Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Тома Ж.В. 1 Константинов В.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Электронная образовательная среда рассматривается с позиции виртуального пространства, она формируется в академической среде вуза и, соответственно, наделяется рядом характеристик. Приводится мнение о значимости ЭОС в воспитании будущих профессионалов, которое раскрывает достигнутые результаты в оценке возможностей ЭОС и пути следущих поисков и изучения для совершенствования воспитательного процесса средствами среды ЭОС. В статье конкретизируется понятие «электронная образовательная среда», где определяются её образовательные возможности, реализующиеся в процессах обучения и воспитания студентов. Проведен подробный анализ и сделано заключение, что организованный процесс образования студентов в среде ЭОС способствует формированию ряда личностных качеств, без которых не будет полным и качественным процесс обучения, самообразования и профессиональной деятельности молодых специалистов в будущем. Раскрыты некоторые условия функционирования ЭОС, которые обеспечивают воспитательное воздействие на студентов и имеют перспективы усиления своего влияния за счет соблюдения требований функционирования ЭОС. По итогам анализа накопленных данных авторами сделан вывод о том, что ЭОС даже на современном этапе своего развития обладает воспитательным потенциалом. В разработке и изучении нуждаются методы и средства профессионального воспитания студентов.
электронная образовательная среда
профессиональное воспитание
высшая школа
студенты
условия профессионального воспитания
1. Шумакова И.А. Рефлексивная образовательная среда в философии образования // Научные ведомости. 2008. № 4. С. 64–74.
2. Иванова О.Ю., Кутузова З.Ю., Кутузов А.В. Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура // Концепт. 2020. № 08. С. 20–29.
3. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования / Под ред. докт. социол. наук, проф. Н.В. Горбуновой. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. 152 с.
4. Воскрекасенко О.А., Мендова Н.С. Использование дистанционного обучения в высшей школе: преимущества и недостатки // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9. С. 111–115.
5. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Тюмень, 2003. 46 с.
6. Матвиенко С.В., Полякова Н.Ю. Проблемы молодежи в информационном пространстве // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. № 1. С. 492–498.
7. Сватковская Е.И. Психолого-педагогические основы дистанционного обучения // Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании: материалы III Международной интернет-конференции (Екатеринбург, 14 октября – 7 ноября 2008 г.). Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2008. С. 69–73.
8. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Воспитание в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе: от теории к практике: монография. Пенза, 2015. 144 с.
9. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Из опыта воспитания учащейся молодежи в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе // Образование и наука. 2016. № 1 (130). С. 159–169.
10. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8–9. С. 121–130.

Виртуальное пространство заняло своё место в жизни современной студенческой молодежи. Преимущества и риски виртуального пространства позволили сформировать определённую систему представлений об этом явлении, свойственном современной реальности. Однако в условиях образования виртуальное пространство служит основой для формирования на своей базе эффективной образовательной среды, которая обеспечивала бы качество профессионального обучения и воспитания студентов.

Целью работы стала постановка и теоретический анализ проблемы профессионального воспитания студентов в электронной образовательной среде вуза, регламентирующей условия, средства, методы и деятельность субъектов образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

В процессе подготовки материала статьи использовались такие теоретические методы, как анализ, синтез, конкретизация, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Современные представления и знания об электронной образовательной среде (ЭОС), которые к настоящему времени подвели нас к рассмотрению её как важной составляющей высшего образования, определяют ее как совокупность программных продуктов, а также аппаратного содержания, предназначенного для получения знаний с использованием электронного оборудования удаленно. ЭОС представляет собой цифровое средство, расширяющее учебные возможности студентов за счет доступности учебных материалов, организации контролируемой самостоятельной работы, оптимизации трудозатрат и затрат времени на отработку задолженностей по занятиям и неудовлетворительным оценкам [1–3].

Приобретя характеристику среды, ЭОС рассматривается не только как средство дистанционного обучения, доступности удалённых ресурсов, увеличения временных рамок контактов с преподавателями и однокурсниками, но и как пространство, наделенное педагогическими, социальными, психологическими условиями для развития личности студента. Указанные условия наделяют среду характеристиками для создания возможностей, обеспечивающих студентов шансом погрузиться в целостное цифровое образовательное пространство современного вуза. В результате ЭОС должна обладать следующими характеристиками:

− актуальным интерфейсом;

− расширяющимися аппаратными и программными возможностями, расширяющими инструментальный потенциал среды ЭОС;

− неограниченными возможностями для студентов учиться и профессионально развиваться;

− сокращать время доступа преподавателей и студентов к учебным материалам путем быстрых переключений [4].

Все эти характеристики в равной мере имеют отношение к аппаратным и цифровым возможностям среды, но формирование и поддержание интереса к избранной профессии начинается именно с созданных условий для обучения. Сложные алгоритмы добывания знаний и работы с ними разрушают мотивацию и постепенно снижают интерес.

Однако виртуальное пространство, созданное человеком и живущее по своим принципам и законам, ограниченное массовым участием в его развитии и функционировании людей, делает его живым и искусственным одновременно. Поэтому ЭОС как виртуальное образовательное пространство имеет определенные, на первый взгляд, ограничения для формирования личности [5]. Однако сформировалось социально-психологическое направление, изучающее возможности и проблемы формулирования личности, погруженной в виртуальную жизнь. Важно определять степень погруженности человека в виртуальность [6], когда весь образ жизни сосредоточен на законах виртуальности, а когда только работа, учеба и досуг связаны с ней. Риски виртуального пространства в полной мере раскрываются там, где влияние на личность людей, живущих и работающих в нём, огромно. Воспитательное значение виртуального пространства и его представленности нуждается в изучении.

Большинство авторов ярко описывают воспитательный потенциал ЭОС. По их мнению, он формируется благодаря:

− осуществляемому учебному процессу;

− постоянной системе коммуникации (чаты, формы, беседы, рецензии и т.д.);

− доступности образовательных материалов с помощью сети Интернет;

− реализация форм и методов, используемых в ЭОС, для целенаправленного развития у студентов навыков работы и учебы в виртуальном пространстве;

− включению в процесс обучения в ЭОС усваиваемых правил и норм образования, самообразования и работы в электронной образовательной среде;

− формированию цифровой ответственности, основанной на особенностях и правилах жизни в интернете, учет действующих возможностей и присутствующих рисков [5, 7].

Ряд исследователей с осторожностью рассматривают как образовательный, так и воспитательный потенциал ЭОС. Сложность воспитания в условиях ЭОС заключается в тех механизмах, которые лежат в основе всех обучающих, коммуникативных, контролирующих ресурсов среды и особенностях воспитательного процесса с человеком. Если рассматривать воспитательный процесс ЭОС, то он осуществляется преподавателем через инструменты среды и выглядит так: преподаватель – ЭОС – студент. Получается, что прямой контакт со студентом у среды ЭОС, а не у преподавателя.

Если рассматривать в основе воспитательного процесса деятельность, то ЭОС ориентирована на самостоятельную работу студента с опорой на комментарии, советы и подсказки со стороны студентов и преподавателей. В большей мере она способствует самовоспитанию студентов. Работа в ЭОС нуждается в развитии у студентов самопонимания важности образования и самомотивированности к получению знаний. Есть мнение о том, что ЭОС в силу задач, возложенных на неё, требует проявления у студентов самоконтроля, самоорганизации, силы воли, самоуправления и навыков самообразования, поскольку в ЭОС влияние преподавателя опосредованно. Электронная образовательная среда ориентирована на развитие самостоятельности студентов, расширение их образовательной активности и инициативы [8, 9]. Отсутствие или недостаточная сформированность указанных выше личностных качеств и характеристик приводит к тому, что студенты не учатся. Кто-то из студентов включается, соответствуя требованиям преподавателей, в работу в ЭОС, кто-то её упорно избегает. Несоблюдение студентами общих ко всем требований по работе в ЭОС (размещение выполненных заданий, общение на форуме, выставление на обсуждение своих идей и т.д.) также нарушает линию воспитательной работы в условиях ЭОС. Итогом такой ситуации является приобретение студентов малозначимых для общества и профессиональной деятельности качеств, и еще большее снижение уровня интереса и потребности к обучению [5, 6].

Интеграция воспитательного процесса в ЭОС обусловлена необходимостью повышения качества обучения студентов в цифровом пространстве вуза. Важность и необходимость научить студентов брать лучшее из виртуальной среды и с её помощью стимулирует процесс поиска эффективных путей контакта со студентами. Отличие студентов от преподавателей заключается в том, что молодые люди считают, что больше понимают в интернете, дистанте и других средствах по сравнению с преподавателем. Но преподаватель рассматривает виртуальное пространство как новую возможность освоения лучшего и большего в рамках и за пределами предметных дисциплин. К сожалению, преподаватели не так активно осваивают новые программные продукты и инструменты. В результате даже высокий уровень педагогического мастерства может быть не реализован в связи с недоступностью для преподавателя рабочих ресурсов в ЭОС из-за ограниченности владения компьютерными навыками. В результате воспитательный компонент ЭОС напрямую зависит от педагогических навыков, которые сформированы у преподавателя. Переход образования в ЭОС нуждается в том, чтобы преподаватели росли вместе с развивающимся пространством образования. Преподаватели должны выступать пионерами инноваций, а не вынужденно, стихийно включаться в новые образовательные процессы, как в водоворот событий. С этого начинается процесс интеграции воспитания в ЭОС и процесс обучения профессионалов цифрового общества.

Реализацию профессионального воспитания студентов в среде ЭОС необходимо рассматривать через призму виртуального пространства и особенностей нахождения в ней человека. Личные психические особенности студентов, понимание их природы и возрастные особенности развития указывают, по мнению ряда авторов, на интеграцию трех областей науки: педагогики, психологии и информатики [3, 5, 6]. Е.И. Сватковская в результате анализа собранных данных указывает на идущий процесс психологических исследований в связи с дистанционным образованием. И одним из важных аспектов она считает разработку психологической модели (моделей) «эффективного обучающегося». По мнению автора, эта модель должна учитывать уровни умственного развития, особенности модальности восприятия информации, темперамент, личностные качества для обучения в ЭОС, наличие умение и навыков пользоваться всеми средствами организуемого дистанционного обучения. Она указывает, что для эффективного образования в ЭОС необходима предварительная диагностика уровней готовности к дистанционному обучению, что позволяет сэкономить время и сохранить качество образования студентов. Но здесь важно сказать, что в условиях массового образования решить задачу индивидуального подхода под силу только преподавателю. Организация индивидуального подхода к образованию в условиях ЭОС добавляет работы преподавателю [7].

Электронная образовательная среда виртуально представляет академическую среду вуза и ориентирована на всех участников учебно-профессиональных отношений. Это определяет и направляет поведение, коммуникацию, реализацию деятельности в рамках требований академической среды университета. Воспитательный потенциал ЭОС заключается в профессиональной культуре, которая лежит в основе контактов, функционировании и управлении этим пространством. Потенциал профессионального воспитания ЭОС раскрывается через: построение академической среды в ЭОС; формирование профессиональной студенческо-преподавательской культуры; логику учебного процесса, опирающегося на образование молодежи, а не школьников; профессиональный подход к организации и содержанию образовательного процесса будущих специалистов; формирование профессионального мировоззрения у студентов; оценку личности студентов с позиции профессионально ориентированных критериев выбора профессиональной деятельности при поступлении [10].

Профессиональное воспитание в ЭОС должно строиться на сочетании интересов общества (страны) и интересов студентов. Преподаватели и вуз представляют интересы государства и при этом должны опираться на интересы студентов. Этот процесс выглядит таким образом: интересы государства→вуз/преподаватели→студенты [9]. Соответственно, одним из путей интеграции профессионального воспитания студентов должны стать преподаватели как первые представители профессионального сообщества, связанного с той профессиональной деятельностью, к которой готовятся студенты.

В ЭОС роль преподавателя сводится к координатору, помощнику, наставнику. Воспитательная составляющая, которая может быть заложена в электронной образовательной среде, реализуется преподавателем и студентами. Именно преподаватель является носителем ценностей, особенно в профессиональной сфере. С внедрением электронной образовательной среды характер деятельности преподавателя изменился – он стал тьютером, значит, меняются его функции и возможности. Здесь важно владеть в совершенстве письменным словом, поскольку контакты через форумы и чаты не способны в полной мере передавать оттенки чувств, отношения, поддержки и т.д. Это один из важных инструментов воздействия на личность студентов. Необходимо умение взвешенно и грамотно, а главное, письменно формулировать свою речь. В этом будет заключается трудность, поскольку студенты, недавние школьники, привыкли общаться быстро и кратко. Преподаватели как цифровые эмигранты обучены и воспитаны в совершенно иной среде, где структура письменного общения в виде письма или сообщения выглядит совершенно иначе. На этом этапе преподавателю необходимо учиться современной речи для понимания своих студентов.

Коммуникация как путь интеграции воспитательного потенциала в ЭОС вуза представлена различными форматами. Помимо форумов и чатов есть проекты, конференции и другие форматы взаимодействия, которые могут быть реализованы дистанционно. Здесь есть основа для развития социальных и профессиональных контактов между студентами и под руководством преподавателя. Отсутствие живых обсуждений лишает эти формы и форматы части воспитательного воздействия.

Общая оценка развития воспитательной направленности ЭОС позволяет определить ключевые направления интеграции процесса воспитания и профессиональной подготовки студентов. К ним можно отнести:

− сам процесс обучения. Природа процесса обучения тесным образом связана с процессом воспитания. Они не могут существовать изолированно друг от друга. Причиной низкого качества воспитанности студентов по итогам получения высшего образования является отсутствие системы управления и контроля этого процесса;

− личность преподавателя. Внимательно относящийся к предметному содержанию своей дисциплины в ЭОС, доступности размещенных материалов, подчиненных логике познания и понимания студентами, относящийся всегда с пониманием и уважением к особенностям усвоения материала и самому процессу обучения;

− личность студента. По мнению исследователей, молодые люди, поступающие в вуз, испытывают первичный профессиональный интерес к тем знаниям и умениям, которые они смогут приобрести для себя, чтобы стать специалистами высокого класса. Молодые люди в полной мере отдают отчет о связи их успешной профессиональной деятельности, желаемого образа жизни и качества обучения и самосовершенствования;

− воспитательная среда, созданная в ЭОС на основе педагогического дизайна, психологических технологий, воспитательных технологий.

Возможности ЭОС должны активнее использоваться путем внедрения новых технологий. Это повышает ее актуальность, вызывает интерес у студентов и мотивирует к ее использованию и исследованию её воспитательных возможностей в формировании личности будущих профессионалов. Цифровые технологии дают толчок к изучению и пониманию потребностей и интересов студентов. Если рассматривать ЭОС как цифровую экосистему университета, то ее формирование еще не завершено. Формальные ресурсы управления и обучения представлены в этой среде, но экосистему они пока ещё не образуют. Рассматривая ЭОС через эту призму, нужно отметить, что ЭОС не ограничивается обучающими задачами. Её цифровые компоненты должны быть направлены на организацию сотрудничества и установление взаимосвязей между образовательной и научной составляющей ЭОС. Таким образом условия для осуществления воспитательной задачи будущих профессионалов не будут ограничены только процессом обучения.

Заключение

Процесс образования постепенно перемещается в электронную образовательную среду, используя ее возможности для совершенствования профессионального образования студентов. Электронная образовательная среда стала не только частью процесса обучения и воспитания студентов, но и предполагает активную деятельность и включенность в образовательные и коммуникативные процессы в своём пространстве. ЭОС обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать для того, чтобы взаимодействовать со средой и в среде. В результате рассмотрения вопроса реализации профессионального воспитания в условиях электронной образовательной среды были намечены следующие вопросы для изучения: анализ электронной образовательной среды с позиции ее воспитательных элементов; поиск методов и приемов для повышения воспитательного потенциала электронной образовательной среды; разработка модели профессионального воспитания студентов в ЭОС.

Таким образом, необходимо начать оценку потенциальных возможностей воспитательных воздействий на студентов как будущих профессионалов в среде ЭОС, которая не только должна быть связана с процессом обучения, но функционировать независимо от него, поскольку процесс образования находится под влиянием значительного количества изменяющихся факторов, которые носят совершенно стихийный характер. Самый важный фактор, слабо поддающийся просчету – это человеческий фактор, который составляют преподаватели и студенты.


Библиографическая ссылка

Тома Ж.В., Константинов В.В. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 8. – С. 208-212;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39293 (дата обращения: 04.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674