Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКО В 9–10 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В ТХЭКВОНДО

Стефановский В.В. 1 Шамшуалеева Е.Ф. 1 Спатаева М.Х. 2 Салугин Ф.В. 3 Харченко Л.В. 1 Куандыкова Ж.Т. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
2 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет»
3 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»
В условиях учебно-тренировочного процесса школьников 9–10 лет необходимо применение средств профилактики нарушений осанки. Специфический период в развитии детей указанного возраста диктует обязательность применения диагностических методов и контроля средств спорта. Первое призывает к отслеживанию функционального состояния организма детей, а второе – к рациональному сопровождению детей в ходе учебно-тренировочного процесса. В связи с этим весьма значительным является исследование актуального физического состояния школьников, а также диагностическое сопровождение юных спортсменов в ходе тренировочного процесса. Это и обусловливает цель настоящего исследования: изучение физического состояния организма юных тхэквондистов 9–10 лет. В статье представлены результаты исследования физического состояния школьников 9–10 лет, занимающихся тхэквондо. В ряду исследованных критериев представлены: анализ принадлежности школьников к медицинской группе, функционального состояния организма и оценка физической подготовленности. Первое позволило изучить состояние здоровья детей и определить группу для занятий спортом. Оценка функционального состояния организма позволила установить подвижность позвоночника, его состояние, двигательные возможности. Оценка физической подготовленности позволила изучить уровень развития основных физических качеств, базовых для занятий тхэквондо. В ходе исследования определена принадлежность детей к подготовительной группе здоровья в силу установленных функциональных нарушений осанки. Исследование свидетельствует о нарушении основных показателей нормального формирования осанки, повышенный тонус отдельных мышечных групп, сниженные показатели физической подготовленности.
опорно-двигательная система
мышечная система
тхэквондо
школьники
функциональное состояние
нарушение осанки
1. Волкова Е.В., Волкова Д.Р. Методика развития гибкости у тхэквондистов 7–8 лет // Наука – 2020. 2019. № 7 (32). С. 6–19.
2. Павленко А.В. Методика формирования базового технического арсенала на этапе начальной подготовки в тхэквондо: учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300(62) «Физическая культура»; Министерство спорта Российской Федерации; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2013. 129 с.
3. Симаков А.М., Симакова Е.А., Кузьмин В.В., Плотников Р.В. Индивидуальный подход к развитию физических качеств тхэквондистов в сенситивном периоде // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. № 1 (119). С. 156–166.
4. Nosaka K. Time course of muscle adaptation after high force eccentric exercise. European Journal of Applied Physiology and Occupational Physiology.1991. No. 63. P. 70–76.
5. Профилактика и коррекция нарушений осанки детей в образовательных организациях: монография / И.В. Рябова, Т.А. Соболевская, Н.Н. Нежкина, Д.Н. Черногоров, М.А. Правдов, С.Н. Филиппова, Ю.А. Матвеев, С.И. Алексеева, О.В. Мелкадзе, О.М. Зверев. М.: Московский городской педагогический университет, 2019.148 с.

При составлении программы подготовки тхэквондистов учитывается множество аспектов, связанных непосредственно с сопровождением спортсменов во время тренировочного процесса. Эти аспекты отражают различные стороны спортивной деятельности и включают следующие направления работы:

− физическая подготовка;

− техническая и тактическая подготовка;

− психологическая подготовка;

− решение актуальных вопросов гармоничного физического развития и профилактика нарушений здоровья.

Все эти направления находят свое отражение и в ходе реализации тренировочного процесса. Кроме этого наблюдается отчетливое базовое соответствие программы подготовки с федеральными стандартами подготовки спортсменов в избранном виде спорта.

В зависимости от этапа подготовки спортсмена указанные аспекты в процентном соотношении представлены в разных пропорциях. Это связано с периодом физического развития спортсменов, технической подготовленности и т.д.

В нашем исследовании рассматривался этап начальной подготовки тхэквондистов. Этот этап при работе с юными тхэквондистами базируется на решении следующих задач подготовки:

− формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

− формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

− освоение основ техники по виду спорта;

− всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

− укрепление здоровья.

Каждая из представленных задач охватывает определенную область деятельности и включает соответственно свои частные задачи. Так, формирование устойчивого интереса к занятиям предполагает сознательное отношение детей к занятиям, их заинтересованность в результатах работы. Формирование широкого круга умений и навыков предполагает освоение определенных базовых и специфических двигательных умений в избранном виде спорта, в том числе доведение освоенных умений до автоматизированного двигательного навыка. Это составляет и основу освоения техники по избранному виду спорта. Практически все указанные задачи преследуют цель всестороннего гармоничного физического развития, профилактики функциональных нарушений в ходе реализации двигательной деятельности. Особенно важной является профилактика функциональных нарушений организма в ходе освоения технических элементов в избранном виде спорта.

Необходимо заблаговременно проводить диагностику функционального состояния организма. Наряду с освоением техники упражнений включать оперативную функциональную диагностику, которая будет предупреждать появление функциональных нарушений. Набор детей в секцию тхэквондо должен проводиться с учетом того, что дети практически здоровы, это облегчает сопровождение ребенка в ходе организации и проведения тренировочного процесса.

Каждая из задач подготовки предполагает их реализацию с абсолютно здоровым контингентом юных спортсменов. В то же время реалии указывают на то, что абсолютно здоровых детей нет. Это заставляет рассматривать процесс подготовки юных атлетов с составляющих его физической кондиции, в ряду которых мы рассматриваем и физическое состояние.

Под воздействием физической нагрузки в организме происходят соответствующие морфологические, биохимические и физиологические процессы, способствующие улучшению показателей двигательно-координационных качеств, являющихся базовыми для формирования хорошего физического состояния организма [1–3]. Все направления работы с юными спортсменами способствуют формированию здорового организма с хорошими показателями физического развития и физической подготовленности. Это и сформирует в последующем хороший резерв здоровья детей.

К сожалению, неправильно построенная структура физической подготовки юных тхэквондистов в силу разных причин приводит к нарушениям функционального состояния организма [4, 5]. Это не связано исключительно с организацией и реализацией подготовки тхэквондистов, естественно, базовыми предпосылками является нарушение физического развития или функционального состояния организма. Но неправильно построенная структура подготовки стабилизирует те функциональные нарушения организма детей, которые сформированы до начала систематических занятий.

В частности, специфическая работа в тхэквондо сказывается на формировании осанки юных спортсменов и при наличии незначительных функциональных изменений способствует ее дальнейшему нарушению. Прежде всего, это может быть вызвано нерациональной методикой подготовки, в том числе большими физическими нагрузками, пренебрежением факторами возрастного развития и т.д.

Для того чтобы во время тренировочного процесса юных атлетов организовать работу, направленную на устранение функциональных нарушений, необходимо провести полноценную диагностику. В связи с этим актуальным явилось исследование функционального состояния организма школьников 9–10 лет, занимающихся тхэквондо.

Цель исследования – изучение физического состояния школьников 9–10 лет, занимающихся тхэквондо.

Материалы и методы исследования

Исследование физического состояния организма школьников включало следующие направления работы: изучение принадлежности к группе здоровья; оценка функционального состояния и физической подготовленности. При этом первый критерий устанавливается в ходе медицинской диагностики на момент отбора детей в секцию по тхэквондо, отслеживается в ходе многолетнего сопровождения ребенка в тренировочном процессе, пока он занимается спортом.

Изучение медицинских карт школьников 9–10 лет, занимающихся тхэквондо, показало принадлежность испытуемых к 1 группе здоровья – практически здоровые дети, не имеющие отклонений в состоянии здоровья. Все испытуемые на момент исследования относились к основной медицинской группе.

Исследование функционального состояния организма школьников 9–10 лет, занимающихся тхэквондо, включало физиологические и педагогические методы оценки. Для диагностики функционального состояния костно-мышечной системы применялась антропометрия и проводились функциональные пробы. С помощью антропометрии оценивали симметричность осанки, с помощью функциональных проб – подвижность позвоночника (наклон туловища вправо и влево, тест Шобера).

Для оценки физической подготовленности проводилось тестирование основных физических качеств: «Бег 30 м» (оценка скоростных качеств), «Подъем туловища из положения лежа» (оценка силовой выносливости), «Прыжок в длину с места» (оценка скоростно-силовых качеств), «Наклон вперед» (оценка гибкости). В исследовании приняли участие 30 школьников 9–10 лет, занимающихся тхэквондо в МОУ «Гимназия № 9».

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования функционального состояния позвоночника оценивались следующие антропометрические критерии: анализ расстояния от седьмого шейного позвонка до углов лопаток справа и слева; расстояние от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника; расстояние от яремной вырезки до передне-верхней ости подвздошной кости справа и слева (рисунок).

Анализ результатов исследования показал преобладание выраженных отклонений осанки от нормативных показателей, при низких показателях умеренных отклонений. Необходимо отметить, что из числа всех обследованных не установлено ни одного школьника с показателями нормы. При этом все нарушения осанки носили функциональный характер.

Установленные нарушения осанки, на наш взгляд, связаны и с возрастом школьников, в указанные сроки развития отмечается нестабильность опорно-двигательного аппарата, и с опережающим развитием костной системы над мышечной системой, что вызывает значительные изменения в формировании правильной осанки. Немаловажным фактором является освоение техники движений в тхэквондо, где имеющиеся незначительные нарушения могут закрепляться формированием особенностей рабочей позы юного спортсмена.

missing image file

Результаты исследования осанки у школьников 9–10 лет, занимающихся тхэквондо

Вследствие слабости мышечной системы или недостаточного ее развития позиционное положение спортсмена может привести к тому, что одни мышцы вследствие длительного статичного состояния физиологически изменяются (структура, длина). Это можно наблюдать при усвоении школьниками технических компонентов в тхэквондо, предполагающих специфическую позицию спортсмена или боевую стойку в положении фиксации туловища вполоборота, а также выполнение технических элементов в динамике, в той же позиции.

Учитывая возраст детей и недостаточную крепость мышечного корсета, низкую работоспособность мышц, отмечаются сначала незначительные функциональные отклонения, а затем стойкие нарушения функций мышечно-связочного аппарата с последующим патологическим формированием неправильной осанки. Постепенно к процессу локального нарушения функционального состояния мышц подключаются и другие мышечные группы. В результате систематического «укрепления» функциональных нарушений физическими нагрузками формируются изменения, плохо поддающиеся коррекции.

Оценка подвижности поясничного отдела позвоночника показала повышенный тонус мышц (табл. 1). Полученные результаты, при выполнении функциональных проб, указывают на скованность поясничного отдела позвоночника, резкое укорочение мышц поясничной области, особенно в тесте Шобера.

Таблица 1

Показатели подвижности позвоночника у школьников 9–10 лет, занимающихся тхэквондо

Функциональные пробы

Школьники 9–10 лет, n = 30

Наклон вправо, см

10±2,22

Наклон влево, см

11±7,60

Тест Шобера, см

стоя

10±1,52

Тест Шобера, см

в наклоне

12±1,22

Для исследования физической подготовленности были выбраны тесты, характеризующие основные физические качества. Полученные результаты показали низкий уровень развития физических качеств (табл. 2).

Для исследования физической подготовленности были выбраны тесты, характеризующие основные физические качества. Полученные результаты показали низкий уровень развития физических качеств. В ходе анализа данных они оценивались как «удовлетворительно».

Таблица 2

Результаты тестирования физической подготовленности школьников 9–10 лет, занимающихся тхэквондо

Двигательные тесты

Школьники 9–10 лет, n = 30

Бег на 30 м, с

7,83±0,21

Подъём туловища из положения лежа, кол-во

20±5,78

Прыжок в длину с места, см

123±11,4

Наклон вперед, см

2±5,22

Таким образом, можно заключить, что на начальном этапе подготовки в тхэквондо мы наблюдаем сниженные показатели физического состояния организма в целом. Это и незначительные нарушения функционального состояния двигательной системы, устанавливающие необходимость перехода школьников в ходе подготовки из основной медицинской группы в подготовительную. Это достаточно большое количество школьников с выраженными функциональными нарушениями осанки. Это и недостаточно высокая для юных спортсменов физическая подготовленность.

Наблюдая тренировочный процесс на начальном этапе подготовки, можно отметить, что для профилактики нарушений осанки и для коррекции ее нарушений основную нагрузку дают на поверхностные мышцы туловища. В то же время глубокие мышцы являются основными регуляторами в определении положения туловища, межмышечной координации. Пренебрежительное отношение к рациональному формированию мышечного корсета, в частности игнорирование укрепления глубоких мышц, вызывает резкий диссонанс в формировании правильного распределения тонуса между различными мышечными группами. Недостаточная функция глубоких мышечных групп и отдельных мышц приводит к тому, что они остаются недостаточно развитыми, что проявляется вначале в виде мышечного дискомфорта. Затем появляются жалобы на незначительные боли, которые быстро купируются в ходе выполнения разных двигательных действий или массажа, вновь проявляясь в ходе тренировочного процесса. Эти сигналы в тренировочном процессе детей 9–10 лет являются самыми важными индикаторами благополучия мышечно-связочной системы организма, игнорирование которых приводит к дальнейшему нарушению осанки.

Заключение

1. Результаты исследования показали, что только 40 % школьников исследованной группы относятся к основной медицинской группе, 60 % с незначительными функциональными нарушениями осанки следует отнести к подготовительной группе. Школьников с хроническими патологиями в ходе исследования не установлено.

2. Показатели функционального состояния позвоночника указывают на большое количество школьников с выраженными и умеренными отклонениями осанки от нормы. Школьников с показателями нормальной осанки не установлено.

3. Физическая подготовленность школьников 9–10 лет оценивается как «удовлетворительно». Уровень развития основных физических качеств установлен «ниже среднего».


Библиографическая ссылка

Стефановский В.В., Шамшуалеева Е.Ф., Спатаева М.Х., Салугин Ф.В., Харченко Л.В., Куандыкова Ж.Т. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКО В 9–10 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В ТХЭКВОНДО // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 4. – С. 209-213;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39134 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674