Подготовка профессионально ориентированных кадров для агропромышленного комплекса требует включения новых дисциплин и модулей в учебные планы подготовки бакалавров аграрного профиля. Система высшего образования в Российской Федерации непрерывно совершенствуется, вводятся новые требования к подготовке кадров. Для подготовки кадров привлекаются работодатели, профильные предприятия, а также сотрудники НИИ СО РАН, которые участвуют в разработке и реализации учебного плана до трудоустройства выпускников.
Цель исследования – изучить научно-методическое обеспечение подготовки студентов профиля «Менеджмент в животноводстве» направления подготовки «Зоотехния».
Материалы и методы исследования
Анализ основной образовательной программы, учебного плана, рабочих программ дисциплин направления профиля «Менеджмент в животноводстве» направления подготовки «Зоотехния» ФГБОУ ВО АГАТУ. В работе использованы общепринятые методы исследований: сравнительный, аналитический и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Совершенствуется образовательный процесс подготовки бакалавров по направлению «Зоотехния» [1, 2]. Вводятся новые дисциплины и модули в учебные планы, пересматриваются и перераспределяются ЗЕТ/часы, нагрузка по отдельным дисциплинам блоков. Относительно ФГБОУ ВО «Арктический ГАТУ» подготовка кадров для животноводства Республики Саха (Якутия) организована на двух профильных кафедрах: «Общая зоотехния» и «Традиционные отрасли Севера» (бывшая кафедра «Коневодство и частная зоотехния»). На сегодняшний день по направлению «Зоотехния» ведется подготовка всех уровней: бакалавриат, магистратура и аспирантура. На агротехнологическом факультете ФГБОУ ВО «Арктический ГАТУ» бакалавриат по направлению «Зоотехния» реализуются профили «Технология производства продукции животноводства», «Разведение, генетика и селекция животных», «Традиционные отрасли Севера», «Менеджмент в животноводстве». Профиль подготовки «Менеджмент в животноводстве» создан на основании потребности в кадрах, которые имеют профессиональные компетенции в области управления отраслью животноводства, цифровизации и ИКТ, имеющие сравнительно более углубленные знания в области менеджмента, экономики и финансов АПК. Данный профиль подготовки реализуется на кафедре «Общая зоотехния». Кафедра «Общая зоотехния» является одной из первых кафедр университета, она была организована в 1957 г. на сельскохозяйственном факультете в структуре Якутского государственного университета (ЯГУ).
В подготовке бакалавров и магистров в рамках утвержденных аудиторных часов проводятся занятия в активной и интерактивной формах обучения (активные и интерактивные формы лекций, разбор и моделирование ситуаций, тренинги, деловая игра, компьютерная деловая игра, и пр.). Организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС) проводится в рамках научных кружков «Разведение, селекция, генетика и воспроизводство сельскохозяйственных животных» (научные руководители: профессор А.В. Чугунов, доцент Л.Н. Захарова, доцент А.В. Попова) и «Кормление сельскохозяйственных животных Якутии и технология заготовки кормов и использование местных кормовых добавок» (научные руководители: заведующая кафедрой Н.М. Черноградская, доцент М.Ф. Григорьев) [3–5]. Наши студенты ежегодно докладывают основные результаты научных исследований на международных, всероссийских, региональных и внутривузовских научно-практических конференциях, лучшие выпускники продолжают обучение в магистратуре, далее в аспирантуре.
Интенсивное наращивание научно-технического потенциала, а также развитие цифровых и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является основным из главных инструментов для совершенствования процесса подготовки специалистов и растущих требований к их профессиональным компетенциям. Использованию цифровых технологий и ИКТ посвящено много научных и научно-методических трудов (Е.В. Волосова, Ю.А. Безгина, Е.В. Пашкова, и др., 2016; Ю.М. Царапкина, Т.Б. Лемешко, А.Г. Миронов, 2018; Е.В. Бураева, 2021; и др.) [6–8]. В трудах этих ученых научно обоснована, систематизирована и структурирована информация, а также дана основная методология внедрения ИКТ в учебный процесс бакалавров аграрных профилей подготовки.
Сегодня использование ИКТ в образовательном процессе является обязательным и неизменным инструментом на фоне пандемии COVID-19. В последнее время произошли изменения образовательного процесса с традиционной «контактной» на полную или частичную (гибридную/смешанную) форму с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на платформах Moodle ЭОС университетов с использованием Zoom, Skype, Google Meet и прочих программных продуктов. В свою очередь, это заметно затронуло весь образовательный процесс, от методики преподавания, введения электронных ведомостей итоговой аттестации до учебно-методической и научно-методической обеспеченности, большего использования электронно-библиотечных систем (ЭБС), заинтересованности и мотивации студентов.
Вопросами повышения мотивации студентов занимались многие ученые и преподаватели с большим практическим стажем работы. Поэтому использование ИКТ в образовательном процессе подготовки бакалавра актуально. В работах [6–8] указаны актуальность и практическая значимость использования ИКТ в высшем образовании, в частности естественнонаучном и инженерно-техническом направлениях подготовки специалистов уровня бакалавр, магистр и научно-педагогических кадров высшей квалификации. По этим вопросам существует много идей, подходов и точек зрения.
Согласны с многими предложениями по вопросам решения интеграции ИКТ в образовательном процессе. Особенно в организационных и технических вопросах. Как известно, применение ИКТ в образовательном процессе способствует повышению мотивации студентов. Это происходит за счет схемы: связь – учебный процесс – реализация. Ранее считалось, что особая роль в изучении учебного материала по информатизации и ИКТ отведена только в рамках дисциплины «Информатика». Сейчас данную информацию включают в более специализированной форме в рамках изучения тематического плана дисциплин или модулей вариативного цикла (обязательных или по выбору). Нужно отметить, что при этом существует преемственность и логичность изучения материала. В связи с большей информатизацией и интеграцией в мировое научное и образовательное сообщество большое значение приобретает использование ИКТ в дальнейшей профессиональной деятельности.
Вызванные изменения в учебном процессе, такие как формирование профессиональных компетенций в области ИКТ и новых технологий, положительно повлияли на качество подготовки кадров. В новых условиях для выпускников аграрных вузов открывается больше возможностей для трудоустройства, а полученные профессиональные компетенции позволяют занимать рабочие места без большой конкуренции и реализовать весь свой потенциал на практике.
Ниже представим изменения и новые дисциплины в профиле «Менеджмент в животноводстве» направления подготовки «Зоотехния» (бакалавр):
− пересмотрена часовая нагрузка в блоках с 1 по 3;
− в блок обязательных дисциплин включены дисциплины вариативной части;
− в блок дисциплин по выбору внесены аналогичные изменения;
− введены новые профессиональные компетенции, разработанные и согласованные с основным работодателем в регионе.
В большей степени теория и методика ИКТ рассматривается в рамках специальных дисциплин «Информационные системы менеджмента» и «Информационные технологии в животноводстве». В дополнение к этому дисциплина «Информационные системы менеджмента» исследует развитие организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности. В дисциплине «Информационные технологии в животноводстве» рассматриваются возможности использования специализированного программного обеспечения в отрасли [9].
В дополнение к дисциплине «Основы научных исследований в животноводстве» в блок включена дисциплина «Инновационные технологии в животноводстве», целью которой является формирование знаний об инновационных технологиях в животноводстве и умения правильно их применять в условиях производства.
Вариативная часть обязательных дисциплин представлена новыми профильными дисциплинами. Интересным решением является включение дисциплины «Охрана генофонда местных пород животных». Вместо дисциплины «Звероводство» включена дисциплина «Разведение и селекция пушных зверей», цель которой – формирование и закрепление знаний о способах и приемах разведения и селекции пушных зверей.
В дополнение к классической дисциплине «Кормление животных» в образовательный блок включен модуль «Новое в технологии кормления сельскохозяйственных животных и птиц». В нем в расширенном варианте представлена информация по проведению полного зоотехнического анализа всех видов кормов, современных технологий кормоприготовления и эффективности использования кормов. Вторым дополнением к этому является курс «Контроль полноценности кормления сельскохозяйственных животных», где в углубленной форме дается информация по полноценности кормления животных, рассматриваются различные способы оптимизации рационов сельскохозяйственных животных, особенности проведения научно-хозяйственных опытов и другая новая информация о рациональном кормлении животных.
В дополнение к базовой дисциплине «Разведение животных» включена дисциплина «Селекционно-генетические методы управления производством продукции животноводства», где в углубленной форме дается информация по новым селекционно-генетическим методам, а также информация по их использованию для совершенствования существующих и создания новых пород, линий и типов животных. Сравнительно новые направления животноводства для Севера, такие как овцеводство и козоводство, в учебном плане представлены курсом «Разведение и селекция мелкого рогатого скота», где дается информация по биологическим особенностям овец и коз, их основных направлениях продуктивности, а также ведению племенной работы. Хорошим дополнением этих курсов является дисциплина «Непродуктивное животноводство», цель которой – формирование знаний и закрепление практических умений по технологии разведения, содержания и кормления непродуктивных животных с учетом их биологических особенностей.
Логическим завершением этого блока является курс «Научные основы повышения продуктивности сельскохозяйственных животных», цель которого – закрепление знаний по эффективному повышению продуктивности животных на основе научного подхода, а также особенности проведении экспериментов в зависимости от направления исследований (кормление, содержание и разведение животных) по отраслям животноводства (скотоводство, коневодство, оленеводство, свиноводство, птицеводство, козоводство, овцеводство, пчеловодство, рыбоводство и др.).
Помимо обязательных в «базовой» и «вариативной» частях блока дисциплин, большое значение в подготовке конкурентоспособных кадров имеют дисциплины по выбору. Многие ученые предлагают для улучшения учебной работы включать в учебный план специальные и профильные дисциплины. С этим положением мы согласны, как и многие наши коллеги, это видно практически во всех учебных планах направления подготовки «Зоотехния», где курс «Введение в специальность» или «Введение в профессию» идет на первом семестре первого курса. Вместе с этим курс часто имеет объем только в 2 ЗЕТ (или 72 ч). На практике тяжело вместить основы специальности за такое короткое время. В этом случае продолжением курса являются дисциплины на выбор «Основы животноводства» или «Выращивание ремонтного молодняка».
Как известно, для специалиста в области зоотехнии курс по кормлению животных является фундаментальным. Предшествующим курсом для дисциплин «Новое в технологии кормления сельскохозяйственных животных и птиц» (5 семестр) и «Контроль полноценности кормления сельскохозяйственных животных» (6 семестр) являются курсы «Зоотехнический анализ кормов» или «Технология заготовки, хранения, рационального использования кормов и пастбищ в Якутии».
Следующий блок представлен модулем «Сохранение аборигенного якутского скота», где представлен региональный аспект сохранения и эффективного использования генофонда якутского аборигенного скота. Данный модуль является хорошей базой для курса «Охрана генофонда местных пород животных».
Племенная работа неизменно является главной в животноводстве. Поэтому для эффективного усвоения знаний по племенному делу реализуются курсы «Современная классификация, характеристика пород крупного рогатого скота» и «Методика проведения бонитировки животных». Наряду с этим воспроизводство и сохранность поголовья также является важным в животноводстве. С этой целью реализованы модули «Техника искусственного осеменения» и курс «Зоотехнические основы воспроизводства сельскохозяйственных животных».
Важными профилеобразующими курсами являются управление (менеджмент) и экономика. Поэтому в дополнение к дисциплинам «Экономика», «Бухгалтерский учет и статистика» и «Организация производства и предпринимательства в АПК» добавлен дополнительный экономический курс по менеджменту, это такие специальные профильные модули, как «Финансовые рынки управления сельскохозяйственными ресурсами» и «Менеджмент в агробизнесе».
Если рассмотреть рабочие программы базовых дисциплин, то информация по кормосмесям, полнорационным кормам представлена в небольшом объеме. В этом случае преподавание модуля «Полнорационные кормовые смеси в животноводстве» имеет некоторый смысл. То же касается модулей «Инновационные технологии в выращивании племенного молодняка» и «Кормление высокопродуктивных коров в Якутии», «Инновационные технологии воспроизводства мясного скотоводства».
Региональные аспекты широко освещены в дисциплинах «Современные проблемы общей зоотехнии», «Природопользование», «Современные технологии заготовки кормов» и «Селекционная работа в животноводстве Якутии».
Второй блок экономического профиля представлен модулями «Организация сельскохозяйственных предприятий Якутии» и «Бизнес и планирование в животноводстве». Дисциплина «Организация сельскохозяйственных предприятий Якутии» преследует цель овладения знаниями в области организации производства, структуры и работы предприятий, основные технологические линии, форм организации производства. В дисциплине «Бизнес и планирование в животноводстве» дана установка по основным операциям осуществления действий предприятия, перспективного плана развития, маркетингового исследования рынка и анализ конкурентов, разработка программ действий для достижения производственных целей.
В учебном плане на факультатив предусмотрена одна дисциплина ФТД «Экономика сельскохозяйственного производства», которая изучает специфику экономики аграрного производства (животноводство, растениеводство и переработка продукции), рассматриваются пути повышения эффективности сельского хозяйства.
Учебный план профиля «Менеджмент в животноводстве» направления подготовки «Зоотехния» имеет рациональный сформированный план реализации профессиональных компетенций за счет логической последовательности и применения междисциплинарного подхода в интеграции профильных дисциплин и специальных модулей.
Заключение
Разработанный учебный план профиля подготовки «Менеджмент в животноводстве», содержание тематических планов новых актуальных курсов дисциплин, профессиональных компетенций, использование ИКТ, применение различных форм активных и интерактивных методов в учебном процессе, организация НИРС в рамках научных кружков – всё это показывает, что имеются все условия для подготовки высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса Северо-Востока Российской Федерации.
Библиографическая ссылка
Черноградская Н.М., Григорьев М.Ф., Попова А.В., Григорьева А.И., Борисов В.И. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «МЕНЕДЖМЕНТ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ» НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЗООТЕХНИЯ» // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 4. – С. 219-223;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39136 (дата обращения: 23.11.2024).