Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОМОЩНИК КАК ОДИН ИЗ ЦИФРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИ ВЫБОРЕ МЕСТА УЧЕБЫ АБИТУРИЕНТАМИ

Быков А.А. 1 Киселева О.М. 2
1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
2 ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»
Пандемия 2020 г. сыграла значительную роль в цифровизации современного образования. Спустя два года можно подвести определенные итоги. Сегодня информационно-коммуникационные технологии успешно встраиваются в традиционную классно-урочную систему. При этом их используют не только в образовательных и воспитательных целях, но и в качестве регулятора учебно-воспитательного процесса. Современные гаджеты обучающихся позволяют им все время находиться на связи, эта привычка переносится и в процесс обучения. Виртуальные ассистенты преподавателя дают возможность удовлетворять потребность в информации учеников и родителей в удобное для них время. Онлайн-собеседники только начинают использоваться в образовательном процессе, поэтому методика их применения находится на стадии разработки. В качестве примера информационного чат-бота авторами описан демонстрационный вариант виртуального помощника приемной комиссии филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске на 2022 г. Перед разработкой виртуального ассистента был проведен констатирующий эксперимент, призванный выявить наиболее востребованные цифровые информационные источники, используемые абитуриентами в процессе определения высшего учебного заведения для дальнейшей учебы. В результате было выявлено, что наиболее востребованы сайты учебных заведений и приемных комиссий. Поэтому информация с сайта филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске на 2022 г. была положена в основу разработанного виртуального помощника.
онлайн-ассистент
учебно-воспитательный процесс
цифровизация
программное обеспечение
1. Киселева О.М., Быков А.А. Модель формирования готовности пожилого населения к деятельности в современной информационной среде // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 13.
2. Самарина А.Е., Киселева М.П., Тимофеева Н.М. Использование информационных сетевых технологий в проекте изучения культуры родного края // Учитель и время. 2016. № 11. С. 210–213.
3. Тимофеева Н.М. О структурировании и наглядном представлении информации в виде интеллект-карт средствами онлайн-сервисов // Системы компьютерной математики и их приложения. 2019. Вып. 20 (2). С. 214–218.
4. Тимофеева Н.М. О цифровизации образовательного процесса в условиях полного его переноса в онлайн // Системы компьютерной математики и их приложения. 2021. № 22. С. 388–394.
5. Козлов С.В. Концептуальные возможности использования цифровых технологий в сфере образования // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты: сборник статей III Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Брянского государственного инженерно-технологического университета. Брянск, 2020. С. 396–402.
6. Быков А.А., Коткина Н.А., Сенчилов В.В., Тимофеева Н.М., Киселева О.М. Педагогические аспекты внедрения дистанционного курса по алгебре 9 класс для детей с особыми образовательными потребностями // European Social Science Journal. 2017. № 10. С. 193–200.
7. Быков А.А., Киселева О.М. Оценка эффективности применения чат-бота как информационной поддержки преподаваемой дисциплины // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. С. 34.
8. Кузнецов В.В. Перспективы развития чат-ботов // Успехи современной науки. 2016. № 12. С. 16–19.
9. Гречихин С.С. Дистанционное обучение с помощью образовательных чат-ботов в современных мессенджерах // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 3 (32). С. 66–68.
10. Рябоконь М.В., Черномор М.С. Информационно-коммуникационная стратегия университета как средство привлечения абитуриентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 2 (46). С. 90–95.
11. Козлов С.В. Цифровое моделирование процессов управления социально-экономическими системами с применением методов функционального анализа // Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции (г. Брянск, 07 июня 2019 г.). Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет, 2019. С. 233–239.
12. Синякова Н.Д., Козлов С.В. Применение web-сервисов в образовании // Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук. Тольятти, 2020. С. 977–982.
13. Быков А.А., Коноплев Д.Ю., Киселева О.М. Анализ подготовки абитуриентов к изучению курса физики в техническом вузе // Фундаментальные исследования. 2013. № 10–13. С. 2944–2948.
14. Тимофеева Н.М. О цифровых технологиях из арсенала современного преподавателя // Развитие научно-технического творчества детей и молодежи. Киров, 2020. С. 108–113.
15. Горячкин Б.С., Галичий Д.А., Цапий В.С., Бурашников В.В., Крутов Т.Ю. Эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе // E-Scio. 2021. № 4 (55). С. 529–551.

Пандемия 2020 г. дала толчок для развития информационно-коммуникационных технологий и расширения областей их использования. Вынужденная необходимость удаленного общения прошла, а удобные сервисы и приложения остались. К ним относятся цифровые средства для получения документов в государственных и частных организациях, интернет-магазины и доставка товаров на дом [1], элементы дистанционного обучения, которые успешно сочетаются с традиционной организацией учебного процесса, а также информационные услуги, предоставляемые через сайты, мессенджеры, социальные сети [2] и т.д.

Для реализации описанных запросов необязательно нужна сложная компьютерная техника, в большинстве случаев достаточно наличия сотового телефона с выходом в Интернет [3]. Доступ к нему у человека не ограничен даже необходимостью встать с дивана и включить компьютер, это привело к формированию потребности выполнения задуманного действия или получения требуемой информации в кратчайшие сроки. Как известно, спрос рождает предложение, а значит, появляются новые и модернизируются старые программные продукты, для того чтобы организации в том или ином виде постоянно оставались на связи [4]. К этому общественному запросу адаптируется не только бизнес, но и области человеческой деятельности, которым гибкость не всегда свойственна. Примером может служить образование. При всеобщем вынужденном переходе образовательного процесса на дистанционную форму на педагогов легла достаточно весомая нагрузка по освоению онлайн-форм работы, обязательной частью которой была удаленная коммуникация с обучающимися и их родителями. На помощь пришли мессенджеры, которые стали использоваться как средство поддержки учебно-воспитательного процесса [5]. Некоторым обучающимся требовалась связь с преподавателем не только в рабочее время. Объективными причинами этого было отсутствие постоянной связи, ограниченный доступ к компьютерной технике и т.п. [6]. С решением данной проблемы позволяли справляться образовательные и информационные виртуальные помощники. Чат-боты, разработанные один раз, позволяли длительное время отвечать на типичные вопросы как учебного, так и организационного характера. Онлайн-ассистенты и сегодня востребованы в образовательном процессе.

Виртуальный собеседник, или чат-бот, – программа, имитирующая человеческое общение, алгоритм которой ориентирован на решение поставленных задач посредством ведения диалога [7].

Вопрос применения в учебно-воспитательном процессе виртуальных помощников находится на стадии формирования. За последние несколько лет появилось значительное число научных работ, посвящённых разработке онлайн-собеседников для информационной или образовательной поддержки отдельных дисциплин и методике их использования в образовательном процессе. Однако общая устоявшаяся теория использования виртуальных помощников в образовании в современной педагогике пока не сформировалась. Исследования по данной теме можно найти в работах В.В. Кузнецова [8], С.С. Гречихина [9], Е.Г. Ивановой, А.А. Чивилева, Н.Н. Зильбермана и др.

Цель исследования – определить, на основании каких цифровых источников абитуриенты выбирают место учебы, и описать информационного помощника приемной комиссии.

Материалы и методы исследования

Констатирующий эксперимент проводился на базе филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске. В качестве исследуемой группы были выбраны студенты первого курса в количестве 50 чел., подписавшие информированное согласие на участие в констатирующем эксперименте. При проведении исследования были применены анализ научной литературы по рассматриваемой теме, анкетирование и использованы математические методы для обработки полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того чтобы правильно выбрать высшее учебное заведение, абитуриент должен обладать всей полнотой данных не только о процессе поступления, но и о возможностях, которые предлагают ему те или иные вузы. В течение последних двух лет учебные заведения активно увеличивают объем цифрового информирования и расширяют круг используемых для этого средств [10]. Сегодня распространены виртуальные дни открытых дверей, различные виды профориентационных видеоконференций и другие цифровые способы привлечения потенциальных обучающихся [11]. Большинство вузов используют несколько каналов коммуникации.

К средствам электронного информирования абитуриентов можно отнести:

1) сайты учебных заведений и приемных комиссий;

2) группы в социальных сетях [12];

3) интернет-приемные;

4) группы в мессенджерах;

5) виртуальные помощники и др.

В качестве респондентов для определения цифровых каналов данных, на основании которых потенциальные обучающиеся выбирают место учебы, были избраны студенты первого курса, в недавнем прошлом абитуриенты вузов [13]. В результате проведенного анкетирования были получены количественные данные, представленные на рис. 1.

Полученные количественные данные свидетельствуют о том, что абитуриенты при выборе места учебы в большей степени ориентируются на электронную информацию, полученную посредством сайтов учебных заведений и приемных комиссий. На наш взгляд, это ожидаемо, поскольку информационно-коммуникационная стратегия большинства высших учебных заведений предполагает применение сайтов как основного цифрового канала для информирования потенциальных обучающихся, а остальные онлайн-возможности рассматривает как вспомогательные средства привлечения абитуриентов.

missing image file

Рис. 1. Результаты определения цифровых каналов, на основании которых абитуриенты выбирали место учебы (%)

missing image file

Рис. 2. Фрагмент структуры демонстрационной версии информационного чат-бота приемной комиссии

На наш взгляд, имеющийся потенциал виртуальных собеседников в рассматриваемой области практически не раскрыт. Сегодня разработать собственный чат-бот может любой пользователь персонального компьютера, при этом нет необходимости прибегать к программированию [14]. Современные конструкторы виртуальных помощников имеют интуитивно понятный интерфейс, встроенные справочные материалы, которые содержат алгоритмы построения чат-ботов и наглядные примеры их реализации. Большинство приложений для разработки онлайн-собеседников поддерживают возможности их публикации в Telegram, WhatsApp, Viber, Facebook, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках [15].

В качестве примера можно привести такие конструкторы чат-ботов:

1) Вotmother,

2) Aimylogic,

3) Flow XO,

4) BotKits,

5) Botsify и др.

Для реализации информационного помощника приемной комиссии используем конструктор виртуальных помощников Вotmother и Telegram в качестве места размещения. Фрагмент его структуры в режиме разработки представлен на рис. 2, а стартовая страница – на рис. 3.

missing image file

Рис. 3. Стартовая страница демонстрационной версии виртуального помощника приемной комиссии

Описываемый виртуальный собеседник имеет следующее содержание.

1. План приема филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске на 2022 г.

2. Правила приема 2022 г.

3. Сроки проведения приема в 2022 г.

4. Учет индивидуальных достижений.

5. Список документов, предоставляемых поступающими.

6. Информация о филиале ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске.

7. Возможность задать вопрос приемной комиссии.

Виртуальный собеседник имеет замкнутую структуру, поэтому, если абитуриент не находит искомой информации, он может вернуться на стартовую страницу и пройти по другой ветке или задать вопрос непосредственно членам вступительной комиссии. Категория «Задать вопрос приемной комиссии» содержит не только возможность написать сообщение, но и часто задаваемые вопросы и ответы на них, при этом они регулярно дополняются.

На рис. 4 показан интерфейс демонстрационной версии онлайн-ассистента приемной комиссии.

Информация с официального сайта ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске была использована в качестве исходных данных для наполнения чат-бота, поскольку он был выбран респондентами в ходе экспериментальной части проводимого исследования как наиболее информативный ресурс.

missing image file

Рис. 4. Пример работы демонстрационной версии виртуального помощника приемной комиссии

Разработанный демонстрационный вариант информационного онлайн-собеседника может применяться как самостоятельно, так и совместно с другими средствами электронного информирования абитуриентов, например сайтом вуза. Он позволяет:

1) значительно уменьшить количество обращений к членам приемной комиссии, автоматизировав решение типичных, рутинных задач;

2) повысить производительность, поскольку, в отличие от человека, чат-бот может отвечать нескольким абитуриентам одновременно в любое удобное для них время;

3) повысить оперативность получения информации потенциальными обучающимися и их родителями. Человек может пропустить онлайн-сообщение, а цифровой помощник ответит всем и сразу после обращения;

4) активизировать деятельность абитуриента. Для этого необходимо в автоматическом режиме информировать заинтересованных лиц о контрольных сроках и необходимости своевременной подачи документов, посещении консультаций и экзаменов и т.п.;

5) реализовать индивидуальный подход к информационным потребностям абитуриентов [7];

6) за счет своей новизны и некоторой оригинальности данная форма может способствовать повышению интереса к отдельным специальностям и вузу в целом.

Заключение

Целью проводимого исследования было определить, на основании каких цифровых источников абитуриенты выбирают место учебы. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что наиболее востребованными электронными информационным источниками в процессе определения высшего учебного заведения для продолжения образования являются сайты учебных заведений и приемных комиссий. При этом возможности мессенджеров в целом и виртуальных помощников в частности недостаточно используются при привлечении потенциальных обучающихся.

Поскольку информация, размещенная на сайтах учебных заведений и приемных комиссий, была признана респондентами наиболее полной и актуальной, для разработки демонстрационной версии онлайн-собеседника приемной комиссии филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске на 2022 г. именно она была использована как основа.

Таким образом, все рассмотренные электронные информационные ресурсы для электронного информирования абитуриентов, а именно сайты учебных заведений и приемных комиссий, группы в социальных сетях, интернет-приемные, группы в мессенджерах, виртуальные помощники не конкурируют между собой, а дополняют друг друга, и онлайн-собеседники, на наш взгляд, в скором времени займут в данной области достаточно заметное место.


Библиографическая ссылка

Быков А.А., Киселева О.М. ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОМОЩНИК КАК ОДИН ИЗ ЦИФРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИ ВЫБОРЕ МЕСТА УЧЕБЫ АБИТУРИЕНТАМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 7. – С. 121-125;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39244 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674