Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ГОРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ ОБ УРОВНЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Скворцова М.Ю. 1 Кузнецова Е.Д. 2
1 ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»
2 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
Статья посвящена проблеме повышения эффективности процесса физического воспитания студентов в системе высшего образования. Выявлено, что уровень физической подготовленности специалистов горного профиля не соответствует требованиям современного производства и специфике трудовой деятельности. Высказано предположение, что использование данных об уровне и гармоничности физического развития обучающихся для определения направленности занятий физической культурой будет способствовать формированию профессиональных компетенций в области физической подготовки. Педагогический эксперимент был проведен в Кузбасском государственном техническом университете им. Т.Ф. Горбачева. В результате экспериментального исследования с помощью метода стандартов был определен уровень физического развития студентов. На основе изучения антропометрического профиля выполнена оценка гармоничности физического развития будущих специалистов горной отрасли определенной выраженности. Установлено, что у большинства студентов контрольных и экспериментальных групп индивидуальные величины изучаемых признаков физического развития значительно отличаются от средних значений. По окончании эксперимента выявлены достоверные изменения в экспериментальных группах по таким антропометрическим признакам, как охватные размеры груди, плеч, бедер, сила кисти, экскурсия грудной клетки и жизненная емкость легких. Кроме того, по результатам контрольных тестов у студентов экспериментальных групп повысился уровень развития силовой и общей выносливости.
физическое воспитание
студенты горных специальностей
уровень физического развития
антропометрические признаки
1. Соломченко М.А. Прохоров Р.А., Шевляков А.И. Совершенствование эффективности управления учебным процессом по физическому воспитанию в университете // Наука-2020. 2020. № 5 (41). С. 48–54.
2. Кабанченко С.Н. Изменение значимости принципа прикладной направленности системы физического воспитания студентов в современных условиях // Вестник КРУ МВД России. 2019. С. 86–94.
3. Дубровская Ю.А., Пихконен Л.В., Руденко Г.В. Значение физической подготовки для адаптации выпускника к особенностям горного производства // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. № 9 (199). С. 79–83.
4. Яковлев Ю.В., Пахолкова Н.В., Доценко Ю.А., Семененко В.П. Психологические и физические факторы, влияющие на развитие профессионально важных качеств студентов горных факультетов // ТиПФК. 2018. № 2. С. 29–32.
5. Панченко И.А., Руденко Г.В. Разработка модели специалиста горного профиля для определения его профессионально важных физических качеств // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. № 2 (60). С. 98–101.
6. Грязева Е.Д. Влияние уровня индивидуального физического развития студентов на выбор методики их физического воспитания // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2018. № 1–2. С. 178–187.
7. Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С. Влияние индивидуальной физической развитости студента на выбор средств его физического воспитания // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 458–465.
8. Куртев С.Г., Еремеев С.И., Лазарев Л.А., Кузнецова И.А. Руководство к практическим занятиям по курсу спортивной медицины: учебное пособие. Омск: СиГУФК, 2018. 124 с.
9. Грязева Е.Д., Жукова М.В., Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С. Антропометрический контроль физического развития студентов: учебно-методическое пособие / Под ред. М.В. Грязева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 28 с.

Процесс физического воспитания в системе высшего образования имеет направленность на обеспечение двигательной готовности будущих специалистов к освоению определенной профессии с целью осуществления в дальнейшем эффективной трудовой деятельности. Адаптация организма к сложным факторам современного производства средствами физической культуры формируется за счет расширения арсенала двигательных навыков и умений, увеличения диапазона функциональных возможностей организма [1, 2].

К особенностям профессиональной деятельности специалистов горнодобывающей отрасли в двигательном аспекте можно отнести длительные пешие передвижения в высоком темпе, перемещения по скользким, наклонным поверхностям, выполнение трудовых операций с применением значительных физических усилий в течение продолжительного времени. Необходимо отметить, что большинство двигательных действий осуществляются в стесненных условиях, в зависимости от мощности разрабатываемого угольного пласта [3]. Кроме того, специалистам горного профиля необходим высокий уровень функционирования всех внутренних систем, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, в связи с наличием значительного воздействия неблагоприятных средовых факторов (высокой и низкой температур, большой влажности воздуха и наличия газовых примесей, шумовых раздражителей) [4].

По результатам опроса руководителей горных предприятий и контрольных испытаний среди студентов необходимо сделать вывод, что уровень двигательной подготовленности выпускников российских вузов с каждым годом снижается и не отвечает требованиям горнотехнических производств, что, в свою очередь, ведет к увеличению количества профессиональных заболеваний и травм на производстве [5].

Это свидетельствует о том, что процесс физического воспитания вузе не удовлетворяет насущным требованиям и профессиональным стандартам системы высшего образования, организуется, как правило, с использованием традиционных методик, не полностью учитываются особенности профессиональной направленности производственной деятельности и физического состояния студентов.

Формированию физической, умственной работоспособности и более быстрому восстановлению всех функциональных систем организма способствует высокий уровень физического развития. Исследование степени и гармоничности физического развития представителей студенческой молодежи позволяет сделать вывод, что лишь незначительная часть юношей и девушек имеют соответствующий среднестатистической анатомо-физиологической норме уровень [6].

На основании установленной зависимости между уровнем физического развития и субъективным отношением к занятиям физической культурой следует отметить, что высокий уровень функциональной подготовки и развития мышечных систем способствует возникновению стабильно благожелательного настроя как к посещению учебных занятий, так и к самостоятельным занятиям различными видами двигательной активности [7].

Следовательно, если организовать физическое воспитание студентов горнотехнических специальностей на основе данных об уровне физического развития, возможно целенаправленно воздействовать на показатели, которые имеют низкую степень развития и наиболее полно используются в будущей профессиональной деятельности.

Цель исследования – поиск направлений совершенствования процесса физического воспитания студентов горнотехнических специальностей на основе использования результатов оценки уровня и гармоничности физического развития.

Материалы и методы исследования

Для практического осуществления заданной цели исследования мы применяли следующие методы: анализ научной и методической литературы, антропометрия, метод стандартов для определения уровня физического развития, педагогический эксперимент, контрольные испытания, методы математической статистики.

С помощью общепринятой методики антропометрии были получены данные о необходимых для дальнейших исследований антропометрических признаках [8]. Антропометрические измерения были внесены в протокол оценки физического развития методом стандартов (рисунок). Оценка гармоничности развития была выполнена на основании исследования антропометрических профилей. Физическое развитие считается гармоничным, если разница между минимальным и максимальным значением антропометрических признаков меньше двух средних квадратичных отклонений (2σ). Если размах вариации значений признаков больше двух сигм (двух средних квадратичных отклонений), необходимо сделать вывод о дисгармоничности физического развития умеренной или выраженной степени [9].

Контрольные испытания проводились для определения физической подготовленности студентов до и после эксперимента, с этой целью использовались следующие тесты: челночный бег 3*10 м, бег 3000 м, подтягивание из положения виса на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места.

В Кузбасском государственном техническом университете им. Т.Ф. Горбачева для проведения педагогического эксперимента были созданы три контрольные и три экспериментальные группы из студентов горнотехнических специальностей горного института.

missing image file

Антропометрический профиль на основе данных средних показателей

В контрольных группах учебные занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» проводились в соответствии с разработанными на основе общепринятых методик рабочими программами. В экспериментальных группах учебные занятия организовывались с учетом данных об уровне и гармоничности физического развития студентов с направленным воздействием на наиболее слабые антропометрические признаки.

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительное исследование среднегрупповых значений первоначального уровня антропометрических признаков позволило сделать вывод, что студенты контрольных и экспериментальных групп имели примерно одинаковый уровень физического развития (табл. 1). Различия в антропометрических показателях не являлись статистически достоверными (Ро > 0,05).

Результаты исследования физического развития студентов сравнили со средними показателями соответствующей возрастной и половой категорий, рекомендуемыми специалистами [8]. В результате нами было выявлено, что окружность грудной клетки на выдохе, экскурсия, окружность плеча в напряженном состоянии, сила мышц правой и левой кисти характеризуется ниже среднего уровня развития. А значение жизненной емкости легких, как показателя функционирования системы внешнего дыхания организма, имеет низкий уровень развития. Величина объема воздуха при максимальном выдохе у студентов контрольных и экспериментальных групп на 22 % ниже среднего значения данного показателя в соответствующей возрастной категории. Экскурсия грудной клетки (разница окружности грудной клетки на вдохе и на выдохе) студентов контрольных групп отличается от средних значений на 3 см, экспериментальных групп – на 2,8 см. Низкое значение данных показателей свидетельствует о низкой эффективности функционирования кардиореспираторной системы студентов горных специальностей.

Поперечные размеры мышц правого плеча в напряженном состоянии меньше средних показателей на 1,6 см, а левого – на 2,1 см в экспериментальных группах, на 1,7 см и 2,5 см соответственно в контрольных группах. Показатели окружности бедра также меньше нормы примерно на 2 см во всех группах. Сила мышц кисти, измеренная ручным динамометром, у студентов экспериментальных групп отличается от средних значений на 5,9 кг, у студентов контрольных групп – на 5,7 кг. Сила мышц спины меньше среднего показателя данного антропометрического признака на 16 кг в экспериментальных группах и на 17,7 кг – в контрольных группах.

После построения антропометрического профиля было выполнено исследование гармоничности физического развития каждого участника педагогического эксперимента. Лишь у трех студентов в каждой группе было зафиксировано гармоничное развитие, т.е. вариационных размах между антропометрическими признаками не превышает двух средних квадратичных отклонений. Таким образом, можно сделать вывод, что в начале эксперимента по результатам использования метода стандартов 88 % будущих специалистов горнодобывающей отрасли имеют дисгармоничное физическое развитие.

Таблица 1

Сравнительная характеристика уровня физического развития студентов горного института в начале и после эксперимента, X ± m

Антропометрический признак

До эксперимента

После эксперимента

ЭГ

КГ

P

ЭГ

КГ

P

Рост стоя, см

174 ± 2,1

174,8 ±2,3

> 0,05

174,2±2,3

175,1 ±2,2

> 0,05

Рост сидя, см

90,8 ± 1,6

89,6 ± 1,7

> 0,05

91,2 ± 2,0

90,3 ± 1,6

> 0,05

Масса тела, кг

74,8 ± 1,8

75,6± 2,0

> 0,05

72,5 ± 1,6

75,1 ± 1,7

> 0,05

Окружность ГК пауза, см

95,3 ± 2,4

96,1 ± 2,1

> 0,05

98,8 ± 1,6

96,6 ± 1,7

> 0,05

Окружность ГК вдох, см

98,5 ± 1,2

99,2 ± 1,0

> 0,05

103,8±1,3

99,6 ± 0,7

< 0,05

Окружность ГК выдох, см

93,2 ± 1,7

92,9 ± 1,6

> 0,05

89,8 ± 1,2

92,7 ± 1,2

< 0,05

Экскурсия ГК, см

6,3 ± 0,9

6,1 ± 0,8

> 0,05

10,8 ± 1,6

10,2 ± 1,7

< 0,05

Окружность шеи, см

39,1 ± 0,5

39,2 ± 0,6

> 0,05

39 ± 0,6

39,1 ± 0,7

> 0,05

Окружность правого плеча покой, см

31 ± 0,5

30,8 ± 0,6

> 0,05

33,8 ± 0,6

31 ± 0,7

< 0,05

Окружность правого плеча напряж., см

31,3 ± 0,6

31,2 ± 0,6

> 0,05

35,8 ± 0,6

31,6 ± 0,7

< 0,05

Окружность левого плеча покой, см

30 ± 0,5

30,2 ± 0,7

> 0,05

32,8 ± 0,5

30,4 ± 0,7

< 0,05

Окружность левого плеча напряж., см

30,6 ± 0,5

30,2 ± 0,6

> 0,05

32,6 ± 0,6

30,6 ± 0,4

< 0,05

Окружность правого бедра, см

54,3 ± 1,5

53,9 ± 1,6

> 0,05

58,8 ± 1,6

54,6 ± 1,7

< 0,05

Окружность левого бедра, см

54,1 ± 1,5

53,7 ± 1,6

> 0,05

58,4 ± 1,6

54,2 ± 1,7

< 0,05

Окружность правой голени, см

38,5 ± 1,4

38,2 ± 1,5

> 0,05

38,8 ± 1,6

38,6 ± 1,7

> 0,05

Окружность левой голени, см

38,1 ± 1,5

37,8 ± 1,4

> 0,05

38,2 ± 1,6

37,6 ± 1,7

> 0,05

Сила правой кисти, кг

50,1 ± 2,1

50,3 ± 2,0

> 0,05

55,2 ± 1,8

50,6 ± 1,7

< 0,05

Сила левой кисти, кг

47,2 ± 2,0

48,1 ± 1,6

> 0,05

53,8 ± 1,6

49,6 ± 1,7

< 0,05

Сила мышц спины, кг

139,7 ± 21

138 ± 22

> 0,05

142 ± 24

139 ± 20

> 0,05

ЖЕЛ, мл

3954 ±206

3947 ±204

> 0,05

4570±196

4002 ± 200

< 0,05

Таблица 2

Сравнительная характеристика общей физической подготовленности студентов горного института в начале и в конце эксперимента, X ± m

Контрольные упражнения

До эксперимента

После эксперимента

ЭГ

КГ

P

ЭГ

КГ

P

Бег 3000 м, мин

14,7 ± 0,5

14,2 ±0,7

> 0,05

12,6 ±0,6

13,9 ±0,7

< 0,05

Челночный бег 3*10 м, сек

7,9 ± 0,1

8,0 ± 0,1

> 0,05

7,8 ± 0,2

7,9± 0,1

> 0,05

Подтягивание из положения виса на высокой перекладине, кол-во раз

12,2 ± 1

12,6± 0,9

> 0,05

14,8± 0,9

12,0 ± 1,1

< 0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

32,2 ± 1,4

32,9 ± 1,5

> 0,05

40,1 ± 1,6

34, 1 ± 1,7

< 0,05

Прыжок в длину с места толчком двух ног, см

235,7 ±6,9

236,1 ±7,1

> 0,05

238,2 ±6,5

236,9 ±6,9

> 0,05

Исследование уровня общей физической подготовленности обучающихся горного института позволяет сделать вывод, что согласно результатам контрольных тестов экспериментальные и контрольные группы были практически однородны (табл. 2). Различия в показателях физической подготовки не являлись статистически достоверными (Ро > 0,05).

После определения исходного уровня физического развития и физической подготовленности в течение двух учебных семестров в экспериментальных группах процесс физического воспитания имел преимущественную направленность на повышение гармоничности физического развития. В первую очередь на улучшение показателей охватных размеров груди, плеча, бедра и голени, силовые показатели мышц кисти и спины, а также значений экскурсии грудной клетки и жизненной емкости легких. При организации силовой подготовки использовались изометрический, концентрический и эксцентрический методы, метод круговой тренировки, разрабатывалось оптимальное сочетание величины отягощения и количества повторений упражнений с отягощением и весом собственного тела. Для улучшения показателей системы внешнего дыхания применялись средства циклических видов спорта с использованием непрерывно-дистанционного и интервального методов.

После завершения педагогического эксперимента было выполнено измерение показателей физического развития и физической подготовленности студентов. В экспериментальных группах достоверно (Ро < 0,05) изменились величина окружности грудной клетки на вдохе и выдохе, а также экскурсии, окружности плеча в покое и напряжении, окружности бедра, сила кисти. Самый большой рост результатов в экспериментальных группах был отмечен в экскурсии грудной клетки (52 %), а также жизненной емкости легких (15 %), что характеризует уровень функционирования кардиореспираторной системы. В контрольных группах изменения данных показателей недостоверны (Ро > 0,05), кроме значений экскурсии грудной клетки, где отмечена статистическая достоверность результатов измерения (Ро < 0,05).

Исследование уровня физической подготовленности после эксперимента показало, что в экспериментальных группах выявлены достоверные изменения (Ро < 0,05) в таких тестах, как бег 3000 м, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре. В следующих контрольных тестах (челночный бег 3*10 м и прыжок в длину) изменения были недостоверны (Ро > 0,05). В контрольных группах во всех тестах изменения были недостоверны (Ро > 0,05).

Заключение

1. Организация процесса физического воспитания будущих специалистов горнотехнических специальностей на основе использования данных о гармоничности телосложения и физического развития позволяет повысить показатели антропометрических признаков физического развития и уровня физической подготовленности.

2. Сопоставительный анализ контрольных и экспериментальных групп после завершения эксперимента показал, что между ними выявлены достоверные различия (Ро < 0,05) в большинстве показателей уровня физического развития и общей физической подготовленности студентов горнотехнических специальностей.

3. Возникновение между группами достоверных различий является результатом применения на учебных занятиях средств и методов физической культуры, которые целенаправленно воздействуют на показатели физического развития с низким уровнем. А также наиболее полно используемые в будущей профессиональной деятельности, по отношению к специалистам горного профиля – это показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, охватные размеры различных частей тела и силовые показатели отдельных мышечных групп.


Библиографическая ссылка

Скворцова М.Ю., Кузнецова Е.Д. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ГОРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ ОБ УРОВНЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 8. – С. 184-189;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39289 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674