Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ СРЕДСТВАМИ МАТРИЦЫ-СХЕМЫ

Курдубова В.В. 1
1 ФГКВОУ ВО «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного»
В статье предлагается презентация технологии подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации средствами технологической матрицы-схемы. Описана концептуальная основа технологии, выделены структурные компоненты (процессуальный, содержательный, ресурсно-цифровой, кросс-культурный). Предложен алгоритм разработки технологической матрицы-схемы, реализуемый двумя шагами: первый заключается в конструировании технологических схем подготовки, визуализирующих процессуальные компоненты технологии для всех уровней освоения образовательной программы; второй – в заполнении унифицированной матрицы, элементы которой описывают содержание, цифровое обеспечение, кросс-культурное сопровождение подготовки. Выделены типы функциональных элементов технологической схемы, описано содержание элементов выделенных типов. Показано, что технология подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации на каждом этапе освоения образовательной программы представляется упорядоченной последовательностью функциональных элементов типа «процесс», каждому из которых сопоставляется совокупность элементов типа «содержание», «цифровое обеспечение», «кросс-культурное сопровождение». Созданы технологические схемы макро-, мезо-, микротехнологий подготовки иностранных специалистов в российских образовательных организациях; разработана унифицированная технологическая матрица; представлен модельный пример презентации технологии подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации средствами матрицы-схемы на уровне отдельной учебной дисциплины.
технология подготовки
образовательная организация высшего образования
иностранные специалисты
технологическая схема
1. Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2019. 308 с.
2. Ивахненко Г.А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник Института социологии. 2013. № 6. C. 99–111.
3. Новоселова Г.А., Фоменко Е.Г., Колькина Е.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. URL: https://science-education.ru/article/view?id=29185 (дата обращения: 11.08.2022).
4. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 233 с.
5. Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Профильное обучение как технология // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 1. С. 42–51.
6. Монахова Л.Ю., Курдубова В.В. Структура готовности обучающихся к учебной деятельности в среде образовательной организации // Человек и образование. 2020. № 1 (62). С. 16–21.
7. Ясвин В.А. Инструментальная экспертиза в процессе педагогического проектирования школьной среды: автореф. дис. … докт. пед. наук. Москва, 2019. 46 с.

В условиях ориентации отечественной высшей школы на стандартизацию образовательных процессов представляется актуальной разработка педагогических технологий, позволяющих получить выпускникам планируемый уровень профессиональных компетенций в условиях принятых регламентов и норм высшего образования в Российской Федерации. Сложившаяся традиционная система профессиональной подготовки постепенно видоизменяется, но подходы к структурированию содержания, разработке частных и общих методик преподавания, проектированию образовательных программ остаются прежними. Особенно острую необходимость в изменениях вызывает практикуемая в настоящее время подготовка иностранных специалистов в российских образовательных организациях высшего образования [1]. Последнее обусловлено необходимостью поддержки конкурентоспособности российской высшей школы в области международных образовательных отношений.

Цель исследования – презентация технологии подготовки иностранных специалистов в образовательной организации высшего образования Российской Федерации средствами технологической матрицы-схемы.

Материалы и методы исследования

Диссертационные исследования и научные статьи, связанные с практикой технологического подхода в образовании; личный опыт автора в организации подготовки иностранных специалистов.

Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных теории и практике применения технологического подхода в образовании; педагогические измерения; педагогические эксперименты (констатирующий и формирующий).

Результаты исследования и их обсуждение

Презентуемая в данной статье технология подготовки иностранных специалистов в российской высшей школе обеспечивает иностранным гражданам здоровьесберегающий характер [2, 3] кросс-культурного образовательного сотрудничества; обучение по образовательным программам, разработанным с учетом начальной предметной подготовки и позволяющим на высоком уровне осуществлять обучение на неродном языке. Научными основами технологии выступают:

− концепции гуманизма и антропологизма в педагогике;

− основные дидактические принципы обучения; принципы предвузовского обучения, предложенные А.И. Сурыгиным [4]; принципы системного квантования и когнитивной визуализации;

− личностно-ориентированный, праксиологический, тезаурусный подходы;

− профессионально ориентированные, здоровьесберегающие, модульные, информационные технологии, а также технологии уровневой дифференциации и визуализации информации.

Проведенное исследование показало целесообразность рассмотрения технологической вертикали подготовки иностранных специалистов, представленной отдельными технологиями на выделенных уровнях освоения образовательной программы. Так, под метатехнологией понимается технология подготовки на уровне образовательной программы, под макротехнологией – отдельной учебной дисциплины; мезотехнологией – темы учебной дисциплины; микротехнологией – учебного занятия.

Все выделенные уровни технологической вертикали имеют единообразную структуру и описываются компонентами:

− процессуальным (организация образовательного процесса и педагогических измерений);

− содержательным (комплекс основных характеристик образования, определяемых основной профессиональной образовательной программой, реализуемой в организациях высшего образования);

− ресурсно-цифровым (цифровое обеспечение образовательного процесса);

− кросс-культурным (кросс-культурное сопровождение участников образовательного процесса).

В качестве форм представления технологий в педагогической практике применяются: технологическая схема – «условное изображение (описание) алгоритма процесса, представление его в виде функциональных или структурных элементов и обозначение (графическое, символьное) логических связей между ними» [5, c. 45] и технологическая карта – «описание технологического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств» [5, c. 45].

Презентация технологии подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования осуществлена при помощи комбинированной формы представления технологии – технологической матрицы-схемы.

Алгоритм разработки матрицы-схемы технологии подготовки реализуется двумя шагами:

− конструирование для каждого уровня образовательной программы технологической схемы, описывающей процессуальную компоненту технологии;

− заполнение технологической матрицы, элементы которой соответствуют структурным компонентам технологии (содержание, цифровое обеспечение, кросс-культурное сопровождение).

Конструирование технологической схемы осуществляется при помощи функциональных элементов, содержащих информацию о видах деятельности на отдельных этапах образовательного процесса (функциональные элементы типа «процесс»). В свою очередь, каждому функциональному элементу типа «процесс» сопоставляется совокупность элементов, характеризующих средства реализации данного этапа (элементы типа «содержание», «обеспечение», «сопровождение» и т.д.).

Таблица 1

Описание функциональных элементов типа «процесс» технологической схемы подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования РФ

Элемент типа

«процесс»

Вид деятельности

1

АУД

missing image file

Аудиторная учебная деятельность под руководством преподавателя в рамках освоения этапа образовательной программы

2

СУД

missing image file

Самостоятельная учебная деятельность,

организуемая и контролируемая педагогическими работниками в рамках освоения отдельного этапа образовательной деятельности

2.1

СУД 1

Самостоятельная учебная деятельность, направленная на усвоение

учебного материала занятия необходимого уровня сложности

2.2

СУД 2

Самостоятельная учебная деятельность, направленная на освоение учебного материала, уровень сложности которого превышает необходимый (достаточный уровень сложности)

3

ПТД

missing image file

Понятийно-терминологическая деятельность:

совместная деятельность преподавателей предметных дисциплин и кафедры русского языка, направленная на изучение и контроль усвоения основных понятий и терминов дисциплин

3.1

АПТД

Аудиторная понятийно-терминологическая деятельность под руководством преподавателя по изучению и контролю усвоения основных терминов и понятий текущего занятия

3.2

СПТД

Самостоятельная понятийно-терминологическая деятельность по изучению основных терминов и понятий следующего занятия

4

ПИ

Педагогические измерения: оценивание готовности субъектов образовательной деятельности к освоению и реализации образовательной программы [6]; насыщенности образовательной среды образовательной организации возможностями для подготовки иностранных специалистов [7]

4.1

ПИ 1

Оценка степени усвоения обучающимися учебного материала на отдельном этапе освоения образовательной программы; мониторинг мотивации к учебной деятельности; оценка организационно-регулятивных навыков

4.2

ПИ 2

Оценка готовности педагогических работников к кросс-культурной деятельности

4.3

ПИ 3

Определение степени насыщенности образовательной среды возможностями для подготовки иностранных специалистов

4.4

ПИ старт/финал

Педагогические измерения в начале/конце освоения этапа образовательной программы

4.5

АТТ

Промежуточная или итоговая аттестация

5

ОРГ

missing image file

Организационная деятельность педагогических работников

5.1

ОРГ 1

Формирование учебных групп с учетом уровня готовности к освоению образовательной программы

5.2

ОРГ 2

Коррекция локальных целей и содержания учебного материала отдельного этапа образовательной программы

5.3

ОРГ 3

Определение целей и задач / подведение итогов отдельного этапа освоения образовательной программы

Для технологической матрицы-схемы подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования РФ определены функциональные элементы следующих типов:

− «процесс» (описание логически завершенных видов деятельности);

− «содержание» (содержание подготовки);

− «цифровое обеспечение» (информационное; диагностическое; дидактическое программное обеспечение);

− «кросс-культурное сопровождение» (тьюторство; деятельность, направленная на повышение готовности преподавателей к реализации образовательного процесса в кросс-культурной среде).

Функциональные элементы типа «процесс», являющиеся структурными компонентами технологической схемы подготовки иностранных специалистов, представлены в табл. 1.

Функциональные элементы типов «содержание», «обеспечение», «сопровождение», характеризующих средства реализации отдельного этапа подготовки иностранных специалистов представлены в табл. 2.

Матрица-схема подготовки иностранного специалиста на выделенном уровне образовательной программы содержит:

− совокупность технологических схем, сконструированных для иерархически-подчиненных технологий уровней не выше выделенного. Каждый структурный компонент схемы (функциональный элемент типа «процесс») отражает характер каждого этапа проектируемой длительности;

− технологическую матрицу, унифицированную для технологий любого уровня. Элементы матрицы позволяют сопоставить каждому функциональному элементу типа «процесс» описание содержания и целей; цифрового обеспечения; кросс-культурного сопровождения рассматриваемого этапа деятельности.

В качестве примера (рисунок) приведем матрицу-схему технологии подготовки иностранных специалистов на уровне отдельной учебной дисциплины (используемые аббревиатуры представлены в табл. 1 и 2).

Таблица 2

Описание функциональных элементов типов «содержание», «обеспечение», сопровождение» технологической схемы подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования РФ

6

Элемент

«Содержание»

Описание

Учебные материалы, методики педагогических измерений

6.1

УМ

Учебные материалы, адаптированные для изучения на неродном языке; дифференцируемые по уровню сложности; представленные с использованием технологий визуализаций

6.1.1

ТЕЗ

Тезаурус отдельного этапа образовательной программы

6.2

МПИ

Методики педагогических измерений

6.2.1

МПИ 1

Методики оценки информационно-предметной, мотивационной, организационно-регулятивной готовности иностранных специалистов к освоению образовательной программы

6.2.2

МПИ 2

Методика оценка готовности педагогических работников к кросс-культурной деятельности

6.2.3

МПИ 3

Методика определения степени насыщенности образовательной среды возможностями для подготовки иностранных специалистов

6.2.4

МФОРМ

Методика формирования учебных групп

7

«Цифровое обеспечение»

Информационное; диагностическое; дидактическое программное обеспечение подготовки

7.1

ЦУМ

УМ в цифровом виде

7.2

ЦПИ

Цифровое обеспечение педагогических измерений

7.3

ЦДМ

Цифровое обеспечение генерации дидактических материалов

8

«Кросс-культурное сопровождение»

Тьюторские сопровождение обучающихся, кросс-культурная подготовка педагогических работников

8.1

ТС1

Консультативное сопровождение подготовки иностранных специалистов

8.2

ТС2

Организация педагогическими работниками самостоятельной учебной деятельности иностранных специалистов

8.3

ККП

Деятельность, направленная на повышение готовности преподавателей к кросс-культурной деятельности.

missing image file

Матрица-схема технологии подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования РФ (на уровне отдельной учебной дисциплины)

Заключение

Предлагаемая форма презентации педагогической технологии обладает следующими качествами, позволяющими считать целесообразным ее применение в педагогической практике: универсальность, унифицируемость, вариативность, компактность, наглядность.

Универсальность, унифицированность и вариативность технологических матриц-схем обусловлены способом представления алгоритма реализации образовательного процесса на любом его этапе парой «процессуальный компонент; совокупность средств реализации» и позволяет применять разработанную форму презентаций для педагогических технологий различной направленности.


Библиографическая ссылка

Курдубова В.В. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ СРЕДСТВАМИ МАТРИЦЫ-СХЕМЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 156-161;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39325 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674