Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У СПОРТСМЕНОВ С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Драндров Г.Л. 1 Сюкиев Д.Н. 2 Каруев Б.Н. 2
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
2 ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на решение актуальной проблемы реализации воспитательного потенциала спортивной деятельности в формировании позитивной Я-концепции, обусловливающей готовность спортсменов с ПОДА к личностному саморазвитию, самоопределению и самореализации. В исследовании приняли участие две группы квалифицированных спортсменов (от МСМК до МС): 15 спортсменов-колясочников с ПОДА и 17 здоровых спортсменов. Установлено, что спортсмены с ПОДА отличаются от здоровых спортсменов относительно низкими показателями самооценки своей внешности и своего реального Я в целом. У них, по сравнению со здоровыми спортсменами, наблюдаются высокие показатели открытости, самоуверенности, самоценности и отраженного самоотношения. Наряду с этим их отличает низкий уровень конфликтности. В целом это говорит об их позитивном отношении к образу своего Я, обусловленном знанием своих личностных качеств (самоуважение). Они характеризуются безусловным позитивным эмоционально-ценностным отношением к образу Я, невзирая на присущие им недостатки (аутосимпатия). Для них характерны относительно низкие показатели «внутренней неустроенности». Они отличаются от здоровых спортсменов более ясным и осознанным пониманием возможных жизненных перспектив, исполнение которых зависит от них самих. У них ниже показатели социальной инициативы и уверенности в себе.
позитивная Я-концепция
адаптивный спорт
самооценка
самоуважение
аутосимпатия
смысложизненные ориентации
уверенность
здоровые спортсмены
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 15.09.2022).
2. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 333-393.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2016. 400 с.
4. Сюкиева Д.Н., Драндров Г.Л. Развитие позитивной Я-концепции личности и спорт // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 18 марта 2022 года). Нижний Новгород, 2022. С. 12-20.
5. Закирзянова К.Т. Влияние занятий спортом на развитие позитивной Я-концепции подростков // Актуальные вопросы развития, социализации и реабилитации личности в современных условиях: сборник научных статей Четвертых межвузовских научных студенческих чтений (Москва, 29 марта 2022 года). М., 2022. С. 92-95.
6. Никитина Л.В. Влияние занятий спортом на формирование позитивной Я-концепции личности // Теория и практика физической культуры и спорта: материалы Всероссийской с международным участием конференции, посвященной 65-летию Института физической культуры, спорта и восстановительной медицины КФУ (Казань, 23-24 апреля 2014 года). Казань: Вестфалика, 2014. С. 158-160.
7. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
8. Сюкиев Д.Н., Драндров Г.Л. Формирование позитивной Я-концепции у подростков с ОВЗ в процессе занятий спортом. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. 171 с.
9. Капчинский Н.А., Севодин С.В. Занятия спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы педагогики. 2021. № 10-2. С. 132-136.
10. Драндров Г.Л., Сюкиев Д.Н., Румянцева Э.Р. Особенности влияния занятий спортом на формирование позитивной Я-концепции у спортсменов с ОВЗ // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-8. С. 1840-1843.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», образование ориентировано на создание равных условий для самоопределения и самореализации личности каждого обучающегося. Одной из ведущих задач и приоритетов педагогической деятельности становится формирование личностной готовности обучающихся к саморазвитию, их позитивной Я-концепции как необходимого для этого условия независимо от состояния их физического здоровья [1].

Позитивная Я-концепция рассматривается как совокупность установок человека по отношению к своей личности, обусловленных знаниями о своем Я и эмоционально-чувственным отношением к себе и направленных на саморазвитие в форме внешнего самоутверждения, самосовершенствования и самореализации [2, 3].

Одним из видов деятельности, создающих условия для личностного саморазвития, удовлетворения потребности личности в самопознании, самопринятии и самореализации, являются занятия спортом. Необходимость постоянного оценивания достигаемых соревновательных результатов в сравнении с другими позволяет сформировать адекватную самооценку, реальный уровень притязаний и осуществить процессы самопринятия и самопрогнозирования своего жизненного пути. Рядом авторов [4, 5, 6] изучались воспитательный потенциал спортивной деятельности в решении задачи формирования позитивной Я-концепции и педагогические условия его эффективной реализации.

Ограниченные возможности здоровья создают специфическую ситуацию психического развития личности, обусловливают качественное своеобразие формирования личности в целом и Я-концепции как личностной характеристики в частности [7]. Различные аспекты формирования позитивной Я-концепции у лиц с ограниченными возможностями здоровья выступали предметом исследования незначительного количества авторов [8, 9, 10]. В частности, остаются мало исследованными особенности ее развития у спортсменов высокой квалификации, занимающихся адаптивным спортом.

Цель исследования – определение особенностей развития позитивной Я-концепции у лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), занимающихся адаптивным спортом.

Материалы и методы исследования

В качестве материалов исследования использовались результаты научных работ, раскрывающих суть и содержание позитивной Я-концепции, критерии и показатели ее развития, особенности ее сформированности у лиц, занимающихся спортом, результаты сравнительного анализа показателей ее развития у здоровых спортсменов и спортсменов с ПОДА. В исследовании приняли участие две группы взрослых спортсменов: в первую группу вошли 15 спортсменов-колясочников с ПОДА, являющихся членами сборной России по парабадминтону, а также ее резерва. Уровень спортивной квалификации – от МСМК до МС России. Во вторую группу вошли здоровые спортсмены, студенты факультета физической культуры Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (17 человек). Уровень спортивной квалификации – от КМС до МС России.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице 1 представлены показатели самооценки здоровых спортсменов и спортсменов-бадминтонистов с ПОДА.

Таблица 1

Показатели самооценки у здоровых спортсменов и спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата, баллы, (Х±σ)

Свойства личности

Показатели самооценки

р

Группы испытуемых

Спортсмены с ПОДА n=15

Здоровые спортсмены n=17

Реальное Я

Способности

6,69±1,36

7,09±1,15

≥0,05

Характер

6,35±1,46

7,27±1,38

≥0,05

Авторитет

6,31±1,62

7,08±1,15

≥0,05

Реальное

6,71±1,55

7,65±1,54

≥0,05

Внешность

6,42±1,81

7,49±1,01*

≤0,05

Уверенность

7,07±1,63

7,83±1,11

≥0,05

Самооценка в целом

6,59±0,92

7,41±0,93*

≤0,05

Идеальное Я

Способности

9,20±0,84

9,01±0,76

≥0,05

Характер

8,80±1,21

9,19±0,91

≥0,05

Авторитет

7,99±1,35

8,58±0,93

≥0,05

Реальное

8,55±1,26

9,03±1,03

≥0,05

Внешность

8,75±1,1,

9,01±0,70

≥0,05

Уверенность

9,35±1,00

9,25±0,85

≥0,05

Самооценка в целом

8,77±0,70

9,03±0,64

≥0,05

Таблица 2

Показатели самоуважения и аутосимпатии у здоровых спортсменов и спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата, баллы (Х±σ)

Виды самоотношения

Показатели самоотношения, баллы

р

Группы испытуемых

Спортсмены с ПОДА, n=15

Здоровые спортсмены, n=17

1. Открытость

7,87±0,5

6,35±0,89

≤0,01

2. Самоуверенность

8,07±1,3

5,76±1,01

≤0,01

3. Саморуководство

6,93±1,5

6,88±1,22

≥0,05

4. Отраженное самоотношение

8,00±1,7

5,88±1,0

≤0,01

5. Конфликтность

3,20±0,7

5,06±1,42

≤0,01

Самоуважение

34,07±4,75

29,93±2,73

≤0,01

6. Самоценность

7,60±2,0

6,06±1,26

≤0,01

7. Самопринятие

7,40±1,4

6,71±1,26

≥0,05

8. Самопривязанность

6,13±0,9

6,65±1,70

≥0,05

9. Самообвинение

2,20±1,2

4,53±1,96

≤0,01

Аутосимпатия

28,93±3,17

24,88±2,73

≤0,01

Внутренняя неустроенность

5,40±0,95

9,59±3,38

≤0,01

Обращает на себя внимание, что спортсмены с ПОДА имеют в сравнении со здоровыми спортсменами относительно низкие показатели самооценки своей внешности (6,42 против 7,49 балла при р≤0,05) и самооценки в целом (6,59 против 7,40 балла при р≤0,05).

Этот факт нами объясняется определенным «стереотипом физической привлекательности»: большинству людей свойственно предполагать, что красивые люди являются более дружелюбными, здоровыми и интеллектуально развитыми. Поэтому привлекательная внешность способствует повышению самооценки человека, что дает ему социальное преимущество и прибавляет уверенности в себе. А это объективное условие комфортного существования в социуме. Наблюдаемая нами закономерность относительно низкой самооценки внешности и, как следствие, относительной низкой самооценки своего реального Я в целом у лиц с ПОДА обусловлена наличием инвалидности. Наряду с этим для этой категории спортсменов характерны такие же высокие показатели идеального Я, как и здоровым спортсменам (8,77 против 9,03 балла у здоровых спортсменов при р≥0,05). Среди них наблюдается более существенный разрыв между показателями самооценки реального и идеального Я (2,18 против 1,6 балла при р≤0,05). Осознание и переживание противоречия между действительным и желаемым состоянием своего Я выступают значимой характеристикой жизненной ситуации развития и существования спортсменов с ПОДА. В большинстве случаев это служит мощным мотивационным фактором занятий адаптивным спортом как способом приближения самооценки реального Я к идеальному уровню.

Результаты исследования, приведенные в таблице 2, характеризуют особенности отношения здоровых спортсменов и спортсменов с ПОДА к своему реальному Я на рациональном (самоуважение) и эмоциональном (аутосимпатия) уровнях.

Установлено, что спортсмены с ПОДА по сравнению со здоровыми спортсменами являются более открытыми для себя (7,87 против 6,35 балла при р≤0,01). Они честны перед собой, самокритичны, обладают более полными и точными знаниями о себе, что обусловливает особенности действия механизмов психической самозащиты в критических ситуациях – активное поведение в противовес уходу от ситуации. Данный факт, предположительно, является следствием влияния коммуникативной среды адаптивного спорта, где нет явного противоречия между личностью и социальной средой, где спортсмен с инвалидностью получает возможность не чувствовать себя «белой вороной» в кругу единомышленников. В процессе такого общения спортсмены с ПОДА свободно и без страха быть непринятыми «открываются» к новым условиям социума – социальным условиям адаптивного спорта. Это позволяет им реализовать новую систему отношений к образу своего реального Я, сделать ее более реалистичной, честной и открытой, признающей наряду с инвалидностью и имеющиеся у них достоинства. Адаптивный спорт избавляет их от необходимости прятаться от себя за панцирем психической самозащиты, но дает возможность видеть свое Я таким, какое оно есть на самом деле. Присущая спортсменам с ПОДА большая открытость по сравнению со здоровыми спортсменами способствует их успешной адаптации в социуме.

Спортсмены с ПОДА отличаются от здоровых спортсменов более высоким показателем самоуверенности (8,00 против 5,76 балла при р≤0,01). Они позитивно и с уважением относятся к себе, самостоятельны в принятии решений, способны к сохранению уверенности в себе, выдержки и самообладания в знакомых им ситуациях, ориентации на успех в реализации намеченных планов. Это обусловлено накоплением в процессе занятий адаптивным спортом позитивного опыта самостоятельного успешного преодоления препятствий и трудностей, уровень сложности и трудности которых отягощен наличием инвалидности. Как правило, любой человек с инвалидностью, а особенно человек в инвалидной коляске, проходит каждодневный путь преодоления, который, в свою очередь, не может не откладывать отпечаток на формирование уверенности в том, что стоящие перед ним жизненные трудности преодолимы. Спортсмены с ПОДА считают, что успех в большей степени зависит от прилагаемых ими усилий, чем от случайного стечения внешних по отношению к осуществляемой деятельности обстоятельств. Самоуверенность в данной интерпретации совпадает по своему психологическому содержанию с феноменом «интернальности» личности.

Спортсмены с ПОДА отличаются более высокими показателями «отраженного самоотношения» (8,00 против 5,88 балла при р≤0,01). Данный показатель характеризует существование у человека позитивного отношения к образу своего Я, которое основано на отношении к нему окружающих его людей. Благоприятная социальная среда, которую обретает спортсмен с ПОДА в процессе занятий адаптивным спортом, является для него более значимой для формирования позитивного самоотношения, чем для здорового спортсмена.

Спортсмены с ПОДА отличаются более высоким показателем «самоценности» (7,60 против 6,06 балла при р≤0,01). Высокий уровень ее сформированности как личностной характеристики говорит об отношении человека к себе как значимой неповторимой персоне. Это отношение, с одной стороны, обусловлено восприятием и осознанием собственных достижений и успехов, с другой – базируется на субъективном мнении человека о том, что его значимость признается и окружающими его людьми. Адаптивный спорт создает для спортсмена с ПОДА условия для успешного проявления своих способностей, что способствует осознанию и пониманию им своих уникальных возможностей. Высокая позитивная оценка этих достижений со стороны социума подтверждает складывающееся у него отношение к себе как значимой личности. Также этому в немалой степени способствует признание обществом высокой социальной значимости спортивных достижений, а значит, и значимости самого спортсмена.

Необходимо отметить низкий уровень конфликтности у испытуемых обеих групп. Данный факт говорит о том, что занятия спортом выступают значимым фактором снижения внутренней конфликтности личности. Показатели конфликтности, которые ниже у спортсменов с ПОДА (3,20 против 5,06 балла при р≤0,01), характеризуют степень развития конфликта личности со своим внутренним миром на рациональном уровне: между мыслями и действиями, целями и достигаемыми результатами, намерениями и поступками. Низкие показатели конфликтности, присущие спортсменам с ПОДА, свидетельствуют о том, что занятия адаптивным спортом способствуют снятию внутренних противоречий, принятию настоящего и успокоенности. Жизненная ситуация инвалидности создает условия для глубокого и осознанного диалога личности с самим собой, для осуществления рефлексии на интеллектуальном и личностном уровнях.

Спортсмены, как здоровые, так и с ПОДА, отличаются низкими показателями самообвинения. Они не склонны отрицать ответственность и личную вину в низкой успешности осуществляемой деятельности, перекладывать ее на других участников. Наблюдаемое нами преимущество спортсменов с ПОДА в показателях самообвинения (2,20 против 4,53 балла при р≤0,01) обусловлено тем, что занятия адаптивным спортом в сочетании с переживанием и понимание жизненной ситуации инвалидности создают условия для формирования у спортсменов адекватного понимания и принятия своей роли и своей ответственности за то, что было, происходит и может произойти с ним в жизни, в том числе и в спортивной деятельности.

Таблица 3

Показатели смысложизненных ориентаций у здоровых спортсменов и спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата, Х±σ

Виды СЖО

Показатели СЖО, баллы

р

Группы испытуемых

Спортсмены с ПОДА, n=15

Здоровые спортсмены, n=17

Цели в жизни

36,80±3,10

32,41±6,51*

≤0,05

Интерес к жизни

32,27±2,49

32,53±4,49

≥0,05

Локус контроля – Я

24,40±1,68

21,76±3,33**

≤0,01

Локус контроля Жизнь

32,20±3,03

31,82±5,18

≥0,05

Общий СЖО

125,7±5,50

118,53±16,86

≥0,05

На основе показателей критериев самоотношения были сформированы три интегральных фактора: самоуважение, аутосимпатия и внутренняя самоустроенность.

В фактор «самоуважение» объединены следующие характеристики: «открытость» (внутренняя честность), «самоуверенность», «саморуководство» и «отраженное самоотношение»; в фактор «аутосимпатия» – «самоценность», «самопринятие» и «самопривязанность»; в фактор «внутренняя неустроенность» – «внутренняя конфликтность» и «самообвинение». Установлено, что спортсмены с ПОДА отличаются более высоким показателем «самоуважения» (37,67 против 29,82 балла при р≤0,01). Это говорит об их позитивном отношении к образу своего Я на рациональном уровне, обусловленном знанием присущих им позитивных личностных качеств.

Спортсмены с ПОДА отличаются более высоким показателем «аутосимпатии» (28,93 против 24,88 балла при р≤0,01). Они характеризуются безусловным позитивным эмоционально-ценностным отношением к себе, невзирая на присущие им недостатки. Для спортсменов с ПОДА характерны относительно низкие показатели «внутренней неустроенности» (5,40 против 9,59 балла при р≤0,01). Это говорит об их в целом позитивном отношении к себе, о высоком уровне развития способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

В таблице 3 приведены показатели смысложизненных ориентаций (СЖО) у здоровых спортсменов и спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата.

Установлено, что спортсмены с ПОДА имеют существенное преимущество перед здоровыми спортсменами в таких показателях СЖО, как «цели в жизни» (36,8 против 32,41 балла при р≤0,05) и «локус контроля – Я» (24,40 против 21,76 балла при р≤0,01).

Известно, что показатель «цели в жизни» свидетельствует о целевой направленности жизни, конкретике в видении личностью своего будущего. Показатель «локус контроля – Я» характеризует человека как волевую личность, вектор жизненного пути которого совпадает с его амбициями. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что спортсмены с ПОДА отличаются от здоровых спортсменов более ясным и осознанным пониманием возможных жизненных перспектив, исполнение которых зависит от них самих. Мы объясняем данный факт тем, что единственным источником формирования целей и смыслов жизни для этой категории спортсменов служит адаптивный спорт. Спортивная жизнь для здоровых людей не является всеобъемлющим источником целей в жизни. Здоровый спортсмен объективно имеет больше возможностей, большую вариативность источников смыслов жизни, подсознательно перераспределяя целевую наполненность жизни в различные сферы.

Результаты исследования, представленные в таблице 4, свидетельствуют о существенных различиях в показателях уверенности между здоровыми спортсменами и спортсменами с ПОДА. У спортсменов с ПОДА ниже показатели социальной инициативы (22,27 против 24,94 балла при р≤0,05) и уверенности в себе (22,73 против 32,00 балла при р≤0,01). Из-за этого у них наблюдаются и низкие показатели уверенности в целом (67,53 против 80,53 балла при р≤0,01).

Показатель «уверенность в себе» свидетельствуют о признании человеком наличия у себя высокого уровня развития способностей, что обусловливает его стремление к смелым и активным действиям, направленным на осуществление намеченных планов в жизни.

Таблица 4

Показатели уверенности у здоровых спортсменов и спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата, баллы (Х±σ)

Виды уверенности

Показатели уверенности, баллы

р

Группы испытуемых

Спортсмены с ПОДА, n=15

Здоровые спортсмены, n=17

Социальная инициатива

22,27±3,17

24,94±4,65

≤0,05

Социальная смелость

22,53±6,21

23,59±4,77

≥0,05

Уверенность в себе

22,73±5,11

32,00±3,54

≤0,01

Уверенность в целом

67,53±12,33

80,53±9,57

≤0,01

«Уверенность в себе в целом» рассматривается как интегральный показатель всех характеристик уверенности. Высокий уровень по этому показателю присущ человеку, самостоятельному и активному в сфере социальных взаимоотношений; способному в условиях дефицита времени принять правильное решение; обладающему высоким уровнем развития коммуникативных способностей. Уверенная в себе личность эмоционально готова к пластичной самокритике, что обусловливает способность творчески подходить к решению жизненных проблем в различных сферах деятельности.

Относительно низкие показатели уверенности в себе, наблюдаемые нами у спортсменов с ПОДА, обусловлены осознанием и переживанием существования инвалидности, огранивающими возможности к осуществлению различных видов деятельности, в том числе и спортивной, определяющими относительно низкий уровень жизненных достижений, в том числе и соревновательных результатов.

Заключение

Завершая обзор результатов экспериментального исследования, можно заключить, что спортсмены с ПОДА отличаются от здоровых спортсменов относительно низкими показателями самооценки своей внешности и своего реального Я в целом. У них, по сравнению со здоровыми спортсменами, наблюдаются высокие показатели открытости, самоуверенности, самоценности и отраженного самоотношения. Наряду с этим их отличает низкий уровень конфликтности. В целом это говорит об их позитивном отношении к образу своего Я на рациональном уровне, обусловленном знанием присущих им позитивных личностных качеств (самоуважение). Они характеризуются безусловным позитивным эмоционально-ценностным отношением к образу Я, невзирая на присущие им недостатки (аутосимпатия). Для них характерны относительно низкие показатели «внутренней неустроенности», что говорит об их в целом позитивном отношении к себе, о высоком уровне развития способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Они отличаются от здоровых спортсменов более ясным и осознанным пониманием возможных жизненных перспектив, исполнение которых зависит от них самих. У спортсменов с ПОДА ниже показатели социальной инициативы и уверенности в себе. Из-за этого у них наблюдаются и низкие показатели уверенности в целом.


Библиографическая ссылка

Драндров Г.Л., Сюкиев Д.Н., Каруев Б.Н. ОСОБЕННОСТИ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У СПОРТСМЕНОВ С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 10-2. – С. 281-286;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39382 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674