Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

Алпатова Н.С. 1 Фокина А.С. 2 Понькина И.В. 3
1 НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт»
2 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»
3 ГКСУ СО «Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
В работе представлен опыт работы специалистов социально-реабилитационного центра по социокультурной реабилитации подростков группы риска. Дана характеристика этапов экспериментального исследования: диагностического, деятельностного, оценочного. Диагностика была направлена на выявление индивидуально-психологических особенностей подростков группы риска, изучение личностных качеств несовершеннолетних и выявление причин их социального и психологического неблагополучия. Деятельностный этап эксперимента предполагал разработку и реализацию программы социокультурной реабилитации, направленной на повышение уровня активности и самостоятельности воспитанников, формирование у них безопасного поведения, чувства ответственности за свои поступки и негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, а также на содействие в приобретении навыков культурного поведения в повседневной жизни, воспитание уважительного отношения к окружающим людям. Программа предусматривала применение разнообразных форм, методов работы и включала в себя три модуля, в рамках которых проводились занятия с элементами тренинга. Основные цели работы в каждом модуле – помощь в адаптации к социуму, проработка на символическом уровне психосоциального конфликта, свойственного подростковому возрасту, формирование способности контролировать свое поведение и эффективно решать возникающие проблемы. На оценочном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, по результатам которой выявлена положительная динамика показателей, что свидетельствует о результативности проведенной опытно-экспериментальной работы.
социокультурная реабилитация
подростки группы риска
1. Подколзина Л.Г. Ценностные ориентации подростков «группы риска» школьной и социальной дезадаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2009. 23 с.
2. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 273 с.
3. Алпатова Н.С., Понькина И.В. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 4. С. 133-137. DOI: 10.17513/snt.39121.
4. Бахуташвили Т.В. Социальная реабилитация молодежи подросткового возраста с асоциальным поведением // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2016. № 4 (21). С. 4-8.
5. Решетников В.А., Хижаева Т.М. Сущность и проблемы организации социальной реабилитации дезадаптированных детей: монография. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2013. 116 с.

В настоящее время в научной литературе описана достаточно острая проблема реабилитации подростков группы риска, которая усиливается в условиях открытого доступа к компьютерам, планшетам, смартфонам и т.д. К категории детей группы риска, как правило, относят несовершеннолетних, имеющих повышенную вероятность развития дезадаптивных форм поведения, проявляющихся в негативизме и повышенной конфликтности с окружающими; воспитывающихся в социально неблагополучных семьях; истинных и социальных сирот (Е.Л. Григоренко, Т.В. Корнилова, Л.Я. Олиференко, Л.Г. Подколзина, С.Д. Смирнов, Т.И. Шульга и др.) [1, 2].

Проблема социально-педагогической работы с несовершеннолетними группы риска изучалась такими учеными, как: С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Т.В. Головань, А.Д. Гонеев, И.В. Дубровина, Е.В. Змановская, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, А.М. Прихожан и др. В своих исследованиях авторы изучали вопросы социальной и педагогической запущенности несовершеннолетних, беспризорности, социального сиротства, профилактики правонарушений и т.д.

Различные аспекты проблемы социальной реабилитации подростков раскрываются в исследованиях Б.Н. Алмазова, О.С. Амосовой, Н.С. Алпатовой, Т.В. Бахуташвили, А.В. Гордеевой, Е.Ф. Куликовой, В.В. Морозова, И.В. Понькиной, В.А. Решетникова, Т.М. Хижаевой и др. [3–5]. Но, несмотря на многочисленные исследования, аспекты проблемы социокультурной реабилитации несовершеннолетних группы риска раскрыты неполно.

Целями исследования являются теоретическое обоснование, разработка и реализация программы по социокультурной реабилитации подростков группы риска в условиях социально-реабилитационного центра.

Материал и методы исследования

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе государственного казенного специализированного учреждения социального обслуживания «Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» с подростками 14–16 лет.

В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, опрос, беседа, педагогический эксперимент, а также комплекс экспресс-диагностик личностной склонности к сниженному настроению, немотивированной тревожности, аффективному поведению, диагностика уровня личностной невротизации и устойчивости к конфликтам (В.В. Бойко).

Результаты исследования и их обсуждение

Опытно-экспериментальная работа реализовывалась в три этапа: диагностический, деятельностный, оценочный.

Диагностическое исследование было направлено на выявление индивидуально-психологических особенностей детей группы риска, изучение личностных качеств несовершеннолетних и выявление причин их социального и психологического неблагополучия.

Специалистами Центра выделены причины, под воздействием которых дети оказываются в группе риска: состояние здоровья, материальные проблемы семьи, ее социальное неблагополучие, психические расстройства родителей, отставание ребенка в развитии и др.

Для выявления уровня агрессивного поведения современных подростков был разработан и апробирован опросник «Степень проявления агрессивного поведения». Полученные результаты указывают на то, что треть воспитанников (36%) имеют высокий деструктивный уровень агрессивного поведения. Для таких подростков характерны постоянная раздражительность, враждебность, подозрительность, чрезмерная обидчивость, борьба против установившихся обычаев и законов, использование физической и вербальной агрессии. Высокий уровень агрессивности респондентов можно объяснить влиянием современных гаджетов на незрелую психику детей и социальной ситуацией развития, условиями проживания детей, стремлением к независимости, самостоятельности и самоутверждению себя как личности. Чрезмерное проявление деструктивных форм агрессивности воспитанников, безусловно, имеет отрицательные, разрушительные последствия как для самой личности, так и для окружающих ее людей.

Низкий уровень агрессивного поведения свойственен небольшому числу подростков (12%). Эта категория несовершеннолетних имеет сниженную самокритичность и стремится соответствовать социальным нормам.

Большая часть воспитанников (52%) имеют средний уровень агрессивного поведения. Причем степень проявления агрессивности зависит от эмоционального состояния подростков. В спокойном состоянии они дружелюбны, открыты, общительны. В состоянии эмоционального возбуждения они становятся вспыльчивыми, ворчливыми, раздражительными и легко впадают в гнев. Таким образом, для большинства воспитанников характерен средний уровень агрессивности.

Для выявления конфликтного поведения среди воспитанников мы использовали диагностику устойчивости к конфликтам (В.В. Бойко). Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство подростков (56%) конфликтны. Эти воспитанники часто сами провоцируют конфликт, выступают их инициаторами, в конфликте ведут себя активно. Из конфликта они, как правило, привыкли выходить победителями. Несовершеннолетние пытаются доказать свою точку зрения, добиться во всем правоты.

Кроме того, были проведены комплекс экспресс-диагностик личностной склонности к сниженному настроению, склонности к немотивированной тревожности, склонности к аффективному поведению и диагностика уровня личностной невротизации (В.В. Бойко).

Обобщив результаты диагностического исследования, можно сделать вывод о выраженном психологическом неблагополучии воспитанников. Это проявляется в негативном самоощущении, самовосприятии, самоописании, преобладании выраженной эмоциональной возбудимости и отрицательного эмоционального фона (высокая тревожность, депрессивность, беспокойство, стресс).

Деятельностный этап эксперимента предполагал реализацию программы социокультурной реабилитации. Были определены содержание, формы и методы работы с подростками.

Задачами деятельностного этапа являлись: создание благоприятных условий, способствующих эмоциональному, физическому развитию и самореализации, самоопределению воспитанников Центра; повышение уровня активности и самостоятельности воспитанников; формирование у них чувства ответственности за свои поступки, безопасного поведения и негативного отношения к употреблению психоактивных веществ; воспитание уважительного отношения к окружающим людям; содействие в приобретении навыков культурного поведения в повседневной жизни.

Реализация Программы предполагала применение разнообразных форм и методов работы, таких как: беседа, рассказ, дискуссия, квест-игра, упражнение, ролевая игра, просмотр видеоматериала (видеороликов, фильмов, мультфильмов, социальной рекламы), импровизация, театрализация, инсценировка, моделирование ситуаций.

Оказание социальных услуг осуществлялось в том числе в дистанционном формате. Специалистами в рамках реабилитационного процесса использовались следующие формы работы: онлайн-лаборатории; онлайн-дискуссии; онлайн-мастер-классы; онлайн-экскурсии; онлайн-викторины, онлайн-головоломки; онлайн-игра «Спасатель» на портале детской безопасности МЧС России Спас-Экстрим; индивидуальные/групповые онлайн-консультации для законных представителей; детско-родительские онлайн-занятия.

Например, онлайн-занятия «Академия юных спасателей» проектировались в игровом формате челенджа – день за днем участники выполняли задания вне сети и на онлайн-встречах. Воспитанники становились участниками онлайн-команды спасателей, которые каждый день выполняли задания по спасению жителей своего города от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, знакомились с ситуациями, которые могут стать причинами несчастного случая, и отрабатывали практические умения и навыки.

Реализация реабилитационного процесса в дистанционном формате стала возможна благодаря использованию современных информационных ресурсов и сервисов сети Интернет, таких как сервисы коллективного взаимодействия: платформы (Zoom, Яндекс Телемост, Miro, Trello, Flippity); различные мессенджеры (Viber, WhatsApp, Telegram).

Программа включала в себя 3 модуля, в рамках которых проводились занятия с элементами тренинга. Основная цель работы в каждом модуле – проработка на символическом уровне психосоциального конфликта, свойственного подростковому возрасту, формирование способности контролировать свое поведение и эффективно решать возникающие проблемы, формирование адекватного поведения несовершеннолетних в социуме.

Модуль 1. Вводный тренинг, краткий рассказ о целях совместных занятий. Главная цель вводной беседы – дать детям понять, что занятия будут для них безопасны и интересны, что они будут проходить регулярно и в определенное время (систематически).

В процессе знакомства дети по кругу называли свои имена. Важно начинать цикл занятий с самых простых упражнений и заданий, постепенно позволяющих подростку привыкнуть к атмосфере занятий.

Упражнения:

1. «Вода, воздух, земля». Цель: взаимодействие детей друг с другом, активизация внимания.

2. «Назови свое имя». Цель: знакомство, самораскрытие.

3. «Что я люблю делать?» Цель: повышение культуры общения, формирование способности самостоятельно мыслить.

4. «Рисую себя». Цель: осознание себя, своего настроения, выражение эмоций.

5. Арт-терапевтические техники «Мое настроение» (модификация техники «Цвета настроений»). Цель: воспитание творчески свободной личности, формирование интереса к участию в творческой деятельности.

Материалы: гуашевые и акварельные краски, кисточки, бумага.

Модуль 2.

1. Упражнение «Ладошка» (модификация упражнения «Волшебная рука»). Цель: самораскрытие, формирование способности контролировать свое поведение.

2. Беседа «Что хорошего и интересного произошло с момента последней встречи». Цель: создание атмосферы принятия и доверия в подростковой среде.

3. Беседа «Трудности в общении». Цель: сбор информации, создание атмосферы доверия, принятия и открытости среди подростков.

4. Графическое задание «Лучи солнца». Цель: выражение эмоций, проработка на символическом уровне психосоциального конфликта.

5. Творческое задание «Моя маска». Цель: обмен положительными эмоциями, раскрытие своего «Я», развитие навыков взаимодействия.

Материалы: бумага для основы масок, гуашевые и акварельные краски, кисточки, лоскутки ткани и любые мелкие вещи, которые могут пригодиться для изготовления маски.

Модуль 3.

1. Упражнение «Найди пару». Цель: активация внимания, развитие навыков взаимодействия, создание коммуникативных ситуаций.

2. Беседа «Люди, которым я доверяю». Цель: обсуждение вопросов доверия/недоверия, дружбы, личных качеств.

3. Творческое задание «Коллажи чувств». Цель: повышение положительного эмоционального настроя, формирование потребности соблюдать социальные нормы.

4. Упражнения с мячом. Цель: организация группового взаимодействия, вербализация чувств и состояний.

5. Сочинение сказок, историй с использованием картинок. Цель: развитие коммуникативных навыков и навыков конструктивного взаимодействия.

6. Семинар «Арт-терапия эмоциональных и личностных расстройств». Цель: повышение положительного эмоционального настроя, прорабатывание внутренних конфликтов, развитие навыков общения.

Приведем пример некоторых занятий.

Содержание занятия на тему: «Путешествие по станциям здоровья»:

– Упражнение «Аукцион жизненных ценностей».

– Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни в пословицах и поговорках».

– Акция «В здоровом теле – здоровый дух».

– Викторина «Спорт как альтернатива пагубным привычкам».

– Итоговая часть занятия – рефлексия.

Содержание занятия на тему: «Я в ответе за свои поступки»:

– Упражнение «Учись управлять собой».

– Ролевая игра «Развеиваем мифы».

– Групповая дискуссия «Можно ли жить без установленных правил?»

– Творческая мастерская «Как повысить самооценку и уверенность в себе?»

– Упражнение «Противостояние чужому мнению».

– Итоговая часть занятия – рефлексия.

Например, в рамках занятия «Профилактика алкогольной зависимости» мы провели профилактическое мероприятие на тему: «Антиреклама алкоголя».

Цель занятия: сформировать у подростков антиалкогольные установки, повысить уровень осведомленности об альтернативных способах замещения алкоголя, развить основы адекватного поведения воспитанников в социуме.

Задачи занятия: формирование твердой позиции отказа в отношении употребления алкоголя; выявление и рассмотрение альтернативных способов замещения алкоголя.

Мероприятие проходило в форме круглого стола, дискуссии и работы в группах. В ходе проведения мероприятия несовершеннолетние активно участвовали в дискуссии на тему альтернативы употребления алкоголя. Основная и наиболее увлекательная часть занятия состояла в создании плаката на тему «Антиреклама алкогольным напиткам». Ребята в полной мере проявили свои творческие способности. Защищая свои работы, подростки активно агитировали своих сверстников не употреблять спиртные напитки. Весь ход занятия был построен на интерактивном общении. Подростки вели себя раскрепощенно, отнеслись к заданию творчески.

В итоговой части занятия воспитанники обменялись мнениями, ответив на вопрос: «Что изменилось во мне за время работы в группе?»

Используемые нами ролевые игры и упражнения были направлены на формирование и осознание собственных ресурсов подростками через представление о себе, самоуважение, умение понимать окружающих и сопереживать им. В процессе проведения занятий воспитанники «примеряли» на себя различные социальные роли, что способствовало адаптации в жизненной среде, ощущению своей самоценности и необходимости, причастности к общему делу. Это позволило удовлетворить потребности в самореализации, общении, самоутверждении, а также сформировать отношение к себе как к целостной личности.

В работе с воспитанниками активно применялись упражнения. Например, упражнение «Дерево цели» дает представление о психологическом и социальном взрослении, о преодолении личностных кризисов, эффективных способах психологической защиты, которые специалист вместе с подростками вырабатывает во время упражнения. Упражнения включали следующие задания: «осознай свои сильные и слабые стороны и поставь реальные цели»; «рассмотри причины своего поведения в физическом, психологическом и социальном аспектах, взвесь свои возможности»; «подумай, какие обстоятельства заставили тебя поступить именно так»; «постарайся избавиться от всех негативных воспоминаний и заполнить память прошлыми успехами» и т.д.

Следует отметить, что в ролевой игре несовершеннолетние часто сталкивались с проблемами, самостоятельно решить которые им не удавалось. Типичная ситуация: все отвернулись от подростка, который, по мнению сверстников, неправильно повел себя в сложной этической ситуации.

Индивидуальная работа с воспитанниками Центра проводилась с применением методов игротерапии и арт-терапии, а также с помощью следующих упражнений: «Карточка желаний», «Целевые карточки» и др. Так, «Карточка желаний» является достаточно эффективным упражнением, которое помогает с помощью наводящих вопросов выяснить отношение воспитанника к планам на будущее и его идеалам.

Целью работы с целевыми карточками является оказание помощи подростку в выборе того, чем он будет заниматься в ближайшем будущем, например на следующей неделе. Использование данного упражнения позволяет специалисту получить картину динамики поступков и желаний у подростка, а также определить, какие конкретные шаги предпринимает воспитанник для разрешения той или иной проблемы.

Одним из наиболее эффективных методов работы с подростками является использование игротерапии, которая способствует самовыражению воспитанников, осознанию и принятию своих эмоций, преодолению травмирующих переживаний, снятию психологического напряжения, что позволяет строить благоприятные отношения со сверстниками и специалистами Центра. Использование арт-терапевтических методов в процессе социально-педагогической работы с воспитанниками предполагает организацию разнообразных занятий художественно-творческого характера: рисование, лепку, выжигание, поделки из круп, соли, природного материала. При этом важен сам процесс творчества, позволяющий решать важные задачи: воспитательные, коррекционные, психотерапевтические, диагностические, развивающие.

Концепция занятий заключалась в создании такого игрового пространства, в котором каждый подросток обогатил и систематизировал знания в области личной безопасности, почувствовал себя максимально комфортно и безопасно, открыл широкие возможности для творческой самореализации, обрел опыт жизненного сознательного успеха. Воспитанники Центра нашли новых интересных друзей, овладели современными информационно-коммуникационными технологиями, в том числе развили навыки коммуникации и работы в онлайн-режиме.

Заключение

На оценочном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика. Подросткам вновь было предложено ответить на вопросы методик, проводимых с ними ранее. Нами были разработаны и проведены итоговое анкетирование «Что умею и чему стоит научиться…», а также наблюдение, опрос и беседа с воспитанниками. Было установлено контактное взаимодействие воспитанников и специалистов Центра (социального работника, специалиста по социальной реабилитации, инструктора по физической культуре, психолога).

По результатам повторной диагностики мы выявили положительную динамику показателей, что свидетельствует об эффективности применения программы социокультурной реабилитации подростков группы риска.

Таким образом, разработанная и реализованная программа социокультурной реабилитации позволила специалистам Центра оказать оперативную помощь в решении проблем воспитанников в сфере жизнедеятельности, восстановить утраченные социальные связи с близкими, оптимизировать общение подростков со сверстниками и взрослыми, снять деструктивные проявления в поведении через создание условий для оказания наиболее целесообразной помощи и поддержки подросткам, стимулировать их к осмыслению существа возникающей проблемы, поиску способа ее преодоления и к самостоятельности в ее разрешении. Представленный опыт работы может быть полезен специалистам социальной и образовательной сфер и должен применяться в их профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Алпатова Н.С., Фокина А.С., Понькина И.В. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 7. – С. 105-109;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39241 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674