Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

Кучинская Е.В. 1
1 Казачий институт управления и пищевых технологий (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)»
В статье рассматривается проблема подготовки специалистов для атомной отрасли. Предприятия атомной отрасли уделяют особое внимание кадровой составляющей, тем самым диктуя повышенные требования к подготовке специалистов для атомной отрасли. Помимо знаний, умений и навыков в области ядерной физики, атомной энергетики, математики, информатики необходимо наличие у будущих специалистов способности к инвестиционной и предпринимательской деятельности. Экономическое мышление становится одним из условий подготовки конкурентоспособных кадров для атомной отрасли. Экономическое мышление формируется в процессе взаимосвязи компонентов: мотивационного, экономического, деятельностного и личностно-ориентированного. В основе мотивационного компонента лежит стремление к получению знаний в сфере экономики, инновационной и предпринимательской деятельности. В основе экономического компонента заложено экономическое сознание, которое является основой формирования экономического поведения. Экономическое сознание проявляется в экономических эмоциях и чувствах, экономической грамотности, экономическом воспитании. Будущие специалисты атомной отрасли должны уметь корректно ставить задачи по вопросам управления экономической деятельностью и просчитывать последствия принятия решения, за данный процесс отвечает деятельностный компонент экономического мышления. В основе личностно-ориентированного компонента заложено формирование необходимых личностных качеств для успешной профессиональной деятельности в атомной отрасли.
экономическое мышление
мотивационный компонент
экономический компонент
деятельностный компонент
личностно-ориентированный компонент
1. Руденко В.А., Томилин С.А., Василенко Н.П. Основные проблемы организации подготовки специалистов для атомной отрасли в условиях внедрения профессиональных стандартов // Глобальная ядерная безопасность. 2016. № 3. С. 80–87.
2. Хайруллина Э.Р. Значение самореализации в процессе становления обучающегося в вузе // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 396. С. 211–219.
3. Алексеева Н.Р. Подготовка бакалавров к использованию информационных и коммуникационных технологий для создания рекламного продукта в условиях реализации контекстного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9832 (дата обращения: 30.08.2022).
4. Романова К.Е., Щедроткина С.В. Теоретические подходы к моделированию процесса формирования профессиональной компетентности специалиста экономического профиля // Символ науки. 2015. № 9. С. 183–185.
5. Давыдова Т.Е. Специфика подготовки студентов технических специальностей по экономическим дисциплинам // Вестник ВГУ. 2020. № 4. С. 41–44.
6. Милюкова О.В. Структурные компоненты экономического сознания // Символ науки. 2016. № 9. С. 163–164.
7. Архангельская У.И., Шушунова Т.Н. Методологические основы экономической подготовки студентов технических вузов // Успехи в химии и химической технологии. 2014. Том XXVIII. № 3. С. 119–122.
8. Беляева Г.Б., Сироткина А.Г., Макарец А.Б., Федоренко Г.А. Роль экономической подготовки в формировании профессиональных компетенций выпускников инженерно-технических вузов для атомной отрасли // Глобальная ядерная безопасность, издательство Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. 2016. № 4 (21). С. 89–96.
9. Шайдуллина Р.М., Бахтигараева Л.Т., Степанова Р.Р. Экономическая подготовка как средство экономической специализации студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22325 (дата обращения: 30.08.2022).
10. Соболевская Т.А., Рябова И.В., Нежкина Н.Н., Сапилова Н.А., Смирнова В.К. Состояние психологического здоровья подростков, обучающихся в педагогическом колледже // Научный поиск. 2017. № 4 (26). С. 3–6

Атомная отрасль является одной из ведущих отраслей экономики Российской Федерации. Экономическая эффективность и безопасность предприятий данной направленности формирует приоритет государства на мировом уровне, поэтому достижение данных целей становится приоритетной задачей ядерных мировых держав. В связи с высокой степенью ответственности кадровому составу предприятий атомной энергетики предъявляются повышенные требования.

Предприятия атомной отрасли предъявляют должный интерес к кадрам, не только имеющим знания в области ядерной физики и атомной энергетики, но и способным к генерированию новых идей, инновационной и предпринимательской деятельности. Решение данной проблемы возможно с помощью формирования у будущих специалистов в процессе обучения экономического мышления [1].

Экономическое мышление формируется в процессе синтеза его компонентов. С такой точки зрения рассматривает мышление в своих исследованиях В.Ф. Паламарчук. Он, изучая мышление как систему, выделяет следующие его компоненты: мотивационный, операционный, содержательный, то есть мышление рассматривает как систему во взаимодействии её компонентов.

Цель исследования – разработка компонентов, способствующих формированию экономического мышления будущих специалистов атомной отрасли.

О.В. Еремчева в своих исследованиях по развитию творческого мышления курсантов военных авиационных вузов посредством системного подхода в структуре мышления выделяет такие компоненты, как мотивационный, целевой, предметный, операционный и результативный.

Материалы и методы исследования

Системно-структурный подход к раскрытию и переосмыслению содержания понятия «экономическое мышление» позволяет более широко и объективно раскрыть процесс его формирования. Полноценно раскрываются структурные составляющие мышления (как системы), их связи, взаимодействия, прогнозируется развитие всей системы, её функциональные возможности.

Исходя из системно-структурного подхода к изучению экономического мышления и учитывая требования ФГОС, такие как:

– способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

– владение основными элементами эколого-экономического анализа и способностью применять имеющиеся знания при проведении экономической и экологической оценки;

– способность использовать элементы эколого-экономического анализа в создании энерго- и ресурсосберегающих технологий;

– способность оценивать экономическую эффективность и экологическую безопасность научно-исследовательских разработок;

– способность оценивать и интерпретировать основные экономические результаты деятельности предприятий отрасли.

А также требования работодателей, в частности:

– способность к самостоятельной разработке и анализу экономической части реализуемых проектов;

– способность учитывать и контролировать возникновение возможных экономических рисков;

– способность к внедрению результатов инновационных научных исследований в реальный сектор экономики и коммерциализации разработок;

– способность к проведению переговоров в рамках реализации проекта, убеждению, умению презентовать достигнутые результаты.

Можно выделить следующие компоненты экономического мышления будущих специалистов атомной отрасли: мотивационный, экономический, деятельностный и личностно-ориентированный.

1. Мотивационный компонент экономического мышления.

Мотивационный компонент экономического мышления отвечает за формирование потребности, мотива и интереса к получению знаний в сфере экономики, инновационной и предпринимательской деятельности. Чем выше развитие, которое получает мотивационный компонент, тем более успешным будет формирование экономического мышления [2].

Мотивационный компонент экономического мышления включает следующие составляющие [3]:

− формирование мотивации к познавательной деятельности в сфере экономики;

− формирование мотивации к продвижению инновационной наукоемкой продукции;

− ценностно-смысловое отношение к формированию экономического мышления;

− стремление к самоутверждению в экономической сфере;

− стремление к командной работе;

− стремление к познанию процесса управления доходами и расходами предприятия.

2. Экономический компонент экономического мышления.

В основе экономического компонента экономического мышления заложено экономическое сознание, которое является основой формирования экономического поведения [4, с. 183–185]. Экономическое сознание формируется, когда обучающийся вовлечен во все стадии производства и продвижения продукции. К составляющим экономического сознания будущих специалистов атомной отрасли относятся [5, 6]:

– экономические эмоции и чувства;

– экономическая грамотность;

– экономическое воспитание.

Базовым фундаментом экономического воспитания является экономическая грамотность [7, 8]. Нестабильность социально-экономического положения в стране требует экономической грамотности и эрудированности.

К составляющим экономического компонента экономического мышления можно отнести:

− знание экономической терминологии;

− знание способов обработки и передачи экономической информации;

− знание методов и приемов анализа;

− знание того, как функционирует экономика,

− знание о том, как управлять доходами, расходами;

− умение использовать экономические показатели для решения поставленной задачи;

− обладание экономическими эмоциями и чувствами;

− свободная ориентация в потоке экономической информации;

− углубленные экономические знания;

− прогнозирование и планирование экономической деятельности.

Формирование данного компонента экономического мышления осуществляется посредством междисциплинарных связей в процессе интеграции знаний из различных областей науки.

3. Деятельностный компонент экономического мышления.

Полное освоение материала и успешное формирование экономического мышления возможно в процессе осуществления познавательной деятельности в данном направлении [9].

К составляющим деятельностного компонента экономического мышления относятся:

− выработка адекватных экономических решений в нестандартных ситуациях;

− активное самообразование, направленное на получение экономических знаний;

− получение опыта по применению знаний в области экономики;

− получение опыта по достижению намеченной цели;

− умение организовать работу в команде;

− умение самостоятельно проводить экономическое моделирование;

− умение самостоятельно разрабатывать и анализировать исследовательские проекты;

− умение определять и минимизировать возможные риски.

В частности, реализация деятельностного компонента экономического мышления посредством исследовательской деятельности включает следующие этапы:

− умение определять тему исследования;

− умение выделять проблему исследования;

− умение формулировать гипотезу исследования;

− умение определять цели и задачи исследования;

− умение использовать методы и средства исследования;

− умение использовать информационные ресурсы для реализации целей исследования;

− умение составлять план исследования;

− умение структурировать исследовательскую работу;

− умение использовать экономические основы для реализации проекта;

− умение анализировать полученные результаты;

− умение делать выводы и презентовать полученные результаты.

4. Личностно-ориентированный компонент экономического мышления.

Личностно-ориентированный компонент экономического мышления отвечает за формирование необходимых личностных качеств, требуемых для ведения успешной экономической деятельности.

Кадровому составу предприятий атомной отрасли предъявляются завышенные требования в связи с высокой ответственностью персонала, обслуживающего высокотехнологичные энергетические установки. Данные требования касаются не только образования, но и состояния здоровья, физической подготовки и личностных качеств.

Личностно-ориентированный компонент экономического мышления предполагает формирование необходимых личностных качеств для успешной профессиональной деятельности в атомной отрасли и включает следующие основополагающие личностные качества:

− психоэмоциональная устойчивость;

− способность воспринимать и оперировать большими объемами научно-технической информации;

− творческая способность;

− пространственное воображение;

− оперативность мышления;

− сообразительность;

− концентрация и переключаемость внимания;

− длительная концентрация внимания при работе на специализированных пультах управления горизонтального и вертикального направлений с отслеживанием технологического процесса;

− производственная деятельность в условиях робототехники;

− умение пользоваться специализированными приборами.

Поэтому эффективность процесса обучения будет возрастать, если построение обучения будет учитывать особенности и свойства личности.

На наш взгляд, эффективность осуществления личностно-ориентированного обучения в профессиональной подготовке специалиста будет достигнута при соблюдении следующих условий:

− оценка мотивации обучающихся. Личность не всегда способна к осознанию собственных мотивов. Зачастую выбор не связан с содержанием обучения и происходит под воздействием чужого мнения или как реакция на действие большинства. Иногда мотивация может быть связана с взаимоотношениями с преподавателем, строгостью или доброжелательностью преподавателя, сложностью дисциплины и т.д.;

− оценка обучающимися собственных успехов и достижений. Обучающийся должен самостоятельно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, анализировать причины появления низких баллов и планировать коррекцию процесса подготовки к занятиям, дополнять обучение самостоятельной подготовкой и самообучением;

− в процесс обучения создан интерес у обучающихся к рассматриваемой проблеме;

− имеется возможность студентам чувствовать себя комфортно в процессе обучения;

− проявляется доброжелательное отношение к студенту;

− создана возможность для свободного выбора обучающимся тем исследования;

− созданы предпосылки проявлению в процессе обучения личностного роста студента.

Внедрение практических дисциплин в процесс обучения помогает обучающемуся оценить свою будущую профессию и, в соответствии со своими физиологическими, интеллектуальными, психологическими возможностями, определиться в необходимости получения образования по данному направлению.

Данный механизм обучения с самого начала дает целостное представление о будущей деятельности и может стать предпосылкой формирования внутренней мотивации. Тогда все дальнейшее обучение будет иметь осмысленный характер.

Эмоциональное состояние обучающихся является важным фактором, оказывающим воздействие на процесс обучения. Положительные эмоции создают благоприятную атмосферу для обучения и способствуют включению обучающихся в процесс обучения. Развитие интеллекта, сопровождающееся положительными эмоциями, способствует развитию личности.

Анализируя труды отечественных педагогов и психологов, можно выделить следующие принципы построения образовательного процесса [10]:

– процесс обучения выстраивать исходя из накопленного опыта обучающихся;

– накопленные знания, умения, навыки использовать для дальнейшей реализации способностей обучающегося;

– особое место уделять созданию на занятиях атмосферы, благоприятной для взаимодействия между обучающимися и преподавателем, обучающимся и остальными обучающимися.

Не вся информация в процессе обучения воспринимается. Лучше усваивается та информация, которая входит в состав личного опыта обучающегося. Поэтому на начальном этапе необходимо провести оценку имеющихся знаний и умений студентов.

Личностно-ориентированное обучение базируется на следующих позициях:

– учета индивидуальности студентов;

– технологий обучения, учитывающих закономерности профессионального развития личности;

– введение в образовательный процесс современных средств коммуникации, изложения материала;

– учета стремления обучающихся к самореализации и саморазвитию;

– развитие у студентов положительного отношения к своей будущей профессиональной деятельности, что способствует эффективному преобразованию компонентов личности. Именно осмысленная установка студентов способствует эффективному образовательному процессу.

Благодаря личностно-ориентированному обучению студент на начальных этапах может определить, соответствует ли будущая профессия его ожиданиям или нет.

Для реализации образовательного процесса, учитывающего ориентацию на личность обучающихся, необходимо провести корректировку способа реализации образовательного процесса. Данный подход предполагает развитие личности во время коллективных занятий, так как именно в группе есть слушатели и зрители, аудитория, что непосредственно влияет на становление личности.

Заключение

С учетом содержания понятия экономического мышления специалистов атомной отрасли, специфических особенностей их профессиональной деятельности, концепции по формированию составляющих экономического мышления выявлены структурные компоненты экономического мышления специалистов атомной отрасли, такие как мотивационный, экономический, деятельностный и личностно-ориентированный. Безусловно, выявленные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, их нельзя рассматривать в отрыве, только комплексное рассмотрение в единстве дает позитивный результат в процессе формирования экономического мышления студентов.


Библиографическая ссылка

Кучинская Е.В. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 162-166;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39326 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674