Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННО-МОРСКИХ КАДРОВ

Кречетников К.Г. 1
1 ФГКВОУ ВО «Тихоокеанское высшее военно-морское училище им С.О. Макарова Минобороны России»
На примере наиболее значительных сражений российского Военно-морского флота показывается важность развитых творческих способностей командного состава для достижения военного превосходства над противником. Показано, что принятие неординарных решений в ходе военно-морского сражения зачастую обеспечивает победу в бою даже с более сильным противником. Анализируется понятие креативности личности и основные его компоненты. Показано, что креативность различными авторами трактуется с разных точек зрения: как способность, умение, качество личности, потенциал, процесс творчества и результат деятельности. В данной работе креативность понимается как интегральная устойчивая характеристика личности, определяющая её способности к творчеству, принятию нового, нестандартному созидательному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей. Указаны составляющие креативности, а также качества, которые могут быть причислены к креативным. Предложены рекомендации по развитию креативности обучающихся при подготовке военно-морских кадров, которые необходимо использовать в рамках единой креативной образовательной среды военно-морского учебного заведения. Наиболее значимыми рекомендациями являются: использование специальных творческих задач, отказ от жёсткой регламентации деятельности, предоставление права выбора образовательной траектории и уровня образования, поощрение самостоятельности и творчества, подкрепление положительных эмоций, опора на критическое мышление.
военно-морской флот
креативность
мыслительная деятельность
образовательная среда
способность
творчество
эмоциональные переживания
1. Кречетников К.Г. Креативность личности и её роль в управлении персоналом // В мире научных открытий. 2015. № 3.5 (63). С. 2322–2338.
2. Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Азбука, 2016. 256 с.
3. Коряковцев А.А., Ташлыков С.Л. «Крутые повороты» в развитии отечественной морской стратегии // Военно-исторический журнал. 2020. № 7. С. 4–10.
4. Зубенко А.В., Марков В.Ф. Основные подходы к совершенствованию организации обучения слушателей в высших военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации // Военная мысль. 2020. № 1. С. 139–149.
5. Рассохо-Анохина В.Н. Миротворческая миссия адмирала Ф.Ф. Ушакова // Наука. Общество. Оборона. 2019. № 2 (19). С. 10.
6. Боровинская Д.Н., Суровцев В.А. Рефлексия и природа креативности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 49. С. 17–25.
7. Грицай Т.И., Чернецов П.И. Исследование креативности старшеклассников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. Т. 7. № 4. С. 46–51.
8. Краснощек П.Л. Коллективный интеллект как основа современной креативности // Гуманитарный вестник. 2017. № 9 (59). С. 1–11.
9. Клеймёнова Т.Н., Волкова Е.А., Джаксбаева О.В. Состояние высшего образования в современной России // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71–2. С. 188–191.
10. Пырский А.М., Вертаев А.В. Оценка уровня сформированности профессионально-управленческих качеств курсантов вузов Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С. 46–51.
11. Кашапов М.М., Субботин А.В. Профессионально важные качества как основа формирования профессиональной компетентности будущих офицеров // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2014. № 2. С. 26–31.
12. Ширинкина Е.В. Модели креативности в организации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2021. № 1. С. 21–28.
13. Кирьякова А.В., Мороз В.В. Креативность сквозь призму аксиологии // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 2 (92). С. 10–20.
14. Юдина С.Д., Войтик И.М., Чухрова М.Г., Чухров А.С. Специфика взаимосвязи креативности и рефлексии // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 286–288.
15. Фасоля А.А., Лаптева Е.В. Основные психолого-педагогические методы повышения эффективности развития коммуникативной креативности у преподавателей военных вузов // Военная мысль. 2019. № 12. С. 133–143.

Одним из наиболее актуальных качеств современного специалиста является его креативность. Данное обстоятельство во многом объясняется тем, что окружающий мир становится всё более стохастическим, многогранно детерминированным, и действовать в подобных условиях по заранее заданным правилам, по установленному алгоритму значит заранее ставить себя и других в сложные, проигрышные условия, не учитывающие всё многообразие поступающей информации. Необходимо научиться быстро принимать решения, основанные не только на развитой интуиции, но и на знаниях, умении обрабатывать большие объёмы информации и генерировать (на её базе и на основе знаний) большое количество разнообразных и полезных идей. А эти свойства личности как раз и являются компонентами её креативности.

Принято считать, что креативность в вооружённых силах, а в частности в военно-морском флоте, не нужна. Важным является умение подчиняться, быстро и добросовестно выполнять приказы, действовать строго по уставу и руководящим документам. Однако это не так. Современный бой характеризуется скоротечностью, быстро меняющейся обстановкой, целым потоком вводных; готовых рецептов на то, как действовать в том или ином случае, не существует и быть не может. Боевые корабли постоянно взаимодействуют с подводными лодками, авиацией, береговыми войсками, получают информацию из космоса. Оценить ситуацию в короткое время и принять зачастую единственно верное решение может только креативный офицер-специалист. Более того, высокая креативность офицера способствует его стрессоустойчивости, что очень важно в условиях повседневной военной службы и в особенности современного боя.

Креативность личности во многом определяется задатками, а также потребностью в ней, которая способствует развитию данного качества или, наоборот, его «затуханию». Развитие креативности возможно в такой среде, где стимулируется творчество, постоянно возникает необходимость проявлять свои индивидуальные способности. К 7 годам креативность ребёнка падает почти в 2 раза, школа уменьшает данный показатель еще на 15–20 %. Обучение в военном учебном заведении, если в нём сознательно не стимулировать творческие способности, не создавать специальную развивающую среду, приводит к падению показателей креативности на 25–30 % [1]. Поэтому развитию креативности обучающихся в военном вузе необходимо уделять особое внимание, без которого креативность неизбежно падает.

Цель исследования – на исторических примерах показать необходимость креативных решений для военно-морских кадров, уточнить смысл понятия «креативность» и его характеристики, спроектировать условия, актуализирующие потребность в творчестве, изменении, созидании, стимулирующие развитие креативности в военных вузах.

Материалы и методы исследования

Исследование базируется на анализе исторических материалов и архивов Военно-морского флота (ВМФ), статей, посвящённых истории ВМФ, библиографии по исследованиям креативности, а также на теоретических и эмпирических материалах, полученных непосредственно автором. Методы исследования – теоретический анализ исторической, архивной и педагогической литературы; дедукция и индукция; восхождение от абстрактного к конкретному; абстрагирование и конкретизация педагогических явлений, статистическая обработка результатов тестов креативности, метод экспертных оценок.

1. Ретроспективный анализ побед российского флота в аспекте проявления творческих способностей командного состава

История показывает, что успех военных действий на суше и на море во многом определяется теми решениями, которые принимают военачальники. Ещё великий русский полководец Александр Васильевич Суворов в 1795 г. в трактате «Наука побеждать» писал, что «…воюют уменьем, а не числом; от уменья происходит согласие» [2].

Самые блистательные победы российского Военно-морского флота были одержаны в сражениях против Турции и Швеции, оппонентов России на Чёрном, Эгейском и Балтийском морях.

Так 27 июля (или, по старому стилю, 7 августа) 1714 г. во время Северной войны (1700–1721 гг.) состоялось Гангутское сражение между русскими и шведскими эскадрами на Балтике. В сражении участвовал Пётр I, и он предложил оригинальное решение для преодоления сопротивления значительно превосходящего по вооружению и численности шведского флота. Русские галеры перетащили через перешеек, они появились неожиданно для шведов и, воспользовавшись неповоротливостью и слабой управляемостью кораблей противника, усугубляемой отсутствием ветра, взяли на абордаж всю шведскую эскадру. Шведы потеряли в 3 раза больше личного состава, чем русские [3].

Ровно через 6 лет, также 27 июля (7 августа), но уже 1720 г., произошло Гренгамское сражение, где русская гребная эскадра, которой руководил генерал-аншеф князь М.М. Голицын, была вынуждена биться с гораздо лучше вооружённой шведской эскадрой. Русские галеры в ходе отступления заманили шведский флот на мелководье, где неожиданно контратаковали их, взяв на абордаж 4 фрегата (103 человека были убиты, 407 взяты в плен) [4].

Чесменская битва состоялась между русскими и турецкими эскадрами 24–26 июня (5–7 июля) 1770 г. в Эгейском море. Турки превосходили русский флот как по числу кораблей, так и по вооружению и численности личного состава более чем в 2 раза. Граф А.Г. Орлов, командовавший русской эскадрой, заманил турецкий флот в Чесменскую бухту, где смог сжечь его артиллерийским огнём и брандерами. Потери турецкого флота – 15 линкоров, 6 фрегатов, множество мелких судов, 11 000 человек были убиты. 6 кораблей, в том числе 1 линкор, были захвачены в плен [3].

2 (13) мая 1790 г. на Балтике во время русско-шведской войны состоялось Ревельское сражение. Адмирал В.Я. Чичагов выстроил свои корабли таким образом, что шведский флот, превосходящий вдвое по масштабам русскую эскадру, был вынужден перемещаться вдоль боевой линии русского флота. Корабли шведов по очереди попадали под длительный сосредоточенный артиллерийский огонь русской эскадры, как бы «прогонялись сквозь строй», получая при этом тяжёлый урон [4].

В том же 1790 г., чуть позже – 22 июня (3 июля) на Балтийском море состоялось Выборгское сражение, также во время русско-шведской войны. Шведы пытались захватить Санкт-Петербург, но неудачно и попали в западню, были блокированы русским флотом под командованием адмирала В.Я. Чичагова в Выборгском заливе. При попытке прорыва шведы потеряли 10 больших кораблей и более 60 малых, а также около 7000 личного состава. Русские, благодаря умелым действиям командования, потеряли менее 300 человек убитыми и ранеными [3].

Почти в это же время, 8 (19) июля 1790 года, во время русско-турецкой войны состоялось сражение у Керченского пролива. Турецкий флот, обладая огневой мощью в 1,5 раза больше российского, был нацелен на завоевание Крыма. Однако контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков, командовавший русской эскадрой, принял решение сконцентрировать артиллерийский огонь на головном флагманском турецком корабле, потерявшем боеспособность, загоревшемся и затонувшем. Турки были деморализованы и вынуждены повернуть назад, при этом понеся урон ещё и в составе своего десанта [5]. 28–29 августа (8–9 сентября) 1790 г. у мыса Тендра в Чёрном море русская эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова, уступая по численности и вооружению в 1,6–1,8 раза туркам, внезапно напала на стоящий на якорях турецкий флот, опрокинув его строй. Турки потеряли 6 кораблей, ещё несколько затонули по пути в базу; более 2000 человек было убито. Потери русского флота – около 50 человек убитыми и ранеными.

Оригинальными решениями, приведшими к победам русского флота в военно-морских сражениях, отметились в истории такие выдающиеся флотоводцы, как [3–4]:

− вице-адмирал Д.Н. Сенявин – Дарданелльское сражение в Эгейском море, 10–11 (22–23) мая 1807 г.; Афонское сражение, 19 июня (1 июля) 1807 г.;

− контр-адмирал Л.П. Гейден – Наваринское сражение в Эгейском море, 8 (20) октября 1827 г.;

− вице-адмирал П.С. Нахимов – Синопское сражение на Чёрном море, 18 (30) ноября 1853 г.

Анализ вышеописанных побед позволяет сделать вывод о том, что все нюансы военно-морского сражения не могут быть описаны в тактических руководствах и наставлениях. Сама тактика военно-морского флота не является чем-то «закостенелым» – это развивающаяся наука, которая постоянно дополняется удачными решениями, принимаемыми флотоводцами в ходе сражений и предопределяющими их успех. Поэтому важным является умение офицеров ВМФ быстро находить выход в сложной ситуации, принимать оригинальные, неожиданные для противника решения, позволяющие максимально использовать свои сильные стороны и реализовать те возможности, которые возникают при разумном использовании недостатков оппонента. Отсюда логичный вывод о необходимости уделять особое внимание развитию перечисленных качеств будущих военно-морских кадров, которые в совокупности во многом определяются уровнем креативности обучающихся.

Рассмотрим подробнее понятие креативности личности и его составляющие.

2. Понятие креативности личности и основные его компоненты

Категория креативности имеет множество интерпретаций, причём многие из них не лишены смысла, дополняют друг друга и описывают различные стороны данного понятия. Это может быть и способность, и умение, и качество личности, и потенциал, и процесс творчества, и результат деятельности. Рассмотрим некоторые определения креативности. Различные учёные понимают данный термин, как:

− способность создавать уникальный продукт в результате решения проблемы, вызванной отклонением от идеального образа, «феноменом неполноты выделения исследуемой системы» [6];

− способность к творчеству, нестандартность – отклонение от традиционных схем мышления, оригинальность и гибкость – порождение необычных идей и идей из разных областей знаний, а также беглость – быстрое решение возникающих задач и проблем [7];

− показатель способности индивида или группы к продуцированию оригинальных идей и путей решения задачи (проблемы) и доведению их до уровня практического воплощения в новом результате [8];

− общая творческая способность, умение генерировать большое число оригинальных идей, уходить от общепринятых схем мышления, быстро находить решение поставленных задач и проблемных ситуаций [9];

− способность индивидов принимать принципиально новые, нестандартные решения, не прописанные в руководящих документах, инструкциях, наставлениях, боевых уставах [10];

− способность принимать правильные решения в неординарных условиях [11];

− потребностно-мотивационная база для творческой деятельности, важный компонент структуры личности, неотъемлемый элемент субъективной детерминации творческого процесса, проявляющийся в создании качественно нового продукта [1];

− умение находить применимые на практике нестандартные, новые решения; рассматривается с позиции социально-культурной обусловленности, когнитивных процессов, совокупности необходимых знаний и навыков [12];

− индивидуальный потенциал, определяющий возможность субъекта не только решать сложные проблемы и реагировать на новые неоднозначные ситуации, но и активно воздействовать на свою жизнь, окружающую среду, проектируя свое будущее [13];

− результат мыслительной деятельности, способствующей решению задач, для которых не срабатывают традиционные способы [6];

− не просто качество, свойство каждой личности, но и культурный феномен, возникающий в процессе обмена идеями, ценностями, знаниями [13];

− интегральное образование, детерминирующее творческую деятельность личности, обнаруживающееся и непосредственно развивающееся в ходе этой деятельности и охватывающее несколько необходимых составляющих: развитое воображение, проспективное мышление, рефлексию [14];

− многоуровневое, многокомпонентное образование, тесно взаимосвязанное с другими психическими качествами личности – характером мотивации, уровнем интеллекта, эмоциональными чертами, ценностными ориентирами; компонент базовых психологических характеристик личности, показывающий степень её готовности к творчеству [15].

В данном исследовании креативность понимается как интегральная устойчивая характеристика личности, определяющая её способности к творчеству, принятию нового, нестандартному созидательному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей [1].

Главная задача креативной образовательной среды – «разбудить», актуализировать в обучающемся творческие качества, создать условия для свободного развития креативных задатков каждого.

Креативность характеризуется различными индикаторами: быстрота и оригинальность, образность мышления, нестандартность и неожиданность решений сложных задач (проблем), развитое чувство юмора, смекалка, богатое воображение, умение разрабатывать новые идеи и оригинальные продукты. Креативный результат всегда адекватен по отношению к решаемой задаче и в то же время является новым, недоступным для решения известными ранее способами [15].

Креативность характеризуется следующими составляющими [1]:

1) гибкость – умение быстро переключаться с одной идеи на другую, находить противоречия, предлагать разнообразные, интересные, всесторонние идеи;

2) созидательность – способность последовательно, шаг за шагом «шлифовать идею», совершенствовать её, добавляя отдельные детали;

3) оригинальность – образность мышления, способность генерировать редкие идеи, использовать отдалённые ассоциации, нестандартно отвечать на различные ситуации;

4) метафоричность – склонность к объёмным ассоциациям, метафорам, мифическому сравнению, умение задействовать графические и символические образы для представления сути вещей, идей, предположений;

5) беглость – способность к генерированию большого количества способов использования предмета, вариантов решения задачи, идей;

6) проблемность – умение формулировать проблему и выявлять наличие проблем;

7) теоретичность – способность использования методов анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, системного подхода при решении проблем;

8) инициативность – умение взять на себя решение проблемы, проявить волю и характер, лидерские качества;

9) ассертивность – способность проявить самостоятельность, независимость, умение саморегулировать своё поведение, свои поступки, вопреки внешним воздействиям;

10) прогностичность – умение предвидеть последствия той или иной ситуации, а также различных способов воздействия на них.

Кроме перечисленного, к креативным качествам могут быть причислены [1, 6, 8] изобретательность, вдохновлённость, нестандартность, развитая интуиция, самобытность, раскованность мыслей и чувств, смекалка.

3. Рекомендации по развитию креативности обучающихся при подготовке военно-морских кадров

Опыт показывает, что креативность обучающихся не развивается стихийно. Необходима специально организованная креативная образовательная среда, позволяющая нивелировать те «зажимы», которые не дают проявиться и развиться этому важному для военно-морских кадров качеству.

Рекомендуются следующие мероприятия, позволяющие придать образовательной среде элементы креативности, обеспечить развитие её составляющих:

− такая разработка заданий, чтобы у обучающихся был определённый уровень свободы и самостоятельности при решении задач;

− избегание тех правил, которые излишне закрепощают мышление обучающихся и их действия; максимальное поле свободы, самоопределения, самостоятельности для обучающихся;

− показ в учебном процессе наиболее ярких образцов творческой деятельности, путей их достижения и возможности их улучшения;

− создание базы знаний, подкрепляющей процесс творчества, использование экспертных систем и помощников с элементами искусственного интеллекта;

− проектирование условий для проявления в ходе активной творческой деятельности потенциала, заложенного в каждом обучающемся; мотивация процесса творчества;

− по возможности избегание контроля времени в процессе творческой деятельности, расширение временных горизонтов творчества в диапазоне других учебных дисциплин и самостоятельного обучения (творчества);

− уважение к каждому участнику учебной деятельности, поощрение его стремления к поиску новых путей решения задач, дискутированию, запрет на критику, распределение ролей в творческой команде при соблюдении безусловного равноправия;

− предоставление каждому обучающемуся возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в заданных рамках, путей достижения образовательного результата и его уровня;

− подкрепление положительных эмоциональных переживаний в ходе учебного процесса, показ важности той или иной деятельности, обязательное достижение желаемого результата, сопровождаемого радостью, переживанием успеха;

− поощрение у обучающихся самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации, к самосовершенствованию;

− опора на критическое мышление; недопущение соглашательства, конформизма, ориентации на общепринятые подходы, на большинство;

− поощрение стремления обучающихся к оригинальности в выполнении заданий, к оправданному риску; опора на интуицию, подтверждаемую логическими умозаключениями;

− развитие таких способностей обучающихся, как целеполагание, самоопределение, рефлексия, самоорганизация, целеустремлённость, воображение;

− использование внутренних противоречий в учебном материале, вызывающих у обучающихся потребность глубже в нём разобраться и понять суть проблемы;

− проектирование ситуаций, требующих от каждого принятия творческих самостоятельных решений, подталкивающих обучающихся к приобретению нового опыта, особенно в экстремальных условиях, когда они сталкиваются с ограниченным набором средств и дефицитом времени;

− демонстрирование хода развития научного знания по конкретной проблеме;

− применение «открытых» задач, в которых нет однозначного правильного решения; поощрение стремления найти максимальное количество возможных решений задачи, даже нереальных, фантастических;

− целенаправленное изучение методологии творчества и научного исследования;

− применение методов активного и интерактивного обучения, направляющих участников учебной деятельности на самостоятельное открытие нового знания;

− развитие у обучающихся способности переносить освоенные способы деятельности и мышления на близкие по смыслу ситуации и проблемы;

− использование наглядных образов, метафор, рисунков, анимации, структурных схем, обеспечивающих лучшее понимание учебного материала и наталкивающих обучающихся на ряд ассоциаций, позволяющих находить неожиданные решения задач.

Заключение

Креативность – интегральная устойчивая характеристика личности, определяющая её способности к творчеству, принятию нового, нестандартному созидательному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей. Креативность специалиста военно-морского флота – важное качество, которое напрямую влияет на качество принимаемых им решений, на эффективность его деятельности в повседневных условиях службы. А в бою креативность позволяет добиться оперативного и тактического преимущества над врагом, даже превосходящим значительно по численности и вооружению, что многократно доказала история военно-морского искусства. Именно поэтому развитие креативности в военно-морском вузе должно осуществляться целенаправленно, в рамках креативной образовательной среды, включающей целый комплекс мероприятий, рекомендуемых в данной статье.


Библиографическая ссылка

Кречетников К.Г. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННО-МОРСКИХ КАДРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 5-2. – С. 319-324;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39191 (дата обращения: 24.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674