Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ LEGO-ТЕХНОЛОГИЙ

Кутимская М.Ю. 1, 2, 3 Шамаева В.С. 4 Дмитриева А.В. 4
1 МБДОУ д/с №8 «Северяночка» МР «Нюрбинский район» РС (Я)
2 МБДОУ детский сад № 7 «Родничок»
3 МБДОУ Центр развития ребенка детский сад № 9 «Аленушка»
4 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Авторы рассматривают, как владеют связной речью дети дошкольного возраста и как влияет на развитие связной речи детей дошкольного возраста применение Lego-технологий. Владеть связной речью значит иметь богатый словарный запас, полностью усвоить языковые законы и нормы, т.е. уметь практически применять их. Сегодня как в теории, так и на практике дошкольной педагогики стоит вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей. Это обусловлено тем, что, несмотря на достаточную изученность проблем формирования и развития связной речи детей, отсутствуют современные методические материалы, которые послужили бы методической помощью для работы воспитателей и иных педагогов, работающих с детьми. Для развития связной речи детей подготовительной к школе группы средствами Lego-технологий нами было проведено исследование на базе МБДОУ д/с № 8 «Северяночка», МБДОУ ЦРР д/с № 9 «Аленушка» и МБДОУ д/с № 7 «Родничок» г. Нюрба. Мы провели серию занятий с использованием Lego-технологий для детей подготовительной к школе группы. Работа по развитию связной речи у детей была проведена успешно. Значительно повысился уровень показателей развития связной речи детей. Использование Lego-технологий позволило держать высокий уровень интереса детей к занятию, сделать процесс познания не только увлекательным, но и комплексно развивающим.
Lego-технологии
дошкольное образование
развитие речи
развитие детей
дошкольники
связная речь
игра
игровые технологии
1. Немов Р.С. Психология. Т. 2. М.: АРКТИ, 1998. 387 с.
2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 с.
3. Фокина А. Готовые бланки карт наблюдения за детьми и бесед с родителями // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2020. № 7. С. 59–70.
4. Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5–7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
5. Николаев Е.В., Николаева И.И. Исследование межличностных отношений детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 91–94.
6. Гербова В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. 2014. 512 с.
7. Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя. М.: Эксмо, 2016. 320 с.
8. Голубева-Монаткина Н.И. Вопросы и ответы диалогической речи: классифицированное исследование. 2-е изд. М.: URSS, 2013. 199 с.
9. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского государственного университета, 2014. 235 с.
10. Денисова Е.Е. Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию // Карельский научный журнал. 2014. № 4.
11. Семенященко Л. Как прививать морально-нравственные ценности детям через сказки // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2018. № 7. С. 48–53.
12. Геличак С.М., Николаев Е.В. Обобщение опыта педагогов и психологов РФ и РС (Я) по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 6. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16669 (дата обращения: 15.06.2022).

В нашем стремительно развивающемся мире рождаются дети, не похожие ни на нас, ни на детей, которые рождались десять лет назад. Эти дети другие, особенные, более подвижные, живые, любопытные, но быстро теряющие интерес к статичным, скучным, не умеющим меняться вещам. Рожденные в мире, где имеется обилие зрительной и слуховой информации, постоянно сменяющей друг друга, эти дети нуждаются в особом подходе к обучению. Большинству из них трудно быть усидчивыми, сложно задерживать свое внимание на одном и том же. Именно поэтому традиционные методы и приемы обучения нуждаются в улучшении и изменении. Из вышесказанного появилась гипотеза нашего исследования: развитие связной речи детей подготовительной к школе группы станет наиболее успешным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании разработок Lego-технологий. Мы выбрали Lego-технологии не случайно. Это средство обучения уже зарекомендовало себя как прекрасный способ интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Цель исследования – определение основных направлений работы по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы посредством Lego-технологий. Мы разделили участников исследовательской работы на экспериментальную и контрольную группы. Всего в исследовании участвовало 60 детей подготовительной к школе группы. Из них 30 детей, воспитанников детских садов «Родничок» и «Северяночка», определили в экспериментальную группу. 30 детей, воспитанников детского сада «Аленушка», – в контрольную группу.

Материалы и методы исследования

Применялись теоретические методы, а именно, изучение и анализ психолого-педагогической литературы; экспериментальный – наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, диагностика из учебника Р.С. Немова «Назови слова» [1]; математический, статистические методы обработки эмпирических данных.

Для того, чтобы доказать нашу гипотезу, мы сравнили результаты диагностики детей, проведенные с 13 по 24 сентября 2021 г. и с 1 по 18 марта 2022 г. Сравнение было произведено с помощью углового преобразования Фишера [2]. По данной формуле

missing image file.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты начальных показателей диагностики детей с 13 по 24 сентября 2021 г. методикой оценки уровня активного словарного запаса «Назови слова» [1]. В экспериментальной группе у 30 % детей высокий уровень, у 70 % – средний уровень активного словарного запаса. С помощью метода наблюдения [3] мы выявили такие качества воспитанников, как коммуникация, эмоциональный интеллект, лидерские качества. 30 % детей показали высокий уровень коммуникации, 70 % – средний. Эмоциональный интеллект: у 26 % детей высокий уровень, у 74 % – средний уровень показателей. Лидерские качества: у 30 % детей высокий показатель, у 33 % – средний и у 37 % – низкий. Низкие показатели лидерских качеств у детей с высоким показателем уровня развития речи мы объясняем их избалованностью, вследствие этого неспособностью взять на себя ответственность. Эти дети способны настоять на своем, так как привыкли все получать по первому требованию, но это не является показателем умения всех увлечь за собой. В беседе 26 % воспитанников показали высокий уровень развития связной речи и 74 % – средний.

В контрольной группе у 33 % детей высокий уровень, у 67 % детей средний уровень активного словарного запаса. С помощью метода наблюдения мы выявили такие качества воспитанников, как коммуникация, эмоциональный интеллект, лидерские качества. 33 % детей показали высокий уровень коммуникации, 67 % средний. Эмоциональный интеллект: у 33 % детей высокий уровень, у 67 % – средний уровень показателей. Лидерские качества: у 30 % детей высокий показатель, у 37 % – средний и у 33 % – низкий. В беседе высокий уровень развития связной речи показали 30 % воспитанников, 67 % – средний и 3 % – низкий, воспитатели отметили отсутствие настроения у ребенка, отец уехал на вахту.

Развивающая работа проходила в виде занятий по развитию речи с использованием объемных сюжетных Lego-моделей. Занятия проходили малогрупповым методом, один раз в неделю [4]. Всего было проведено 30 занятий. Мы выбрали малогрупповой метод проведения занятий, так как он позволяет учесть индивидуальные особенности детей. Таким образом возможно не только уделить внимание всем детям, но и легче отметить моменты, которые нужно проработать индивидуально. В малогрупповом методе работы легче настроить детей на совместную деятельность, укрепить командную работу и межличностные отношения [5].

Первые занятия начались с обучения рассказыванию с опорой на готовый сюжет. Для этого работу начали с сюжетных моделей Lego, показывающих лишь одно действие. Главными действующими лицами данных Lego-моделей стали люди: дети и взрослые. Сюжетные Lego-модели показывали следующие действия: девочка моет посуду; мама подметает пол; шофер едет на машине; мальчик играет с кошкой. Творческим заданием являлось показать с помощью набора «Lego-эмоции» чувства, которые испытывают герои сюжетных Lego-моделей [6, 7].

Следующим этапом является предъявление сюжетных Lego-моделей, где главными действующими лицами являются животные [6, 7]. Сюжетные Lego-модели показывали следующие действия: милый кролик кушает морковку; кошечка играет с цветным клубочком; собака охраняет дом (сидит). Творческое задание на данном этапе – показать повадки животных.

Действия на сюжетных Lego-моделях, показывающих одно действие, были связаны с ситуациями, происходящими каждый день. Дети не испытывали при выполнении данных заданий каких-либо трудностей и быстро включились в процесс. В связи с этим, уже с октября, мы перешли к сюжетным Lego-моделям, изображающим два и более действий. Сюжетные лего-модели показывали следующие действия: старшая сестра моет посуду, а младший брат ее вытирает; дети гуляют по поляне с цветами, а мама собирает букет. На данном этапе мы обучали начинать и заканчивать рассказ. Творческое задание – придумать конец или начало рассказа. Дети немного затруднялись с придумыванием конца, но справились с ним без особых проблем. Наибольшее затруднение вызвало придумывание начала рассказа [8, 9]. Это задание в самом начале ввело их в ступор. Дети долго не могли понять, чего мы от них хотим. Потом были трудности с самим придумыванием начала рассказа. Это, скорее всего, обусловлено тем, что дети прекрасно понимают причинно-следственные связи, то есть что из чего вытекает. Но при этом, имея готовый результат, затрудняются повернуть ситуацию вспять и предположить, что до этого было. Для облегчения им задачи мы во время занятия с помощью ноутбука, подключенного к сети, нашли информацию о Шерлоке Холмсе и немного поиграли в сыщиков. Такой игровой подход помог стимулировать детей к поиску информации о начале потерявшихся событий.

Третий этап работы: составление рассказа по большой сюжетной Lego-модели. Данная модель изображает историю одного действующего лица в большом мире. Дается ситуация: девочка приехала в гости к дедушке на ферму, чтобы помочь ему. Дети должны определить ход событий, последовательность действий и составить рассказ [10]. В конце работы над большой сюжетной моделью ребята должны выделить главную мысль в рассказе, мораль истории [11]. Это давалось им с трудом, поэтому мы помогали им наводящими вопросами и вселяли уверенность словесными поощрениями.

На четвертом этапе мы проходили тему «Новый год». Здесь ребята познакомились с почтой Деда Мороза. Главным действующим лицом данной сюжетной Lego-модели стал неодушевленный предмет – письмо Деду Морозу. В предварительной работе дети не только построили почту и другие сопутствующие строения, но и писали письмо Дедушке Морозу, для этого было организовано специальное развлечение. В конце работы ребята выделили главную мысль рассказа: чудеса делают люди, ведь если бы не было почтальонов, наше письмо не доехало бы до Деда Мороза.

На пятом этапе мы открыли тему транспорта. Здесь ребята познакомились с Кузей – маленькой машинкой – и вместе с ним навестили всех его больших братьев. Познакомились не только с видами транспорта, но и с разными профессиями. Главная мысль рассказа: семья должна быть дружной и любящей [11].

Шестой этап открыл перед нами самую большую сюжетную Lego-модель «Грузовые перевозки». Эта модель основана на третьем сезоне Lego-фестиваля Robotics Championship. Ребята по частям и по чуть-чуть строили ее с декабря. По данной модели параллельно проходили занятия в кружке Lego-конструирования и робототехники «RoboChess», поэтому проблем со знанием деталей не было. Здесь ребята придумали рассказ о приключениях посылки, которую маленькая девочка из Якутии отправила в Антарктиду к своему папе, который работает на научной станции. В конце, по традиции, ребята выделили главную мысль рассказа: мы должны заботиться о тех, кого любим.

Параллельно данной работе, обучению составления рассказов по сюжетным лего-моделям, мы начали работу по составлению рассказа без зрительной опоры.

На начальном этапе второй работы, обучению составления рассказа без зрительной опоры, мы подбирали и расширяли глагольный словарный запас детей. Детям показывали предмет, нарисованный или в виде Lego-модели, ребята должны были его назвать и подобрать к нему слова, описывающие, что он может сделать [9, 10].

На втором этапе работы стали составлять предложения, где фигурируют несколько предметов. Вначале предложения были простыми, нераспространенными. Поэтому начали работу над словарным запасом прилагательных. Теперь ребята подбирали ответы на вопрос «Какая она (он)?».

На третьем этапе отвечали на вопрос «Где это было?».

На четвертом этапе возник вопрос «Почему?».

На самом деле четких границ между этими этапами не было. Они вполне взаимопроникающие. Проделанная работа позволила нам наработать речевые шаблоны описательного рассказа. Переходя от темы к теме, мы вначале всегда задавали наводящие вопросы, как бы программируя рассказ. Шаблон рассказа помогает детям быстрее усвоить данный метод. Помощь со стороны взрослых постепенно уменьшается до тех пор, пока дети не смогут рассказать самостоятельно.

С 1 по 18 марта велись диагностические работы для сбора информации о результативности проведенной работы. Результаты диагностики по методике «Назови слова» в экспериментальной группе следующие: 46 % испытуемых достигли очень высокого уровня развития активного словарного запаса, 51 % – высокого уровня, 3 % – среднего уровня. В контрольной группе 40 % детей имеют очень высокий уровень, 47 % – высокий и 13 % – средний уровень развития активного словарного запаса.

Критерий коммуникации показал, что в экспериментальной группе 46 % детей достигли очень высокого уровня развития коммуникативных способностей, 51 % высокого и 3 % среднего. В контрольной группе 40 % детей достигли очень высокого уровня развития коммуникативных способностей, 50 % – высокого, 10 % – низкого уровня. Критерий эмоциональный интеллект: в экспериментальной группе у 44 % детей очень высокий показатель, у 53 % – высокий, у 3 % – средний; в контрольной группе 37 % детей имеют очень высокий показатель, 50 % – высокий, 13 % – средний. Критерий лидерские качества: в экспериментальной группе 30 % детей имеют очень высокие показатели лидерских качеств, 37 % – высокие, 33 % – средние; в контрольной группе 23 % детей имеют очень высокие показатели, 27 % – высокие, 50 % – средние.

Результаты беседы в экспериментальной группе показали, что 46 % детей имеют очень высокие показатели уровня развития связной речи, 51 % – высокие, 3 % – средние. В контрольной группе 40 % детей имеют очень высокие показатели, 47 % – высокие и 13 % – средние показатели уровня развития связной речи.

Заключение

Как видно из итогов проведенной диагностики, наша гипотеза о том, что развитие связной речи детей подготовительной к школе группы станет наиболее успешным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании разработок Lego-технологий, доказана. Таким образом, можно сделать вывод, что работа по развитию связной речи у детей была проведена успешно. Значительно повысился уровень показателей развития речи детей. Использование Lego-технологий позволило держать высокий уровень интереса детей к занятию, сделать процесс познания не только увлекательным, но и комплексно развивающим.

Для работы по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием Lego-технологий педагогам ДОУ даем следующие рекомендации:

− занятия педагога-психолога нуждаются в большом объеме предварительной работы, проведенной воспитателем или иными педагогами ДОУ, поэтому стоит построить план своей работы в соответствии с планом работы других педагогов, это обеспечит комплексный подход к обучению;

− занятия стоит начать с малых сюжетных Lego-моделей, показывающих лишь одно действие, где главными действующими лицами будут дети и взрослые из их окружения (мамы, папы, бабушки и дедушки). Индивидуальные занятия с детьми следует проводить на этом этапе, так как, заложив основы, вы сможете перейти к более сложной части [12];

− на занятиях с большими сюжетными Lego-моделями используйте метод четырех вопросов: «О ком это? Где это происходит? Когда это происходит? Что произошло?»;

− Lego-конструктор хорошо подходит для обучения командной работе, всегда поощряйте помощь детей друг другу;

− не забудьте про эмоциональную окраску речи;

− набор Lego-эмоции отлично подойдет для развития эмоционального интеллекта детей, этот набор стоит начать изучать во время первых занятий, особенно он полезен малышам;

− будьте доброжелательны и терпеливы по отношению к родителям, зачастую им сложно объяснить, что именно они являются первыми и главными учителями и воспитателями своего ребенка.

Родителям, желающим развить связную речь своих детей, следует придерживаться следующих рекомендаций:

− если вам сложно найти со своим малышом общие темы для обсуждения, то Lego-конструктор поможет вам с легкостью начать сюжетно-ролевую игру;

− с помощью сюжетных Lego-моделей вы сможете обыграть различные ситуации, которые не происходят в быту, что поможет значительно обогатить словарный запас ребенка;

− во время игры никогда не поправляйте ребенка, указывая на его ошибки, следует просто повторить за ним слово или предложение;

− обеспечьте своему ребенку новые впечатления и открытия, помните, это не так уж и сложно, ребенок способен радоваться малому, это даст ему возможность поделиться своими впечатлениями;

− поощряйте любопытство ребенка, его желание задавать вопросы и всегда на них отвечайте. Если не знаете ответ на вопрос, предложите его вместе поискать в интернете или посмотреть в книжке;

− когда ребенок вам о чем-то рассказывает, будьте внимательным и отзывчивым слушателем, никогда не показывайте, что вам неинтересно или скучно;

− если ребенок не желает учить вместе с вами стихотворение, просто разыграйте сюжетную Lego-модель праздника, где ребенок должен читать стишок, во время игры ребенок без труда его запомнит;

− помните, главный вклад в развитие ребенка делают родители, а педагоги – ваши помощники и советчики.

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно обоснованных путей развития связной речи у детей. Предложенный нами метод использования Lego-технологий намного более широк, чем просто сюжетные модели. В нем есть множество ответвлений, где можно использовать программирование, робототехнику. Мы уверены, что Lego-технологии открывают новые просторы в развитии ребенка, особая их ценность в том, что они способны меняться вместе с интересами ребенка, эти кирпичики не только для игры в конструирование, простор их использования крайне велик и ограничивается лишь фантазией самого человека.


Библиографическая ссылка

Кутимская М.Ю., Шамаева В.С., Дмитриева А.В. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ LEGO-ТЕХНОЛОГИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 6. – С. 158-162;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39218 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674