Современные условия развития российского государства диктуют необходимость повышения требований к образованию и воспитанию подрастающего поколения. В связи с этим меняются требования федерального государственного стандарта начального общего образования 2021 г. – ФГОС НОО третьего поколения (ФГОС НОО первого поколения был запущен в 2004 г., второго поколения – в 2009 г.). Именно от того, насколько у наших детей будут сформированы такие личностные результаты, как «осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности и интерес к различным профессиям» [1], зависит успешность социально-экономической, политической, культурной и многих других сфер как внутри страны, так и на мировой арене через 13–15 лет. Таким образом, изменение требований ФГОС НОО обусловило необходимость поиска новых путей, ресурсов, способов и форм организации профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста. Успешность такого поиска будет более высокой в случае, если его осуществлять в рамках разработки соответствующей программы с учетом требований ФГОС НОО.
Цель исследования – разработка программы профориентационной работы с младшими школьниками с учетом требований федерального государственного стандарта начального общего образования третьего поколения.
Материалы и методы исследования
Логика материалов исследования выстраивается в следующей пошаговой последовательности: 1) выстраивание логики и получение содержания понятия «разработка программы профориентационной работы с младшими школьниками»; 2) определение этапности разработки программы; 3) пошаговая характеристика процедуры разработки программы профориентационной работы с младшими школьниками с учетом требований федерального государственного стандарта начального общего образования третьего поколения; 4) подведение итогов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Ключевым понятием данного исследования является «разработка программы профориентационной работы с младшими школьниками». Данный термин носит интегрированный характер и включает в себя ряд дефиниций, среди которых «профориентационная работа», «программа», «младший школьник», «программа профориентационной работы» и др.
Итак, первым понятием, интегрированным в содержание ключевой дефиниции исследования, является профориентационная работа, которая может быть представлена как оказание помощи учащейся молодежи в осознанном и самостоятельном выборе будущей профессии [2]. Цель профориентационной работы на этапе младшего школьного возраста, согласно ФГОС НОО [1], бинарна: с одной стороны, формирование «интереса к различным профессиям», с другой – развитие «бережного отношения к результатам труда» [1].
Следующим в обозначенной цепочке понятий является программа, содержание определения которой можно раскрыть как «совокупность действий, мероприятий, подчиненная единой цели, ориентированная на решение конкретной проблемы» [3, с. 6]. В свою очередь, младший школьник – ребенок возраста 7–11 лет, осваивающий содержание первой образовательной ступени общеобразовательной школы – начальной школы [4].
Согласно логике получения содержания понятия «разработка программы профориентационной работы с младшими школьниками», интегрированной дефиницией также является «программа профориентационной работы». В контексте нашего исследования программа профориентационной работы представляется как документ, ориентированный на обеспечение успешного профессионального самоопределения обучающихся через совокупность мероприятий, реализуемую поэтапно, за счет доступных ресурсов.
Синтезируя содержание рассмотренных выше понятий, получаем содержание понятия программа профориентационной работы с младшими школьниками (ППОРсМШ): документ, ориентированный на обеспечение успешности формирования интереса к различным профессиям и бережного отношения к результатам труда через сконструированную в соответствии с данным возрастом совокупность мероприятий, реализуемую поэтапно, за счет доступных ресурсов.
Разработку можно представить как «процесс проектирования, конструирования какого-либо продукта», обеспечивающего быстроту, безошибочность и успешность процесса либо сферы деятельности, для которых создается данный продукт [5, с. 118].
Характеризуя процедуру разработки программ, Б.А. Райзберг подразумевает «…формулировку целей, путей и способов их достижения, анализ ресурсных возможностей, обоснование варианта действий, составление… плановых проектных, программных документов» [6, с. 18].
Учитывая содержание рассмотренных выше ключевых определений понятий, разработка ППОРсМШ с учетом ФГОС НОО представляет процедуру педагогического проектирования, предполагающую теоретическое и нормативно-методическое обоснование, формулировку целевого аппарата, конструирование содержания совокупности мероприятий данного вида деятельности, обеспечивающих поэтапное формирование у младших школьников интереса к различным профессиям и бережного отношения к результатам труда как требований к личностным результатам согласно ФГОС НОО нового поколения за счет определенных ресурсов, итогом которой является создание программного документа. Этапность проектирования Программы включает: 1) определение типа Программы; 2) определение структуры Программы; 3) содержательное наполнение компонентов (разделов) Программы.
Логику получения содержания понятия «разработка программы профориентационной работы с младшими школьниками» графически можно представить на рис. 1.
ППОРсМШ, с одной стороны, имеет признаки программ целевого типа [3, с. 16], с другой – признаки программ учебных курсов, предметов, модулей, курсов внеурочной деятельности [1]. Поэтому разрабатываемую нами программу можно отнести к программам смешанного типа. Опираясь на признаки названных типов программ, синтезированных в программе смешанного типа, можно спроектировать ее структуру:
1) признаки программ целевого типа [7; 8] позволяют в структуре проектируемой нами программы выделить целевой компонент (паспорт, целевой аппарат, планируемые результаты), организационный компонент, представленный содержательным, деятельностным аспектами; ресурсный компонент, содержащий перечень разноплановых ресурсов; контрольно-оценочный компонент, характеризующий процедуру мониторинга, контроля и оценивания результатов реализации программы;
2) признаки программ учебных курсов, предметов, модулей, курсов внеурочной деятельности [1] позволяют в структуре данной программы выделить нормативно-методические основания разработки программы, целевой аппарат, режим реализации, адресат программы; содержание программы; планируемые результаты; планирование мероприятий.
Синтез перечисленных признаков программ целевого типа и внеурочной деятельности позволил нам определить четкую структуру программы профориентационной работы с младшими школьниками, которая представлена на рис. 2.
Перейдем к характеристике разработки содержательного наполнения структурных компонентов программы.
Итак, нормативно-целевой компонент ППОРсМШ представлен паспортом и целевым аппаратом программы.
Паспорт программы ППОРсМШ – совокупность наиболее значимых данных о программе [9, с. 8], включающих сведения о нормативно-правовых и методических основаниях разработки программы разного уровня (государственного, регионального, институционального и пр.); о сроках реализации, адресате; об источниках финансирования и т.д.
Наиболее значимые, на наш взгляд, данные о разрабатываемой программе мы представили на рис. 3.
Рис. 1. Логика получения содержания понятия «разработка программы профориентационной работы с младшими школьниками»
Рис. 2. Структура программы профориентационной работы с младшими школьниками
Рис. 3. Паспорт программы профориентационной работы с младшими школьниками
Второй частью нормативно-целевого компонента Программы является её целевой аппарат. Цель – предвосхищаемый, ожидаемый результат направленных действий [3, с. 6]. Разработка содержания целевого аппарата Программы осуществляется на основе требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, прописанным в ФГОС НОО [1] и результатов освоения разрабатываемой нами программы. Поэтому данный раздел тесным образом связан с разделами «Планируемые результаты программы» и «Содержание программы».
Чтобы не дублировать сведения, представленные в разделах «Целевой аппарат программы профориентационной работы с младшими школьниками» и «Планируемые результаты программы», на рис. 4 курсивом мы выделили планируемые результаты.
Таким образом, на рис. 4 продемонстрирована тесная взаимосвязь целевого аппарата и планируемых результатов Программы. Кроме того, данные разделы тесно взаимосвязаны с разделом «Содержание программы». В связи с этим рассмотрим следующий компонент ППОРсМШ – организационный.
Первый раздел данного компонента – «Содержание программы» – формируется на основе концентрического принципа. Данный принцип позволяет постепенно усложнять изучение материала на протяжении четырёх лет обучения ребенка в начальной школе, расширяя представления детей о различных типах профессий и сферах их деятельности, согласно содержанию Примерной основной программы начального общего образования [10], а также воспитывать любовь к труду и уважение к людям и результатам труда в соответствии с Программой воспитания [10; 11].
Рис. 4. Целевой аппарат программы профориентационной работы с младшими школьниками
Рис. 5. Матрица плана мероприятий программы
Данный раздел разрабатывается по модулям, отражающим содержание о профессиях типа: 1) «человек – человек» – учитель, врач, психолог, адвокат, спасатель, продавец, участковый инспектор, спортивный менеджер и т.д.; 2) «человек – техника» – инженер, водитель, сварщик, инженер 3D-печати продукта питания, оператор беспилотного транспорта, специалист по кибербезопасности и т.д.; 3) «человек – природа» – эколог, океанолог, ветеринар, егерь, дрессировщик, садовод, биохакер, сити-фермер и т.д. В рамках освоения каждого модуля предусматривается включение детей в посильную трудовую деятельность. Планируя содержание данного раздела, педагог должен учитывать действующий план школы, характер событий, временные рамки, количество участников, используемые ресурсы, возможность привлечения социальных партнеров и многое другое.
Второй раздел – «Планируемые результаты» – совокупность двух групп результатов, прописанных в ФГОС НОО [1] и результатов освоения разрабатываемой программы, отражающих её непосредственное содержание (рис. 4, курсив).
«План мероприятий программы» – третий раздел организационного компонента ППОРсМШ – набор взаимосвязанных компонентов матрицы, выступающей как модель-образец для разработки аналогичных планов мероприятий для каждого года реализации программы и специалистов, её реализующих [12]. Графически подобную матрицу можно представить в виде таблицы, где четко видна взаимосвязь разделов Плана (рис. 5).
Содержание разделов Плана «Сроки реализации», «Виды образовательной деятельности» («ВОД») (учебная деятельность («УД»), внеурочная деятельность («ВУД»), воспитательная работа («ВР»)) и «Форматы мероприятий / Участники, исполнители, ответственные» предопределяет качество и наполнение каждого мероприятия, а также последовательность и взаимосвязь реализации их форматов. В свою очередь, раздел «Планируемые результаты» (в соответствии с ФГОС НОО: универсальные учебные познавательные действия (УУПД), универсальные учебные коммуникативные действия (УУКД), универсальные учебные регулятивные действия (УУРД) и в соответствии с разработанной ППОРсМШ: знать, уметь, владеть (ЗУВ)) является итогом реализации содержания перечисленных выше разделов.
Форматы мероприятий могут быть различными для разных видов образовательной деятельности (рис. 6).
Таким образом, мероприятия, реализуемые в рамках программы профессиональной ориентации младших школьников, носят эмоционально насыщенный, доступный и интересный для детей характер.
Ресурсный компонент ППОРсМШ включает в себя характеристику ресурсов, необходимых для её реализации. Опираясь на тип, структуру и содержательное наполнение структурных компонентов программы, в ресурсное обеспечение мы включили материально-технический ресурс, ресурс социального партнёрства, ресурсы доступной среды и т.д. (рис. 7).
Информация на рис. 7 свидетельствует о том, что для реализации разрабатываемой нами программы возможно использование максимально доступных ресурсов, не требующих от школы специальных финансовых вливаний.
Рис. 6. Форматы мероприятий и виды деятельности обучающихся, реализуемые в рамках ППОРсМШ
Рис. 7. Краткая характеристика ресурсного компонента программы профориентационной работы с младшими школьниками
Последний компонент Программы – контрольно-оценочный – характеризует процедуру мониторинга, контроля и оценивания результатов реализации программы. Содержание данного компонента предполагает: 1) определение круга лиц, которые могут осуществлять мониторинг, координацию и контроль результатов освоения программы (мониторинг и координацию реализации программы осуществляет администрация школы, реализацию и контроль – учителя начальных классов, педагоги-организаторы, социальные педагоги, психологи, ответственные за профориентацию в школе и т.д.); 2) проектирование набора контрольно-оценочных мероприятий, среди которых могут быть: план мониторинговых мероприятий; комплект методик и диагностик первичного, промежуточного и итогового контроля результатов проведенной профориентационной работы; банк результатов проведенной работы; презентационные материалы результатов проведенной профориентационной работы и т.д. В целях обеспечения комплексного контроля реализации программы предусматривается учет особенностей образовательного учреждения, его организационной структуры и запросов участников образовательного процесса в профессиональной ориентации.
Заключение
Итак, проблема разработки программы профориентационной работы с младшими школьниками, бесспорно, актуальна. Успешность новых путей, способов и форм организации профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста во многом зависит от разработки подобной программы с учетом требований нового ФГОС НОО.
Программа ПОРсМШ – документ, ориентированный на обеспечение успешности формирования интереса к различным профессиям и бережного отношения к результатам труда как требований к личностным результатам согласно ФГОС НОО нового поколения через сконструированную в соответствии с данным возрастом совокупность мероприятий, реализуемую поэтапно, за счет доступных ресурсов.
Разработка указанной программы с учетом ФГОС НОО представляет процедуру педагогического проектирования, предполагающую теоретическое и нормативно-методическое обоснование, формулировку целевого аппарата, конструирование содержания совокупности мероприятий данного вида деятельности, обеспечивающих поэтапное формирование у младших школьников интереса к различным профессиям и бережного отношения к результатам труда как требований к личностным результатам согласно ФГОС НОО нового поколения за счет определенных ресурсов, итогом которой является создание программного документа.
Рассматриваемая процедура выстраивается в несколько этапов: 1) определение типа Программы (содержание данного этапа выстраивается на основе выделения признаков программ целевого типа и программ курсов учебных предметов, курсов, модулей, курсов внеурочной деятельности); 2) определение структуры Программы (содержание данного этапа выстраивается с опорой на признаки типов программ, интегрированных в программе смешанного типа, обусловливая следующую структуру разрабатываемой Программы: целевой компонент (паспорт, целевой аппарат, планируемые результаты), организационный компонент, представленный содержательным, деятельностным аспектами; ресурсный компонент, включающий перечень разноплановых ресурсов; контрольно-оценочный компонент, характеризующий процедуру мониторинга, контроля и оценивания результатов реализации программы); 3) содержательное наполнение компонентов (разделов) Программы, характеристика разработки которого выстраивалась с учетом разработанных на основе ФГОС НОО, Примерной основной программы НОО и Программы воспитания, а также методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения материалов нормативно-методической и специальной литературы.
Статья подготовлена при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 г. по теме «Научно-методическое оснащение организации профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ» (№ 16-443 от 23.06.2022).
Библиографическая ссылка
Стерхова Н.С., Милованова Л.А., Разливинских И.Н. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 8. – С. 200-207;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39292 (дата обращения: 21.11.2024).