Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРИЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Гончаров С.А. 1 Тюрин В.Ю. 1 Мирошников В.И. 1
1 ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского Союза А.К. Серова»
В статье на основе обзора различных точек зрения на проблему патриотизма и формирования патриотических качеств у обучающихся подчеркивается важность воспитания патриотов нашего государства, особенно в военном вузе. Помимо этого, в работе отмечается, что идеи патриотизма находят воплощение на различных уровнях развития личности и социума: личностном, социальном и государственном, в связи с чем формирование патриотических качеств будущих поколений требует новых подходов, выходящих за традиционные рамки. Авторами демонстрируется, что в военном вузе патриотическому воспитанию уделяется особое внимание: мероприятия по формированию духа патриотизма, готовности защищать свое Отечество проводятся на регулярной основе, начиная с принятия воинской присяги, затем ежедневные построения и поднятие флага России, торжественные прохождения в честь памятных дат, исполнение строевых песен, проведение спортивных мероприятий и заканчивая наставничеством старшекурсников юнармейцев и т.д. Также в статье приводятся данные анкетирования курсантов 1-го и 2-го курсов, показывающие, что проводимые училищные мероприятия по воспитанию патриотических качеств у курсантов играют важную роль в процессе обучения будущих военных специалистов.
патриотизм
воспитание патриотических качеств
курсанты военного вуза
воинский долг
гражданская позиция
Список литературы
1. Казаченко О.В., Хамула Л.А. Патриотизм как имидж (психолингвистический аспект) // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 1. С. 68-75.
2. Ешев М.А. Патриотизм в советской и постсоветской России // Власть. 2014. № 5. С. 85-88.
3. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. СПб.: «Норинт», 2006. 960 с.
4. Хацкевич Ю.Г. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: АСТ, 2007. 976 с.
5. Селиверстова Н.А., Курганская М.Я. Патриотизм // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 232-239.
6. Томилина С.Н., Манецкая С.В. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 107. С. 219-230.
7. Криворученко В.К. Патриотизм // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 249-251.
8. Текст Государственного гимна Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf4_4.html (дата обращения: 20.04.2022).
9. Текст Военной присяги военнослужащих РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://recrut.mil.ru/career/conscrip tion/oath.htm (дата обращения: 20.04.2022).
10. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.05.2022 № 308 «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04.07.2022 г., регистрационный № 69138). 72 с.
11. Гончаров С.А. Воспитание гражданской ответственности курсантов как психолого-педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6. С. 68-70.

Чувство патриотизма очень близко любому человеку, поскольку именно оно служит связующим звеном между ним и его семьей, домом, государством, а также культурой и традициями своего народа и родным языком. Истинный патриот готов упорно трудиться ради процветания того, что является для него очень ценным, и защищать свои ценности любой ценой, даже ценой собственной жизни. Будучи общественным явлением, патриотизм связан, с одной стороны, с эмоциональной составляющей любого человека посредством его любви к Родине, и, как следствие, с развитием духовно-нравственной сферы его внутренней жизни, а с другой – с деятельностным характером патриотизма, желанием человека защищать те ценности, которые стимулируют его к проявлению патриотических чувств. Все вышеперечисленные аспекты понятия «патриотизм» очень важны для становления и развития личности на современном этапе в процессе функционирования важнейших институтов нашего государства – образования и науки.

Государственно-патриотическая позиция Президента Российской Федерации (РФ) В.В. Путина и курс на укрепление патриотизма, взятый на вооружение в последние годы руководством нашей страны, определили новые тенденции в области патриотического воспитания. Понятие «патриотизм» приобрело ряд новых дополнительных значений и стало требовать всестороннего изучения в контексте перемен, происходящих в государстве и обществе. Особую актуальность это получает в современных условиях в связи с проведением специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины.

Очевидно, что на сегодняшний день такие понятия, как «историческая память», «патриотизм», «связь поколений», получают различную коннотацию. Мы видим, как ряд государств «пересматривают» итоги Второй мировой войны, пытаясь обесценить все те достижения, которые заслуженно достались нам благодаря нашим прадедам, положившим жизнь за победу в мае 1945 года. В данной ситуации именно система образования как в школе, так и в вузе призвана реагировать на актуальные потребности гражданского общества и служить основным условием воспитания и обучения патриотов нашего государства в системе глобальных изменений.

Говоря о сущности понятия «патриотизм», мы обычно противопоставляем его таким понятиям, как «шовинизм», «национализм» и «космополитизм». Патриотизм не является универсальной ценностью, поскольку, во-первых, он формирует чувство принадлежности к определенной группе людей (как известно, космополит не может быть патриотом), и, во-вторых, у разных наций семантическая и образная составляющая понятия «патриотизм» очень различна [1, с. 71]. В развитых странах ментальность людей составляется из «ценностных критериев сознания, включающих в себя поведенческие стереотипы, определенную зависимость от форм самоконтроля и влияние методов социального контроля» [2, с. 85]. Идеи патриотизма воплощаются на всех уровнях развития социума и личности, во всех сферах существования человека и общества:

– на личностном уровне патриотизм служит характеристикой, включающей духовные ценности человека, его мировоззренческие идеалы и нравственные нормы;

– на социальном уровне патриотизм представляет собой базовую область общественного сознания, проявляющуюся в чувствах и умонастроении масс по отношению к истории своего народа, к своей стране, к национальным традициям, к существующему образу жизни и к тем ценностям, которые пропагандируются в обществе;

– на государственном уровне патриотизм ярко проявляется в необходимости укрепления обороноспособности страны, что закономерно влечет за собой необходимость создания нового образа армии и вооруженных сил.

Являясь сложным и многоаспектным понятием, патриотизм должен формироваться у каждого отдельного гражданина, в обществе или в конкретной стране с учетом новых, выходящих за традиционные рамки подходов. Развитию чувства патриотизма в настоящее время должны в большей мере способствовать новые приемы и методы воспитания, направленные на самодостаточность или национальную закрытость, а также на необходимость актуализации патриотических принципов в противовес легковесному космополитизму.

Целью работы стало продемонстрировать приемы воспитания патриотических качеств у курсантов военного вуза и их влияние на формирование гражданской позиции.

Материалы и методы исследования

В исследовании использовались такие методы, как анализ литературы по вопросу воспитания патриотизма, обобщение опыта воспитания патриотических качеств у курсантов, анкетирование обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Под патриотизмом (от греч. partis – «Родина, Отечество») обычно понимают: любовь к Родине, преданность своему Отечеству и народу [3], а также привязанность к своему месту рождения или месту жительства [4].

В нашей работе понятие «патриотизм» рассматривается с позиции таких современных исследователей, как: Н.А. Селиверстова, М.Я. Курганская, С.Н. Томилина, С.В. Манецкая и В.К. Криворученко.

Н.А. Селиверстова и М.Я. Курганская считают, что патриотизм – это нравственно ориентированное направление личности, имеющей свою принципиальную позицию в отношении своего государства, а также малой родины [5, с. 232]. Исследования С.Н. Томилиной и С.В. Манецкой определяют патриотизм как качество личности, которая готова служить Родине, принимать ее культурные ценности, прилагать усилия к укреплению территориальной целостности своего государства [6]. В.К. Криворученко указывает, что патриотизм служит средством выражения идеи «…страны, народа, нации, Отечества, большой и малой родины; это нравственный и политический принцип, социальное чувство, выраженное в любви к родине…» [7, с. 249].

В Конституции РФ слово «патриотизм» напрямую не упоминается, а во вводной части «любовь и уважение к Отечеству» используются исключительно в контексте преемственности – «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству». В то же время гимн России [8], текст Военной присяги для военнослужащих – граждан РФ [9] пронизаны патриотическими строками.

В военном вузе патриотическому воспитанию курсантов уделяется особое внимание. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.05.2022 № 308 «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» основными задачами воспитательной работы в военном вузе служат:

– формирование у обучающихся государственно-патриотического сознания;

– воспитание обучающихся в духе патриотизма;

– воспитание верности воинскому долгу и Военной присяге (обязательству);

– развитие чувства гордости за принадлежность к Вооруженным Силам;

– формирование таких качеств, как исполнительность, дисциплинированность, чувство воинского долга, офицерской чести и достоинства;

– воспитание мировоззренческой позиции офицера ВС РФ на основе военных традиций;

– становление высоких морально-нравственных качеств и общей культуры.

Все вышеперечисленные задачи решаются в ходе повседневной военной службы, в процессе обучения курсантов, общей образовательной, методической, научной и других видов деятельности преподавателей и обучающихся [10, с. 33].

В работе С.А. Гончарова отмечается, что повышению качества процесса воспитания курсантов способствуют: «существование конституционной основы патриотического воспитания курсантов, направленной на развитие у них патриотических качеств, гражданской ответственности, воинской чести, достоинства и т.д.; популяризация в средствах массовой информации примеров проявления патриотизма, веры в непоколебимость нашей родины, величия Российского государства; личная ответственность командиров за воспитание подчиненных» [11, с. 68].

Поступив в военное училище и пройдя курс молодого бойца, все курсанты принимают воинскую присягу. Процесс принятия присяги происходит в торжественной обстановке перед государственным флагом РФ: ««Я, …, торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество» [9].

Основные положения текста присяги демонстрируют глубокую любовь к Родине, положительное отношение к служебному долгу и к профессии военнослужащего в целом. При знакомстве с текстом присяги следует акцентировать внимание курсантов на словах «достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество», поскольку именно в этих словах содержится неразрывная связь присяги с патриотизмом. Сама торжественная церемония принятия присяги вселяет в курсантов чувство гордости, уважения, почитания государственных символов (герба, флага, гимна РФ), способствует формированию позитивного образа военнослужащего.

В течение дальнейшего обучения каждое утро курсантов начинается с развода, во время которого происходит построение на главном плацу любого российского военного вуза. До обучающихся доводят информацию о значимых событиях в жизни страны и мира, они участвуют в церемонии подъема флага, поют гимн нашей страны. Ежедневно первокурсники выходят на вечернюю прогулку с исполнением строевой песни. Здесь же стоит отметить проведение разнообразных мероприятий патриотической направленности на протяжении всего учебного года: концерты, посвященные праздникам и знаменательным событиям, связанным с Вооруженными Силами РФ; еженедельный просмотр патриотических фильмов и воскресный лекторий; спортивные мероприятия в честь выдающихся памятных дат; работа старшекурсников во внеучебное время в качестве наставников для юнармейцев и т.д.

В Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков (КВВАУЛ) в рамках программы по патриотическому воспитанию курсантов в 2016 г. была открыта аллея героев-авиаторов (рис. 1), которую украсили бюсты выдающихся летчиков. Первый бюст был установлен Герою Советского Союза, выпускнику КВВАУЛ А.П. Маресьеву. Позже аллею дополнили бюсты таких известных летчиков и летчиц, как Маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Н.М. Скоморохов, дважды Герой Советского Союза С.И. Грицевец, Герой Советского Союза А.К. Серов, Герой Советского Союза Л.В. Литвяк, Герой Советского Союза В.С. Гризодубова, Герой России, выпускник КВВАУЛ 2006 г. Р. Филипов и ряд других. На сегодняшний день аллея героев-авиаторов училища – предмет гордости как постоянного, так и переменного состава. Курсанты и офицеры возлагают цветы к бюстам великих летчиков, чтят их память минутой молчания, торжественным прохождением.

Помимо равнения на выдающихся летчиков времен Великой Отечественной войны, курсантов также знакомят с историями летчиков – героев современности: Героя России Р. Филипова, погибшего во время выполнения боевого задания в Сирийско-Арабской республике, В. Дудина, первого летчика, удостоенного звания Героя России за проявленные героизм и мужество, продемонстрированные при выполнении задач в процессе специальной военной операции на территории Украины. В конце марта 2022 г. в КВВАУЛ прошла патриотическая акция в поддержку российских военнослужащих, участвующих в специальной военной операции на Украине. Около 160 курсантов выстроились буквой Z на плацу училища (рис. 2).

Все вышеперечисленные мероприятия способствуют укреплению воинского долга по защите Отечества, оказывают сильное влияние на формирование патриотизма курсантов.

Для оценки эффективности мероприятий, направленных на воспитание патриотических качеств у курсантов КВВАУЛ, была разработана анкета, на основе которой проводился опрос курсантов 1–2-х курсов по ряду вопросов: «Считаете ли вы себя патриотом своей страны?», «Что вы вкладываете в понятие “патриотизм”?», «Что в большей мере влияет на формирование ваших патриотических качеств: Интернет, семья, литература, друзья, кино, училищные мероприятия, другое?» Всего в опросе приняли участие 40 курсантов 1-го курса и 40 курсантов 2-го курса. Количественные результаты исследования показали, что 100% опрошенных считают себя патриотами.

missing image file

Рис. 1. Аллея героев-авиаторов на территории КВВАУЛ

missing image file

Рис. 2. Патриотическая акция в поддержку российских военнослужащих (КВВАУЛ, март 2022 г.)

В само понятие «патриотизм» многие вкладывают различный смысл. Часто повторяющиеся ответы на 1-м курсе: патриотизм – это «любовь к Родине», «защита страны, народа», «знание истории», «уважительное отношение к ветеранам», «труд во благо страны»; на 2-м курсе – «любовь к родине», «гордость за Отечество», «отстаивание интересов государства», «жертвовать собой ради страны». Таким образом, для большинства курсантов патриотизм – это как раз «любовь к родине», что совпадает с общей тенденцией характеристики данного понятия.

Для ответов на вопрос: «Что в большей мере влияет на формирование ваших патриотических качеств?» был определен круг тем (Интернет, семья, литература, друзья, кино, училищные мероприятия, другое), в соответствии с которыми курсанты выражали свою позицию. Ряд обучающихся предлагали свои варианты. По результатам ответов именно семья и семейные ценности в большей степени влияют на формирование патриотических качеств – 81%. На 1-м курсе курсанты ставят их на вторую позицию Интернет, а на третью – друзей и училищные мероприятия. Обучающиеся 2-го курса на второе место поставили литературу, а третье разделили друзья и училищные мероприятия. Кино у каждой из этих групп занимает последние позиции. Для небольшого количества курсантов для развития патриотических качеств важны примеры преподавателей, командиров, средства массовой информации.

Выводы

Результаты исследования показывают, что для курсантов как 1-го, так и 2-го курса училищные мероприятия, направленные на воспитание патриотических качеств, играют хоть и не первостепенную, но достаточно важную роль. В связи с этим систематическое проведение разнообразных мероприятий по формированию гражданской позиции курсантов, развитию необходимых качеств для выполнения своего воинского долга по защите нашей Родины и воспитанию патриотических качеств является неотъемлемой и необходимой составляющей образовательного процесса в военном вузе. Примеры проявления отваги и патриотизма героями нашей страны во время Великой Отечественной войны и в современном мире вдохновляют обучающихся на добросовестное отношение к исполнению своего служебного долга, показывают им необходимость бережного сохранения и приумножения военных традиций, поддерживают курсантов в стремлении брать пример у старших поколений в верности Отечеству и своему народу.


Библиографическая ссылка

Гончаров С.А., Тюрин В.Ю., Мирошников В.И. ПРИЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – С. 133-137;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39409 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674