Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ

Шереметьева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Важную роль в овладении устной речью детьми младенческого и раннего возраста играет просодика, в частности интонационная сторона речи. Несмотря на увеличившееся количество публикаций, посвящённых просодическому оформлению высказываний, практически отсутствуют исследования роли интонации в овладении речью детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Целью данного исследования является решение проблемы формирования интонационной стороны речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью в коммуникативных ситуациях семьи. Исследование проводилось на основе анализа существующих теоретических данных, обобщения результатов эмпирического опыта констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. В экспериментальном исследовании приняли участие дети раннего возраста (31 ребёнок) и их родители. В результате разработки и апробации организационно-содержательной модели формирования интонационной стороны речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, в которой большая роль отводится обучению родителей, мы получили значительную положительную динамику формировании таких суперсегментных компонентов, как мелодика, тембр, темп, ритм. Полученные результаты вносят вклад в развитие нового направления развития отечественной логопедии – логопедии раннего возраста.
просодика
интонация
темп
ритм
коммуникативная ситуация семьи
ранний возраста
отклонения в овладении речью
1. Панченко-Миль И.И. Трудные дети – трудные родители. Новый взгляд на речевое воспитание. М.: Свет, 2015. 208 с.
2. Приходько О.Г., Югова О.В. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. М.: ООО «Деловые и юридические услуги ЛексПраксис», 2015. 145 с.
3. Разенкова Ю.А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: дис. … докт. пед. наук. Москва, 2017. 207 с.
4. Шереметьева Е.В., Щелокова Е.Г. Сопровождение семьи неговорящего ребенка раннего возраста в процессе формирования средств общения: монография. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2021. 208 с.
5. Панченко-Миль И.И. Метод «ДО» быстрое развитие речи у неговорящих детей. Нейро-онто-рефлекторная логопедия. М.: Частное издание, 2021. 160 с.
6. Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста. М.: Изд-во «НКЦ», 2013. 112 с.
7. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 128 с.
8. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педвузов. М.: АСТ, 2007. 224 с.
9. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2009. 222 с.
10. Шереметьева Е.В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению: монография. Челябинск: Издательство ЮУрГГПУ, 2019. С. 169.
11. Панченко-Миль И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с ДЦП и особенности логопедической работы с ними. М.: ПАРАДИГМА, 2019. 312 с.

Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция речевых нарушений – это фундамент для последующего процесса воспитания, обучения, успешной социальной и образовательной интеграции. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможность включения их в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития. В настоящий момент специалисты все чаще констатируют отклонения в овладении речью у детей раннего возраста, способствующие впоследствии появлению вторичных нарушений и задержке общего развития ребенка (Г.В. Чиркина, Ю.А. Разенкова, О.Г. Приходько, Е.Ф. Архипова, О.Е. Громова, Е.В. Шереметьева и др.). Современные исследования в области педагогики раннего возраста подтверждают, что задержка в развитии соответствующих возрасту форм общения, обусловлена недостаточностью или неполноценностью коммуникации с близкими взрослыми [1–3].

Многие отечественные ученые придают особое значение роли семьи в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, М.И. Лисина, И.И. Панченко-Миль и др.). Общение со старшими в семье для ребенка раннего возраста служит единственно возможным контекстом, в котором происходит его развитие, в том числе и речевое, поскольку именно близкие взрослые являются для ребенка носителями общечеловеческого опыта [4].

Проблема формирования интонационной стороны речи у детей в раннем возрасте представляет большой интерес, поскольку интонация для детей данной возрастной группы является одним из основных средств общения [1, 5]. Интонация увеличивает объем сообщения, передавая дополнительные смыслы, подтексты. Очевидно, что семья является главным фактором развития интонационной стороны речи ребенка.

Нарушения интонационной стороны речи в раннем детском возрасте оказывают негативное влияние на дальнейшее речевое развитие ребенка, что грозит возникновением трудностей в смысловом оформлении фраз, нерасчлененностью речи, неадекватной эмоциональной реакцией в процессе порождения высказывания, дыхательным, голосовым, дикционным несовершенствами. Все это впоследствии отразится на деятельности ребенка, его поведении и обучении, в частности овладении письменной речью и чтением, вызовет сложности в установлении речевых контактов и осложнит овладение навыками межличностного взаимодействия.

Ключевая роль интонационной стороны речи в коммуникации ребёнка раннего возраста, необходимость оказания ранней коррекционной помощи в развитии интонации у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью в условиях семьи и недостаточная разработанность этого вопроса определяют актуальность данного исследования.

Целью исследования стала разработка модели формирования интонационной стороны речи у детей раннего возраста в коммуникативных ситуациях семьи.

В нашем исследовании мы рассматривали интонационную сторону речи как одну из основных составляющих речевой системы, включающую в себя такие суперсегментные компоненты, как мелодика, тембр, темп, ритм, несущие смыслоразличительную функцию, реализуемую в конкретных коммуникативных ситуациях.

Материалы и методы исследования

Основные методы исследования – анализ теоретических источников для определения ключевых позиций исследования и эмпирический эксперимент, который состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

Экспериментальная часть исследования была организована на базе детского сада № 18 г. Челябинска. В исследовании приняли участие дети третьего года жизни (31 ребёнок) и их родители.

Констатирующая часть эксперимента происходила в два этапа. На первом этапе мы провели диагностику психоречевого развития детей раннего возраста. Основная задача – выявление отклонений в овладении речью у детей раннего возраста.

Для реализации диагностических мероприятий первого этапа констатирующего эксперимента нами была выбрана авторская методика, направленная на выявление отклонений коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста [6].

Результатом первого этапа стало выделение двух групп детей: с отклонениями в овладении речью (22 ребёнка составили ЭГ) и с нормой речевого развития (9 детей).

На втором этапе констатирующего эксперимента по авторской методике нами было обследовано интонационное оформление собственных высказываний детей и ритмическая организация начального детского лексикона. Для обследования уровней восприятия и воспроизведения мелодики, темпа, ритма, тембра у детей ЭГ была использована диагностическая методика, адаптированная нами на основе методов и приемов В.П. Анисимова, Е.Ф. Архиповой, Е.Е. Шевцовой [7–9].

В процессе формирующего эксперимента мы реализовывали разработанную нами модель и оценивали её эффективность уже в контрольной части исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анализа теоретических источников по проблеме исследования мы определили, что компоненты интонационной стороны речи развиваются и усваиваются в онтогенезе последовательно, но неравномерно, в соответствии с возрастом и особенностями психофизического развития ребенка. На самых ранних этапах своего речевого развития ребенок использует интонацию, наряду с жестами и мимикой, как основное средство общения. Процессы восприятия и воспроизведения интонации обеспечиваются связью формирующегося речеслухового и речедвигательного анализаторов. Речеслуховой анализатор последовательно формируется, с одной стороны, биологической предуготовленностью безусловнорефлекторно, с другой стороны, социальной обусловленностью коммуникативно-языковой среды, в которой находится ребёнок, в такой последовательности: тембровый слух, звуковысотный слух, фонематический слух. Важнейшую роль в развитии интонации играет как раз звуковысотный слух, который стимулируется и запускается эмоциональным общением матери с младенцем. Восприятие компонентов интонации, в частности тембральной окраски, начинается с доречевого периода, с первого младенческого крика. Далее в младенческой голосовой коммуникации хорошо отслеживаются вокализации, вокабулы и целые интонационные абрисы, которые имеют генетическую природу и социальную обусловленность (младенец готов «брать» их из обращенной к нему речи взрослых) [10]. Первые интонационно оформленные фразы отмечаются с началом формирования слоговой структуры, на втором году жизни происходят процессы усвоения основных типов интонаций, далее, до возраста примерно 4 лет, происходят тонкие процессы дифференцировки и совершенствования интонационных структур.

Одним из значимых факторов, способствующих развитию речи ребенка, является гармоничная коммуникативная и речевая среда в семье. В процессе свободного, спонтанного взаимодействия с близкими взрослыми, ребенок естественным образом усваивает речевые и неречевые модели коммуникации [4, 11]. Взрослый моделирует свою речь, приспосабливая ее к детской, посредством управления мелодикой речи, ее тембром, темпом и ритмом. Коммуникативные ситуации, возникающие в рамках семьи, являются базовыми условиями формирования интонационной стороны речи у детей раннего возраста. Под коммуникативной ситуацией семьи понимается конкретная ситуация общения, в которую входят партнеры по коммуникации, способы реализации коммуникативной интенции, неречевые и речевые компоненты с целью оказания мотивирующего воздействия, основанного на согласовании и удовлетворении потребностей и интересов членов семьи.

В результате экспериментальной части исследования было выявлено, что ритмическая организация речи обследованных детей экспериментальной группы в сравнении с результатами, которые показали дети с нормальным ходом речевого развития, характеризуется преобладанием слов с ударением на первом слоге (хореически организованных); дети испытывают трудности в восприятии и воспроизведении речевых и неречевых ритмических структур. Воспроизведение неречевого и речевого темпа затруднено, детям сложно изменять темп речи от медленного к быстрому и наоборот. Нарушено умение использовать мелодические контрасты в сторону повышения или понижения при достаточно сохранном восприятии мелодического контура. Дети испытывают затруднения в изменении тембровой окраски голоса; не развито умение придавать своему голосу различную интонационную окраску, недостаточно развит тембральный слух.

Таким образом, результаты проведённого исследования показали значительное отставание в развитии интонационной стороны речи у детей с отклонениями в овладении речью, что свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Уже на этапе формирующей части эксперимента мы определили, что важнейшим условием для нормального формирования интонационной стороны речи ребенка с отклонениями в овладении речью является нахождение ребенка в семье, где родители создают адекватную возможностям ребёнка стимулирующую речевую среду. Речевая среда включена в различные коммуникативные ситуации. Создание коммуникативных ситуаций близкими взрослыми, наполнение интонационно окрашенными ситуативными дискурсами (речевыми штампами), включение их в естественную среду семьи является активирующим фактором для развития интонационных компонентов речи ребенка. Мы разработали модель формирования интонационной стороны речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью (рисунок).

Разработанная нами модель коррекционно-предупредительной работы по формированию интонационной стороны речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью состоит из следующих блоков:

1. Подготовительный блок. Включает в себя диагностическое направление и консультационно-методическое направление для педагогов и родителей.

2. Основной блок. Включает в себя организационное направление (проведение мастер-классов для педагогов и родителей, обучающих методам и приемам реализации коррекционной работы); коррекционно-развивающее направление (проведение еженедельных музыкально-логопедических занятий на базе дошкольной образовательной организации, включение коммуникативных ситуаций по формированию компонентов интонационной стороны речи в режимные моменты в рамках семейного общения).

3. Заключительный блок. Включает консультационно-сопровождающее направление для родителей.

missing image file

Модель формирования интонационной стороны речи у детей раннего возраста с ООР

Приемы и методы коррекционной работы, используемые в рамках коммуникативных ситуаций, были направлены на реализацию следующих направлений: развитие слухового внимания; развитие звуковысотного и тембрального слуха; развитие артикуляционной и мимической моторики; формирование речевого дыхания; формирование восприятия и воспроизведения ритма, темпа; мелодики, тембра.

Для осуществления коррекционно-предупредительной работы по формированию интонационной стороны речи родителями в домашних условиях, нами были предложены следующие приемы моделирования коммуникативных ситуаций: диалог, инициированный взрослым в процессе предметно-практической деятельности; сюжетно-отобразительная игра; игра с включением малых фольклорных форм (потешек, попевок и т.д.).

Параллельно, на данном этапе проводилась работа по включению коммуникативных ситуаций в режимные моменты в домашних условиях, в семье. Содержание ситуационных дискурсов (текстов, включенных в общение) было подобрано с учетом принципа функциональности, то есть были выбраны наиболее частотно-повторяющиеся и практически значимые для ребенка ситуации его реальной действительности, с учетом сферы интересов ребенка раннего возраста. Повторяемость обеспечивает прочность усвоения и автоматизм в воспроизведении формируемых в коммуникативных ситуациях компонентов интонационной стороны речи. Важно также, чтобы ситуационные дискурсы были разнообразны, чтобы поддерживать интерес ребенка к общению, а также с целью закрепления у родителя компетенции моделирования коммуникативных ситуаций.

Все коммуникативные ситуации включены в структуру одного дня и привязаны к повторяющимся бытовым ситуациям семьи: «Пробуждение и умывание», «Завтрак», «Одевание», «Обед», «Прогулка», «Свободная игровая деятельность», «Ужин», «Купание», «Подготовка ко сну».

Функциональность, повторяемость и вариативность являются основными стратегиями моделирования интонационной стороны речи в коммуникативных ситуациях семьи.

Заключение

Сопоставление результатов, полученных до проведения коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью и после, позволяет сделать вывод об эффективности разработанной нами организационно-содержательной модели формирования интонационной стороны речи. Дети из ЭГ стали активно пользоваться в речи основными видами интонации, в их речи увеличилось количество ямбически организованных слов, они стали достаточно быстро «включаться» в ритм музыки, движения стали более разнообразными, скоординированными, улучшилось голосовое модулирование по подражанию и самостоятельное.

Контрольный этап эксперимента показал, что дети раннего возраста с отклонениями в овладении речью, имеющие изначально более низкие показатели сформированности всех основных компонентов интонации на начало исследования, при повторном обследовании показали значительно более успешную динамику. Мы считаем, что эффективность проделанной работы напрямую зависит от компетентности родителей в моделировании коммуникативных ситуаций в семье и интонационно и ритмически насыщенной обращённой к ребёнку речи.

Коррекционно-предупредительная работа по формированию интонационной стороны речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью будет более эффективна, чем традиционная логопедическая коррекция (подразумевающая проведение коррекционных занятий в рамках дошкольного образовательного учреждения), если в рамках разработанной нами модели:

− обучить родителей таких детей моделированию интонационной стороны речи в коммуникативных ситуациях и объяснить необходимость их реализации в семье на ежедневной основе, регулярно и системно;

− предоставить необходимый инструментарий в виде методических рекомендаций для родителей;

− осуществлять консультационную поддержку по запросу.

Мы предполагаем продолжить исследование с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста.


Библиографическая ссылка

Шереметьева Е.В. ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 4. – С. 224-228;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39137 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674