Профориентационная деятельность в вузе для привлечения абитуриентов ведется круглый год. Несомненно, современные реалии обусловливают необходимость поиска и внедрения новых способов привлечения аудитории к направлениям подготовки вуза и демонстрации особенностей обучения с использованием современных технологий.
Профориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии, на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [1].
Первостепенно для абитуриента понимание, какими знаниями, навыками он будет владеть на выходе, выбрав то или иное направление подготовки в вузе. Наглядное представление актуальной и достоверной информации с применением современных технологий позволит не только привлечь абитуриентов, но и дать более точное понимание будущей профессии. В первую очередь вуз не должен бороться за абитуриента, предоставляя размытую информацию, а давать полную картину о направлениях подготовки и позволить абитуриенту сделать более осознанный выбор.
Целью данного исследования явилась разработка комплексного решения для профориентационной деятельности в вузе. Данное решение представлено в виде разработанной модульной архитектуры мобильного приложения и буклета с элементами дополненной реальности.
Материалы и методы исследования
Для определения технологий разработки комплексного решения для профориентационной деятельности в вузе необходимо прежде всего обратиться к принципам эффективного обучения, так как именно на это нацелен вуз, а одной из задач профориентационной деятельности является демонстрация основных преимуществ будущего обучения.
И.П. Подласый выделяет в качестве основополагающих и общепризнанных следующие принципы эффективного обучения: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой [2].
Органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения, запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно [2].
Опираясь на перечисленные принципы, было решено применить дополненную реальность (как основную технологию для комплексного решения) и дополнительные элементы – это мобильное приложение и бумажный буклет как средство демонстрации.
Дополненная реальность, или augmented reality (AR), сейчас стала распространенным инструментом наглядного представления информации и нашла применение в различных сферах.
В статье «Дополненная реальность (AR) как инструмент повышения наглядности в образовательном процессе» [3] рассматривается применение дополненной и виртуальной реальности в процессе обучения как одного из перспективных направлений развития образовательных технологий. С помощью такой визуализации информации возможно усилить эффективность восприятия учебного контента обучающимися. Все это может послужить и при разработке комплексного решения, ведь абитуриент – это будущий обучающийся.
Основные преимущества внедрения AR/VR-технологий в образование выделены в статье «Дополненная и виртуальная реальность в образовании как инструмент осознанного обучения» [4]. Авторы называют следующие преимущества: наглядность, безопасность, новые возможности проведения дистанционных занятий, вовлечение, фокусировка внимания. Все перечисленные преимущества являются применимыми и для комплексного решения профориентационной деятельности в вузе. Прежде всего улучшается понимание абитуриентом будущего направления подготовки, а возможность демонстрации этих преимуществ в дистанционном формате, например в виде рассылки буклета по почте, добавляет плюсов.
Результаты исследования и их обсуждение
Выдвинуты и подтверждены гипотезы о разработке комплексного решения для профориентационной работы в вузе с применением дополненной реальности и обоснована необходимость данной разработки в целом [5].
Подтверждение гипотез доказывает потребность разработки комплексного решения и применения дополненной реальности с включением контента, который содержит видео и 3D-модели. Гипотезы были подтверждены с помощью опроса [5], в котором приняли участие 375 чел., среди них 80 % – ядро целевой аудитории, люди в возрасте 15–20 лет.
Комплексное решение для профориентационной работы в вузе включает бумажный буклет и к нему мобильное приложение с элементами дополненной реальности. Бумажный буклет содержит QR-код со ссылкой для скачивания мобильного приложения и AR-маркеры.
Мобильное приложение позволяет сканировать AR-маркеры и запускать элементы дополненной реальности, наблюдать анимированные 3D-модели, демонстрирующие преимущества выбранного направления подготовки, выбрать 3D-модель и перейти на сайт вуза или воспроизвести видеоряд.
Для понимания взаимодействия элементов комплексного решения разработан алгоритм, который включает буклет, мобильное приложение и QR-коды. Алгоритм взаимодействия основных элементов комплексного решения представлен на рис. 1.
Рис. 1. Алгоритм комплексного решения для профориентационной деятельности в вузе
На рисунке представлено шесть функциональных блоков, которые взаимодействуют друг с другом и приводят к решению.
Блок «Пользователь». Этот блок является стартом. Пользователь – человек из целевой аудитории, который будет пользоваться комплексным решением. В данном случае пользователь – это абитуриент, который желает получить достоверную и актуальную информацию по поступлению на выбранное направление подготовки.
Блок «Буклет». Буклет, с помощью которого пользователь впоследствии знакомится с направлением подготовки. Ключевые моменты, выявленные в ходе опроса, которые важно учитывать при разработке буклета: его размер, тип, дизайн, он должен быть ярким и запоминающимся, но при этом приятным глазу. Буклет является промежуточным звеном между пользователем и приложением. На буклете должны располагаться маркеры для AR-приложения. Также на буклете располагаются QR-коды для того, чтобы пользователь мог узнать нужную ему информацию в том случае, если он по каким-либо причинам не может скачать или установить мобильное приложение.
Блок «AR-приложение». Этот блок отвечает за реализацию приложения с элементами дополненной реальности. В данном комплексном решении приложение разработано при помощи игрового движка Unity и фреймворка Vuforia.
Блок «Визуализация». Данный блок отвечает за виртуальный мир, который видит пользователь через камеру устройства. Через приложение пользователь видит проекцию с камеры его устройства, но в приложении есть и виртуальный мир, который активируется, при наведении камеры на AR-маркер. В виртуальном мире находятся все 3D-модели, их анимации, взаимодействие друг с другом и с пользователем. В реализованном приложении [6] при нажатии на одну из 3D-моделей появляется user interface (UI), который представляет название модели вверху экрана, а также кнопку снизу экрана. При нажатии на кнопку пользователь переходит в браузер на определенный сайт или видеоконтент. В разработанном приложении, визуализация реализована через вращающиеся 3D-модели.
Блок «QR-код» выполняет те же функции, что и AR-приложение, но без визуализации и мобильного приложения. То есть пользователь, не имея возможности скачать приложение, может просто отсканировать с помощью камеры устройства один из QR-кодов, расположенных на буклете, которые перенаправят пользователя на определенный сайт, видеоконтент.
Блок «Решение». Это финальный этап разработки комплексного решения для профориентации с элементами дополненной реальности. Пользователь проходит путь от яркого и красочного буклета к своей цели – быстро и удобно получить достоверную и актуальную информацию о направлении подготовки. Путь к цели состоит из интерактивного использования буклета с помощью AR-приложения, где пользователь сразу может увидеть то, чему он сможет научиться на выбранном направлении.
Представленные этапы алгоритма делятся на более узкие этапы, чтобы лучше обеспечить правильное и рациональное взаимодействие пользователя с комплексным решением. Необходимо учесть все нюансы и проблемы, которые могут возникнуть у пользователя. Для этого в разработку комплексного решения были добавлены QR-коды, а также грамотная и эстетичная визуализация элементов дополненной реальности.
Рис. 2. Модульная архитектура мобильного приложения комплексного решения профориентационной деятельности в вузе
Для дальнейшей разработки и прототипирования необходимо составить сценарий взаимодействия пользователя с буклетом посредством мобильного приложения.
Для понимания работы приложения необходимо построить модульную архитектуру мобильного приложения, состоящую из функциональных блоков (рис. 2).
Архитектура мобильного приложения делится на три модуля: интерфейс, данные и визуализация.
Модуль «Интерфейс» отвечает за то, как пользователь взаимодействует с мобильным приложением. Пользователь, используя мобильное устройство, видит на экране проекцию с камеры телефона. Также в приложении существует и виртуальный мир, где имеются 3D-модели и их взаимодействие.
Следующий модуль отвечает за базу данных. При помощи базы данных Vuforia, в которой хранится информация обо всех AR-маркерах, и возможностей AR Framework, пользователь может увидеть виртуальным мир и элементы визуализации на камере своего устройства.
Третий модуль под названием «Визуализация» отвечает за то, что увидит пользователь в конечном итоге. После того как пользователь наведет камеру устройства на AR-маркер, запустятся AR-скрипты, которые на выходе покажут все 3D-модели, анимации и видеоролики на экране.
Комплексное решение разработано и апробировано для профориентационной работы и привлечения абитуриентов к поступлению на направление подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» с элементами дополненной реальности во Владивостокском государственном университете в 2022 г. Абитуриенту был предоставлен бумажный буклет по направлению подготовки, на котором размещен QR-код со ссылкой для скачивания данного мобильного приложения и AR-маркеры. Внешний вид буклета был разработан с учетом требований целевой аудитории. Разворот буклета представлен на рис. 3.
Функциональные возможности программы позволяют: сканировать AR-маркеры для запуска элементов дополненной реальности; наводить телефон на изображение с AR маркером и наблюдать «живую» картинку (анимированные 3D-модели), демонстрирующую преимущества выбранного направления подготовки; выбрать 3D-модель и осуществить переход на сайт вуза или воспроизвести видеоролик. Программа была реализована на высокоуровневом объектно-ориентированном языке программирования С#.
Представленная модульная архитектура и алгоритм являются универсальными и могут применяться для любого вуза в рамках профориентационной деятельности.
В ходе апробации комплексного решения с применением AR также проведен опрос, в котором приняли участие 462 чел., среди них 95 % люди в возрасте от 17–19 лет, который показал, что буклет наглядно демонстрирует преимущества выбранного направления подготовки, доступность информации и связь теории с практикой.
Безусловно, существуют и другие инструменты для профориентации. Так, в статье «Особенности региональной профориентационной деятельности на примере биологического факультета ВГУ имени П.М. Машерова» выделяются новые инструменты: наставничество, форсайт, волонтерская работа, стажировки [7], но применяемые в них технологии во многом могут быть не актуальны. Предлагаемое комплексное решение является универсальным, так как может применяться как дополняющий элемент любой технологии для профориентации, а также как независимый инструмент для демонстрации направления подготовки.
Рис. 3. Разворот буклета с маркерами
Необходимо дополнять новые/старые инструменты для профориентационной деятельности современными тенденциями для привлечения абитуриентов.
Как показывают исследования, 90 % информации человек воспринимает через зрение; из текстового описания человек усваивает лишь 70 % информации, а при добавлении картинок результат увеличивается до 95 % [8]. Информация представлена на буклете преимущественно в картинках, в приложении также визуальных элементов большинство. Все это способствует лучшему усвоению и запоминанию информации.
Несомненным преимуществом дополненной реальности является то, что данная технология позволяет дополнять физический мир цифровыми объектами, такими как 3D- модели, и демонстрировать необходимую информацию в интересном и привлекательном для конечного пользователя формате.
Заключение
Результаты исследования показали, что разработка комплексного решения для профориентационной дельности в вузе с применением дополненной реальности определенно является необходимой для демонстрации направления подготовки и диалога с абитуриентами. Данное решение позволяет установить диалог с абитуриентами и ориентировать его на будущую профессию с помощью демонстрации будущих компетенций. Диалог с абитуриентом следует вести с применением современных технологий, способных захватить его внимание. Использование современных технологий и инструментов в профориентационной деятельности в вузе способствует более осознанному выбору и четкому пониманию будущего направления подготовки, что помогает сохранить контингент студентов в будущем.
Библиографическая ссылка
Соболевская Е.Ю., Григорьев И.Р., Путилова К.К., Иванов К.В. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ДЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – С. 71-75;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39398 (дата обращения: 23.01.2025).