Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ

Степанов В.И. 1 Степанова Н.В. 2 Соколова И.В. 3
1 НЧОУ ВО «Алтайский экономико-юридический институт»
2 ФГБУН «Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова» Российской академии наук
3 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
За последние 30 лет во Вьетнаме были проведены политические и экономические реформы, благодаря которым появилась возможность открывать частные образовательные учреждения. В стране создана современная система образования. Государственные и негосударственные высшие учебные заведения вносят значительный вклад в развитие системы образования и подготовки кадров. Как одна из самых открытых экономик в мире, Вьетнам использует все возможности для дальнейшей международной интеграции. С 2007 г. страна является членом Всемирной торговой организации (ВТО), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Экономического сообщества АСЕАН. Вступление Вьетнама в ВТО в 2007 г. и активное продвижение на внешних рынках, осуществляемое в рамках стратегии «выхода во внешний мир», открыли новый этап интернационализации его высшего образования. Экономическое сообщество АСЕАН позволяет людям восьми профессий свободно передвигаться в странах – участницах этой организации. Бухгалтеры, инженеры, исследователи, архитекторы, санитары, а также люди, занятые в сферах медицины, услуг и туризма, могут конкурировать со своими коллегами в регионе, чтобы устроиться на хорошую работу. Это обстоятельство диктует вьетнамским вузам необходимость повышения качества обучения для соответствия их выпускников региональным стандартам. В статье авторы приводят анализ модификации государственных и частных секторов высшего образования в социалистической республике Вьетнам. Государственные и негосударственные высшие учебные заведения вносят значительный вклад в развитие системы образования и подготовки кадров, способствуют формированию человеческого капитала страны и национальной экономики. Система высшего образования Социалистической Республики Вьетнам играет решающую роль в развитии экономики страны. Ученые Вьетнама демонстрируют хорошие результаты в развитии системы образования, которые отражаются в мировых рейтингах.
высшее образование
образовательные практики государственных и частных вузов
1. Соколова И.В., Матвеев А.С. Угрозы продовольственной безопасности России в условиях ужесточения санкций // Эпомен. 2018. № 15. С. 152–161.
2. Во Т.Х. Интернационализация вьетнамского высшего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 3. С. 86–89.
3. Ле В.В. К вопросу о становлении высшего образования во Вьетнаме // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2018. Т. 2. № 4 (41). С. 144–152.
4. Степанов В.И. О мотивации студентов государственных и частных вузов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). С. 123–128.
5. Во Т.Х. Содержание образовательных программ вьетнамских университетов в середине ХХ века // Проблемы современного образования. 2019. № 5. С. 222–229.
6. Country partnership framework for the socialist republic of Vietnam for the period fy18–fy22 May 4, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/173771496368868576/pdf/111771-PUBLIC-Vietnam-FY18-22-CPF-FINAL.pdf (дата обращения: 11.09.2022).

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) – государство в Юго-Восточной Азии на полуострове Индокитай. В настоящее время Вьетнам переживает быстрые демографические и социальные изменения. Численность населения СРВ на 2020 г. составляет 97 млн 339 тыс. чел. Согласно переписи 2019 г. 55,5 % населения Вьетнама моложе 35 лет.

Политические и экономические реформы, проводимые в СРВ последние 30 лет, способствовали экономическому развитию и превратили Вьетнам из бедного государства мира в страну со средним уровнем дохода. Его экономика превратилась из закрытой и централизованно планируемой в динамичную и ориентированную на рынок, интегрированную и связанную с глобальной экономикой.

Текущий 2022 год особенно важен для российско-вьетнамского взаимодействия. Наши страны отмечают десятилетие установления отношений «всеобъемлющего стратегического партнерства». В условиях сложной международной обстановки, ужесточения западных санкций против России государства вынуждены искать новые точки роста двустороннего сотрудничества, в том числе и в сфере образования [1].

Цель исследования – изучение образовательных практик государственных и частных вузов СРВ в вопросах формировании человеческого капитала.

Материалы и методы исследования

В Социалистической Республике Вьетнам с 2002 по 2018 г. ВВП на душу населения увеличился в 2,7 раза и в 2019 г. превысил 2700 долл. США, при этом более 45 млн чел. вышли из бедности, уровень которой упал с более чем 70 % до менее чем 6 %, рост ВВП оценивался в 7 % в 2019 г. Это одна из стран с самыми высокими темпами роста в регионе.

Успех Вьетнама по сокращению масштабов бедности в значительной степени обусловлен быстрым экономическим ростом, приведшим к созданию большого числа высокотехнологичных рабочих мест. Правительственные инвестиции позволили значительно улучшить сферу образования, здравоохранения, услуг, что способствовало экономическому росту. Ключевое значение имел переход от аграрной экономики к трудоемким отраслям обрабатывающей промышленности и сферы услуг, в которых за последние 20 лет было создано 15 млн рабочих мест. Улучшение образования стало важным путем к получению более качественных рабочих мест. Например, диплом колледжа увеличил вероятность получения оплачиваемой работы на 52 % по сравнению с неполным средним образованием. Вьетнам получил международное признание за свои достижения в области доступа к базовому образованию и его качеству.

В период с 2010 по 2020 г. значение индекса человеческого капитала Вьетнама увеличилось с 0,66 до 0,69. Это страна с самым высоким индексом человеческого капитала среди стран со средним уровнем дохода. Более 45 млн чел. вышли из бедности, уровень которой упал с более чем 70 % до менее чем 6 %. Следовательно, можно отметить, Вьетнам – одна из стран с самыми высокими темпами роста индекса человеческого капитала в регионе.

Тем не менее, как отмечает Ти Хонг Во, во Вьетнаме большая нехватка квалифицированной рабочей силы [2]. Высшее образование есть всего у 6,9 % населения, а степень PhD – всего у 0,2 %. В 2011 г. указом 579/QD – TTg правительство Вьетнама утвердило стратегию развития кадрового капитала на 2011–2020 гг. Согласно этому документу человеческий капитал – это главный фактор устойчивого развития страны и повышения ее конкурентоспособности. Для достижения поставленных целей вьетнамское правительство увеличило расходы на образование до 5,7 % государственного бюджета в 2013 г. (против 3,57 % в 2000 г.). Благодаря этому образование как было, так и осталось самой большой статьей бюджета. Существенную долю этих средств направили на повышение качества 10 вузов. Они должны были подняться до мировых стандартов, а еще 4 вуза должны были к 2020 г. стать университетами мирового класса.

На VI съезде Коммунистической партии Вьетнама (декабрь 1986 г.) был разработан «Закон об образовании», в котором подробно указаны цель, содержание, структура и принципы [2]. Правительство СРВ приняло решение о внедрении Болонской системы образования, это дало возможность развивать сектор образования по самым передовым и современным мировым методикам, отразилось на качестве образования в целом, а число высших учебных заведений увеличилось [3].

По данным Всемирного банка государственные расходы на образование во Вьетнаме составили в 2018 г. 4,2 % ВВП, что ниже, чем в среднем по региону (4,7 %). В 2020 г. государственные расходы на образование СРВ по данным ООН составили 4,3 % ВВП.

В рамках национального «Проекта 911» (продолжение «Проекта 322»), на 2010–2020 гг. было предусмотрено: 10 тыс. стипендий сотрудникам вьетнамских вузов, обучающихся в аспирантуре в университетах мирового класса; 3 тыс. стипендий – на прохождение совмещенных программ аспирантуры (предполагающих проведение исследований в родной стране, а не за рубежом); 10 тыс. – на обучение в аспирантуре во вьетнамских университетах. Например, стипендии Департамента международного образования Вьетнама (Vietnam International Education Department, VIED) предоставляют стипендиатам возможность и финансовую помощь для завершения их докторской программы в области инженерии в Университете штата Аризона [3]. Общая продолжительность программы PhD составляет 4 года, в течение которых стипендиат должен постоянно соответствовать академической квалификации, требуемой VIED и университетом. VIED – спонсор программы и отбирает стипендиатов по двум направлениям: социально-гуманитарному и научно-техническому, а также готовит студентов по обеим программам для обучения в США, проводит национальный конкурсный отбор во Вьетнаме наиболее квалифицированных кандидатов для обучения в докторантуре в Америке.

В 2008 г. в СРВ был запущен «Проект 165» – стипендиальная программа, позволяющая будущим руководителям в сфере образования учиться за границей, улучшая языковые навыки и вырабатывая лидерские качества. В случае поступления участников этой программы в аспирантуру иностранных вузов государство берет на себя расходы по их обучению. Еще одна стратегия вьетнамского правительства – отправка квалифицированной рабочей силы за рубеж. В 2011 г. объем денежных переводов на родину от высоко- и среднеквалифицированных вьетнамцев, работавших за рубежом, достиг 2 млрд долл. США. С одной стороны, власти поощряют и поддерживают желающих учиться за границей. С другой, с целью минимизации числа невозвращенцев правительство издало ряд указов, предполагающих применение финансовых санкций (например, конфискацию имущества) против оставшихся во Вьетнаме членов семей уехавших. При задержке возвращения на родину уехавший лишается права выезда за границу в последующие 5 лет. Министерство образования и подготовки кадров требует от студентов, получивших стипендию на обучение в иностранном и/или местном вузе, подписать контракт на работу во Вьетнаме.

Резолюцией № 14/2005 NQ-CP заседания Правительства СРВ (июль 2005 г.) утвержден «Проект по базовому и комплексному обновлению высшего образования во Вьетнаме в 2006–2020 гг.», в котором перед университетами Вьетнама поставлена цель – войти к 2020 г. в число 200 лучших университетов мира [4].

В результате в некоторых университетах Вьетнама было внедрено около 30 продвинутых программ бакалавриата, существенно обновилось содержание программ фундаментального и комплексного характера, ориентированных на исследования, карьерные возможности и обеспечение межсистемной интеграции. Одним из проектов модернизации содержания высшего образования СРВ является изменение программ обучения политическим наукам.

По решению № 52/2008/KT-БДДДТ Министерства образования и подготовки кадров СРВ был введен единый курс социальной науки, в который вошли три дисциплины (марксистско-ленинская философия, марксистско-ленинская политическая экономика и научный коммунизм). Принятое решение придало высшему образованию Вьетнама практическую ориентированность и повысило эффективность научно-технической деятельности в высших учебных заведениях.

«Закон о высшем образовании» был принят 18 июня 2012 г. XIII Национальным собранием СРВ на его III сессии и вступил в силу 1 января 2013 г. Государственные вузы во Вьетнаме занимают господствующие позиции почти по всем показателям. Так же как в Китае и Японии, там работают лучшие преподаватели и проводятся серьезные научные исследования. Но массовое образование население страны получает в частных вузах, где качество обучения хуже [4].

В Законе подчеркивается, что развитие образования – дело государства и всего народа. Государство играет ключевую роль в развитии образования. Необходимо поощрять развитие государственных и частных учебных заведений для удовлетворения социальных потребностей в качественном образовании. Такие изменения невозможны без развития науки и национальной системы образования.

Система высшего образования Социалистической Республики Вьетнам играет решающую роль в развитии экономики страны. Но можно отметить ряд проблем, характерных для системы высшего образования Вьетнама. Частные вузы, аффилированные с крупными корпорациями, такими как Tan Tao, Vin или FLC, стремятся выставить себя в качестве некоммерческих. Некоторые критики утверждают, что экономические стимулы, направленные на поддержку «подлинных» некоммерческих вузов, например налоговые льготы и послабления, по-прежнему слишком непрозрачны и из-за этого становятся предметом махинаций со стороны богатых корпораций, стремящихся к прибыли в ущерб качеству образования. Действующий закон о высшем образовании, как и его предшественник от 2012 г., описывает некоммерческие вузы как организации, создаваемые инвесторами, готовыми отказаться от своих дивидендов [5].

Были внесены изменения в структуру высшего образования. По новой классификации вузы разделены на три категории – исследовательские университеты, прикладные институты и учреждения профессионально-технического обучения. Вместо обязательных государственных образовательных стандартов теперь разрабатывались программы знаний, умений и навыков, которыми должны обладать выпускники вузов.

По данным Главного статистического управления Вьетнама общее количество высших учебных заведений в 2018 г. составляло 237, из них государственных университетов и колледжей насчитывалось 172, а негосударственных высших учебных заведений – 65. Общее количество обучающихся в университетах и колледжах Вьетнама в 2018 г. составило 1526100 чел., из них 1261500 обучались в государственных высших учебных заведениях, а 264600 – в негосударственных университетах и колледжах. В 2018 г. в вузах Вьетнама по программам докторантуры обучалось 11 тыс. чел., а по программам магистратуры – более 97134 тыс. чел. [5].

В 2019 г. 12475 публикаций вьетнамских ученых были включены в журналы из базы данных Scimago Journal & Country Rank, из которых 12055 – цитируемые публикации. Для сравнения в 2014 г. таких публикаций было 4035, из которых 3831 – цитируемые, а число цитирований на одну публикацию составило 11,82.

Анализ нормативных документов о высшем образовании (Постановлений: № 58 от 2010 г., № 61 от 2009 г. и № 63 от 2011 г.) показывает, что сложившиеся в вузах непростые отношения между членами правления и ректорами являются результатом политики правительства, нацеленной на поддержку коммерческой составляющей деятельности частных вузов. В результате практически все частные вузы Вьетнама становятся коммерческими организациями. Согласно «Закону об образовании» (2005 г.), «Закону о высшем образовании» (2012 г.) и другим нормативным документам, они не получают государственное финансирование. Однако в 2008 г. правительство решило стимулировать повышение уровня общественного участия в сфере образования, и частные вузы получили право на льготы при строительстве, право долгосрочной аренды земли, право на льготные ссуды и возможность платить налог по более привлекательной ставке. Однако на практике не все вузы смогли в равной мере воспользоваться этими возможностями, что было связано с готовностью и способностью местных властей им помогать [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Правительство СРВ большое внимание уделяет развитию национальной системы образования. В стране успешно функционируют государственные и негосударственные высшие учебные заведения. Важнейший критерий классификации негосударственных вузов – это коммерческий или некоммерческий характер их деятельности [6].

СРВ уделяет большое внимание созданию и развитию высших учебных заведений мирового уровня. Так, в мировом рейтинге Times Higher Education World University Rankings 2021 Вьетнамский национальный университет Ханой вошел в группу 801–1000, а Вьетнамский национальный университет (Хо Ши Мин) вошел в группу 1001+. В рейтинг Academic Ranking of World Universities 2020 вошел единственный университет Вьетнама – Университет Тон Дык Тханг (Ton Duc Thang University) (группа 701–800).

Вьетнамский национальный университет Хо Ши Мин (Viet Nam National University Ho Chi Minh City, VNU-HCM) был основан 27 января 1995 г. Университет имеет собственный организационный и производственный регламент. VNU-HCM является многопрофильным и передовым центром высшего образования и научно-исследовательской деятельности, который играет ключевую роль в национальной системе высшего образования Вьетнама. VNU-HCM постоянно совершенствует содержание обучения, методологию, инвестирует в развитие человеческих ресурсов, объектов и инфраструктуру с целью повышения качества обучения и удовлетворения национальных потребностей в развитии и международной интеграции.

Вузы Вьетнама делятся на монопрофильные и многопрофильные, причем количество многопрофильных университетов в последнее время выросло. Разрабатываются новые программы для привлечения дополнительных студентов. Вьетнамские университеты и колледжи ориентируются в первую очередь на преподавание, поскольку их основным источником дохода является оплата обучения студентами. Например, Вин Университет (Vin University) – частный и некоммерческий университет в г. Ханое.

Заключение

Можно сделать вывод о том, что во Вьетнаме были проведены политические и экономические реформы («Дой мой» – политика обновления), благодаря которым система высшего образования претерпела значительные изменения: государство лишилось монополии на контроль высшего образования, появилась возможность открывать частные образовательные учреждения. Государственные и негосударственные высшие учебные заведения вносят значительный вклад в развитие системы образования и подготовки кадров.

Успех в системе образования получился благодаря академическим связям с зарубежными университетами, увеличению правительственных и частных инвестиций в образование, разработке и внедрению программ на английском языке, сотрудничеству с университетами мирового уровня.

Практически по всем количественным и качественным показателям первые места в Социалистической Республике Вьетнам занимают государственные вузы. Тем не менее негосударственные высшие учебные заведения расширяют возможности граждан Вьетнама получить высшее образование и выйти на рынок труда.

Частный сектор высшего образования в СРВ является конкурентоспособным и преимущественно коммерческим. Частные высшие учебные заведения страны готовят специалистов в области информационных технологий, предпринимательства, экономики и права, иностранных языков, инженерии, медицины и тем самым вносят весомый вклад в развитие национальной экономики.

Образование является актуальной платформой сотрудничества между странами и играет важную роль во взаимоотношениях между Россией и Вьетнамом. Многие вьетнамские студенты выбирают Россию для продолжения образования. В 2020 г. исполнилось 70 лет установлению дипломатических отношений между Российской Федерацией и Вьетнамом. В документах, посвященных этой дате, образование отмечено как приоритетное направление во всестороннем сотрудничестве двух стран. Из изложенного следует, что правительство Социалистической Республики Вьетнам уделяет большое внимание развитию сектора образования по самым передовым и современным методикам, способствующим формированию человеческого капитала.


Библиографическая ссылка

Степанов В.И., Степанова Н.В., Соколова И.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 10-2. – С. 297-301;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39385 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674