Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Ибрагимова А.Р. 1 Болдырева В.Э. 1 Меджитова С.А. 1
1 ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»
В статье представлен анализ изучения применения метода проектирования как средства развития наглядно-образного мышления младших школьников с задержкой психического развития. Данная категория обучающихся характеризуется неоднородностью развития наглядно-образного мышления, которое способствует получению представления об окружающем мире, об объектах живой и неживой природы. В связи с тем что на уроках окружающего мира особенно актуально использование образного решения задач, требуется применение специальных методов обучения для развития данного вида мышления. В их категорию входит метод проектирования. Теоретическое рассмотрение поставленной проблемы основывалось на анализе научных исследований по вопросам развития наглядно-образного мышления младших школьников с задержкой психического развития, изучении сущности метода проектирования и целесообразности его использования для развития наглядно-образного мышления на уроках окружающего мира. Итоги работы послужили основанием для формулирования экспериментальной части исследования, в ходе которой были выделены основные критерии уровня сформированности наглядно-образного мышления, а также методики для их диагностики. Представлены результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления младших школьников с задержкой психического развития. На их основании выделены виды проектной деятельности, которые целесообразно применять на уроках окружающего мира и которые способствуют развитию данного вида мышления.
метод проектирования
задержка психического развития
наглядно-образное мышление детей с задержкой психического развития
обучение детей с задержкой психического развития
младшие школьники
уроки окружающего мира
1. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.
2. Нетесова Н.И. Развитие проектного метода в системе образования // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 587-590.
3. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании. СПб.: Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 32-37.
4. Полат Е.С. Метод проектов. М.: НИЦ «Академия естествознания», 2010. 200 с.
5. ФГОС начального общего образования (1–4 кл.): Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286.
6. Лободина Н.В., Гринин Л.Е. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся как основное требований ФГОС НОО. М.: Учитель, 2017. 275 с.
7. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М.: Юрайт, 2016. 285 с.
8. Лубовский В.И. Розанова Т.В., Солнцева Л.И. и др. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд., исправ. М.: НИЦ «Академия естествознания», 2013. 464 с.
9. Микляева Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва: Юрайт, 2019. 236 с.
10. Кудрявцева С.В. Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе со школьниками с ЗПР // Специальное образование. 2014. № 10. С. 177-180.
11. Примерная АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

В настоящее время требования, предъявляемые к личности ребенка, возрастают и включают умение находить решения в нестандартных ситуациях, творчески относиться к ним. С началом школьного обучения вся деятельность детей направлена на приобретение научных представлений и понятий, а также изучение законов развития общества и природы. Особую роль в этом играет наглядно-образное мышление, с помощью которого возможно получать представления об окружающем мире, об объектах живой и неживой природы, о необходимости изучения мира, в котором мы живем, чтобы обособить отношения между реальными предметами окружающей действительности.

В последнее время все больше внимания уделяется проблеме обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что число таких детей растет с каждым годом. У них возникают трудности и ошибки в изучении конкретных предметных ситуаций, объектов живой и неживой природы.

Образование данной категории детей требует применения специальных методов и приемов обучения. В их категорию входит метод проекта.

Цель работы заключалась в исследовании особенности применения метода проектирования как средства развития наглядно-образного мышления младших школьников с задержкой психического развития на уроках окружающего мира.

Объектом исследования выступает процесс развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития.

Материал и методы исследования

В работе использованы теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий этап).

Результаты исследования и их обсуждение

Проект выступает прототипом, образцом объекта или вида деятельности. Под проектом в обучении понимается совместная учебно-познавательная творческая, а также игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, которые направлены на достижение общего результата [1].

Следовательно, проектирование – это целенаправленная деятельность по достижению необходимого результата, с учетом определенных возможностей и в пределах определенного времени.

Проектирование как метод работы с учащимися получил распространение во второй половине XX века и хорошо закрепился в педагогической деятельности. С его помощью создаются условия, которые способствуют формированию у учащихся положительной мотивации к самостоятельной деятельности и развитию жизненно важных навыков [2].

Вопросами применения метода проектирования в педагогической деятельности занимались такие специалисты, как Н.И. Нетесова, Т.Г. Белова, Е.С. Полат и другие [2-4].

В основе теории проектного обучения положены идеи о необходимости в современных реалиях формирования проектного мышления, создания необходимых для учащихся условий для самостоятельного поиска и приобретения знаний, а также формирования положительной мотивации к самостоятельному обучению.

Технология метода проектирования направлена на получение новых знаний обучающимися на основе реальной жизненной практики и формирование таких навыков, как целеполагание, самоанализ, самоконтроль, корректировка собственной деятельности и другое [4].

В работе «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании» Т.Г. Белова указывала на то, что в обучении с применением проектирования учитель выступает не главным источником знаний, а помощником обучающимся в их учебной и творческой деятельности [3].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, в основе обучения младших школьников должен лежать системно-деятельностный подход. Он предполагает воспитание и развитие таких качеств личности, которые будут соответствовать требованиям современного информационного общества. Осуществление этого процесса происходит за счет активной, разносторонней, а также, в большей степени, самостоятельной познавательной деятельности обучающихся [5].

Следовательно, обучение и формирование личности младших школьников должно осуществляться не только во время усвоения уже готового материала, но и в процессе их самостоятельной деятельности, направленной на открытие новых знаний. Именно это осуществимо с применением метода проектирования.

Концептуальным основанием данного метода является положение о нацеленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, полученный в процессе самостоятельно спланированной деятельности, а также направленной на решение практически или теоретически значимой проблемы. Поэтому применение метода проектирования всегда направлено на решение какой-либо задачи, что предусматривает использование комплекса различных средств и методов обучения, а также необходимость включения обучающимися умений и знаний из разнообразных областей предмета [1; 6].

Суть метода проектирования заключается в том, чтобы побуждать интерес учащихся к решению поставленных проблем и через этот процесс продемонстрировать практическую значимость приобретенных знаний. Данный метод способствует развитию у обучающихся основных видов мышления, творческих способностей и интереса самому создавать. В результате у обучающихся должен выработаться навык к анализу различных ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, своих возможностей, и следовать наиболее подходящему способу достижения цели проекта [6].

Особенно важным является применение данного метода в работе с обучающимися с задержкой психического развития.

Одним из основных факторов, характеризующих детей с задержкой психического развития среди сверстников, является замедленность в развитии мышления. Мышление данной категории обучающихся исследовали такие специалисты, как Л.Н. Блинова, В.И. Лубовский, Н.В. Микляева и другие [7-9].

В исследовании В.И. Лубовского, Т.В. Розановой и Л.И. Солнцевой отмечается, что наглядно-образное мышление младших школьников с задержкой психического развития в значительной степени отличается от возрастных норм и является следствием несформированности, нечеткости и слабости образов, что, в свою очередь, усложняет возможность оперирования представлениями [8].

Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на имеющиеся в сознании человека образы и представления. Оно проявляется при решении поставленных задач на основе словесных описаний образов и представлений о предметах и их свойствах, которые были сформированы на основе практического опыта. При слабой развитости наглядно-образного мышления у обучающихся ослабляется связь между основными компонентами мыслительной деятельности – действием, образом и словом, что не дает возможность решать задания на уровне образных представлений [7; 9].

Развитие наглядно-образного мышления у обучающиеся с задержкой психического развития в незначительной степени отстает от возрастных норм. Однако анализ уровня его сформированности у данной категории детей демонстрирует неоднородные результаты, которые могут варьироваться как от показателей, приближенных к возрастным стандартам, так и в значительной степени отставать от них. Также у обучающихся данной категории резко снижается работоспособность в связи с появлением отвлекающих моментов и посторонних предметов [7; 8].

Однако правильно организованная работа по развитию наглядно-образного мышления поможет раскрыть интеллектуальный потенциал данной категории детей. Это осуществимо благодаря тому, что обучающиеся данной группы восприимчивы к умственной помощи и могут научиться переносить полученный ранее опыт в новые условия. Поэтому для обучения детей с задержкой психического развития целесообразным является применение метода проектирования. Этот метод позволяет создать естественные условия деятельности, которые были бы максимально приближены к имеющимся в жизненной практике ситуациям, и организовать на активной основе коррекционно-образовательный процесс [7; 10].

Особую роль в начальной школе при обучении детей с задержкой психического развития играет учебный курс «Окружающий мир». Это интегрированный предмет, направленный на формирование у обучающихся социального опыта, а также осознание ими элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество». Данный курс способствует воспитанию у младших школьников нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

В основе преподавания предмета «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. Согласно ему обучающиеся ведут наблюдения за явлениями природы и общественной жизни, выполняют различные практические задания и проводят опыты, в том числе и исследовательского характера, также занимаются творческими заданиями и проектами. В процессе изучения предмета «Окружающий мир» проводятся различные дидактические и ролевые игры, а также осуществляется моделирование объектов и явлений окружающей действительности. Таким образом, на основе наблюдений и предметно-практической деятельности обучающихся происходит развитие умений планирования собственной деятельности, самостоятельного выполнения заданий и навыков самоконтроля [11].

Данный подход целесообразно реализовывать с помощью метода проектов. Этот метод играет важную роль в достижении обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов, поэтому его применение можно осуществлять в каждом разделе учебной программы [10; 11].

На уроках окружающего мира важным является умение обучающихся оперировать наглядно-образными представлениями, так как познание окружающей действительности происходит именно с их помощью. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию наглядно-образного мышления обучающихся. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.

Анализируя программу для учащихся с задержкой психического развития по предмету «Окружающий мир», можно сделать вывод, что наглядно-образное мышление целесообразно развивать с помощью игровых, экспериментально-исследовательских и наглядно-пространственных видов деятельности. Данные формы работы направлены на то, чтобы обучающиеся могли научиться успешно выполнять преобразование условий познавательных задач, осуществлять контроль за выполнением действий и решать различные проблемные ситуации. Данные виды коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления целесообразно осуществлять посредством проектной деятельности. Это позволяет реализовать функцию представления, а также обеспечить комплексное включение психических процессов [11].

Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании принимали участие 12 обучающихся 4-го класса с задержкой психического развития в возрасте 10-11 лет.

В процессе изучения и анализа научно-методической литературы по проблеме исследования были выделены следующие критерии развития наглядно-образного мышления: элементарные образные представления; целостность восприятия образов; восприятие и формирование образов. Для диагностики уровня развития наглядно-образных представлений учащихся с задержкой психического развития были выбраны и адаптированы следующие методики: «Нелепицы», «Исключение четвертого лишнего» и «Цветные матрицы Равена».

Результаты диагностики актуального уровня развития наглядно-образного мышления у обучающихся с задержкой психического развития представлены в таблице.

В результате проведения методик для выявления уровня сформированности наглядно-образного мышления можно сделать вывод, что у 17% детей высокий показатель (2 обучающихся), у 58% – средний (7 обучающихся), у 25% – низкий (3 обучающихся). Данные представлены на рисунке.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что у большинства исследуемых обучающихся (58%) средний уровень развития наглядно-образного мышления. Это, в свою очередь, подтверждает необходимость применения специальной коррекционной работы, направленной на развитие данного вида мышления. Для этого предложена работа с использованием проектирования.

Итоговые результаты диагностики уровней развития наглядно-образного мышления

Уровни развития

Методики

«Нелепицы»

«Исключение четвертого лишнего»

«Цветные матрицы Равена»

Количество обучающихся

%

Количество обучающихся

%

Количество обучающихся

%

Высокий

4

33

2

17

4

33

Средний

5

42

9

75

5

42

Низкий

3

25

1

8

3

25

missing image file

Итоговые результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента

Исходя из возрастных, психических и физических особенностей обучающихся младших классов с задержкой психического развития, а также выделенных актуальных видов деятельности для развития наглядно-образного мышления этой категории детей, можно сделать вывод, что на уроках окружающего мира целесообразно использовать следующие виды проектной деятельности: творческие, исследовательские, игровые и ролевые.

Сутью игровых и ролевых проектов является принятие учащимися ролей различных исторических или литературных персонажей, а также вымышленных героев, с целью решения поставленных задач. Структура этих проектов остается открытой и составляется лишь в общих чертах. Результаты таких проектов намечаются в начале работы или определяются лишь в его конце.

Исследовательские проекты полностью подчиняются логике исследования. Их структура довольно детальная и четкая, она частично или полностью совпадает с научным исследованием. Целью является сбор научного материала, обладающего теоретической и практической значимостью, а также признаками новизны.

Целью творческих проектов является получение какого-либо продукта творчества. Это могут быть как газеты, стенды, энциклопедии, так и видеоролики, праздники и прочее. Особенностью этих проектов является то, что структура не требует детальной разработанности, она составляется лишь в общих чертах. Однако важным является тщательно продуманная форма конечного результата.

Именно данные виды проектов способствуют пониманию не только видимых, наглядных связей между явлениями и предметами, но и существенных, смысловых взаимодействий, которые непосредственно не воспринимаются, но могут быть символически представлены в наглядной форме. Благодаря таким проектам у учеников с задержкой психического развития на уроках окружающего мира развивается творческий потенциал, формируется эмоционально окрашенный образ окружающего мира, способности к принятию творческих решений и навыки понимания, принятия и создания новых идей для решения поставленных задач.

Заключение

Применение данных видов проектов на уроках окружающего мира позволяет решить ряд важных образовательных и воспитательных задач. Опыт, который приобретают учащиеся с задержкой психического процесса, базируется на их интересах. Это связано в первую очередь с тем, что данные проекты позволяют в полной мере раскрыть творческий потенциал учащихся и способствуют более полному усвоению ими природоведческого материала. Также данные виды проектной деятельности позволяют учитывать психофизические особенности этой категории учащихся, что упрощает усвоение ими основных категорий учебного предмета.

Именно творческие, исследовательские, игровые и ролевые виды проектов способствуют формированию опыта в решении жизненных проблем и приобретению навыков в принятии решений, что благоприятно сказывается на развитии наглядно-образного мышления.


Библиографическая ссылка

Ибрагимова А.Р., Болдырева В.Э., Меджитова С.А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 7. – С. 146-150;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39249 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674