Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КОНСТРУКТ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Кондрашова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»
Понятие качества дошкольного образования менялось со временем и до сих пор претерпевает изменения, продолжая оставаться дискуссионным вопросом. Современные работы, связанные с дошкольным образованием, разработкой и оценкой качества дошкольного учреждения, сводятся к тому, что современное дошкольное образование представляет собой сложное комплексное понятие. Как показывают проведенные ранее исследования, прослеживается связь между качественным дошкольным образованием и получением образования ребенком в дальнейшем: если ребенок получил качественное дошкольное образование, то это является залогом успешного обучения в будущем и сокращает проблемы обучения. В большой части публикаций указано, что качество дошкольного образования сложно поддается оценке и что нет единого инструментария и мнений по применению единственно верного инструментария. Во многих публикациях, касающихся качества оценивания ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), отражен «нестандартный» характер данного стандарта, в котором задаются лишь целевые ориентиры, при этом и результаты, и ребенок не могут быть объектом оценки. В данной работе представлены как различные варианты определения понятия качества, так и основные факторы, оказывающие влияние на качество дошкольного образования в России.
качество дошкольного образования
индикаторы качества дошкольного образования
ФГОС ДО
1. Дианова Н.Ф. Из истории становления и развития дошкольного образования в России // Система ценностей современного общества. 2012. № 41. С. 121–125.
2. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Санкт-Петербург, 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google.com/site/kdoappo32156987/konfe rencii/mezdunarodnaa-naucno-prakticeskaa-konferencia-detskij-sad-budusego-ocenka-kacestva-v-sootvetstvii-s-fgos-doskolnogo-obrazovania (дата обращения: 04.05.2022).
3. Борисова С.П. Современное дошкольное образование за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. С. 132–137.
4. Ширяева М.В. Характерные черты дошкольного образования в России и за рубежом // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / ред. кол.: О.Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 205–206.
5. Heckman J., Lochner L., Smith J., Taber C. The Effects of Government Policy on Human Capital Investment and Wage Inequality. Chicago Policy Rev. 1997. Vol. 1. No. 2. P. 1–40.
6. Philpott D. New research shows quality early childhood education reduces need for later special ed. [Электронный ресурс]. URL: Theconversation.com (дата обращения: 24.09.2022).
7. Баркер В. Влияние дошкольного образования на детское развитие: результаты лонгитюдного исследования «Условия эффективного дошкольного, начального и среднего образования» // Современное дошкольное образование. 2015. № 7. С. 28–36.
8. Асмолов А.Г. Стандарт – это норма необходимого разнообразия // Современное дошкольное образование. 2013. № 5 (37). С. 14–18.
9. Слепцова И. Оценка качества дошкольного образования в условиях вариативности // Управление ДОО. 2018. № 10. С. 13–20.
10. Абанкина И.В., Бочавер А.А., Вавилова А.А., Кравченко И.А., Михайлова (Козьмина) Я.Я., Нисская А.К., Поливанова К.Н., Родина Н.В., Филатова Л.М., Шабанова Е.Ю. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России / Под общ. ред.: И.В. Абанкина, К.Н. Поливанова, И.Д. Фрумин; науч. ред.: Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. 342 c.
11. Федина Н.В. Единая рамочная Концепция. «Институт стратегических исследований в образовании». [Электронный ресурс]. URL: https://flajok.okis.ru/files/1/3/2/1328/fgos/Edin_consept_DO.pdf (дата обращения: 27.07.2021).
12. Дрягина И.С. Внутренняя система оценки качества образования в детском саду // Сборник статей «Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения». 2017. С. 22–25.
13. Селиверстова И.В. Оценка деятельности педагогов детских садов родителями дошкольников как элемент оценки качества дошкольного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2009. № 3 (33). С. 308–313.
14. Камаева Л.Н. Мониторинг качества образования в дошкольной образовательной организации // II Международная научно-практическая конференция «Культурогенезные функции дошкольного и специального образования: развитие инновационных моделей» (Чебоксары, 23 марта 2015 г.). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2015. С. 109–111.
15. Гогоберидзе А.Г. Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования // Человек и образование. 2012. № 4. С. 81–85.
16. Никитина Т.А. Педагогический мониторинг качества организации образовательной деятельности ДОУ // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3. С. 43–46.
17. Абанкина И.В. Векторы развития дошкольного образования // Образовательная политика. 2015. № 1 (67). С. 26–38.
18. Александрова О.А., Ненахова Ю.С. Перемены в дошкольном образовании: туда ли идет Россия? // Народонаселение. 2015. № 1. С. 95–107.
19. Бгуашев А.Б., Карягина Н.В., Гунажоков И.К., Иоакимиди Ю.А. Проблемы инклюзивного образования в педагогической практике // Вестник АГУ. 2019. Выпуск 2 (238). С. 22–28.

Несмотря на то, что уже в начале XVIII в. образование было одним из направлений реформ Петра I, дошкольное образование в России развивалось медленно. Дошкольное воспитание первоначально не выделялось как самостоятельное. Первый воспитательный дом, в котором содержались дети в возрасте от 2 до 14 лет, был открыт в 1793 г. Число таких домов росло, но государство выделяло незначительные суммы на их содержание. Можно говорить о том, что развитие системы образования началось в России в 1802 г., после того как было создано Министерство народного просвещения. В первой половине XIX в. появляются авторы, работы которых можно отнести к педагогике, в частности к дошкольной педагогике: среди них В.Г. Белинский, который обратился к возрастной периодизации (младенчество – до 3 лет, детство 3–7 лет, отрочество 7–14 лет), А.И. Герцен, являющийся сторонником семейного воспитания, и др.

Хотя детские сады начали открываться в 1860-е гг., они являлись частными и платными. Сады работали в основном по системе Фребеля: основная задача таких садов (в отличие от детских приютов) заключалась в обучении и воспитании детей. Уже в начале XX в. стали открываться сады при фабриках, народные сады. Они возникали в тех городах, где большое количество населения было задействовано в производстве. Перед революцией в России существовало около 250 платных садов и 30 бесплатных [1]. В 1918 г. определили основной тип дошкольного учреждения, время пребывания в котором составляло 6 часов в день. После 1920 г. сады начали переходить на 11–12-часовой режим. Однако лишь в 1937 г. была предпринята попытка разработать первую программу дошкольного учреждения. В развитие деятельности дошкольной педагогики и образования вмешалась война, однако в 1944 г. было принято новое улучшенное руководство для воспитателей, где виды деятельности детей шли в соответствии с возрастными группами. В 1983 г. был принят Закон об образовании. Вопросы определения качества дошкольного образования на государственном уровне в России возникали несколько раз в течение последних десятилетий. В 1989 г. в «Концепции дошкольного воспитания» было обозначено несколько основных принципов качества дошкольного воспитания, точнее его ориентиры. К этим принципам относились: гуманизация, в основе которой лежали любовь к Родине и семье, а также воспитание гуманистической личности, развитие ребенка в соответствии с его способностями и возможностями, сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие мышления и речи и др. Далее, в середине 1990-х гг. Министерством образования был предложен временный стандарт дошкольного образования (приказ МО РФ от 22.08.96, № 448). В этом стандарте были сформулированы требования к условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду, в том числе были отражены психолого-педагогические условия, рассматривалось взаимодействие «взрослый – ребенок», уделялось внимание среде дошкольного образовательного учреждения. Официального принятия этого стандарта не последовало. Однако возросло количество дискуссий и предложений по различным подходам к управлению образовательными учреждениями дошкольного образования [2]. Особое внимание, как на основные факторы, влияющие на развитие дошкольного образования, было обращено на кадровое обеспечение, финансирование дошкольного учреждения, методическое и материальное обеспечение образовательного процесса, создание предметно-развивающей среды и т.д.

Следует отметить, что исторически сложилось так, что в России в основном государственный сектор оказывает услуги дошкольного образования. В 2013 г. был создан федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), и произошел переход дошкольного образования к работе по новым образовательным стандартам. Дошкольное образование начинает рассматриваться как первая ступень образовательного процесса. Прослеживается связь между принятым ФГОС ДО и конвенцией ООН о правах ребенка, где период детства признается самоценным.

Системы образования в разных странах, в том числе и дошкольного образования, отличаются своеобразностью и зависят от исторически сложившихся культурных традиций и менталитета [3], они отличаются разнообразием – от создания «детских заповедников» во Франции для детей от 2 до 4 лет, в детских парках, где природа предоставлена в распоряжение детей [4], до популярной идеи «свободного воспитания» в американской системе дошкольного образования.

После того, как дошкольное образование вошло в единую образовательную сеть, можно правомерно считать его первой ступенью образования, результаты которого влияют на все последующие этапы обучения [5–7].

Основные приоритеты, отражающие социализацию, развитие ребенка, поддержку детской инициативы, определение условий благополучного развития умственных и физических способностей ребенка, связаны с основными ориентирами, заданными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В основе Стандарта содержатся три группы требований: к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, к условиям ее реализации и результатам освоения (ФГОС ДО, 2013). Основываясь на образовательной программе дошкольного учреждения, качество дошкольного образования можно определять как степень соответствия: соответствует ли фактическая образовательная программа и условия (в том числе психолого-педагогические) и результаты программы требованиям, которые установлены в программе. Во ФГОС ДО выделено пять направлений развития ребенка: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Во многих публикациях, касающихся качества оценивания ФГОС, отражен «нестандартный» характер ФГОС ДО, в котором задаются лишь целевые ориентиры, при этом и результаты, и ребенок не могут быть объектом оценки [8, 9]. ФГОС дошкольного образования в отличие от других образовательных стандартов не является базой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. При освоении образовательных программ в дошкольной организации не проводятся промежуточные аттестации и итоговая аттестация обучающихся.

По мнению А.Г. Асмолова [8], ФГОС ДО содержит идею вариативности дошкольного образования, что является одной из основных ценностей данного Стандарта. Для данного возрастного периода (периода дошкольного детства) поддержка разнообразия, выраженная через вариативность образовательных отношений субъектов и возможности их выбора, является одним из основных положений Стандарта.

Когда мы говорим об основном участнике образовательного процесса, ребенке, то приоритетным для него является интересное времяпрепровождение, занятия в увлекательной игровой форме. В последнее время актуальными становятся работы о благополучии детей, которое рассматривается как комплексный конструкт. Однако единого представления о характеристиках, по которым оценивается благополучие детей, пока нет [10].

В настоящее время не существует единых подходов, предлагаемых для оценки качества дошкольного образования, или же единых подходов для проведения мониторингов качества дошкольного образования, и можно говорить об ограниченности процесса стандартизации дошкольного образования в России. Мнений о том, что представляет собой качество и как его оценить, очень много. Цель данной работы – представить как различные варианты определения понятия качества, в том числе качества дошкольного образования, так и основные факторы, оказывающие влияние на качество дошкольного образования в России.

Материалы и методы исследования

К понятию качества можно обратиться, используя как философскую, так и его производственную трактовку. Так, например, в философии качество рассматривается как нечто целостное, представленное совокупностью свойств, а не как отдельное свойство или свойства объекта. «Борьба за качество – это не стремление к тому, чтобы объект стал лучше, а к тому, чтобы он стал самим собой по внутренней сути» [11].

Можно обратиться и к производственной трактовке качества, а такую трактовку можно применять, если полагать что образовательное учреждение оказывает услугу и результатом является производство определенного «продукта» на выходе из образовательного учреждения. В производственной трактовке в качестве продукции обычно выделяют наличие некоторых определенных свойств этой продукции, а также их ценность с позиции потребителя.

Если обращаться именно к понятию «качество образования», то мы сталкиваемся с огромным количеством дискуссий, как определять его и можно ли оценить это качество или измерить [11–13].

По мнению Л.Н. Камаевой, качество дошкольного образования представляет собой системное понятие, охватывающее все аспекты деятельности детского сада и связанное с оцениванием и сравнительным анализом эффективности работы образовательного учреждения [14].

Некоторые авторы рассматривают понятие «качество дошкольного образования» как его «способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь родителей) и соответствующего государственным нормативам» [15].

Качество дошкольного образования также определяют как «комплексную характеристику, выражающую степень соответствия дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования» [16].

Результаты исследования и их обсуждение

Несмотря на большое количество различных критериев оценки качества дошкольного образования, в настоящее время не существует единых подходов, предлагаемых для оценки качества или же единых подходов для проведения мониторинга качества дошкольного образования в России. Ознакомившись с различными работами по теме дошкольного образования, выделим факторы, которые можно считать основными, влияющими на качество дошкольного образования в России.

Как считает И.В. Абанкина [17], некоторое время фокус был обращен на обеспечение доступности дошкольного образования. Проблема нехватки мест в детских садах существовала достаточно давно и долго, активно обсуждалась экспертами и обществом как одна из основных проблем дошкольных учреждений. Сегодня ситуация изменилась: «Совершенно по-новому стоит сегодня в России проблема качества дошкольного образования. Если несколько десятилетий назад основной проблемой был охват дошкольным образованием, то сегодня качество – это обеспечение широкого выбора услуг, отвечающих все более разнообразным образовательным запросам семей с детьми» [10].

Основываясь на данных «Мониторинга эффективности школы. Дошкольное образование: доступность и качество. 2019», проведенного Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, можно заметить следующие важные особенности. По данным на 31.08.2018 Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) охват детей в возрасте 1–6 лет дошкольным образованием составил 66,5 %. Наибольшая посещаемость детьми детских садов приходится на возраст от 3 до 6 лет. Численность детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, приходящихся на сто мест, превышала в последние годы сто детей во всех федеральных округах. Например, в Северо-Кавказском федеральном округе в 2017 г. численность воспитанников, приходящихся на сто мест, составляла 115,5 чел., а в Центральном федеральном округе – 102,4 чел.

По данным мониторинга в большинстве субъектов можно говорить о переполненности детских садов и необходимости расширения площадей. Таким образом можно заметить, что при стремлении обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования возникли ситуации переполненности групп (как следствие, повышение заболеваемости в саду), нехватки площадей, необходимости капитального ремонта больших площадей дошкольных образовательных организаций, – все эти факторы оказывают непосредственное влияние на качество образования. Однако стоит отметить, что в некоторых регионах сады, напротив, не укомплектованы полностью. Так, например, в Тульской области численность воспитанников, приходящихся на 100 чел., составила 90,7 детей, в Республике Карелия – 94,6 детей. Учитывая, что условия содержания детей оказывают непосредственное влияние на качество дошкольного образования, стоит отметить, что, по последним опубликованным данным, 7,3 % дошкольных образовательных организаций в России требовали капитального ремонта. Этот показатель является усредненным по всем федеральным округам. В ряде субъектов (таких как Республика Северная Осетия – Алания, Республика Дагестан) более трети дошкольных образовательных организаций требуют капитального ремонта. Одной из проблем продолжает являться сохранение доступности дошкольного образования.

Так как ограниченная доступность детских садов напрямую влияет на рождаемость, которая является одним из важнейших демографических показателей [10], то необходимо предоставлять возможность стопроцентной доступности детских садов не только начиная с возраста 3 лет, но и увеличить количество групп для детей в возрасте с 1,5 до 3 лет, что требует дополнительных расходов как на создание площадей, так и на содержание дополнительного штата работников дошкольных учреждений.

Несмотря на то, что сейчас процент охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием возрос и детские сады стали более доступными, необходимо учитывать, что большое количество садов находятся в аварийном состоянии, а это в свою очередь может привести к их закрытию и чрезмерной нагрузке на близлежащие детские сады. Таким образом, возникает необходимость поддерживать фонд помещений для детских садов, проводить в них требуемый ремонт, расширять площадь помещений посредством возведения новых современных зданий, учитывая современные образовательные технологии и подходы. Также нужно учитывать и пространственную близость учреждений к месту проживания детей дошкольного возраста и образовательные потребности контингента.

Следует отметить, что государство заинтересовано в выходе женщин на работу, так как по исследованиям длительное пребывание женщины в отпуске по уходу за ребенком отражается на ВВП [10]. Очевидно, что родители будут стремиться отдавать детей в сад при наличии такой возможности (как, например, наличие мест в саду) и при предоставлении хороших качественных условий, который детский сад может обеспечить. В обеспечение доступности дошкольного образования для детей вносят свой вклад также негосударственные формы дошкольного образования. Однако процент частных детских садов составляет менее 2 % в настоящее время.

Когда мы говорим о качестве оказываемых услуг, возникает вопрос о кадровом потенциале, так как квалификация и черты педагога непосредственно влияют на качество дошкольного образования. Профессионализм воспитателя, когда он оценивается низко со стороны родителей, оказывается непосредственной причиной отказа родителей от услуг конкретного детского сада [13]. Однако стремление к привлечению высококвалифицированных кадров иногда носит лишь формальный характер. Как, например, отношение к эффективному контракту в среде дошкольного образования. Так, введение контракта должно было повысить эффективность работы в социальной сфере, но порой эта задача выполняется формально, что связано, скорее всего, с тем, что очень сложно ввести единую систему целевых показателей эффективности работы, которая была бы понятна сотрудникам организации и имела основания.

Как уже было отмечено ранее, доступность дошкольного образования в последнее время достигается за счет переполненности групп, что создает дополнительную нагрузку на воспитателей и отражается на качестве дошкольного образования. На качество оказываемых услуг также может влиять увеличение нагрузки, приходящейся на одного педагога. За последние несколько лет узкие специалисты в дошкольных организациях были переведены на частичную занятость в целях экономии, также наблюдалось сокращение штата узких специалистов, что может негативно сказываться на уровне качества дошкольного образования [18].

В то время как возрастает необходимость в квалифицированных кадрах для работы с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ, также необходимо создавать благоприятные условия для таких детей повсеместно, осуществление этого в каждом детском саду требует больших вложений. Наблюдается ежегодное увеличение доли детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которые являются воспитанниками дошкольных организаций, что может быть подтверждением улучшения условий дошкольных организаций для детей с особенностями здоровья. По данным министерства здравоохранения Российской Федерации, в стране насчитывается около 4,5 % детей (от общего числа), относящихся к категории лиц с ОВЗ. Детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3–5 %. В последнее время создание условий для предоставления детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях, является одним из приоритетных направлений [19].

Заключение

Среди основных факторов, влияющих на качество дошкольного образования, были выделены следующие: доступность дошкольного образования; фонд помещений для детских садов; пространственная близость учреждений к месту проживания детей дошкольного возраста; кадровый потенциал; условия для предоставления детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию.

Понятие качества дошкольного образования менялось со временем и до сих пор претерпевает изменения, продолжая оставаться дискуссионным вопросом.


Библиографическая ссылка

Кондрашова Е.В. КОНСТРУКТ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 219-223;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39336 (дата обращения: 08.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674