Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Семенова Т.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им И.Я. Яковлева»
Данная статья посвящена проблеме выявления и апробации коррекционно-педагогического потенциала игр на развитие пространственных представлений для расширения, активизации и уточнения словаря существительных у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Известно, что у детей дошкольного возраста с речеязыковыми расстройствами и общим недоразвитием речи наблюдается бедный и ограниченный словарь существительных, снижение его активности. Так, множество слов, которые должны быть доступны им по возрастному и психофизиологическому критериям (например, лев, снегирь, ландыш, короткий, фиолетовый и др.), дети не способны правильно назвать с опорой на изображение. Также у дошкольников с ОНР недостаточно развиты самые нижние уровни пространственных представлений (соматогнозис, восприятие пространства в пределах своего тела и взаимодействие с внешним пространством «от тела»). Поэтому нестандартные логопедические технологии, ориентированные на ФГОС дошкольного образования и примерную адаптированную общеобразовательную программу для детей раннего и дошкольного возраста с ТНР, могут помочь современному учителю-логопеду более эффективно решать задачи расширения, уточнения и активизации словаря существительных, в частности через использование не столь распространенных в логопедии игр на пространственную ориентацию. Представленная в статье система формирующей работы может быть полезна учителям-логопедам в качестве методических рекомендаций по данному направлению деятельности.
общее недоразвитие речи
словарь существительных
пространственные представления
лексика
логопедическая работа
дошкольный возраст
1. Жулина Е.В., Пономарева Е.В. К вопросу о нарушениях лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–4. С. 98–101.
2. Китаева Н.Н., Емельянова С.О. Состояние пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2014. № X. С. 87-91.
3. Семенова Т.Н., Велиева С.В. Коррекционно-педагогический потенциал народной педагогики в формировании социальной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Педагогическое образование: традиции и инновации: сборник научных статей. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. С. 189-193.
4. Макарова Н. В. Изучение лексики детей с недоразвитием речи: научно-методические аспекты // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2019. № 1. С. 92-97.
5. Кузьмина О.С., Огородникова Е.П. Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Auditorium. 2020. № 2 (26). С. 32-35.
6. Яшина К.И. Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей С ОНР // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3-4. С. 57.
7. Семенова Т.Н., Велиева С.В., Иванова Н.В. Коррекция психических состояний и развитие социально-коммуникативно-речевой компетентности у детей с атипичным и нормативным вариантом онтогенеза: точки соприкосновения в условиях этнокультурной среды: монография. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2020. 238 с.
8. Романова И.С., Гусева Т.С. Формирование лексического строя речи у детей с ОНР в игровой деятельности // Культурологический подход в специальном образовании: психолого-педагогический аспект: сборник научных статей XIV Всероссийской научно-практическая конференции студентов, аспирантов и магистрантов. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017. С. 107-109.

У детей дошкольного возраста с речеязыковыми расстройствами и общим недоразвитием речи наблюдается бедный и ограниченный словарь существительных, снижение его активности. Так, множество слов, которые должны быть доступны им по возрастному и психофизиологическому критериям (например, лев, снегирь, ландыш, короткий, фиолетовый и др.), дети не способны правильно назвать с опорой на изображение. Что характерно, в пассивном словаре эта лексика, как показывают исследования, у них имеется. У дошкольников с ОНР 1 и 2 уровней даже онтогенетически первый словарь существительных сформирован недостаточно [1].

Н.Н. Китаева [2] и С.О. Емельянова [2] проводили исследование, в котором они сравнивали уровень сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР и у дошкольников с сохранной речью. Результаты показали, что дошкольники с ОНР испытывают трудности в употреблении слов, обозначающих пространственные характеристики. При изучении понимания пространственных отношений между предметами проблемы вызвали конструкции, оречевленные предлогами: за, в, из-за, перед, а также затруднялись при вербализации местоположения предметов. Сравнение умения ориентироваться на листе бумаги в исследованиях Н.Н. Китаевой и С.О. Емельяновой свидетельствует, что трудности у дошкольников с ОНР вызвали следующие задания: «Поставь под точкой крестик», «Нарисуй справа от кружка крестик». Еще сложнее им было вербализировать свои действия [2]. В целом эксперимент данных ученых показал, что у дошкольников с ОНР недостаточно развиты самые нижние уровни пространственных представлений (соматогнозис, восприятие пространства в пределах своего тела и взаимодействие с внешним пространством «от тела»).

Нестандартные логопедические технологии, ориентированные на ФГОС дошкольного образования и примерную адаптированную общеобразовательную программу для детей раннего и дошкольного возраста с ТНР, могут помочь современному учителю-логопеду более эффективно решать задачи расширения, уточнения и активизации словаря существительных, в частности через использование не столь распространенных в логопедии игр на пространственную ориентацию [3].

Целью исследования является выявление и апробация коррекционно-педагогического потенциала игр на развитие пространственных представлений для расширения, активизации и уточнения словаря существительных у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Представленную в научной статье систему формирующей работы рекомендуется использовать учителям-логопедам дошкольных образовательных организаций.

Материал и методы исследования

Материал и методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); математические методы обработки полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Педагогический эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад № 4 «Ромашка» пгт Урмары Урмарского района Чувашской Республики. В исследовании участвовали 18 детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для исследования уровня сформированности лексики существительных детям предлагались следующие виды заданий:

1. Обследование пассивного словарного запаса существительных с опорой на картинку.

• По очереди просим детей найти и показать нужную картинку – существительное из определенной тематической группы слов.

• «Отгадай загадку – покажи отгадку!» Примерные инструкции испытуемым: «Покажите, чем едят кашу (картинка – ложка); покажите, что катится (картинка – мячик); покажите, чем можно рисовать (картинка – карандаш); покажите, что надевают на голову (картинка – шапка); покажите то, что можно есть» и т.д. При затруднениях детей в поиске необходимого предмета, следует дать более точное описание его основных характеристики и свойств.

2. Обследование активного словарного запаса существительных с опорой на картинку.

• «Кто это? Что это?» – называние слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные имена существительные.

• «Назови одним словом» – обследование умения формировать в слове обобщающие понятия (мебель, посуда, игрушки и др.).

Количественный и качественный анализ результатов констатации свидетельствует, что при выполнении заданий детям нужна была помощь со стороны взрослого в виде наводящих и дополнительных вопросов, приемов подсказки слова; испытуемые плохо дифференцируют названия предметов относительно их одушевлённости либо неодушевлённости. Часто наблюдались вербальные замены, дети 4-5 лет с ОНР не знают названий многих слов, особенно редко встречающихся в их в повседневной жизни. Многие не могут обобщить предметы по их названию (инструменты, транспорт и др.), путают некоторые понятия, например дикие – домашние животные, фрукты – овощи. Иногда вместо обобщения одним словом испытуемые просто перечисляли предметы.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития лексического запаса существительных у детей 4-5 лет с ОНР находится на уровне ниже среднего и требует его целенаправленного формирования.

При разработке системы логопедической работы по формированию лексического запаса существительных с использованием игр на развитие пространственных представлений у дошкольников 4-5 лет с ОНР мы опирались на труды Макаровой Н.В. [4], Кузьминой О.С. [5], Огородниковой Е.П. [5], Яшиной К.И. [6], Велиевой С.В. [7], Ивановой Н.В.[7], Гусевой Т.С. [8] и др.

Целью формирующего этапа исследования явилось определение и апробация педагогических условий формирования лексического запаса существительных в процессе развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (экспериментальная группа).

В ходе планирования мы опирались на содержание метода комплексного руководства и делали акцент на развитие пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

На подготовительном этапе работы использовались игры на развитие пространственных представлений о собственном теле. Приведем несколько примеров.

Игра «Зеркало». Цель: пополнение и уточнение пассивного и активного словаря – это названия частей лица, тела, одежды и обуви, надетой на конкретные части тела. Как дополнительная задача (глагольный словарь, тесно связанный со словарем существительных) включалось также и называние определенных действий разными частями тела.

Перед большим зеркалом логопед вместе с ребенком рассматривает отражение: «Кто там? Это Маша. Покажи, где у тебя руки. Где голова? Покажи волосы. А где у Маши колготки? А бантик? Покажи, где брови». И так далее. Таким образом, ребёнок сначала показывает нужное слово, а затем мы просим его это слово назвать: самостоятельно, отраженно либо сопряженно. Далее можно попросить ребенка повторить за нами перед зеркалом различные движения и действия: «Помаши правой рукой. Топни левой ногой. Подними руки вверх. Покажем, как ходит медведь, как прыгает зайчик, как крадется лиса» и т.п. Затем все глаголы и связанные с ними существительные повторяются самими детьми.

Игра «Мы – веселые зверята» («Зоопарк»). Ход игры: логопед вместе с детьми изображает разных животных изобразительными движениями, называет, дети отгадывают или повторяют отраженно. Отрабатывается пассивный и активный словарь по теме «Домашние животные» (корова, лошадь, коза, овца, свинья, баран, собака, кошка, петух, курица, утка), «Дикие животные» (слон, верблюд, тигр, лось, медведь, лиса, волк, лев зебра, белка).

Игра «Покажи». Ход игры аналогичен предыдущей, но теперь дети повторяют движения, характерные для функционального назначения какого-либо предмета: мебель (как мы покрываем скатертью стол, как садимся на стул или кресло, как ложимся или застилаем кровать, как открываем шкаф), одежда (как и куда кладем шапку, куртку, шарф, варежки, платье, брюки, футболку), посуда (чем держим и как едим ложкой, как наливаем суп в тарелку, чай – в кружку из чайника), фрукты (как и чем чистим банан, кожуру апельсина, как отрываем с ветки виноградины, как откусываем персик, яблоко, грушу, как морщимся, когда попалась кислая слива), грибы (как ищем и собираем лисички, опята, подберезовики и др.), транспорт (как водят троллейбус, автобус, изображаем мотоциклиста, велосипедиста, как летит самолет, как едет поезд, как крутятся лопасти вертолета, как мы плывем в лодке с веслами); как ходят стрелки часов, как прыгает мяч, как мы моем пол шваброй, как подметаем веником, как водят автомобиль и др.

Игра «Жмурки». Ход игры: ребенок с завязанными глазами ловит игроков и называет предмет одежды или часть тела пойманного.

Цель основного этапа работы – развитие вербализации пространственных представлений (словесное обозначение расположения объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу) и активизация лексического запаса существительных.

Игра «Найди». Ход игры: на столе располагается 15-20 разных предметов. Определенный предмет загадывается логопедом, а ребенку предлагается его определить. Наборы предметов и картинок меняются. Например: «Это лежит за коробкой» (за коробкой три предмета). Дети пробуют догадаться: «Это ручка?». «Нет. Моя отгадка за коробкой перед карандашами». «Это ножницы!» – отгадывают дети.

В качестве усложнения ребенок сам загадывает логопеду картинку или предмет, по-другому расставляя их на столе.

Игра «Вверху – внизу. Кто выше?». Оборудование: игровое поле, на котором изображено небо, зеленая поляна и река, а также картонные фигурки животных, птиц, насекомых. В разных местах поля можно прикрепить крючки или липучки.

Дети называют фигурку и прикрепляют ее на поле там, где оно обитает в жизни, отражая реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял птицу, то он прикрепляет ее сверху на небо, называет ее (воробей), а также обозначает в слове местоположение: «Это воробей. Он вверху». Или: «Это сом. Он внизу». В игре активизируется словарный запас существительных, закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже, развиваются представления об окружающей действительности.

Игра «Картинка по кругу». Цель: учить понимать изменение направления движения предмета в пространстве, обозначенное в слове, а также активизация словаря пространственных терминов: направо, налево, над, под, за, перед и др. Ход игры: дети достают из «чудесного мешочка» картинки по разным лексическим темам, называют их и передают по команде по кругу: вправо, перед собой, влево, под коленом, над головой, за спиной и т.д.

Игра «В лесу». Цель: формирование пространственных представлений и активизация лексики, обозначающей положение предметов по отношению друг к другу в пространстве. Логопед поочередно составляет необходимые предложения, а дети выкладывают картинки в соответствии с их содержанием. В итоге получается небольшой рассказ.

Примерный ход проведения игры. «Ребята, сейчас мы пойдем на прогулку в лес». На магнитную доску прикрепляется изображение дерева с зелеными листьями. «Какое время года в лесу? Почему? (называют сезонные признаки лета)».

Перед детьми также располагаются разные контурные картинки: солнце, грибы, облака, различные деревья, кустарники, цветы, животные, насекомые и пр.

Логопед продолжает: «Кто или что может находиться над деревом?». Ребенок прикрепляет выбранную картинку (облако, птицу, солнце), называет ее. «Что может находиться под деревом?» (кустик с ягодами, заяц, гриб).

«Покажите правую руку. Покажите левую. Поставьте слева от елки муравейник, а справа от березы – ежика. С какой стороны от елки находится одуванчик? Назовите, кто или что расположено левее дятла, правее белки. Дуб слева от березы. Ворона над ёлкой. Ежик справа от куста малины. Лиса идёт к ежику. Куст орешника под дубом. Кукушка летит под облаком».

Игра «Разбежались». Цель: активизация словаря существительных по темам «Дикие / домашние животные», «Насекомые», а также закрепление умения оценивать расположение предмета на плоскости. Ход игры: на наборном полотне размещаются фигурки 3–4 животных в одном месте. Дети называют местоположение котят: в середине, справа сверху и т.д. Логопед говорит: «Зайцы (ежи, лоси, медведи, муравьи и пр.) разбежались», – и передвигает плоскостные фигурки в различных направлениях. Затем ребенок говорит, где находится каждое из животных. Например: «Лось сидит в левом нижнем углу, медведь вверху справа, а лиса в середине».

Игра «Что где находится?». Ход игры: ребенку предлагается найти предметы на игровых полях и рассказать, где они находятся относительно других.

Игра «Что ты видишь?». Ход игры: ребенок, отвечая на вопросы логопеда, называет нам местоположение предметов, находящихся в группе.

Игра «Расставь правильно». Ход игры: просим ребенка разложить предметы или картинки на столе по указанию логопеда.

Игра «Пазлы». Оборудование: разрезные картинки. Ход игры: дети собирают целостное изображение предмета из частей, а затем называют его. Также развивается перцептивное моделирование на базе анализа и синтеза пространственного взаиморасположения частей целостного изображения, формируется умение соотносить части и целое, их пространственную координацию.

Игра «Что изменилось?». Ход игры: сначала дети запоминают расположенные в ряд предметы или картинки с названиями из разных лексических тем, по сигналу логопеда они отворачивается, а тот меняет их местами или убирает какой-то предмет. Повернувшись обратно, ребенок называет нужные слова. В игре одновременно формируются представления о пространственных отношениях предметов: дети учатся понимать, что предметы в пространстве по отношению друг к другу могут менять свое местоположение.

Игра «Магазин». Ход игры: дети делятся на 2 подгруппы, их разделяет ширма. Логопед раздает каждому одинаковый набор картинок (фрукты, овощи, игрушки, продукты питания, канцтовары, обувь, одежда, мебель и др.). На воображаемую полку магазина (картинка) ребёнок из одной подгруппы кладет любую картинку из набора на «полку», называет это существительное и ее местоположение относительно других (справа, слева, под, над и др.). Ребёнок из противоположной подгруппы пробует положить свою картинку с предметом также, обязательно называя его. Когда набор картинок будет выложен весь, ширма убирается, а логопед вместе с детьми сравнивают оба «магазина».

Игра «Горячо – холодно». Ход игры: дети ищут спрятанные картинки, находя, называют их: активизируется словарь существительных и развивается умение выявлять пространственное положение предмета.

На заключительном этапе формирующей работы по выше обозначенной проблематике целью явилось развитие пространственной ориентировки на листе бумаги и одновременная активизация лексического запаса существительных.

Игра «Рисование по словесному описанию».

Ход игры: дети рисуют различные несложные картины, опираясь на названные логопедом предметы, находящиеся в различном пространственном положении. Затем дети поочередно самостоятельно составляют рассказ по своим рисункам, перечисляя предметы и их место.

Поскольку новое умение вырабатывается не сразу, оно требует систематического закрепления, поэтому на каждом последующем этапе одновременно с работой над новым, усложняющимся дидактическим материалом мы осуществляли повторение пройденного на предыдущем этапе формирующего эксперимента.

Заключение

Результаты контрольного этапа экспериментальной работы продемонстрировали положительную количественную и качественную динамику у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Наше исследование подтвердило экспериментальную гипотезу о том, что формирование лексического запаса существительных у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: работа проводится в процессе развития пространственных представлений у детей, а также создана специальная коррекционно-развивающая игровая среда.


Библиографическая ссылка

Семенова Т.Н. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 6. – С. 173-177;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39221 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674