Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ СИМУЛЯЦИИ

Палаткина Г.В. 1 Дубченкова Н.О. 1
1 ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС России"
В статье, при теоретическом исследовании, делается акцент на сензитивности дошкольного возраста, выступающего как наиболее благоприятный период для развития позитивно-ориентированной личности подрастающего поколения и формирования у него определенного набора лидерских качеств. В статье описывается актуальность развития лидерских качеств начиная уже с дошкольного возраста. Дается четкое определение понятию «лидерство». Конкретизирован ряд лидерских качеств, на которых необходимо делать педагогический акцент для целостного развития личности старших дошкольников. При описании теоретического исследования отмечается, что на сегодняшний день в рамках предметно-игровой среды дошкольной образовательной организации педагогами применяются современные педагогические технологии, к которым также относится симуляционная игра, и основной целью их применения является развитие лидерских качеств. При этом становится более заметно, что процесс социализации личности ребенка протекает более успешно. В статье отмечается, что проблема развития лидерских качеств у старших дошкольников в современном воспитательном процессе очень актуальна. Поэтому дается описание особенностей лидерства в старшем дошкольном возрасте как группового явления. Авторы уделяют особое внимание средствам игровой симуляции, расширяющим предметно-игровую среду и позволяющим раскрыть содержание игровой деятельности. Описаны особенности организации игровой деятельности, педагогические возможности сделать ее более насыщенной, запоминающейся, яркой и эмоциональной, при развитии лидерских качеств старших дошкольников. В данной статье рассмотрены факторы, под влиянием которых происходит развитие лидерских качеств у старших дошкольников. В достаточной мере описаны педагогические условия, способствующие развитию лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста средствами игровой симуляции.
лидер-дошкольник
лидерство
лидерские качества
личность
старший дошкольный возраст
средства
педагогические условия
игровая симуляция
средства игровой симуляции
1. Антопольская Т.А., Обухова Е.А. Психологическое обеспечение развития лидерских качеств у старших дошкольников в условиях дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей в России: историческое наследие и современные проблемы. 2018. С. 308–312.
2. Исабаева А.С., Нурханова Г.Б., Садыкова А.А. Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств у дошкольников // Научно-практические исследования. 2019. № 8–3. С. 89–93.
3. Лукьянова В.В. Педагогические условия развития лидерских качеств у детей дошкольного возраста // Научная компетентность молодых ученых: идеи, перспективы, направления. 2020. С. 117–121.
4. Палаткина Г.В., Пятин В.А. Проблемы современной этнической педагогики. Астрахань: Астраханский государственный педагогический университет, 2000. 120 с.
5. Коренякина Т.Н., Давыдова М.С., Дубченкова Н.О., Лупанова Е.Е. Психолого-педагогическое осмысление специфики процесса развития познавательной активности дошкольников // Гуманитарные исследования. 2016. № 4 (60). С. 113–119.
6. Дубченкова Н.О., Палаткина Г.В. Формирование лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 2. С. 196–200. DOI: 10.17513/snt.39057.
7. Глубоцкая Е.В. Развитие лидерских способностей как фактор позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста // Гаудеамус. 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 84–89.
8. Карпова С.И., Савенкова Т.Д. Развитие лидерских способностей у детей старшего дошкольного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2020. № 4. С. 55–61.
9. Савенкова Т.Д., Карпова С.И. К вопросу о развитии лидерства у детей в старшем дошкольном возрасте // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 8. С. 100–105.
10. Трусова О.А., Нугаева О.Г. Акторы и условия формирования лидерских качеств у детей // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. 2011. С. 266–268.
11. Почекунина Е.И., Лаврентьева Н.Г. Формирование лидерских качеств старших дошкольников в процессе детского самоуправления // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. 2020. С. 164–169.
12. Куличкина А.А., Николаева А.В. Развитие лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной деятельности // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. 2018. С. 67–69.
13. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: равные возможности и равные права // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (97). С. 32–36.
14. Осипова Н.А., Василихина О.А., Боровая Н.Н. Формирование предпосылок лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста в коллективной спортивно-игровой деятельности // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. 2013. С. 172–173.
15. Залевская А.Г. Педагогические условия развития лидерской устремленности как самоценной формы активности ребенка-дошкольника. М., 1999.

Компьютеризация окружающей среды, излишнее увлечение гаджетами ведут к снижению активности личности, гиподинамии детей. Одним из важнейших и современных условий педагогической деятельности выступает становление личности ребенка и его внутренней позиции. Старший дошкольный возраст является наиболее важным возрастным периодом, в котором закладывается фактическое первоначальное всестороннее развитие гармоничной личности. Педагог (воспитатель) является ключевой фигурой организации воспитательной работы в образовательном учреждении. Его деятельность регламентируется нормативными документами в области образовательной политики государства и охватывает широкий спектр направлений. Именно педагог (воспитатель) оказывает помощь старшим дошкольникам в организации деятельности ребенка, а также в выстраивании иерархии их собственных мотивов и ценностей [1]. При правильно организованной педагогом помощи у старших дошкольников наблюдается проявление социальной активности, происходит формирование все более устойчивого личностного реагирования. В современном обществе проявляется бесспорный интерес при изучении проблемы лидерства с точки зрения приобретенного ребенком умения влиять на окружающих и целенаправленно активизировать их в деятельности. Поэтому считаем, что необходимо выделение и соблюдение ряда педагогических условий развития лидерских качеств старших дошкольников средствами игровой симуляции.

Целью исследования является изучение педагогических условий развития лидерских качеств старших дошкольников средствами игровой симуляции.

Материалы и методы исследования

В соответствии с поставленной целью в ходе нашего исследования нами были применены следующие методы изучения педагогических условий развития лидерских качеств старших дошкольников:

− интерпретативный, заключающийся в рассмотрении работ ученых с проведением последующего анализа научно-методической литературы по вопросам лидерства и развития лидерских качеств старших дошкольников, успешной самоорганизации и самореализации в групповой деятельности посредством игровой симуляции;

− структурно-функциональный, реализованный в процессе изучения и выявления основных факторов, под влиянием которых происходит развитие лидерских качеств у старших дошкольников, а также были изучены особенности организации симуляционной игры, описанной нами как одно из средств развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста;

− компаративный, был использован при проведении сравнительного анализа аспектов реализации педагогических условий развития лидерских качеств старших дошкольников в процессе игровой симуляции.

Значительной проблемой детской педагогики и психологии выступает изучение феномена лидерства, а также особенностей, при которых наблюдается яркое проявление лидерских качеств в старшем дошкольном возрасте. «Лидерство – это групповой, динамический феномен, который может возникнуть только при живом контакте с социальной средой» [1]. Само проявление лидерских качеств есть не что иное, как система отношений в детском коллективе. Мы предположили, что развитие лидерских качеств старших дошкольников будет более эффективно при рассмотрении их в групповом контексте и использовании в работе со старшими дошкольниками игровой симуляции.

В рамках игровой симуляции наблюдается ярко выраженная активность личности, проявляющаяся в умении влиять на других людей, которая приобретает особую значимость уже в старшем дошкольном возрасте. Педагогами (воспитателями) уделяется особое внимание становлению у старших дошкольников таких лидерских качеств, как активность, инициативность, способность к самоорганизации, самостоятельность, а также эффективное взаимодействие со сверстниками в детском коллективе. Все это становится реальным при соблюдении ряда педагогических условий, которые оказывают влияние на развитие у ребенка лидерских качеств средствами игровой симуляции.

С учетом вышеизложенного нами сделан вывод о том, что процесс становления активной личности ребенка и развития лидерских качеств в старшем дошкольном возрасте будет протекать более успешно при создании оптимальных условий, позволяющих в комфортной предметно-игровой среде старшим дошкольникам в достаточно результативной форме овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в области лидерства и лидерских качеств. В результате мы убедились в том, что педагогу необходимо заранее создавать специальные условия, способствующие развитию лидерских качеств у старших дошкольников, используя игровую симуляцию. Рассмотрим для начала определение понятия «педагогические условия».

В педагогике педагогические условия, а также различные аспекты этого феномена были рассмотрены А.С. Исабаевой, Г.Б. Нурхановой, А.А. Садыковой [2]. Данные авторы рассматривают педагогические условия как «обстоятельства, сказывающиеся на результатах деятельности» [2]. Наиболее полное и точное, по нашему мнению, определение педагогических условий было сформулировано В.В. Лукьяновой. Она рассматривает педагогические условия с точки зрения «конкретной обстановки или обстоятельств, которые педагог специально создает с целью оказания систематической помощи при саморазвитии и профессиональном совершенствовании личности ребенка, в меру его сил и ее социальному идеалу» [3]. Опираясь на это определение, можно четко проследить ключевую роль педагога (воспитателя).

На основании проведенного анализа представленных выше определений нами было сформулировано собственное определение педагогических условий развития лидерских качеств старших дошкольников – это направление деятельности воспитанников под четким контролем со стороны воспитателей, способствующее благоприятному протеканию процесса воспитания и обеспечивающее успешность в реализации поставленных целей конкретной деятельности, при этом у детей старшего дошкольного возраста вырабатывается высокий лидерский потенциал [4].

Прежде чем приступить к рассмотрению педагогических условий развития лидерских качеств, нами было обращено внимание на ряд факторов, под влиянием которых происходит развитие лидерских качеств у старших дошкольников.

Существует ряд факторов, оказывающих влияние на развитие лидерства у дошкольников, к ним относятся: наследственность, воспитание и окружающая среда. На первую позицию выносятся наследуемые качества, которые по-другому можно считать врожденными или природными особенностями ребенка, определяющие стиль взаимодействия дошкольника со сверстниками в детском коллективе.

Во вторую очередь отводится внимание средствам и методам воспитания. Здесь важное значение приобретает процесс социализации, заключающийся в общении и взаимодействии как со сверстниками, так и с взрослыми, ведь именно человеческое общение в полной мере способно обеспечить ребенку социальное, духовное, а также психическое развитие. Наличие разнообразных средств и методов воспитания позволяет дошкольникам понять свою силу и почувствовать свою значимость, развивается способность к корректировке внешнего мира согласно своим потребностям. Осуществление такой корректировки наилучшим способом протекает в процессе воспитания, который можно рассматривать как основной путь формирования личности старших дошкольников.

Среда, организующая реальную деятельность ребенка, относится к третьему фактору, оказывающему влияние на развитие лидерства у дошкольников, а также существенно влияет на развитие у них лидерских качеств. К условиям среды можно отнести следующие внешние условия: социальные, школьные и семейные, а также географические. В работе Т.Н. Коренякиной, М.С. Давыдовой отмечается, что влияние наследственности, средств и методов воспитания, а также среды может дать отрицательный эффект при развитии личности ребенка, поэтому сформированные под влиянием этих факторов качества зачастую нуждаются в корректировке [5].

Таким образом, нами констатируется определенная взаимосвязь между факторами развития личности и набором лидерских качеств, необходимых детям старшего дошкольного возраста. Формирование личности, происходящее под влиянием представленных выше факторов на этапе старшего дошкольного возраста, делает данный возрастной период сензитивным для развития лидерских качеств [6].

Развитие лидерских качеств, указывает Е.В. Глубоцкая, – это процесс формирования активной жизненной позиции, развитие способности к оказанию положительного влияния на окружающих, превращая их в союзников, а также способности объединять усилия для достижения социально значимых идей [7].

Мы считаем, что процесс развития лидерских качеств является сложным и трудоемким аспектом, так как требует объединения усилий всех субъектов этого процесса, при точном определении роли и места каждого в процессе деятельности, с целью целостного становления личности старших дошкольников [8].

Педагогом (воспитателем) должен осуществляться серьезный подход к определению каждого условия развития лидерских качеств старших дошкольников средствами симуляционных игр при организации воспитательного процесса, на основании значимости конкретного условия и его соответствия формам работы с конкретной группой детей [9]. Снижение интереса к деятельности у старших дошкольников может быть спровоцировано случайным или формальным выбором педагогических условий, и результатом этого может быть проявление равнодушия, безучастия, сказывающееся на всем воспитательном процессе и процессе развития лидерских качеств.

Далее мы предлагаем рассмотреть основные педагогические условия, при реализации которых процесс развития лидерских качеств старших дошкольников средствами игровой симуляции будет более эффективен:

1. Синкритивность средств визуализации при создании образовательного ландшафта при развитии лидерских качеств старшего дошкольника.

Развитие у старших дошкольников лидерских качеств должно протекать при создании оптимального образовательного ландшафта, включающего синкритивность средств визуализации. В свою очередь, средства визуализации определяют роль лидера в малой группе, которая заключается:

− в выработке управленческих и организаторских качеств лидера;

− в сплочении ее участников при выборе направления их деятельности;

− в выработке умений сформирования и сплочения группы;

− в определении и формулировке основной цели деятельности, постановки необходимых задач перед группой [10].

От педагога при синкритивности средств визуализации требуется помощь по опредмечиванию словесного общения, контроль полноты полученных знаний и их усвоения. Также на педагога возлагается ответственность за развитие воображения и фантазии у старших дошкольников при создании образовательного ландшафта. Применяемые средства визуализации помогают педагогу (воспитателю) при выявлении характера индивидуального восприятия и переработке наглядной информации, а также помогают сделать образовательный ландшафт при использовании игровой симуляции наиболее примечательным и действенным при развитии лидерских качеств старших дошкольников.

2. Тьюторское сопровождение индивидуальной развивающей траектории на основе учета индивидуальных особенностей и способностей старших дошкольников при развитии их лидерских качеств.

При организации тьюторского сопровождения необходимо проводить учет и последующий анализ окружения лидера. Определение индивидуальной развивающей траектории лидерства предполагает учет индивидуальных особенностей дошкольников, а также определение характера ближайшего окружения. Тьютор должен способствовать разделению по деловым, профессиональным признакам группы дошкольников. Основными критериями тьюторского сопровождения индивидуальной развивающей траектории на основе учета индивидуальных особенностей и способностей старших дошкольников при развитии их лидерских качеств выступает: всеобщий интерес к делу, единомыслие, нравственная устойчивость, взаимопонимание и взаимное доверие, уверенность в правильности выбора [11].

3. Учет реалий современности при создании развивающих ситуаций в симуляционных играх.

Обязательным требованием к личности лидера выступает соответствие реалиям современности при создании развивающих ситуаций, где не только он, но и другие члены коллектива обладают качествами взаимопонимания и поддержки. Настоящий лидер проявляется в процессе симуляционной игры при создании развивающих ситуаций. Их главной задачей становится эффективное решение возникающих проблем иными или, иначе говоря, современными способами, но с учетом реалий современности. В таких ситуациях лидер проявляет инициативу и готов к восприятию инициативы других членов коллектива, обладает определенным набором компетенций, целеустремленностью и дальновидностью, проявляет толерантность по отношению к другим членам коллектива. Лидер – это действительно личность, способная управлять поведением и деятельностью людей в структуре современного воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Симуляционные игры способны оказать практическую помощь не только в процессе развития личности старших дошкольников, персонала компании, но и содействовать успешному внедрению профессиональных стандартов на предприятиях. Особенность симуляционной игры состоит в том, что все участники обязательно проходят этап погружения в смоделированную ситуацию [12]. Выполняя действия, аналогичные тем, которые реализуются в их профессиональной деятельности, они нарабатывают и накапливают опыт решения профессиональных и управленческих задач. Всестороннее изучение студентами вариантов решений, их экономическое обоснование, выявление приемлемых и целесообразных, отсеивание ошибочных, неэффективных позволяет в будущем снизить вероятность их повторения в профессиональной деятельности. Самоанализ поведения и оценка других членов группы, сравнение результатов позволяют сформировать тактику взаимодействия с окружающими в дальнейшем.

4. Включение партисипативных методов в симуляционные игры развития лидерских качеств старшего дошкольника.

Использование симуляционных игр при развитии лидерских качеств старших дошкольников требует включения партисипативных методов, помогающих созданию для ребенка успешных ситуаций, способствующих формированию находчивости и любознательности, смелости и мужества, толерантности и дружелюбия и т.д. Лидер проявляется тогда, когда педагог создает ситуацию, соответствующую условиям формирования предпосылок к лидерству [13]. Партисипативные методы основываются на вовлечении дошкольников в процесс принятия решений, рамках наделения их полномочиями:

− проявляет желание быть капитаном команды в игре;

− проявляет уверенную и осознанную ответственность за дальнейшую деятельность команды;

− готов работать в команде;

− проявляет организаторские способности;

− проявляет доверие и уважение к сверстникам [14].

Получение лидерского опыта является полезным старшим дошкольникам, потому что этот опыт социально ответственного поведения, признания и проживания высокой самооценки помогает в дальнейшем ощутить себя значимым, сильным и компетентным [15].

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное нами теоретическое исследование по проблеме выявления педагогических условий развития лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой симуляции позволяет сделать вывод о том, что воспитателю необходимо серьезно обращать внимание на ребенка, создавать оптимальные условия для реализации своих возможностей, проявления им социальной активности и развития у него лидерских качеств, способствующих определению дошкольником себя как личности и дальнейшей подготовке его к жизни в современном обществе. Дошкольный возраст является ступенью интенсивного роста и всестороннего личностного развития, когда происходит расширение диапазона коллективных действий, жизненные ориентиры и ценностные отношения активно формируются, получает стимул развитие таких качеств личности, способствующих определению поведения дошкольников в жизненных ситуациях, как организованность, целеустремленность, предприимчивость, позитивная направленность. Старшие дошкольники должны самостоятельно проявлять активность при участии в игровой деятельности, чтобы были достигнуты высокие результаты и овладение необходимыми знаниями и навыками протекало эффективно, что способствует развитию самостоятельной личности с определенным набором лидерских качеств.

Выводы

Обобщая вышесказанное, нами были сделаны следующие выводы:

1. Важным критерием становления личности детей старшего дошкольного возраста является процесс развития у них лидерских качеств. Обязательной периодизацией развития старших дошкольников является способность к правильной самооценке и оценке со стороны окружающих, на основании чего старший дошкольник составляет первое положительное представление о своем облике в будущем. Только так у дошкольника предшкольного возраста может сформироваться возможность для критической оценки себя, выявления имеющихся недостатков, соответственно в дальнейшем при помощи воспитателя и родителей, сверстников преодоления их.

2. Существует ряд факторов, оказывающих влияние на развитие лидерства у дошкольников, к ним относятся: наследственность, воспитание и окружающая среда. Формирование личности, происходящее под влиянием представленных выше факторов на этапе старшего дошкольного возраста, делает данный возрастной период сензитивным для развития лидерских качеств

3. Педагогу (воспитателю) необходимо создавать оптимальные условия, помогающие старшему дошкольнику при реализации своих возможностей, проявлении им социальной активности и развитии у него лидерских качеств, способствующих определению дошкольников себя как личности и для подготовки к жизни в свободном обществе.


Библиографическая ссылка

Палаткина Г.В., Дубченкова Н.О. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ СИМУЛЯЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 185-190;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39330 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674