Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Птицына Е.В. 1 Останина С.А. 2 Анцева В.П. 2
1 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова»
Проблема подготовки будущих учителей в системе высшего образования рассматривается как одна из ключевых в педагогической науке. Сегодня современная система образования нуждается в педагогах, готовых работать в новых, быстро изменяющихся условиях, умеющих организовывать и сопровождать процесс обучения, разрабатывать инновационные идеи, содержание и технологии в организации целостного педагогического процесса, а также исследовать проблемы формирования, развития и воспитания подрастающего поколения. Профессиональное педагогическое образование должно быть ориентировано на гуманистические и демократические ценности. В контексте заявленной проблемы авторы обосновывают актуальность создания культурно-образовательного пространства вуза, в котором происходит активное погружение будущих учителей в культуру и создаются условия для усвоения знаний, норм и ценностей, трансляции гуманистических ценностей во всем многообразии социальных связей и отношений. В статье авторы доказывают, что приоритетными задачами подготовки будущего учителя в культурно-образовательном пространстве является наполнение содержания образования общекультурными составляющими, обеспечение активности субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и диалога, объединение преподавателей и студентов в общей деятельности. При этом основу построения педагогической деятельности составляет культуротворческая позиция преподавателя в соответствии с принципами гуманизма.
высшее педагогическое образование
будущий учитель
профессиональная подготовка
культура
культурно-образовательное пространство
1. Подымова Л.С. Педагогическая антропология как методология современного педагогического образования в контексте идей К.Д. Ушинского и В.А. Сластенина // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластенина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2016. С. 39–41.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
3. Птицына Е.В., Федорова Е.Н. Ценности профессиональной деятельности будущего педагога // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–2. С. 401–405.
4. Шевченко Н.Н. Деятельностный подход к профессиональной подготовке будущего учителя в образовательном процессе университета // Проблемы современного образования. 2021. № 5. С. 116–128. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-116-128.
5. Птицына Е.В. Реализация культурологического подхода в эстетическом воспитании студентов педагогического вуза // Наука и мир. Волгоград: Научное обозрение. 2014. С. 316–318.
6. Федорова Е.Н. Ценностно-смысловая парадигма профессиональной педагогической деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 8. С. 342–345.

Эффективность социально-экономического развития общества, богатство его духовно-нравственной культуры зависит от системы образования в целом и от уровня профессиональной подготовки педагогических кадров в частности. При этом существует проблема формирования профессиональных компетенций, которая поднимается неоднократно и проявляется в разных подходах формулирования готовности к профессиональной деятельности выпускника вуза. В данном контексте проблема подготовки будущих учителей в системе высшего образования рассматривается как одна из ключевых в педагогической науке. Сегодня современная система образования нуждается в педагогах, готовых работать в новых, быстро изменяющихся условиях, умеющих организовывать и сопровождать процесс обучения, разрабатывать инновационные идеи, содержание и технологии в организации целостного педагогического процесса, а также исследовать проблемы формирования, развития и воспитания подрастающего поколения.

В последнее время в педагогическом образовании сложились противоречия между динамикой профессиональных задач и внутренней неготовностью учителя к их осуществлению; между растущим объемом актуальной информации и старыми способами ее переработки, хранения и передачи; между потребностью общества в педагогических кадрах и уменьшением их численности. В данном аспекте требуется изменение и совершенствование методов и методик обучения, что, в свою очередь, поднимает проблему обновления компетенций преподавателя, который должен обладать навыками «оценивать собственную профессиональную эффективность, определять и расставлять приоритеты индивидуального и профессионального развития, планировать личный и карьерный рост, оценивать развитие компетенций, подтверждать неформальное обучение в течение всей жизни, повышать статус педагогической профессии» [1].

В.А. Сластенин справедливо утверждает: «Вполне очевидно, что по своему содержанию педагогическое образование должно стать практическим человекознанием, своего рода педагогической антропологией» [1]. Профессиональное педагогическое образование должно быть ориентировано на гуманистические и демократические ценности: «Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации» [2].

Сегодня можно выделить актуальные направления развития педагогического образования: проектирование нового содержания, педагогических технологий и организационных форм; внедрение разработок педагогов-новаторов; создание инновационного пространства для аккумуляции идей и объединения возможностей; распространение лучшего педагогического опыта [3].

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании особенностей профессиональной подготовки будущего учителя в культурно-образовательном пространстве вуза.

Материалы и методы исследования

Материалы и методы исследования: анализ научной литературы по рассматриваемой теме; изучение педагогического опыта, наблюдение.

Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональная подготовка будущего учителя является важным этапом его профессионального становления, которое представляет собой непрерывный процесс, охватывающий длительный период жизни человека и предполагает изменение личности под влиянием социальных факторов, профессиональной деятельности и собственной активности. Важным вектором профессионального становления педагога на стадии профессиональной подготовки должно стать формирование компетенций, компетентностей и метапрофессиональных качеств. В этом смысле трудно переоценить важность развития компонентов сфер индивидуальности. Важной характеристикой в этом процессе является психологическая готовность к профессиональной деятельности – «устойчивая характеристика субъекта учебно-профессиональной деятельности, способствующая успешному овладению деятельностью и имеющая четырехкомпонентную структуру, включающую саморегуляционный, мотивационный, оценочный и эмоциональный компоненты» [4]. С получением и накоплением опыта учебно-профессиональной деятельности, развитием профессионального самосознания, формированием профессионально-личностных эталонов происходит изменение самооценки компонентов саморегуляции: она становится более адекватной и обоснованной, возрастает умение критически оценить свои индивидуальные возможности, соотнести их с требованиями ситуации, деятельности, согласовать с действиями других людей.

Профессиональное педагогическое образование представляет собой взаимодействие двух процессов: профессионализации и индивидуализации. Смысл профессионализации заключается в освоении обучающимися культуры профессии как социально одобряемой, и с этой точки зрения, должной деятельности педагога. Процесс профессионализации направлен на «встраивание» будущего учителя в виртуальное и реальное профессиональное пространство, на развитие профессионально значимых качеств, позволяющих в будущем работать в рамках присвоенной культуры профессии. Смысл индивидуализации заключается в создании условий, обеспечивающих построение каждым обучающимся индивидуального образовательного маршрута. Процесс индивидуализации характеризует профессиональное образование как постоянное достижение обучающимся акме. Развивающий характер профессионального образования способствует осознанию обучающимся сильных и слабых личностных, интеллектуальных, нравственных и творческих особенностей и возможностей в освоении будущей профессии.

В контексте заявленной проблемы необходимо отметить актуальность создания культурно-образовательного пространства вуза, в котором происходит активное погружение будущих учителей в культуру и создаются условия для усвоения знаний, норм и ценностей, трансляции гуманистических ценностей во всем многообразии социальных связей и отношений. Можно по-разному трактовать сущность и характеристику понятия «культурно-образовательное пространство» – «диалогическое взаимодействие, существующее между культурой и образованием», «пространство культуры включает образование, их взаимодействие оказывает решающее влияние на развитие всего регионального пространства культуры», «специально создаваемые локусы для целенаправленного решения определенных задач (образовательных, развивающих, просветительских), осуществляющие образовательную и просветительскую деятельность, научно-исследовательские, производственные и бизнес-площадки, используемые для реализации профориентационной или просветительской деятельности» [5].

По мнению А.И. Горбунова, «культурно-образовательное пространство создает условия для взращивания специалистов креативного типа, отличающихся высоким уровнем профессионализма, конкурентоспособностью, потребностью в постоянном творческом саморазвитии и профессиональном росте» [6]. Само пространство представляет собой развивающую образовательную среду (содержательные компоненты, отношения субъектов образовательного процесса, культуру их взаимодействия) и способствует обеспечению личностного роста субъектов через включение в различные виды деятельности. При этом культура определяет отношения между будущим учителем и образовательной средой с ее культурными ценностями и смыслами, где обучающиеся осваивают общую для всех культуру педагогической профессии.

Культурно-образовательное пространство вуза – это организация территории, структурные элементы которой используются студентами для освоения образовательного процесса и трансляции гуманистических ценностей, обозначая основные направления проектирования, развития, управления им. В результате погружения в культурно-образовательное пространство происходит творческое развитие личностного роста субъектов среды. В этом аспекте важной стороной культурно-образовательного пространства становится эстетическая составляющая.

В случае целенаправленного воздействия на личность в культурно-образовательном пространстве происходит развитие культуры будущего учителя (эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков, норм и др.), а также культуры речи, движений, жестов, внешнего вида. Эстетическая культура личности будущего учителя зависит от способностей эмоционального восприятия произведений искусства и жизненной действительности, которые требуют эстетической оценки. Необходимыми условиями развития эстетической культуры будущего учителя являются: усвоение им принципов и норм нравственности; формирование нравственно-эстетических убеждений, эстетических чувств и потребностей; рациональная организация жизнедеятельности и поведения на основе понимания красоты; развитие профессионально-педагогических умений и навыков.

Для создания культурно-образовательного пространства вуза необходимо решить следующие задачи:

– разработка образовательных, научно-исследовательских, просветительских проектов, привлечение к разработке и реализации проектов студентов, обучающихся школ;

– организация профориентационной и воспитательной деятельности;

– освещение научных исследований ученых, студентов в СМИ и социальных сетях;

– проектирование экспозиций и выставок; реконструкций, маршрутов и интерактивных пространств;

– популяризация научных педагогических знаний;

– комплексное построение системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся;

– создание «смешанных» проектных групп (межинститутских, межвузовских) по различным направлениям деятельности;

– ориентация на передачу образовательного и культурного опыта через педагогический процесс.

В процессе переосмысления общечеловеческих ценностей в культурно-образовательном пространстве вуза важно актуализировать значимость культуры и традиций как преемственной взаимосвязи уходящих и приходящих поколений. Традиции являются средством развития нравственных, эстетических и когнитивных свойств личности. Только сбережённые традиции могут гарантировать устойчивость всей нации. Они гарантируют преемственность, взаимосвязь между поколениями, тем самым играют важную роль в воспитании личности как носителя и творца культуры. Заложенные в традициях нравственные, эстетические, интеллектуальные ценности выступают гарантом духовного развития общества. В традициях формируются моральные и нравственные установки, идеалы, отражается накопленный веками опыт практической и духовной деятельности. Культурные традиции и наследие является основой культурного развития личности.

В рамках культурного существования культурологическая направленность предполагает исследование мира человека. Обогащая культурологическими аспектами содержание педагогического образования, культура определяет отношения между будущим учителем как свободной личностью, способной к творческой самореализации, и образовательной средой с ее культурно-сообразными ценностями и смыслами. Особое значение в определении содержания культурологического подхода имеет положение о том, что культура рассматривается как явление антропологии; предполагает анализ педагогической действительности через культурные нормы и ценности, развитие способности творить, принимая общечеловеческие ценности и сочетая их с национальными в своей жизни (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова).

В Институте педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета создано культурно-образовательное пространство Инновационного педагогического парка ПетрГУ, представляющее собой целостную систему творческих мастерских и лабораторий для генерации и воплощения креативных идей в области образования. Создание Инновационного педагогического парка стало возможным благодаря реализации Программы развития опорного университета и стратегического проекта «Образование 5.0». В структуру Инновационного педагогического парка входят экспозиционно-образовательный центр, гуманитарный и инженерно-технологический классы, Центр инклюзивного образования, лаборатория моделирования образовательных программ высшего образования, педагогическая лаборатория сельской школы, офис студенческого проектирования PRO.УМ, центр психологического здоровья и эмоционального благополучия, центр электронного обучения. Здесь проходят мероприятия, способствующие инновационному, технологическому, культурному и социальному развитию региона. Наполнение кабинетов и лабораторий педагогического парка носит инновационный характер: современное оборудование, учебные материалы, программные продукты.

Приоритетными задачами подготовки будущего учителя в культурно-образовательном пространстве является наполнение содержания образования общекультурными составляющими, обеспечение активности субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и диалога, объединение преподавателей и студентов в общей деятельности. При этом основу построения педагогической деятельности составляет культуротворческая позиция преподавателя в соответствии с принципами гуманизма. Можно выделить основные векторы развития культурно-образовательного пространства вуза:

– реализация гуманно-личностного подхода в образовательной практике вуза на основе признания ценностей гуманизма во взаимодействии педагогов и студентов в единстве их совместной деятельности;

– ориентация на профессиональную подготовку педагогов инновационного типа, способных к инновационному и творческому решению учебно-воспитательных задач в условиях изменяющейся социокультурной действительности;

– формирование профессиональной культуры студентов на основе культурно-гуманистических и ценностных приоритетов: совокупность идей, смыслов, ценностных ориентаций и личностных качеств, способствующих самореализации в профессии в условиях педагогической действительности;

– становление личностно значимой мотивации студентов, погружение в реальность педагогической действительности;

– формирование гражданско-патриотических качеств будущего учителя на основе интеграции поликультурного и национального воспитания;

– взаимосвязь инноваций и культурных традиций как фактора трансляции культурных ценностей;

– осуществление взаимосвязи педагогической и эстетической деятельности.

Таким образом, целью и результатом создания культурно-образовательного пространства является подготовка будущего учителя к творческой педагогической деятельности, в ходе которой происходит развитие его педагогической культуры, принятие ценностей современного образования.

Заключение

Современное положение и перспективы развития образования зависят от уровня методологической культуры педагогов, мобильных к выдвижению и реализации на практике инновационных идей, разработке содержания и технологий в организации целостного педагогического процесса. Подготовку педагогических кадров необходимо рассматривать как одно из важных направлений совершенствования отечественной системы образования, от уровня развития которой во многом зависит прогресс государства. Профессиональная подготовка будущих педагогов в контексте основных положений культурологического подхода представляет собой ориентацию на культурные ценности, в соответствии с которыми происходит отбор содержания, использование соответствующего инструментария его реализации, ориентированных на самореализацию в различных видах практико-ориентированной деятельности творческого характера.


Библиографическая ссылка

Птицына Е.В., Останина С.А., Анцева В.П. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 5-1. – С. 156-160;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39164 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674