «Я» в кругу знакомых, родных, друзей. Также необходимо нарисовать ветку, символизирующую профессиональную деятельность на педагогической практике. Затем студенты должны изобразить корни, которые символизируют профессиональные качества: преданность своему труду, справедливость, любовь к детям, доброта, отзывчивость, эрудиция и т.п. В конечном итоге, реализуя знаниевый критерий, студент должен пояснить свою символику и аргументировать, почему он считает определенные им качества необходимыми в профессиональной деятельности учителя.

Интересной с точки зрения решения профессиональной задачи представляется методика «Незаконченное предложение». Студент, анализируя свою деятельность на практике, должен продолжить следующие предложения. При выполнении этого упражнения реализуется деятельностный критерий. «Я: определил такое информационное поле ее решения…; познакомился со следующими источниками информации… которые раскрывают такие основные аспекты знания, необходимые для решения задачи…; заранее подобрал аргументы по дискуссионным вопросам...; принял участие в обсуждении…; продемонстрировал достижения…; столкнулся с такими трудностями…; проявил инициативу и…; сотрудничал с наибольшим интересом…; сотрудничал с наименьшим интересом…; в дальнейшем предполагаю… .» [9, с. 284].

Оценить собственные возможности при подготовке к уроку и самостоятельно выстраивать новые способы действия в решении новой задачи, стоящей перед студентом, согласно деятельностному критерию, позволяет необходимость в технологической карте урока указывать, какие воспитательные задачи студент планирует реализовать, используя при этом различные способы и приемы мотивационно-целевого этапа урока [10]:

− упражнения, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию;

− практическая работа исследовательского характера;

− выдвижение задач урока учениками по сформулированной теме урока;

− исторический материал, биографические сведения и достижения ученых;

− статистический материал в текстовых задачах, диаграммах, таблицах и других приложениях.

Результаты исследования и их обсуждение

Студент на педагогической практике совершает рефлексивные действия: анализирует свои успехи и неудачи, контролирует эмоциональные переживания, педагогические ситуации, выявляет и оценивает не только собственные результаты и результаты обучающихся, но и своих коллег. К освоению рефлексии можно отнести рефлексивное построение образовательного среза по изучаемым темам школьной программы, фиксацию рассмотренного содержания, припоминание элементов выполненной учащимся деятельности.

Для установления уровней предложенных нами критериев формирования профессиональной рефлексии будущего учителя на педагогической практике, были использованы следующие методики диагностики: тест «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана [11] на определение уровня развития мотивационного критерия; тест Т.В. Юровой [6] на определение уровня развития знаниевого критерия; тест О.В. Калашниковой на определение уровня развития деятельностного критерия [12].

Результаты опытно-экспериментальной работы представлены в табл. 2.

У 50 % студентов на четвертом курсе и у 53,8 % на пятом курсе на высоком уровне сформировано осознаваемое положительное отношение к профессиональной деятельности, сохраняющееся даже в ситуации неудачи, присутствуют не только внешняя, но и внутренняя мотивации. На высоком уровне 50 % студентов на четвертом курсе и 53,8 % на пятом курсе владеют знаниями о способах действия в той или иной педагогических ситуациях и эффективно применяют их на практике, способны модифицировать свои знания. На высоком уровне 46,1 % студентов на четвертом курсе и 50 % на пятом курсе оценивают свое умение проводить рефлексивный анализ своей педагогической деятельности, самостоятельно применять не только усвоенные ранее способы действий, но и находить новые в решении образовательных задач.

Таблица 2

Распределение студентов по уровням формирования профессиональной рефлексии на педагогической практике

Критерии

Низкий уровень (%)

Средний уровень (%)

Высокий уровень (%)

IV курс

V курс

IV курс

V курс

IV курс

V курс

Мотивационный

15, 3

0

38,47

46,1

50

53,8

Знаниевый

11,5

0

42,3

46,1

50

53,8

Деятельностный

11,5

0

38,47

50

46,1

50

Заключение

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что были выявлены уровни сформированности профессиональной рефлексии будущего педагога в условиях педагогической практики. Реализация мотивационного, знаниевого, деятельностного критериев профессиональной рефлексии через различные задания, упражнения позволяет студентам в будущем адаптироваться к динамичным условиям профессиональной деятельности, оперативно корректировать личные профессиональные установки.

На педагогической практике рефлексивная функция является одной из приоритетных, поскольку с нее начинается формирование умения студента оценивать свои профессиональные возможности, происходит осознание того, готов ли он посвятить свою дальнейшую жизнь этой сложной, многогранной профессии.


Библиографическая ссылка

Ермакова Л.И., Янюшкина Г.М. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – С. 153-157;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39413 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674