Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ GOOGLE CLASSROOM И DISCORD ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Фирер А.В. 1 Мелешко Е.А. 1 Сидоров В.В. 1 Пономарева А.О. 2
1 Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета
2 ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
В связи со стремительным развитием информационного общества цифровая трансформация проникает во многие области деятельности человека. Сфера образования не является исключением, выдвигаются новые требования к умениям педагогов организовывать учебный процесс в цифровой образовательной среде, сохраняя интерактивность взаимодействия. В сети Интернет существует достаточно большое количество средств, способствующих организации учебного процесса и обладающих различными дидактическими возможностями. Такое многообразие, в свою очередь, вызывает затруднения у педагогов при выборе наиболее подходящих для целей обучения средств. Авторами проведен и представлен анализ технических и дидактических возможностей, положительных и отрицательных сторон онлайн-сервисов для реализации интерактивного педагогического взаимодействия и организации учебного процесса, таких как Google Sites, ЯКласс, Google Classroom, Zoom, Google Forms, Яндекс.Формы, Webinar Meetings, Discord, Skype. На примере сервисов Google Classroom и Discord продемонстрированы возможности организации учебного процесса в цифровой образовательной среде с реализацией интерактивного педагогического взаимодействия. Описана технология и способы использования как в условиях очного, так и дистанционного формата обучения. Данная статья будет полезна как студентам педагогических направлений, так и работающим учителям, так как в статье предлагаются методические рекомендации по организации учебного процесса с реализацией интерактивного взаимодействия в цифровой образовательной среде.
цифровая образовательная среда
дистанционное обучение
интерактивное педагогическое взаимодействие
онлайн-сервисы
Discord
Google Classroom
1. Быстрова Н.В., Ремизова Е.А., Ермолаева Е.Л. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69–3. С. 14-17.
2. Куликова Н.Ю. Образовательная онлайн-платформа как фактор изучения интерактивных технологий обучения в условиях сетевого взаимодействия // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4. С. 29.
3. «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ (дата обращения: 10.05.2022).
4. Google Forms [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/ (дата обращения: 10.05.2022).
5. Google Sites [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/ (дата обращения: 11.05.2022).
6. ЯКласс [Электронный ресурс]. URL: https://www.yaklass.ru/ (дата обращения: 11.05.2022).
7. Google Classroom [Электронный ресурс]. URL: https://classroom.google.com (дата обращения: 11.05.2022).
8. Zoom [Электронный ресурс]. URL: https://zoom.us/ (дата обращения: 10.05.2022).
9. Webinar Meetings [Электронный ресурс]. URL: https://lp.webinar.ru (дата обращения: 10.05.2022).
10. Discord [Электронный ресурс]. URL: https://discord.com/ (дата обращения: 10.05.2022).
11. Книжин В.В., Наумов И.А. Цифровизация образования: отдельные вопросы проведения групповых проектов // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. № 3 (17). C. 67–71.
12. Гребенникова Н.Л., Косцова С.А., Ильбулатова Д.В., Малкина А.А. Особенности изучения величины «Масса» в начальной школе // Кронос. 2021. № 1 (51). С. 23–26.
13. Косова Е.А., Дюличева Ю.Ю. Опыт преподавания математических дисциплин с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период пандемии Covid-19 // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. Т. 16. № 1. С. 207–223.

В настоящее время происходит активное развитие информационного общества, развитие информационно-коммуникационных технологий, мобильных устройств, компьютеров и повсеместное использование сети Интернет. Данные факты обуславливают становление Интернета как одной из наиболее используемых площадок для интерактивного педагогического взаимодействия учителя и учеников в условиях функционирования цифровой образовательной среды. Вслед за Н.В. Быстровой под цифровой образовательной средой (далее – ЦОС) будем понимать «совокупность возможностей и условий, которая предоставляет определенный набор ресурсов и технологий, обеспечивающих технологическую организацию образовательного процесса» [1, с. 2]. Новые условия диктуют также и новые требования к подготовке специалистов, в том числе и педагогических кадров. В настоящее время в школах является обязательным ведение электронного журнала и электронного дневника, в ФГОС всех уровней общего образования прописаны требования к организации учебного процесса в ЦОС, а с распространением мировой пандемии (начиная с 2020 г.) особенно актуальными стали и остаются ресурсы сети Интернет для организации педагогического взаимодействия и эффективного обучения. К неотъемлемой части компетенций современного педагога относятся не только умение работать с интернетом, компьютером и доступными образовательными онлайн-ресурсами, а также умение адаптировать информационные ресурсы и сервисы общего назначения для образовательных целей.

Цель исследования – выявить и продемонстрировать дидактические возможности интернета (на примере использования Google Classroom и Discord) для организации учебного процесса в ЦОС с поддержкой интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

В основу исследования был положен теоретический анализ научных трудов в области использования средств Интернета для организации учебного процесса в ЦОС с поддержкой интерактивного педагогического взаимодействия, сравнительный анализ платформ и сервисов, а также такие теоретические методы, как обобщение, абстрагирование. В исследовании использовалось анкетирование как эмпирический метод исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Интернет на сегодняшний день играет большую роль в жизни каждого, начиная со сбора информации и заканчивая общением и досугом. Интернет является информационной системой связи, благодаря которой возможно осуществлять интерактивное взаимодействие с мгновенной обратной связью независимо от местоположения учащихся и педагога. Так как «влияние Интернета на всю сферу образования связано с изменениями форм коммуникаций в сети и их интенсивностью, социальными взаимодействиями, способами передачи знаний» [2, с. 2], мы можем говорить о новом подходе к организации учебного процесса в ЦОС и использованию цифровых возможностей для реализации интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

В ходе исследования были рассмотрены и проанализированы платформы и сервисы, обладающие техническими и дидактическими возможностями для реализации интерактивного взаимодействия в ЦОС с использованием сети Интернет. Остановимся на них подробнее.

ВКонтакте [3] – популярная социальная сеть среди современного поколения, которую часто используют в России. Данная платформа не является образовательной, но может выступать связующим звеном между педагогом и учащимися в интерактивном взаимодействии, так как обладает удобным интерфейсом и возможностью получения мгновенной обратной связи за счет отправки сообщений или файлов. В ходе исследования было проведено анкетирование учителей г. Лесосибирска и Енисейского района Красноярского края, которое показало, что около 70 % респондентов используют социальную сеть ВКонтакте, но преимущественно для организационных вопросов и выдачи домашнего задания обучающимся. В этом случае не идет речь о цифровой трансформации образования. Минусом использования данной платформы является излишняя, не относящаяся к образовательному процессу информация. Поэтому педагог вынужден поддерживать дисциплину и внимание обучающихся на уроке при реализации интерактивного взаимодействия в этой сети.

Google Forms [4] – отдельный проект из многих от компании Google, основное предназначение которого заключается в создании опросов, тестов, анкет для сбора информации, которая затем может быть структурирована в виде диаграмм или электронной таблицы. Отдельно стоит отметить, что Google Forms можно интегрировать с другими сервисами от Google. Например, существует возможность встраивания формы на сайт, разработанный в сервисе Google Sites. Также можно выделить возможность реализации обратной связи со стороны учащихся, но полная реализация интерактивного общения не может быть завершена из-за ряда причин, таких как проблемы доступа к Google Forms в некоторых браузерах, отсутствие постоянной связи с педагогом в режиме реального времени.

Яндекс.Формы [5] является отечественной платформой, аналогичной Google Forms, но с рядом преимуществ. Яндекс.Формы обладают более обширным спектром возможностей (отправка файлов любого вида, ввод капчи для проверки и др.). Опросы можно встраивать в разработанные сайты для реализации обратной связи с обучающимися. Можно сделать вывод, что данное средство, так же как и Google Forms, реализует асинхронное взаимодействие участников образовательного процесса и выступает как вспомогательный инструмент на определенных этапах учебного процесса.

Google Sites [5] – это платформа, созданная для создания сайтов без знаний разнообразных языков программирования, обладающая удобным и понятным интерфейсом, позволяющим интуитивно создавать авторские сайты. Обладает всеми необходимыми инструментами для создания сайтов, в том числе с образовательным контентом (веб-квест, сайт с тестами, хранилище теоретической информации и многое другое). Данное средство в сети Интернет может реализовать интерактивное взаимодействие между педагогом и учащимися, однако это является трудоемким процессом, так как включает в себя много этапов: создание структуры сайта, разработка содержания, разработка дополнительных материалов, реализация обратной связи, внедрение содержания в сайт, создание дизайна, проверка и отладка сайта.

ЯКласс [6] – образовательный проект, являющийся цифровым образовательным ресурсом, разработанным с целью удобного цифрового взаимодействия между педагогом и обучающимися. Данная платформа позволяет педагогу осуществлять мгновенную проверку знаний, выдавать домашние задания и отслеживать успехи своих учеников. При этом существует некоторое ограничение при создании профиля педагога на данной платформе. ЯКласс является одним из немногих средств, позволяющих реализовать практически идеальное интерактивное взаимодействие между педагогом и учащимися, то есть осуществляет включенность каждого участника, использование инфокоммуникационные технологий, обратную связь, коммуникацию, определенную систему взаимодействия. В то же время отсутствует непрерывная связь учащихся с педагогом, присутствует обязательная привязка контента к определенному учебнику. Определенные ограничения возникают и в связи с тем, что расширенная версия платформы является платной.

Google Classroom [7] – бесплатный веб-сервис от Google, предназначенный для упрощения работы педагога. В нем возможно организовать обмен файлами и создание личного курса по необходимому учебному предмету с заданиями, тестами, теоретическим материалом. В отличие от ЯКласс, создание профиля более доступно, так как нет необходимости в подтверждении личности. Данное средство сильно схоже с отечественной разработкой и также не решает проблему с непрерывной связью между педагогом и учащимися.

Таким образом, стоит проблема организации непрерывной обратной связи в условиях, например, дистанционного обучения. Одним из многих средств в интернете для реализации непрерывной связи может служить Skype. Данное средство является популярным в повседневной и профессиональной жизни человека, позволяет устанавливать связь в форме аудио/видео, а также имеет возможности отправки сообщений, демонстрации экрана и обмена файлов.

Zoom [8] – программа, которая разработана для организации видеоконференций, стала часто использоваться педагогами в качестве средства, позволяющего реализовывать дистанционное обучение. Минусом является то, что при бесплатном использовании конференция может длиться только сорок минут. Плюсы – возможность демонстрировать рабочий экран и вести трансляцию для ста участников одновременно.

Webinar Meetings [9] – российская платформа, разработанная для организации и проведения онлайн-мероприятий, обучения, встреч и вебинаров. Данная площадка является отечественным аналогом Zoom со схожим функционалом. Webinar Meetings обладает бесплатным тарифом, включающим такие функции, как проведение онлайн-встречи длительностью до 60 мин, конференция вмещает 30 участников, присутствует файловый менеджер, но существует ограничение на хранилище файлов до 0,5 Гбайт. Более обширный функционал доступен только в платных тарифах.

Discord [10] – средство, разработанное для геймеров, которым необходима быстрая и надежная связь в ходе игрового процесса. Благодаря своему привлекательному дизайну, ориентированному на молодое поколение, позволяет заинтересовывать учащихся. Функционал сложно переоценить. Discord имеет массу расширений, которыми не обладают бесплатные тарифы вышеперечисленных сервисов. Например, в нем можно создавать виртуальные комнаты и приглашать в них участников, то есть учеников. В данных виртуальных комнатах есть возможность общения как посредством чата, так и в аудио/видео формате, доступен обмен файлами и демонстрация своего экрана, тем самым обеспечивается организация интерактивного взаимодействия в микрогруппах. Несомненным плюсом является и то, что данный сервис является бесплатным при столь широких дидактических и технических возможностях.

Таким образом, в результате исследования был сделан вывод о том, что при проведении занятия в ЦОС в условиях дистанционного формата обучения выступает проблема непрерывной связи между педагогом и учащимися, что можно решить за счет использования дополнительных средств Интернета. Наиболее подходящими для реализации асинхронного интерактивного взаимодействия являются ЯКласс и Google Classroom. Однако их использование в условиях классно-урочной системы является нерациональным и больше нацелено на внеурочную деятельность или дистанционную форму обучения.

В ходе исследования была разработана технология реализации использования «Google Classroom» и «Discord» для организации учебного процесса в ЦОС. Рассмотрим ее на примере темы «Банковская система».

Исследованиями в области использования онлайн-сервиса Discord в образовательных целях занимаются В.В. Книжин [11], Н.Л. Гребенникова [12], Е.А. Косова [13] и др. Однако в этих исследованиях недостаточно полно раскрыта технология его использования.

Опишем технологию использования Discord как средства непрерывной связи и приведем алгоритм создания виртуальной комнаты:

1. Зарегистрироваться в сервисе Discord.

2. Скачать с официального сайта загрузочную программу Discord и зайти под своим аккаунтом, воспользоваться встроенной кнопкой «Добавить сервер», которая позволит впоследствии создать виртуальный кабинет для учащихся.

3. Выбрать тип сервера. Отметим, что в Discord имеется учебный шаблон под название «Учебная группа», стоит выбрать именно его, так как это позволяет экономить время и создать автоматизированную, удобную для обучающегося и педагога среду интерактивного взаимодействия.

4. Дать название серверу в зависимости от дисциплины и целей использования.

В виртуальной комнате присутствуют три раздела (рис. 1).

1. Раздел «Информация» содержит два канала. Первый – для ознакомления с правилами использования виртуальной комнаты, а второй – для обмена информационными полезными ресурсами, необходимыми в ходе учебного процесса.

2. Раздел «Текстовые каналы» содержит три канала. Первый нужен для общения в форме чата, второй отвечает за помощь в домашнем задании, третий канал необходим для планирования осуществления аудио-видеосвязи между учащимися и педагогом, как в учебное время, так и в случае необходимости во внеучебное время.

missing image file

Рис. 1. Интерфейс виртуальной комнаты «Экономика»

3. Раздел «Голосовые каналы» содержит три канала. Первый канал с аудио-видеосвязью создан для того, чтобы учащиеся могли отдохнуть во время перерыва либо до начала занятия. Второй и третий каналы созданы непосредственно для осуществления синхронного интерактивного взаимодействия. При необходимости деления учащихся на группы можно попросить первую группу зайти в «Комната для учебы 1», а вторую группу – в «Комната для учебы 2».

Таким образом, посредством создания виртуальных комнат с помощью сервиса Discord возможно организовать непрерывный интерактивный диалог между участниками образовательного процесса. Однако для реализации дидактических возможностей по автоматизации контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекции по результатам контроля, тренировки необходимо использовать дополнительные сервисы.

Анализ представленных выше сервисов и платформ позволил выделить для реализации перечисленных дидактических функций платформу «Google Classroom».

Для создания курса необходимо зарегистрироваться в сервисе Google и перейти на платформу «Google Classroom», а затем активировать кнопку «Создать курс» и заполнить форму для описания курса (название курса, раздел, предмет, аудитория).

Такие этапы урока, как оргмомент, повторение, объяснение нового материала, могут быть осуществлены либо непосредственно лично в кабинете с учащимися, либо в дистанционном формате посредством Discord. Оставшиеся этапы урока, такие как первичное закрепление нового материала, постановка домашнего задания, рефлексия, могут быть эффективно реализованы с помощью сервиса «Google Classroom».

Для первичного закрепления рекомендуется разработать индивидуальные задания, а затем интегрировать их в платформу для дальнейшей работы с помощью функции «Создать задание» (рис. 2).

Выполнение заданий в «Google Classroom» можно отслеживать с помощью специальной вкладки «Оценки», что позволяет педагогу контролировать и корректировать работу обучающихся.

Для удобства проверки этап постановки домашнего задания имеет смысл осуществить также на платформе «Google Classroom». Для этого необходимо создать отдельную тему «Домашняя работа», что позволит педагогу и обучающимся лучше ориентироваться в курсе.

Этап рефлексии можно реализовать как с использованием Discord в форме устного опроса, так и в «Google Classroom» с помощью встроенного теста.

Таким образом, в ходе исследования были выделены технические и дидактические возможности «Google Classroom» и Discord для организации учебного процесса в ЦОС с поддержкой интерактивного взаимодействия преподавателя с учащимися на примере темы «Банковская система». Как показала апробация, у обучающихся могут возникнуть следующие проблемы: необходимость регистрации аккаунта в сервисе Google, сложности в изучении интерфейса Discord, связанные с настройкой периферийных устройств компьютера, однако данные трудности возникают только на первых этапах работы с данными цифровыми ресурсами.

missing image file

Рис. 2. Форма для создания задания

В то же время реализация дидактических возможностей по формированию умения получать информацию из различных источников, обрабатывать и хранить ее, передавать информацию, представленную в различных видах, по организации интерактивного диалога, автоматизации контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекции по результатам контроля, по формированию у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения не является слишком трудозатратной со стороны учителя, хотя, несомненно, требует от него владения цифровыми компетенциями.

В дальнейшем планируется проведение опытно-экспериментального исследования на контрольной и экспериментальной группах с целью определения эффективности формирования знаний, умений и универсальных учебных действий посредством проведения системы уроков с использованием «Google Classroom» и «Discord» в сравнении с традиционным форматом обучения в процессе формирования финансовой грамотности обучающихся.


Библиографическая ссылка

Фирер А.В., Мелешко Е.А., Сидоров В.В., Пономарева А.О. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ GOOGLE CLASSROOM И DISCORD ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 5-1. – С. 166-171;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39166 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674