Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ГОЛАСО»)

Яруллин Р.А. 1 Рыбасова Ю.Ю. 1 Утеева Э.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье рассмотрены вопросы развития физической культуры и спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Практика показывает, что одна из важных задач современности заключается в том, чтобы каждый имел возможность трудиться и учиться. Человек должен себя чувствовать комфортно в любых обстоятельствах, не должно быть никакой дискриминации. Только гуманность способна создать гармонические отношения между здоровыми и имеющими ограниченные возможности людьми. В современных условиях нашего общества все более уделяется внимание детям с ОВЗ. Ученые, тренеры-педагоги, считают, что важно создавать среду для детей с ОВЗ и дать им возможность понять, что они нужны обществу, не ограничивать их свободу личности и не нарушать права. На примере детской спортивной футбольной школы «Голасо» г. Казани Республики Татарстан продемонстрирован пример заботы и желания начать совершенствовать работу с детьми с ОВЗ. Особенностью таких учебно-образовательных учреждений является направленность на развитие и укрепление физической и духовной составляющей здоровья детей и подростков, имеющих ограничения. Предложены рекомендации по улучшению качества деятельности педагогов, тренеров и родителей по модернизации условий социальной адаптации и вхождения детей с ОВЗ в здоровый социум.
спорт
детская спортивная футбольная школа «Голасо»
адаптация
дети с ОВЗ
футбол
1. Голичникова В.А. Современные подходы в физкультурно-оздоровительном направлении при работе с детьми с ОВЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2021/01/06/sovremennye-podhody-v-fizkulturno (дата обращения: 11.03.2022).
2. Алмазова (Мазалова) С.Л., Пушкарева И.Н. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий адаптивной физической культурой и спортом // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 52–57.
3. Гонохов А.Г., Домашова Е.В., Курносова И.Ю. Популяризация физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями // Вестник университета. 2019. № 6. С. 168–172.
4. Официальный сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: https://mtsz.tatarstan.ru/ (дата обращения: 12.03.2022).
5. Баранова А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н., Антонова Е.В. Проблема детской инвалидности в современной России // Вестник Российской академии медицинских наук. 2017. № 4. Т. 72. С. 305–312.
6. Шейко С.А. Спорт как средство адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 12–3 (19). С. 87–88.
7. Половинкин Н.А. Проблемы детско-юношеского футбола в России // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5–1 (33). С. 335–338.
8. Щербак А.П. Возможности занятий учащихся с ограниченными возможностями здоровья школьным спортом // Гуманитарные науки. 2017. № 2 (38) С. 97–101.
9. Карпов А.А. Адаптация организма человека к физическим нагрузкам // Наука. 2020–2021. № 1 (46). С. 97–99.
10. Ермакова Ю.Н. Характеристика особенностей владения элементами игры в футбол у детей старшего дошкольного возраста // Вестник спортивной науки. 2009. № 5. С. 15–17.

В рамках современной государственной политики физической культуре и спорту в Российской Федерации уделяется большое внимание. Развиваются новые направления физкультурно-оздоровительного развития детей с ОВЗ, благодаря чему происходит социальная адаптация и интеграция детей с ОВЗ в современное общество и улучшается их физическое и психологическое развитие [1].

В современных федеральных государственных образовательных стандартах образования для детей и подростков с ОВЗ большое значение придается физическому воспитанию, развитию, участию в спортивных соревнованиях и играх. Создается благоприятная среда для понимания того, что каждый имеет право на участие в жизни общества и на самоопределение.

Изученные нами источники свидетельствуют о том, что наиважнейшими задачами реализации адаптивной физической культуры являются:

– формирование установки на сохранение и укрепление здоровья;

– навыки здорового и безопасного образа жизни;

– воспитание интереса к физической культуре и спорту;

– формирование потребности в систематических физических занятиях;

– совершенствование двигательных качеств;

– коррекция недостатков познавательной сферы;

– развитие и совершенствование волевой сферы;

– воспитание нравственных качеств и свойств личности и развитие восприятия собственного тела, своих возможностей.

Мы уверены в том, что регулярные занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению физических и силовых способностей детей с ОВЗ. Оздоровление организма ребенка улучшает систему кровообращения, опорно-двигательную систему, сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему.

Также занятия физической культурой и спортом влияют на формирование благоприятного психологического состояния ребенка с ОВЗ и формируют силовые качества и способности [2, с. 53].

Цель исследования – изучить вопросы развития физической культуры и спорта для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, на примере футбольной школы «Голасо».

Материалы и методы исследования

Изученные нами источники свидетельствуют о том, что, занимаясь физической культурой и спортом, ребенок с ОВЗ начинает чувствовать свою полезность для общества и социальную защищенность. Необходимо совершенствовать образовательные программы, вовлекая детей с ОВЗ в сферу физической культуры и спорта [3, с. 170].

Проанализированный нами материал говорит о том, что всего в Республике Татарстан для обучения и воспитания детей с ОВЗ работает 31 школа-интернат. В этих школах на 2021–2022 учебный год обучается 3500 детей [4].

Нам известно, что некоторые дети с ОВЗ обучаются по домашней системе обучения. А для детей, обучающихся в специализированных учебных заведениях, в основном вместо урока физической культуры проводится курс лечебной физической культуры. Поэтому в обществе сложилось мнение, что инвалиды, а также дети с ограниченными возможностями здоровья являются физически неразвитыми и больными людьми. Считается, что детям с ОВЗ противопоказаны занятия физической культурой и спортом, хотя в последние годы такая тенденция начинает меняться [5, с. 306].

Спорт является одним из важнейших средств эффективной реабилитации ребенка с ОВЗ. Он позволяет не только улучшить физическое и психическое состояние несовершеннолетних с ОВЗ, но также дает шанс данной категории детей попасть в спорт высших достижений [6, с. 87].

Результаты исследования и их обсуждение

В 2019 г. на базе детской спортивной школы «Голасо» в г. Казани Республики Татарстан начал свою работу уникальный проект по физической и психологической реабилитации детей с ОВЗ. В рамках данного проекта многие дети с ОВЗ имеют возможность заниматься футболом и для своего физического и психологического развития. Данный проект позволяет детям с ОВЗ эффективно интегрироваться в социальную среду.

Футбол является популярным видом спорта во всем мире, а также в нашей стране. Многие мальчики мечтают играть в футбол [7, с. 335]. В 2018 г. в нашей стране прошел чемпионат мира по футболу. Это мероприятие сподвигло тренеров по футболу начать заниматься как с мальчиками, так и с девочками.

Уже сегодня в каждом дворе в нашей стране есть футбольная площадка, на которой увлеченно играют в футбол дети. Дети с ОВЗ не являются исключением, они также любят этот вид спорта и им также хочется научиться играть в футбол [8, с. 99].

В детской спортивной футбольной школе «Голасо» г. Казани Республики Татарстан футболом занимаются 30 детей с ОВЗ, у которых проблемы с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения (рисунок).

missing image file

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся в футбольной школе «Голасо», чел.

Возраст детей составляет 8–16 лет. С каждым годом численность детей с ОВЗ, занимающихся в детской спортивной футбольной школе «Голасо», увеличивается. Например, на начало 2021 г. в детской спортивной футбольной школе «Голасо» занималось 28 детей, к концу 2021 г. их численность составила 30 чел.

Занятия в детской спортивной футбольной школе «Голасо» проводятся два раза в неделю. При этом детская спортивная футбольная школа «Голасо» обеспечивает детей всей необходимой экипировкой и инвентарем. Такая экипировка для занятия футболом детьми с ОВЗ обходится примерно в восемь тысяч рублей на одного ребенка. Дети с ОВЗ занимаются в детской спортивной футбольной школе «Голасо» бесплатно, тогда как для здоровых детей стоимость занятия в клубе в месяц составляет четыре тысячи рублей.

Занятия футболом у детей с ОВЗ улучшают психофизическое состояние, развивают силовые качества и выносливость, укрепляют сердечно-сосудистую систему. С помощью интенсивных физических нагрузок при занятии футболом сердце быстро адаптируется к физическим нагрузкам и улучшается кровообращение [9, с. 98].

Тренировки по футболу позволяют развиваться легочной системе, мышцам бедра и голени, икроножным мышцам. Все это способствует быстрой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря тому, что при футбольной деятельности мышечная масса тела находится в постоянном тонусе, у детей с ограниченными возможностями здоровья улучшается координация движений, психоэмоциональное состояние.

Также благодаря тому, что футбол – это очень динамичная игра, в которой необходимо следить за направлением движения мяча и вовремя реагировать на подачи мяча, происходит тренировка сообразительности и формирование скорости реакции у детей с ОВЗ [10, с. 16].

Мы уверены в том, что физическая культура и спорт способствуют скорейшей и эффективной реабилитации детей с ОВЗ, а также их вхождению в современное общество. Дети с ОВЗ приобретают уверенность в себе, у них формируется чувство полезности для окружающего их общества, улучшается психоэмоциональное состояние.

Футбольная школа «Голасо» на основе принципа социального партнерства сотрудничает с социальными учреждениями г. Казани. Поэтому основным источником информации о деятельности клуба для родителей детей с ОВЗ являются специалисты учреждений социального обслуживания населения. Также информация о деятельности футбольного клуба «Голасо» представлена на официальном сайте https://fcgolaso.ru/и в в соцсети «Вконтакте» https://vk.com/golaso_kazan.

Одним из важных факторов является взаимодействие с родителями. До родителей необходимо доводить информацию о возможностях детей с ОВЗ, обсуждать возникающие проблемы, приглашать их на открытые занятия, давать рекомендации по отношению к занятиям с детьми дома, тактично обсуждать их влияние на детей (говорить об их поощрении, поддержке активности и самостоятельности).

В спортивной футбольной школе «Голасо» с детьми с ОВЗ занимаются профессиональные тренеры, имеющие большой опыт работы в сфере реабилитации и абилитации людей с ОВЗ. Также в работе с несовершеннолетними с ОВЗ задействованы спортивный врач, работающий в клубе, и другие специалисты. В таблице представлена динамика сотрудников футбольной школы «Голасо» за 2020–2021 гг. по уровню образования.

Из таблицы видно, что за 2020–2021 гг. уровень образования сотрудников футбольной школы «Голасо» не изменился, за исключением увольнения одного сотрудника со средним профессиональным образованием. Высшее образование имеют 37 сотрудников, что является положительным моментом в деятельности школы.

Для того чтобы оценить эффективность реабилитации и абилитации детей с ОВЗ в спортивной футбольной школе «Голасо», нами был проведен опрос сотрудников клуба, непосредственно задействованных в работе с данной категорией детей.

Участвующие в опросе интервьюированные отметили такие трудности в работе с детьми с ОВЗ, как повышенная тревожность у детей, проявляющаяся в том, что дети очень болезненно реагируют на тон голоса тренера. Также к трудностям отнесли и то, что у детей с ОВЗ представления об окружающем мире ограничены, они быстро утомляются, многие из них слишком возбудимы, раздражительны и даже упрямы.

Состав сотрудников футбольной школы «Голасо» за 2020–2021 гг. по уровню образования, чел.

Показатели

2020 г.

2021 г.

Отклонение (+,–)

Высшее образование

37

37

Среднее профессиональное образование

25

24

– 1

Среднее образование

4

4

Итого

66

65

–1

Специалисты спортивной футбольной школы «Голасо» отмечают, что для положительного результата для детей с ОВЗ необходима реабилитация сразу после диагностирования заболевания. Также при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей. Для каждого ребенка должна быть разработана индивидуальная программа реабилитации. Реабилитационная работа должна проводиться непрерывно и последовательно по этапам.

Также в целях изучения эффективности реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в спортивной школе «Голасо» нами было проведено анкетирование родителей. В анкетировании приняли участие 18 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих футбольную школу «Голасо».

В анкетировании приняли участие 89 % женщин и 11 % мужчин. По составу семьи среди респондентов 53 % семей с одним ребенком, 34 % семей воспитывают двоих детей, 3 % семей воспитывают троих детей, 6 % семей воспитывают четверых детей и 4 % семей воспитывают более пятерых детей. Среди опрошенных родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, 60 % работают, 40 % являются неработающими. Проблемы, связанные с совмещением работы и воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеют 62 % респондентов. Согласно проведенному опросу помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывают учреждения социальной защиты – 62 %, родственники – 22 %, соседи – 16 %.

Мы считаем, что благодаря развитию системы восстановления и адаптации происходит взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с обществом, так как идет процесс обогащения социального опыта детей, их нравственного воспитания и обучения. Взаимодействие общественных институтов способно совершенствовать и развивать технологию социального партнерства.

Технология социального партнерства в системе восстановления и адаптации детей с ОВЗ внедряется и апробируется в спортивно-образовательных программах при активном участии высококвалифицированных специалистов.

С нашей точки зрения, эффективность социального партнерства в решении проблем детей с ОВЗ зависит от участия в данном процессе связи с общественностью, для освещения спортивно-образовательных мероприятий по их совершенствованию в реабилитационной деятельности детей и подростков.

Таким образом, технология социального партнерства с помощью реабилитации и абилитации детей с ОВЗ на примере деятельности футбольной школы «Голасо» позволяет специалистам создавать условия для быстрой интеграции детей с ОВЗ в здоровую социальную среду. Физическая культура и спорт, как показывает современная практика, влияет на сплочение общественных отношений, деловую жизнь, развивает интеллект, формирует моду, этические ценности и здоровый образ людей.

В настоящее время физическая культура и спорт – это стимул для улучшения качества жизни молодого поколения, а особенно детей и подростков, которые имеют ограничения здоровья. Поэтому физическая культура и спорт обладают мощной социализирующей силой и защищают от депрессивного состояния.

Известно, что спорт предусматривает ежедневную работу над самим собой. Взрослые помогают детям, преодолевая трудности, добиваться положительных результатов с помощью физкультуры и спорта.

Детям с ОВЗ требуется особая психологическая поддержка и помощь. Ее могут предоставить как профессиональные специалисты, тренеры, так и сами родители. Оказывая поддержку детям и подросткам с ОВЗ, необходимо создать лучшую и благоприятную среду. Педагоги и специалисты, создавая доброжелательную и гуманную обстановку, должны быть сдержанными в проявлении негативных эмоций.

С точки зрения российских ученых С.Л. Алмазовой и И.Н. Пушкаревой, необходимо создавать обстановку успешной деятельности в развитии детей и подростков с ОВЗ. Она важна для детей с заниженной самооценкой и неуверенных в себе. А для детей с завышенной самооценкой необходимо создавать установки для самооценивания.

Также между этими детьми можно проводить соревнования, которые способны нивелировать отрицательные стороны и поднимать их статус здорового образа жизни. И пример тому спортивная футбольная школа «Голасо». Как мы видим на практике, она способна создать оздоровительную среду для детей и подростков с ОВЗ, где также могут принимать участие в проводимых мероприятиях и здоровые дети.

Иными словами, в процессе ведения занятий необходимо работать над мотивацией:

– визуализировать изменения положительных результатов у детей;

– доставлять детям моральное и физическое удовольствие в поощрении и проявлении интереса к спортивной деятельности;

– предлагать спортивные роли в футбольной игре, где каждый участник и капитан, и защитник и голкипер команды.

Выводы

Подводя итог, мы рекомендуем для улучшения деятельности работы спортивной футбольной школы «Голасо»:

1. Проводить сотрудничество с учреждениями социального обслуживания, привлекать волонтеров, общественные и некоммерческие организации.

2. Организовывать совместные мероприятия в виде научно-практических конференций (российского и международного формата), спортивные праздники, а также обмениваться опытом с организациями, участвующими в реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья из других регионов и городов, а также зарубежных стран.

3. Разрабатывать авторские образовательные и воспитательные программы развития и применять их на совместных занятиях с детьми и родителями.


Библиографическая ссылка

Яруллин Р.А., Рыбасова Ю.Ю., Утеева Э.Н. РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ГОЛАСО») // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 4. – С. 241-245;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39140 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674