Стремительное развитие в современном мире информационных технологий и погружение в цифровую среду изменяют устоявшиеся формы общения, деятельности, образования людей. Особенно подвержены подобным инновационным воздействиям дети и подростки, которые, с одной стороны, обладают большими по сравнению с предыдущими поколениями возможностями познания, а с другой, сталкиваются с трудностями социализации и поиска ценностных ориентиров в быстро меняющемся потоке информации.
Подростковый возраст связан с изменением социальной ситуации развития, стремлением приобщиться к миру взрослых через ориентацию на их нормативы и ценности, расширением социальных условий в пространственном отношении, увеличением диапазона духовных проб. Центральным новообразованием личности подростка является чувство взрослости, которое определяется как внутренняя субъективная готовность подростка быть частью общества, стремление добиваться уважения достоинства своей личности. По мнению Д.Б. Эльконина [1], данное новообразование позволяет подростку сравнивать и отождествлять себя с другими людьми и находить идеалы. Таким образом, чувство взрослости является стержневой особенностью подросткового возраста, так как выражает новое отношение к себе, к миру и другим, и определяет активность, систему новых стремлений, основанных на ценностных ориентациях.
Существует множество определений понятия «ценность», однако в общепринятом научном смысле ценность представляет собой выработанный социумом идеал, в котором содержится представление о том, что разрешено в разных сферах общественной жизни. Ценности входят в структурную организацию личности [2]. В подростковом возрасте происходит процесс переоценки и присвоения как личностно значимых общечеловеческих ценностных ориентаций, которые становятся устойчивыми в общей структуре личности. В этой связи, на наш взгляд, особенно актуален поиск авторитета для подростков, так как на становление его нравственных и мировоззренческих убеждений заметное влияние оказывают мнения, оценки, поступки и поведение значимых или известных личностей. Очевидно, что при выборе подростком авторитетной личности чрезвычайно важна роль педагога. В связи с этим высоким педагогическим потенциалом обладает биографический метод. Учитель осуществляет воспитательное воздействие на подростка посредством совместного исследования и эмоционального погружения в содержание биографий известных личностей.
Б.Г. Ананьев считал, что биографический метод сосредоточен на сборе и анализе объективных и субъективных данных о жизненном пути человека, который отражается в событиях, условиях развития, среде, индивидуальном образе жизни и т.д. [3]. Одним из выражений библиографического метода является анализ художественной литературы. Так, М. Теплов занимался психологическим анализом литературных произведений [4], К. Леонгард использовал образы из них как иллюстрации акцентуаций личности [5], Е.А. Корсунский обратил внимание на их психологизм, т.е. содержащиеся в них психологические знания [6], Е.В. Казанцева говорит о книге как инструменте изменения сознания человека [7], Н.Е. Есманская исследовала средства художественного текста, способствующие развитию психологической проницательности [8].
Биографический метод довольно широко используется в психолого-педагогической науке и практике для исследования и формирования тех или иных качеств личности. А.В. Запорожец [9] отмечал особую роль искусства в развитии эмпатии. В.Г. Зазыкин [10] рассматривает психологическую проницательность в конфликтах с помощью анализа произведений А. Конан Дойля и Ф.М. Достоевского, выделяя в ней наблюдательность, высокоразвитые внимание, память, воображение, высокий интеллект, гуманистическую направленность и др. Н.Е. Есманская обращается к развитию таких профессионально значимых качеств личности студентов-психологов, как ассоциативное мышление, умение стать на позицию другого, наблюдательность, рефлексия, словесно-образная память, способность адекватно реагировать на художественный образ, распознавать эмоции героев и т.д. Автор отмечает, что при подготовке будущих психологов необходимо внедрение в образовательный процесс вуза средств художественной литературы с целью формирования представлений у них о целостности личности. В качестве одного из эффективных психолого-педагогических условий развития эмпатических свойств студентов-психологов автор считает использование средств художественной литературы [8].
Е.А. Корсунский отмечает, что библиографический метод, находящий свое выражение как в анализе реальных, так и вымышленных героев, схож по механизму воздействия на психику человека. В художественных персонажах читатель узнает себя, поэтому их анализ способствует его самопознанию [6]. На основе собственного личного жизненного опыта происходит психологический анализ внутреннего мира вымышленного героя, а с помощью механизма переноса данная способность реализуется в психологическом анализе внутреннего мира уже реального человека, происходит идентификация с ним и его ценностями. Таким образом, биографический метод является эффективным средством развития умений и навыков осмысленного принятия подростками тех или иных нравственных ориентиров на основе анализа авторитетной личности. С помощью него учитель может направлять образовательный процесс в соответствии с воспитательными целями путем рассмотрения проблемы с разных позиций, с точки зрения личности, находящейся в процессе решения задачи в определенных общественно-исторических условиях.
При совместном взаимодействии учащихся и педагога с биографиями известных личностей происходит более углубленное погружение в предметный материал, знания по нему становятся более конкретными, включенными в реальность, эмоционально окрашенными. Кроме того, биография той или иной личности может побудить учащегося к пересмотру изучаемого события или процесса, заставить школьника самостоятельно мыслить, искать ответы на свои вопросы, анализировать полученную информацию и приходить к своему собственному, а не навязанному кем-то выводу. Так, например, использование биографического метода на уроках обществознания способствует формированию у учащихся навыков всесторонней оценки социальной информации, её поиска в источниках различного рода для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и понимания разнообразных явлений и процессов общественного развития, что способствует развитию ощущения принадлежности подростка к обществу, включенности в жизнь своего государства, т.е. фундаментальных ценностных ориентаций.
Стоит отметить ряд трудностей, с которыми сталкивается педагог при использовании биографического метода в работе с подростками.
Во-первых, достаточно сложно подобрать личность, отвечающую интересам учеников и одновременно являющуюся носителем высоконравственных ценностей. По этой причине учителю необходимо заранее поинтересоваться у самих учащихся, о ком из современных общественных деятелей они хотели бы узнать больше информации. Эти люди знакомы подросткам, существуют в той же реальности, что и учащиеся, поэтому многие мотивы их поступков будут им понятны. Также при подготовке к уроку с использованием биографического материала учителю стоит обратиться к межпредметным связям с целью понимания, с чьей биографией подростки знакомились на других уроках, что запомнилось больше всего, а какие факты не нашли эмоционального отклика.
Во-вторых, биографический метод требует не только тщательного подбора формы работы с материалом, но и личный интерес педагога к нему. Эмоциональность, интерес к изучаемой биографии со стороны учителя заражает и подростков. Также рекомендуется комбинировать формы работы: использовать устный рассказ, видеоряд, а на этапе рефлексии – средства выражения чувств и мыслей от пройденного биографического материала.
В рамках изучения формирования ценностных ориентаций подростков нами было предпринято экспериментальное исследование.
Цель исследования состояла в формировании ответственности, ценности семьи, самосознания в отношении последствий своих поступков.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что формирование ответственности, ценности семьи, самосознания в отношении последствий своих поступков у подростков эффективнее при реализации биографического метода, чем без его применения.
Материалы и методы исследования
В качестве психодиагностического метода исследования выступил метод опроса, который нашел свое выражение в авторской анкете, направленной на выявление уровня сформированности таких ценностных ориентаций подростков, как ответственность, ценность семьи, самосознание в отношении последствий своих поступков. Анкета состояла из 30 вопросов открытого типа. Предложенные вопросы касались разных сфер общественной жизни, имели межпредметные связи и диагностировали отношение подростков к семейным ценностям, моральной ответственности, многообразию жизненных позиций и умению находить компромисс в диалоге, нравственных установок в отношении собственного поведения. Ни один вопрос не имел заведомо верного варианта ответа, все задания носили открытый тип, так как цель диагностирования заключалась в том, чтобы увидеть не только решение по предлагаемым вопросам, но и понять мотивацию учащегося.
В качестве психолого-педагогического метода использовался биографический метод с целью формирования ответственности, ценности семьи, самосознания в отношении последствий своих поступков у подростков. На уроках обществознания учащимся предлагалась серия заданий по работе с биографиями известных современных общественных деятелей. Так, например, в качестве биографического материала использовалась биография известной актрисы и общественного деятеля Ч. Хаматовой, трагически погибшего врача и руководителя общественной благотворительной организации Е. Глинки (Доктора Лизы), примеры семейной жизни известных писателей и др. Учащимся предлагалось заслушать отрывок из их жизни, выписать положительные стороны характера, достойные поступки, которые они хотели бы повторить в своей жизни, семейные ценности, примеры имущественных и неимущественных прав и обязанностей супругов и т.д. На этапе закрепления учащиеся получали задание рассказать о своих положительных чертах и добрых делах, которыми они гордятся. Подобная работа направлена на стимулирование интереса к изучаемой теме и обращение внимания школьников на свои ежедневные решения, последствия собственных действий, их направленность на осознание ответственности за них, ценность семейных отношений и т.д.
Базой исследования выступила ГБОУ СОШ № 605 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Выборку составили учащиеся 6-х классов 12–13 лет, общий объем выборки 55 подростков.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе экспериментального исследования учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты с целью выявления преобладающих ценностных ориентаций подростков. По итогам опроса было установлено, что большинство учащихся отмечали в качестве важных для них качеств у людей доброту, отзывчивость, честность. Однако лишь 30,5 % респондентов стремились работать над своими личностными качествами и показывать тем самым пример другим. Это говорит о том, что ценностные ориентации пока существуют для них в абстрактном плане, на когнитивном уровне. В целом они их эмоционально принимают как значимые, положительно относятся к их проявлениям у других людей. Однако на поведенческом уровне пока демонстрируют подобные качества недостаточно. В то же время стоит отметить, что выделение подростками данных ценностных ориентаций как значимых для себя является необходимым этапом для их будущей реализации в поступках.
Около 50,0 % опрошенных подростков склонны к безответственности и поиску легких, беспринципных способов решения жизненных ситуаций. Они не всегда осознают последствия собственных поступков, не видят их результаты в долгосрочной перспективе. Так, половина испытуемых проявляют инфантильность и импульсивность в поведении. Это можно объяснять промежуточным положением данного возрастного этапа между детством и взрослостью. Иногда учащиеся не видят причин и последствий собственного поведения для себя и других.
40,0 % учащихся в качестве решения семейных конфликтов предлагают развод, хотя семья является неоспоримой ценностью для 87,0 % подростков. Это говорит о недостаточно сформированной взрослой позиции в отношениях с близкими, категоричности, неумении выходить из конфликта путем диалога. Расхождение между принятием семьи как ценности и принятием развода как выхода из конфликта можно объяснить недостаточно сформированными навыками прогнозирования своего поведения у подростков. Они часто руководствуются импульсивными «детскими» желаниями выхода из неприятной ситуации. Вероятно, это связано с тем, что волевые процессы находятся еще в развитии, а зрелая позиция терпимости и уважения к чувствам другого находится в стадии формирования. Очевидно, что пример подобного конструктивного диалога между людьми может стимулировать «взрослое» поведение у подростков.
На втором этапе исследования с подростками была реализована педагогическая программа, которая заключалась в использовании биографического метода на уроках обществознания. В течение учебного года учитель знакомил подростков с биографиями известных общественных деятелей прошлого и современности, согласно разделам учебной программы по предмету. Особенностью программы являлось то, что учащиеся активно включались в работу с биографическим материалом как на этапе выбора интересной и авторитетной для них личности или семьи, так и в процессе анализа с разных позиций фактических, мотивационных, социальных сторон поступков и высказываний выбранных людей. Учащимся предлагались различные формы и виды учебных заданий: проблемные вопросы, элементы позиционного обучения, подготовка презентаций и устных докладов как домашние задания, видеоролики, отрывки из художественных фильмах об изучаемой известной личности и т.д. Это позволяло эмоционально вовлечь и погрузить подростков в исследуемый материал, задействовать механизм переноса с целью принятия ими высоконравственных эталонов поведения как собственных ценностей.
На третьем этапе исследования была проведена повторная диагностика формирования ценностных ориентаций подростков с помощью анкеты. Было установлено, что ценностные установки учащихся претерпели значительные изменения в лучшую сторону: ответов о расторжении браков как единственном способе разрешения семейных конфликтов практически не встречалось, подростки чаще стали видеть рефлексию и анализ собственных действий как вариант для поиска компромисса. Это говорит о том, что ценность семьи стала для подростков не абстрактной, а реальной, эгоцентрическая «детская» позиция в спорных ситуациях постепенно стала замещаться открытостью к диалогу и компромиссу.
Для абсолютного большинства подростков по-прежнему в качестве ценностей остались доброта, честность, порядочность, отзывчивость. Однако уже 65,0 % готовы активно действовать в направлении формирования данных качеств у себя, проявлять их в конкретных поступках. Таким образом, ценностные ориентации стали реализовываться на поведенческом уровне, определять мотивацию поведения подростков, открывать для них долгосрочные последствия их действий для себя и окружающих.
70,0 % подростков отмечают в качестве главного принципа при принятии важных жизненных решений принцип морали и нравственности, даже если он открывает более сложный путь для достижения своих целей. Так, ценностные ориентации стали для них устойчивыми в структуре личности.
Таким образом, использование биографического метода влияет на формирование ответственности, семейных ценностей и осознания последствий своих действий у подростков, а также улучшает усвоение основного учебного материала. Это открывает перспективы статического подтверждения полученных данных об эффективности применения биографического метода в формировании ценностей подростков.
Библиографическая ссылка
Петряева Т.А. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 6. – С. 163-167;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39219 (дата обращения: 04.11.2024).