Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВЕТЕРИНАРИЯ» В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

Куламихина И.В. 1 Рахуба Л.Ф. 2
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им П.А. Столыпина»
2 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)»
Статья посвящена технологическим аспектам проблемы развития профессионально-коммуникативной идентичности обучающихся по специальности «Ветеринария» в процессе иноязычной подготовки в вузе на основе интегративно-развивающего подхода. Описана специфика профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров с учетом особенностей ветеринарной работы; дана содержательная характеристика структуры профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров, включающая когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты. Определено, что процесс развития профессионально-коммуникативной идентичности обучающихся – это специально организованный педагогический процесс качественного преобразования личностной коммуникативной идентичности в профессионально-коммуникативную путем профессиональной социализации. Результативность развития профессионально-коммуникативной идентичности определяется динамикой ее структурных компонентов. Авторами разработана уровневая характеристика показателей профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров и указаны диагностические методы их оценивания. Практическим результатом исследования является разработанная на основе профессиональной социализации и апробированная в процессе преподавания языковых дисциплин технология развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров. Данная технология включает реализацию трех блоков: обучающего, воспитательного и развивающего – нацеленных на усвоение будущими ветеринарами существующих в профессии коммуникативных норм, ценностей и способов коммуникативного поведения. Эффективность данной технологии подтверждена положительной динамикой компонентов профессионально-коммуникативной идентичности обучающихся. Разработанная технология может применяться преподавателями аграрного вуза в процессе обучения языковым дисциплинам.
профессионально-коммуникативная идентичность
интегративно-развивающий подход
педагогическая технология
профессиональная социализация
иноязычная подготовка в вузе
профессиональная коммуникация
1. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
2. Куламихина И.В., Абросимова Е.А., Винья-Тальянти Я. Структурно-содержательная модель профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. URL: https://science-education.ru/article/view?id=31863 (дата обращения: 10.07.2022).
3. Цветков В.Л., Слободчикова Ю.В. Профессиональная идентичность как фактор развития коммуникативной компетентности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С. 30–32.
4. Gaida S., Härtl A., Tipold A. et al. Communication identity in veterinary medicine: a grounded theory approach. Veterinary Record Open. 2018. Vol. 5. e000310. DOI: 10.1136/ vetreco-2018-000310.
5. Барышникова Е.Л. Педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов колледжа // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 131–139. DOI: 10.26170/2079- 8717_2021_06_15.
6. Бугайчук Т.В. Профессиональная идентичность педагогов: изучаем и развиваем // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции (Ярославль, 05–06 марта 2020 г.). Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2020. С. 192–199.
7. Куламихина И.В., Бойко М.Г. Факторы формирования профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров в процессе профессиональной подготовки // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 6. С. 152–157. DOI: 10.17513/snt.39217.
8. Мелихов П.А. Морально-этический дискурс ветеринарного законодательства в контексте профессиональной деятельности ветеринарного врача // Развитие АПК на основе принципов рационального природопользования и применения конвергентных технологий: материалы Междунар. науч.-практ. конф., проведенной в рамках Междунар. науч.-практ. форума, посвященного 75-летию образования Волгоградского государственного аграрного университета. Волгоград, 2019.
9. Абросимова Е.А., Маджаева С.И. Ветеринарный дискурс в зеркале современных научных исследований: систематический обзор // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 3. С. 751–758. DOI: 10.30853/phil20220140.
10. Водяха А.А. Исследование ценностно-смысловых ориентаций личности как фактора сформированности профессиональной идентичности врача // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 7 (324). С. 321–324.
11. Чекалева Н.В., Алексеева Т.Ю. Развитие профессиональной идентичности на основе профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 3 (32). С. 159–162.
12. Пугачева Н.П., Здоровинин В.А. Философские проблемы ветеринарии в аспекте этики жизни // Национальное здоровье. 2020. № 1. С. 751–758.
13. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003. 415 с.
14. Абросимова Е.А. Квазипрофессиональная задача как средство мотивации к изучению ветеринарной латыни // Античные контексты: дисциплинарные и междисциплинарные стратегии: коллективная монография / Отв. ред. Т.А. Шарынина, И.К. Полуяхтова, М.К. Меньщикова. Н. Новгород, 2021. С. 181–195. 433 с.

В процессе иноязычной подготовки обучающихся по специальности 36.05.01 «Ветеринария» (уровень специалитета) важно овладение ими профессионально-коммуникативной идентичностью (ПКИ), что в целом будет способствовать профессиональному становлению будущих ветеринаров, формированию их профессиональной компетентности в период обучения в вузе. ПКИ включает в себя целый комплекс компетенций и коммуникативных профессионально значимых характеристик, благодаря которым будущий ветеринар осознает себя членом профессионального сообщества. Процесс развития ПКИ тесно связан с принятием и усвоением норм профессиональной коммуникации и способов коммуникативного поведения, системы ценностей и установок, свойственных данной профессиональной среде [1, 2].

В научной литературе достаточно широко освещена проблема развития профессиональной идентичности обучающихся, в том числе посредством коммуникации. Имеется ряд исследований, посвященных вопросам влияния речевых и коммуникативных умений, коммуникативной компетентности на становление профессиональной идентичности во время обучения в вузе [3, 4]; проведены исследования теоретических аспектов проблемы ПКИ ветеринарных врачей, включающих уточнение понятия ПКИ с учетом ветеринарной профессии и разработку ее структурно-содержательной модели [2], изучены условия и факторы формирования профессиональной идентичности ветеринарных врачей в процессе обучения в вузе [5–7]. За последнее время опубликованы работы, посвященные изучению системы ценностей ветеринарии [4, 8, 9], влияния ценностных ориентаций на формирование профессиональной идентичности [10, 11]. В ряде работ рассмотрены особенности ветеринарной коммуникации и ветеринарной этики [9, 12], проведен анализ актуальных аспектов коммуникации между ветеринарным врачом и клиентом [12]. Научный поиск настоящего исследования связан с разработкой технологических аспектов процесса развития ПКИ будущих ветеринарных врачей в ходе иноязычной подготовки при освоении программы специалитета «Ветеринария».

Цель исследования состоит в разработке и проверке результативности технологии развития ПКИ обучающихся ветеринарным специальностям в процессе иноязычной подготовки в вузе.

Материалы и методы исследования

Методологической основой исследования является интегративно-развивающий подход (Л.А. Шипилина), концепция самоорганизации социальных систем (М.Т. Громкова). В ходе опытно-экспериментальной работы применялись диагностические методы исследования: тестирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа.

Результаты исследования и их обсуждение

Направленность иноязычной подготовки будущих ветеринаров на развитие ПКИ способствует гармоничному развитию личности обучающихся, поскольку внимание уделяется не только формированию их когнитивной составляющей, но и развитию мотивационно-ценностной сферы личности в приложении к будущей профессии. В контексте ветеринарной специальности ПКИ обучающихся включает совокупность знаний ветеринарного медицинского языка, норм и этикета делового общения, коммуникативное поведение, характеризующееся эмоциональной устойчивостью и толерантностью, коммуникативные личностные качества, такие как любовь к животным, эмпатия, отзывчивость, коммуникабельность, а также установки и ценностные ориентации, определяющие направленность ветеринарных врачей на сотрудничество и достижение взаимопонимания [7].

Структура ПКИ представлена совокупностью когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов. Так, когнитивный компонент включает набор необходимых компетенций (коммуникативную, терминологическую и социальную), которые служат нормативной основой коммуникации в ветеринарной работе. Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностное отношение ветеринара к профессиональному коммуникативному взаимодействию и включает в себя интересы, мотивы, установки и ценностные ориентации, свойственные представителям ветеринарного сообщества. Поведенческий компонент определяет коммуникативное поведение ветеринарного врача, характеризующееся соблюдением речевых, социальных и профессиональных норм коммуникации [2]. Выраженность всех структурных компонентов образует целостность ПКИ и рассматривается как интегративное качество личности. Процесс развития ПКИ обусловлен интеграцией структурных компонентов в единое целое в соответствии с выводом М.Т. Громковой о приложении принципа дополнительности к динамике компонентов сознания [13]. Следуя логике М.Т. Громковой, высокая мотивация и интерес к будущей профессии способствуют усвоению ветеринарной терминологии, совершенствованию знаний профессионального языка, освоению этикета делового общения. Практическое владение профессиональным языком в ситуациях коммуникативного взаимодействия усиливает значимость ценностей профессии, повышает мотивацию к дальнейшему профессиональному становлению.

Процесс развития ПКИ обусловлен также интеграцией личностного (внутреннего) и социального (внешнего) содержания, в результате чего происходит качественное преобразование компонентов ПКИ. Таким образом, процесс развития ПКИ будущих ветеринаров – это специально организованный процесс преобразования личностной коммуникативной идентичности в профессионально-коммуникативную путем профессиональной социализации, включающей усвоение обучающимися существующих в профессии коммуникативных норм, ценностей и способов коммуникативного поведения. Поскольку в процессе иноязычной подготовки будущих ветеринаров профессиональная социализация выполняет обучающую, воспитательную и развивающую функции в образовательном процессе, то технология процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности представлена тремя содержательными блоками: обучающим, воспитательным и развивающим. Реализация каждого блока в процессе иноязычной подготовки ведет к качественному преобразованию компонентов личностно-коммуникативной идентичности и перерастанию ее в профессионально-коммуникативную (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Содержание технологии развития профессионально-коммуникативной идентичности обучающихся по специальности «Ветеринария»

Уровневая характеристика показателей профессионально-коммуникативной идентичности обучающихся по специальности «Ветеринария» и диагностические методы оценивания

ПКИ

Показатели

Критический уровень

Допустимый уровень

Оптимальный уровень

Диагностические методы

Когнитивный компонент

Наличие коммуникативных навыков

Владение языком в повседневных речевых ситуациях

Владение языком в речевых ситуациях профессионального контекста

Свободное использование языка в профессиональной коммуникации

Входное тестирование, метод диагностических коммуникативных ситуаций, беседа

Владение терминологией

Затруднения в узнавании и использовании терминологии

Узнавание и применение терминологии на уровне обязательного учебного минимума

Свободное владение терминологией

Знание этикета делового общения

Знание социокультурных норм бытового общения

Ориентация в коммуникативных средствах речевого делового этикета

Владение этикетом делового общения

Мотивационно- ценностный компонент

Наличие толерантности в общении

Проявляется нетерпимость к чужому мнению, конфликтность, равнодушие, невнимание

Проявляется толерантность как социально желаемая форма поведения

Ценностно осмысленное проявление эмпатии, толерантности, контактность в общении

Методика «16-факторный тест р. Кеттелла», педагогическое наблюдение, анкетирование, оценка качества обученности

Наличие навыков командной работы

Отсутствие навыков командной работы

Наличие навыков командной работы

Высокие навыки командной работы

Академическая успеваемость

Низкая академическая успеваемость.

Хорошая академическая успеваемость

Отличная академическая успеваемость.

Поведенческий компонент

Речевое поведение

Малограмотная речь, в которой отсутствуют этикетные формулы вежливости, собеседник перебивает партнера в беседе

В целом грамотная речь с использованием этикетных формул на уровне учебного минимума; в речи отсутствует вульгарная лексика, в беседе собеседник может перебивать партнера

Грамотная культурная речь, с использованием этикетных формул, устойчивое умение вести беседу

Метод диагностических коммуникативных ситуаций, педагогическое наблюдение, методика к. Томаса «исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации»

Соблюдение символики

Игнорирует соблюдение символики (ношение белого халата)

Необязательное соблюдение символики (ношение белого халата)

Обязательным соблюдением символики (ношение белого халата)

Стратегия взаимодействия

Стратегия взаимодействия – соперничество.

Стратегия взаимодействия – приспособление, избегание конфликтов.

Стратегия взаимодействия – сотрудничество.

Результативность развития ПКИ будущих ветеринаров в процессе иноязычной подготовки определяется на основе оценки уровня развития ее структурных компонентов (таблица).

Опытно-экспериментальная проверка результативности технологии развития ПКИ проходила на базе Омского государственного аграрного университета в 2021–2022 учебном году. В эксперименте приняли участие 115 обучающихся 1 курса по программе специалитета «Ветеринария», 3 преподавателя кафедры иностранных языков. В начале учебного года на констатирующем этапе была проведена стартовая диагностика с использованием комплекса диагностических методов исследования для выявления уровня сформированности структурных компонентов профессионально-коммуникативной идентичности (таблица).

missing image file

Рис. 2. Динамика показателей компонентов ПКИ обучающихся в конце эксперимента

Констатирующий этап показал, что подавляющее большинство студентов имеют сформированную личностную коммуникативную идентичность с достаточно высоким уровнем развития мотивационно-ценностного компонента, потенциал которого целесообразно использовать в развитии остальных компонентов ПКИ. Также результаты диагностики обращают наше внимание на низкий уровень развития коммуникативных навыков и терминологической компетенции, что было ожидаемо и объясняет основную причину затруднений обучающихся в осуществлении коммуникации на профессиональные темы. Осознанный выбор профессии, природная склонность к ветеринарной работе, высокая мотивация к обучению на момент поступления в вуз объясняют достаточно высокие показатели поведенческого компонента на констатирующем этапе.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы преподавателями языковых дисциплин «Иностранный язык» и «Латинский язык» была реализована технология развития ПКИ в процессе иноязычной подготовки, включая учебную и внеучебную деятельность. В конце учебного года проводилась повторная диагностика компонентов ПКИ обучающихся. На рис. 2 представлена динамика показателей компонентов ПКИ обучающихся в конце эксперимента.

Анализ динамики показателей когнитивного компонента показал заметный рост коммуникативных навыков, включая знание этикета делового общения, а также терминологических знаний и умений. Работа над составлением индивидуальных глоссариев по различным областям ветеринарно-биологической терминологии, а также коммуникативные задания контекстного типа способствовали формированию основ ветеринарной терминологии обучающихся. Анализ динамики показателей мотивационно-ценностного компонента позволяет сделать вывод об эффективности внеучебной деятельности обучающихся в рамках языковой подготовки.

Участие обучающихся в студенческих языковых олимпиадах, в конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии в компетенции Wordskills» и в международном конкурсе профессионального переводческого мастерства на тему «Язык есть дух народа», занятия в научном кружке «Терминология и профессиональная коммуникация», выступление с докладами на ежегодных студенческих научно-практических конференциях сыграли большую роль в личностном развитии обучающихся, а именно их коммуникативной и научно-исследовательской компетенций, самостоятельности и ответственности, позволили усилить мотивацию к профессиональному обучению и интерес к выбранной профессии. Это подтверждается существенной динамикой показателя «академическая успеваемость». Также обращает на себя внимание значительная динамика показателя «умения командной работы», что связано, на наш взгляд, с ростом коммуникативных умений обучающихся. Положительная динамика также отмечается у показателей поведенческого компонента, что обусловлено использованием на занятиях интерактивных технологий и квазипрофессиональных задач.

Традиционно у части обучающихся 1 курса во 2 семестре и в начале 2 курса отмечается снижение мотивации к учебе в связи с изучением более сложных общепрофессиональных дисциплин, таких как анатомия, ветеринарная генетика, аналитическая химия и др. Поэтому особенно важно с самого начала обучения в вузе раскрыть перед студентами как можно больше аспектов будущей профессии. В ходе исследования нами было отмечено, что объединение знаний языковых дисциплин и профессиональных знаний расширяет границы предметов «Иностранный язык» и «Латинский язык», повышает образовательную ценность знаний латинского языка и практического владения иностранным языком для решения академических и профессиональных задач. Налаживанию межпредметных связей в процессе изучения языковых дисциплин способствуют задания контекстного типа, включая квазипрофессиональные задачи [14].

Заключение

Важным практическим результатом проведенного исследования является разработка и реализация технологии развития ПКИ обучающихся в процессе языковой подготовки в вузе. Это специально организованный процесс, в основе которого лежит профессиональная социализация, посредством которой происходит качественное изменение когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов ПКИ. В результате реализации разработанной технологии личностно-коммуникативная идентичность обучающихся была преобразована в профессионально-коммуникативную, благодаря чему будущие ветеринары стали более осознанно относиться к выбранной профессии, больше уделять внимания вопросам профессиональной коммуникации и взаимодействия в обучении и в работе ветеринарного врача, в полной мере осознавать необходимость развития профессионального языка.


Библиографическая ссылка

Куламихина И.В., Рахуба Л.Ф. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВЕТЕРИНАРИЯ» В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 150-155;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39324 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674