Пандемия 2020 г. дала толчок для развития информационно-коммуникационных технологий и расширения областей их использования. Вынужденная необходимость удаленного общения прошла, а удобные сервисы и приложения остались. К ним относятся цифровые средства для получения документов в государственных и частных организациях, интернет-магазины и доставка товаров на дом [1], элементы дистанционного обучения, которые успешно сочетаются с традиционной организацией учебного процесса, а также информационные услуги, предоставляемые через сайты, мессенджеры, социальные сети [2] и т.д.
Для реализации описанных запросов необязательно нужна сложная компьютерная техника, в большинстве случаев достаточно наличия сотового телефона с выходом в Интернет [3]. Доступ к нему у человека не ограничен даже необходимостью встать с дивана и включить компьютер, это привело к формированию потребности выполнения задуманного действия или получения требуемой информации в кратчайшие сроки. Как известно, спрос рождает предложение, а значит, появляются новые и модернизируются старые программные продукты, для того чтобы организации в том или ином виде постоянно оставались на связи [4]. К этому общественному запросу адаптируется не только бизнес, но и области человеческой деятельности, которым гибкость не всегда свойственна. Примером может служить образование. При всеобщем вынужденном переходе образовательного процесса на дистанционную форму на педагогов легла достаточно весомая нагрузка по освоению онлайн-форм работы, обязательной частью которой была удаленная коммуникация с обучающимися и их родителями. На помощь пришли мессенджеры, которые стали использоваться как средство поддержки учебно-воспитательного процесса [5]. Некоторым обучающимся требовалась связь с преподавателем не только в рабочее время. Объективными причинами этого было отсутствие постоянной связи, ограниченный доступ к компьютерной технике и т.п. [6]. С решением данной проблемы позволяли справляться образовательные и информационные виртуальные помощники. Чат-боты, разработанные один раз, позволяли длительное время отвечать на типичные вопросы как учебного, так и организационного характера. Онлайн-ассистенты и сегодня востребованы в образовательном процессе.
Виртуальный собеседник, или чат-бот, – программа, имитирующая человеческое общение, алгоритм которой ориентирован на решение поставленных задач посредством ведения диалога [7].
Вопрос применения в учебно-воспитательном процессе виртуальных помощников находится на стадии формирования. За последние несколько лет появилось значительное число научных работ, посвящённых разработке онлайн-собеседников для информационной или образовательной поддержки отдельных дисциплин и методике их использования в образовательном процессе. Однако общая устоявшаяся теория использования виртуальных помощников в образовании в современной педагогике пока не сформировалась. Исследования по данной теме можно найти в работах В.В. Кузнецова [8], С.С. Гречихина [9], Е.Г. Ивановой, А.А. Чивилева, Н.Н. Зильбермана и др.
Цель исследования – определить, на основании каких цифровых источников абитуриенты выбирают место учебы, и описать информационного помощника приемной комиссии.
Материалы и методы исследования
Констатирующий эксперимент проводился на базе филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске. В качестве исследуемой группы были выбраны студенты первого курса в количестве 50 чел., подписавшие информированное согласие на участие в констатирующем эксперименте. При проведении исследования были применены анализ научной литературы по рассматриваемой теме, анкетирование и использованы математические методы для обработки полученных результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Для того чтобы правильно выбрать высшее учебное заведение, абитуриент должен обладать всей полнотой данных не только о процессе поступления, но и о возможностях, которые предлагают ему те или иные вузы. В течение последних двух лет учебные заведения активно увеличивают объем цифрового информирования и расширяют круг используемых для этого средств [10]. Сегодня распространены виртуальные дни открытых дверей, различные виды профориентационных видеоконференций и другие цифровые способы привлечения потенциальных обучающихся [11]. Большинство вузов используют несколько каналов коммуникации.
К средствам электронного информирования абитуриентов можно отнести:
1) сайты учебных заведений и приемных комиссий;
2) группы в социальных сетях [12];
3) интернет-приемные;
4) группы в мессенджерах;
5) виртуальные помощники и др.
В качестве респондентов для определения цифровых каналов данных, на основании которых потенциальные обучающиеся выбирают место учебы, были избраны студенты первого курса, в недавнем прошлом абитуриенты вузов [13]. В результате проведенного анкетирования были получены количественные данные, представленные на рис. 1.
Полученные количественные данные свидетельствуют о том, что абитуриенты при выборе места учебы в большей степени ориентируются на электронную информацию, полученную посредством сайтов учебных заведений и приемных комиссий. На наш взгляд, это ожидаемо, поскольку информационно-коммуникационная стратегия большинства высших учебных заведений предполагает применение сайтов как основного цифрового канала для информирования потенциальных обучающихся, а остальные онлайн-возможности рассматривает как вспомогательные средства привлечения абитуриентов.
Рис. 1. Результаты определения цифровых каналов, на основании которых абитуриенты выбирали место учебы (%)
Рис. 2. Фрагмент структуры демонстрационной версии информационного чат-бота приемной комиссии
На наш взгляд, имеющийся потенциал виртуальных собеседников в рассматриваемой области практически не раскрыт. Сегодня разработать собственный чат-бот может любой пользователь персонального компьютера, при этом нет необходимости прибегать к программированию [14]. Современные конструкторы виртуальных помощников имеют интуитивно понятный интерфейс, встроенные справочные материалы, которые содержат алгоритмы построения чат-ботов и наглядные примеры их реализации. Большинство приложений для разработки онлайн-собеседников поддерживают возможности их публикации в Telegram, WhatsApp, Viber, Facebook, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках [15].
В качестве примера можно привести такие конструкторы чат-ботов:
1) Вotmother,
2) Aimylogic,
3) Flow XO,
4) BotKits,
5) Botsify и др.
Для реализации информационного помощника приемной комиссии используем конструктор виртуальных помощников Вotmother и Telegram в качестве места размещения. Фрагмент его структуры в режиме разработки представлен на рис. 2, а стартовая страница – на рис. 3.
Рис. 3. Стартовая страница демонстрационной версии виртуального помощника приемной комиссии
Описываемый виртуальный собеседник имеет следующее содержание.
1. План приема филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске на 2022 г.
2. Правила приема 2022 г.
3. Сроки проведения приема в 2022 г.
4. Учет индивидуальных достижений.
5. Список документов, предоставляемых поступающими.
6. Информация о филиале ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске.
7. Возможность задать вопрос приемной комиссии.
Виртуальный собеседник имеет замкнутую структуру, поэтому, если абитуриент не находит искомой информации, он может вернуться на стартовую страницу и пройти по другой ветке или задать вопрос непосредственно членам вступительной комиссии. Категория «Задать вопрос приемной комиссии» содержит не только возможность написать сообщение, но и часто задаваемые вопросы и ответы на них, при этом они регулярно дополняются.
На рис. 4 показан интерфейс демонстрационной версии онлайн-ассистента приемной комиссии.
Информация с официального сайта ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске была использована в качестве исходных данных для наполнения чат-бота, поскольку он был выбран респондентами в ходе экспериментальной части проводимого исследования как наиболее информативный ресурс.
Рис. 4. Пример работы демонстрационной версии виртуального помощника приемной комиссии
Разработанный демонстрационный вариант информационного онлайн-собеседника может применяться как самостоятельно, так и совместно с другими средствами электронного информирования абитуриентов, например сайтом вуза. Он позволяет:
1) значительно уменьшить количество обращений к членам приемной комиссии, автоматизировав решение типичных, рутинных задач;
2) повысить производительность, поскольку, в отличие от человека, чат-бот может отвечать нескольким абитуриентам одновременно в любое удобное для них время;
3) повысить оперативность получения информации потенциальными обучающимися и их родителями. Человек может пропустить онлайн-сообщение, а цифровой помощник ответит всем и сразу после обращения;
4) активизировать деятельность абитуриента. Для этого необходимо в автоматическом режиме информировать заинтересованных лиц о контрольных сроках и необходимости своевременной подачи документов, посещении консультаций и экзаменов и т.п.;
5) реализовать индивидуальный подход к информационным потребностям абитуриентов [7];
6) за счет своей новизны и некоторой оригинальности данная форма может способствовать повышению интереса к отдельным специальностям и вузу в целом.
Заключение
Целью проводимого исследования было определить, на основании каких цифровых источников абитуриенты выбирают место учебы. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что наиболее востребованными электронными информационным источниками в процессе определения высшего учебного заведения для продолжения образования являются сайты учебных заведений и приемных комиссий. При этом возможности мессенджеров в целом и виртуальных помощников в частности недостаточно используются при привлечении потенциальных обучающихся.
Поскольку информация, размещенная на сайтах учебных заведений и приемных комиссий, была признана респондентами наиболее полной и актуальной, для разработки демонстрационной версии онлайн-собеседника приемной комиссии филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске на 2022 г. именно она была использована как основа.
Таким образом, все рассмотренные электронные информационные ресурсы для электронного информирования абитуриентов, а именно сайты учебных заведений и приемных комиссий, группы в социальных сетях, интернет-приемные, группы в мессенджерах, виртуальные помощники не конкурируют между собой, а дополняют друг друга, и онлайн-собеседники, на наш взгляд, в скором времени займут в данной области достаточно заметное место.
Библиографическая ссылка
Быков А.А., Киселева О.М. ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОМОЩНИК КАК ОДИН ИЗ ЦИФРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИ ВЫБОРЕ МЕСТА УЧЕБЫ АБИТУРИЕНТАМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 7. – С. 121-125;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39244 (дата обращения: 21.11.2024).