Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОКАЛИСТА

Юй Пин 1
1 ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»
Самостоятельные занятия вокалиста занимают дискуссионное положение в вокальной педагогике. Формально соглашаясь с необходимостью самостоятельной работы, теоретики и педагоги не имеют единого мнения о ее содержании и границах. Между тем в ней заложен огромный обучающий потенциал. Проблемы с его реализацией затруднены по многим причинам. Но важнейшая из них определяется теоретической неразработанностью методик обучения самостоятельным занятиям певцов. В этой связи целью статьи является определение методико-практических действий по формированию самостоятельной работы вокалиста. Методами служат анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, прагматический метод. А теоретико-методологической основой статьи являются труды психологов, теоретиков исполнительства и дидактов общей педагогики. В структуру методики обучения самостоятельной работы вокалиста входят шесть блоков: создание мотива нужной деятельности; освоение знаний, определяющих содержание этой деятельности; формирование практических навыков и умений деятельности; развитие музыкального мышления; воспитание автоматизированных алгоритмов деятельности; умение оценивать получаемый результат. Каждый блок объединяет различные методы и приемы, обеспечивающие результативность работы вокалиста. Их совокупное функциональное взаимодействие способно обеспечить формирование умений самостоятельно работать, что открывает новые перспективы в повышении эффективности процесса обучения вокалиста.
вокальная педагогика
самостоятельная работа вокалиста
методика обучения вокалу
структура методики обучения самостоятельности
1. Ильин Е. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 508 с.
2. Сраджев В., Сраджева О., Коротнева Т. Развитие самостоятельности мышления в классе сольного пения. М., 2011. 208 с.
3. Стулова Г.П. Теория и методика обучения пению: учебное пособие. СПб.: Планета музыки, 2019. URL: https://e.lanbook.com/book/112753 (дата обращения: 28.04.2022).
4. Сраджев В. Творческое мышление и воспитание музыканта. М.: ООО «Прогресс», 2016. 120 с.
5. Юй Пин. К вопросу создания методики обучения самостоятельной работе вокалистов. // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7. № 4. С. 30–42.
6. Руднева Т.Н. Вопросы формирования этапов самостоятельной работы студентов-вокалистов // Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 770–773. URL: https://moluch.ru/archive/130/35906/ (дата обращения: 09.03.2022).

Эффективная самостоятельная работа составляет обязательное условие обучения музыканта. Без нее профессиональное становление исполнителя невозможно. Это подтверждается многовековым опытом развития музыкального искусства и музыкальной педагогики. Но если у представителей инструментального исполнительства необходимость самостоятельной работы не вызывает никаких сомнений и воспринимается как само собою разумеющаяся, то в обучении певцов сложилась иная ситуация. В сознании многих вокалистов и их педагогов возникло убеждение, что самостоятельная работа если и допустима, то в крайне ограниченном диапазоне, очерченном выполнением мелких локальных заданий: выучить «слова» вокального произведения, разобрать нотный текст и т.д. Необходимость в системной самостоятельной работе чаще всего игнорируется. Не анализируя объективные и субъективные причины этих убеждений, отметим, что в результате вокалисты не только лишаются полноценных самостоятельных занятий, но и не в состоянии их организовать даже при наличии потребности в них.

Массовое неприятие самостоятельной работы приводит к тому, что многие талантливые певцы во время обучения, не могут реализовать свои потенциальные возможности, оставаясь «недоучками», и без педагога оказываются абсолютно беспомощными. И только через несколько лет после окончания учебного заведения, в процессе последующей певческой практики, некоторые из них все же обретают нужный профессионализм. Но если в педагогической деятельности это обстоятельство не носит фатальный характер, через несколько лет работы вокалист-педагог на основании собственного опыта постепенно осваивает нужные навыки и умения, то путь на оперную сцену для многих оказывается закрытым. Сказанное определяет острую необходимость в организации самостоятельной работы вокалистов, способной принципиально повысить результативность вокального обучения в целом.

Одной из причин, препятствующих приобщению певцов к самостоятельной работе, является слабая теоретическая и, как следствие, учебно-методическая база вокальной педагогики. Счет работам, посвященным развитию умений вокалистов самостоятельно заниматься, идет на единицы (Л.Б. Дмитриев, Е.С. Курдина, А.Г. Менабени, Т.Н. Руднева, В.П. Сраджев). Поэтому исследования, посвященные этой проблеме, весьма актуальны для теории и практики вокальной педагогики.

Цель статьи – определить методико-практические действия по формированию самостоятельной работы вокалиста.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, метод восхождения от абстрактного к конкретному, прагматический метод.

Поскольку решение научных задач с помощью эмпирической вокальной педагогики малопродуктивно, теоретико-методологической основой статьи являются труды психологов, теоретиков исполнительства и дидактов общей педагогики.

Результаты исследования и их обсуждение

Создание любой методики обучения вокалиста должно опираться на системное рассмотрение ее структурных элементов. Их условно можно представить в виде шести блоков: 1) формирование мотива нужной деятельности [1]; 2) освоение знаний, определяющих содержание этой деятельности [2]; 3) формирование практических навыков и умений деятельности [3]; 4) соответствующее развитие музыкального мышления (сенсорная культура, постановка операциональных целей) [4]; 5) формирование автоматизированных алгоритмов деятельности; 6) освоение умений оценки получаемого результата. Сказанное справедливо для создания любой методики и подразумевает опору на конкретизацию этих пунктов в любом виде учебной деятельности [5, с. 39–40].

Начинается работа с формирования у молодых вокалистов мотивов деятельности. С этой целью используются различные мотиваторы [1], которые помогают рождению мотивов. Их можно разделить на две группы. В первую войдут репрезентируемые педагогом учебные установки и практические приемы, нацеленные на создание мотивов, определяющих конкретный вид деятельности. Другая группа оформляется в виде специальной организации учебного процесса, предусматривающей постановку учебных требований, выполнение которых будет являться обязательным для каждого обучающегося. Все мотиваторы в данном случае прямо или косвенно касаются самостоятельной работы вокалиста. Более того, наибольший эффект в этой работе будет достигнут при применении комплекса мотиваторов.

Первым шагом в сложном психолого-педагогическом процессе рождения мотива является проведение беседы. Но поскольку мотив – это личностное образование, которое человек должен построить сам, то такая беседа сама по себе не способна привести к рождению мотива. Нужно сформировать соответствующую потребность, убедить ученика в реальной полезности достижения целей, на которые ориентируется та или иная методика.

Второй шаг – педагог продолжает развивать процесс формирования мотива. Он предлагает обучающемуся задания, которые «втягивают» в нужную деятельность. Понятно, что сразу добиться высокого качества их выполнения не получится. Но наставник тактично указывает на допущенные ошибки или неточности, объясняет, какие последствия они могут иметь для результативности вокальных занятий, показывает конкретные приемы и методы, которые могут помочь в решении поставленной задачи. В дальнейшем весь ход тренировки, построенный на достижении хоть мелких, но все же успехов, будет способствовать формированию нужного мотива. Но этих усилий может оказаться недостаточно.

Обучение вокалиста – это сложный многосоставной процесс, который опирается на различные виды деятельности, на соответствующие навыки и умения. Этого нельзя достичь в одночасье. Специализированные действия должны иметь системный характер и учитывать время, необходимое на их освоение. Поэтому преподаватель продолжает активировать различные мотиваторы в виде постановки долгосрочных целей. Поможет в этом специальная организация учебного процесса, предполагающая обязательный системный контроль освоения умения самостоятельно работать. К числу долгосрочных целей относится подготовка к техническому зачету, на котором студент должен продемонстрировать наработанные технологические умения. Педагог сообщает конкретные сроки проверки и знакомит с требованиями, которые должен выполнить обучающийся за период занятий.

Для формирования нужных мотивов деятельности необходимо не только добиваться конечного результата, но и наблюдать за этапами его получения. Поэтому полезно контролировать сам процесс подготовки молодого певца к освоению навыков самостоятельной работы. Педагогом устанавливаются требования каждодневных самостоятельных занятий. Контролируются действия обучающегося на уроках вокала: раз в две недели певец демонстрирует свою самостоятельную работу по избранному направлению деятельности педагогу, раз в месяц проводит самостоятельные занятия с другим вокалистом, но под контролем педагога. После каждого занятия преподаватель дает оценку действиям ученика, указывает на достоинства и недостатки его работы. В дополнение к такому порядку контроля самостоятельной работы можно использовать записи на смартфон самостоятельно выполняемой технической работы. Их анализ позволит решать многие вопросы, связанные с овладением техническими навыками, и будет способствовать формированию нужного мотива деятельности.

Понимание этого порядка контроля является мощным мотиватором для рождения мотива. Но для того, чтобы этот процесс был успешен, необходимо выполнять некоторые требования к проведению учебного процесса. Первое – это обязательность и точность проведения сроков контрольных испытаний, второе – внимательное и ответственное отношение к этому процессу со стороны преподавателя. Третье – требовательность к качеству самостоятельной работы, соблюдение всех норм ее выполнения, связанных с осуществлением технической подготовки вокального аппарата. Все это создаст условия для полноценных самостоятельных занятий и освоения всех тех знаний, навыков и умений, которые лежат в основе самостоятельной работы вокалиста. В результате постепенно сформируется устойчивый мотив, который будет направлять действия вокалиста в течение многих лет.

Вторым структурным компонентом методики обучения самостоятельной работе вокалиста является овладение необходимыми знаниями. В отличие от начальных установочных бесед, педагог знакомит ученика с закономерностями функционирования вокального аппарата, объясняет предназначение технических упражнений, объясняет функции, которые должен выполнять певец в своей работе, порядок ее выполнения. Важно указать на обстоятельство, которое в теории и методике вокального обучения еще не получило нужного освещения. Оно касается неукоснительной необходимости определения критериев оценки результатов применяемых упражнений. А для этого важно их знать, отчетливо представлять их содержание применительно к обучению в условиях индивидуального подхода к каждому певцу. Поиск таких критериев является важнейшей задачей современной вокальной педагогики.

Эти знания позволят уйти с проторенной дорожки в вокальном обучении, когда технические упражнения воспринимаются как малозначимый материал, а сами занятия проводятся по принципу «пой так, как я пою». В этом случае техническая работа превращается в привычный и неизменный набор упражнений, который применяется вне зависимости от реальных обстоятельств, характерных для индивидуального обучения. А сам процесс самостоятельной технической работы сводится к освоению нескольких привычных вокальных упражнений, которые с той или иной долей полезности применяются в учебном процессе. Чаще всего этот набор передается «по наследству» от педагога к ученику, а потом и к его ученику.

Обобщая сказанное, подчеркнем: задача этого компонента методики – вооружить молодого вокалиста необходимыми для организации самостоятельной работы знаниями. Они не должны ограничиваться рамками операциональных действий, а репрезентировать системные сведения, с помощью которых можно добиваться высокой результативности самостоятельной работы, нацеленной на техническое развитие. Они будут пополняться в процессе становления вокалиста и его профессиональных умений.

Но обучение певца – это, прежде всего, практическая деятельность. Она связана не только со знаниями. Поэтому третьим пунктом, чрезвычайно важным для методики, является формирование практических умений и навыков. Они должны охватывать весь спектр выполняемых с помощью технических упражнений функций (понятно, что их набор будет варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей вокалиста). При этом важно ориентироваться на определенные условия освоения этих навыков.

Четвертой структурной единицей является умение ставить и формулировать цели своей самостоятельной работы. Это умение предполагает не только постановку различных целей, но и операциональных задач, которые неизбежно возникают в процессе работы над совершенствованием вокально-технического аппарата. Этот пункт важен и потому, что предотвращает самый распространенный дефект: механистичность технической тренировки, когда вокалист каждый раз применяет определенный набор упражнений, да еще и в заученной последовательности.

Пятой структурной единицей выступает развитие умения анализировать получающийся результат. Без этого умения любые самостоятельные занятия превратятся в механистическое действо, на которое будет потрачено много времени без видимой пользы. Кроме того, адекватный анализ получаемого результата свидетельствует не только об успешности выполняемого задания. Он дает основания для постановки новых и скорректированных задач. Именно это обстоятельство является важнейшим условием успешной деятельности.

Наконец, шестой пункт, определяющий создание методики подготовки певца к самостоятельной работе, связан с интеграций всех знаний, навыков и умений в единую функциональную систему, в которой каждый элемент вместе с другими «работает» на получение общего результата. В результате реализации этого пункта, навыки и умения гармонично составляют специализированные алгоритмы практической деятельности, нацеленные на выполнение обозначенных задач. Построенные на закономерностях функционирования и развития вокального аппарата, они обеспечивают гибкость и эффективность деятельности, связанной с обучением вокалиста.

Изложенные выше теоретические установки могут служить основанием для формирования практической самостоятельной деятельности в обучении вокалистов. Но при этом нужно отметить еще один весьма существенный аспект, без учета которого воплощение в жизнь любой методики обучения вокалиста столкнется с целым комплексом разнообразных проблем. Он связан не с освоением знаний, формированием умений, навыков, а с развитием самого вокалиста. Он затрагивает все стороны личности музыканта, обеспечивающие уровень его профессионального мастерства.

В первую очередь необходимо позаботиться о воспитании музыкального мышления будущего певца. В целом именно оно способно обеспечить нужное функционирование вокально-технического аппарата и желаемое качество художественно-исполнительской деятельности [6]. От него также зависит успех во многих других сферах деятельности вокалиста, включая вокально-педагогическую. И конечно, оно во многом будет определять успешность процесса подготовки вокального аппарата.

С развитием профессионального мышления вокалиста тесно связано формирование и совершенствование вокального слуха певца, его сенсорной культуры в целом. Без них из спектра работы вокалиста выпадают целые области, связанные с оценкой получаемого результата, с анализом путей дальнейшего обучения вокалиста, с внесением корректив в процесс обучения и т.д. Понятно, что без опоры на музыкальное мышление любая методика обречена на решение узкого круга сиюминутных задач, доступных для определенного уровня развития вокалиста. Но такая методика не способна служить опорой в планомерном процессе воспитания вокалиста и не имеет перспективы. Это обусловлено тем, что знания как таковые не способны обеспечить динамичное воспитание вокалиста, без соответствующего развития его музыкального мышления.

Выводы

Методико-практические действия, способствующие формированию профессиональной самостоятельности вокалиста, группируются в соответствии со структурными компонентами методики обучения. Это находит свое отражение в каждом ее функциональном блоке:

1. В области формирования мотивов к самостоятельной деятельности употребляются два вида мотиваторов. Первый связан с воздействием педагога на ученика, формирующего с помощью бесед и практических приемов нужные мотивы деятельности. Функционирование второго вида мотиваторов обеспечивается специальной организацией учебного процесса, предусматривающей постановку учебных требований, выполнение которых будет являться обязательным для каждого обучающегося.

2. Блок знаний, необходимых для осуществления самостоятельной работы, охватывает широкий круг проблем, связанных с вокальной деятельностью. Он касается знаний закономерностей функционирования вокального аппарата, освоения основ вокальной техники, работы над вокальными произведениями. Также необходимо знать критерии оценки результатов своих действий.

3. Формирование практических навыков и умений вокально-исполнительской деятельности и учебной деятельности – это то, чем занимается в своем классе каждый преподаватель вокала. Полнота и правильность сформированных навыков служит важнейшим условием успешности самостоятельной работы.

4. Успех в самостоятельной работе во многом определяется развитостью музыкального мышления вокалиста, его сенсорной культурой. Их развитие становится специальной задачей профессионального становления вокалиста.

5. Важна отработка действий по объективной оценке получаемого результата своей самостоятельной работы.

Соединение всех структурных компонентов в функциональную систему обеспечит результативность самостоятельной работы вокалиста.


Библиографическая ссылка

Юй Пин ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОКАЛИСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 6. – С. 183-187;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39223 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674