Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Плеханова Е.М. 1 Лобанова О.Б. 2 Рогач И.В. 1 Бондарчук С.К. 2
1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
2 Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО СФУ
В статье рассматривается вопрос многоаспектности учебного проекта в контексте его социальной и интеллектуальной значимости. Многоаспектный подход к пониманию учебного проекта подчеркивает его значимость как фактора социализации младших школьников и важного условия интеллектуального развития. Авторы на основе анализа научно-педагогической литературы показывают, что метод проектов набирает популярность в российском и зарубежном образовании благодаря своим ресурсным возможностям создавать условия для развития творческой личности, способной к самостоятельному поиску знаний в современном информационном пространстве, и решать практико-ориентированные задачи. Использование метода проектов формирует у ребёнка умение мыслить нестандартно в любой ситуации, генерировать идеи, умение публично защищать свою работу, вступая при этом в дискуссию, отстаивать свою точку зрения. При использовании проектного обучения коренным образом меняется роль педагога: он выступает в роли активного помощника и консультанта, что позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС НОО и организовать учебный процесс в рамках системно-деятельностного подхода. В статье делается вывод о возможностях использования метода развития коммуникативных умений, а также навыков критического и творческого мышления.
метод проектов
проектная технология
проектная деятельность
современный младший школьник
навыки человека XXI века
1. Griffin P., McGaw B., Care E. Assessment and Teachingof 21st Century Skills. Springer Science-Business Media B.V., 2012.
2. Плеханова Е.М., Лобанова О.Б. Метод проектов: его интерпретация в отечественной образовательной практике 1920-х гг. // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28838 (дата обращения: 04.10.2021).
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 272 с.
4. Болотова М.И., Донина И.А. Специфика организации проектной деятельности младших школьников в условиях модернизации системы образования: монография. Ялта: РИО ГПА, 2017. 244 с.
5. Лукьяненко В.С. Метод проектов. Активность, приёмы, методы // Новое слово в науке: стратегия развития: материалы II Международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 1. Чебоксары: ООО ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 94–96.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. 160 с.
7. Демьяненко Н.М., Иванов А.В., Калинкина С.И. О методе проектов // Акмеология профессионального образования: материалы 13 Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. С. 244–249.
8. Hornackov V., Kyralova V., Plasha G., Jirountova L. Projecting and Methods of Active Learning in Primary and Pre-Primary Education. Procedia – Social and Behavioral Sciences. Netherlands: Elsevier, 2014. P. 1–7.
9. Skutil M., Havlickova C., Matejickova R. Teaching methods in primary education from the teacher’s point of view. Procedia – Social and Behavioral Sciences. Netherlands: Elsevier, 2015. P. 1–6.
10. Putri S.U., Sumiati T., Larasati I. Improving creative thinking skill through project-based-learning in science for primary school. Journal of Physics Conference Series. Great Britain: Institute of Physics (Great Britain), IOP Publishing. 2019. P. 1–6.
11. Семенова Н.А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1. С. 70–74.
12. Kolodziejski M., Przybysz-Zaremba M. Project method in educational practice. University Review. Poland. 2017. Vol. 11. No. 4. P. 26–32.
13. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
14. Первова Г.М., Гутарин М.М. Метод проектов в современной начальной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 148–155.

В современном обществе люди все больше используют коммуникационные и информационные технологии и не только для поиска информации, но и при подаче заявления о приеме на учебу в вуз или учреждения дополнительного образования, записываясь на прием к врачу, и просто для общения с друзьями и родственниками. При этом все чаще в сфере бизнеса используют технологии для совместной работы, создания новых идей, продуктов и услуг и обмена ими с коллегами, клиентами или более широкой аудиторией. Ко всем вышеперечисленным навыкам следует добавить навык учиться и переучиваться в течение всей жизни, что особенно необходимо для жизни в быстро меняющимся обществе [1]. Все эти перечисленные здесь навыки обучения, информационной грамотности, социальные навыки особенно необходимые человеку XXI в., аккумулирует в себе метод проектов. Именно поэтому сегодня когнитивная образовательная парадигма уступает место инновационной, делая акцент на повышении исследовательских компетенций у младших школьников, где организация проектной деятельности выступает важным условием решения актуальных образовательных проблем. Метод проектов способствует формированию мышления школьника, направленного не только на запоминание и воспроизведение знаний, но и применение их на практике. Сегодня использование метода проектов рассматривается как неотъемлемая часть учебной и внеурочной работы, как средство развития социальной, интеллектуальной, творческой и исследовательской активности школьников, углубления и закрепления их знаний и опыта [2]. Настоящая статья продолжает цикл статей, посвященных исследованию проблемы использования метода проектов в отечественном и зарубежном образовании.

Цель работы – раскрыть многоаспектность учебных проектов как важнейшего фактора социального и интеллектуального развития современного младшего школьника.

Материалы и методы исследования

В соответствии с обозначенной целью статьи были проанализированы отечественные и зарубежные публикации, касающиеся разных аспектов использования метода проектов. Кроме того, материал статьи подготовлен на основе личного опыта работы авторов по организации проектной деятельности в филиалах кафедр педагогической направленности в образовательных организациях Красноярского края. Филиалы кафедр осуществляют научно-методическую работу по сопровождению проектной деятельности в начальных классах на площадках базовых школ региона.

Результаты исследования и их обсуждение

Использование метода проектов в отечественной школе берет свое начало с 1920-х гг., когда советская школа, вдохновившаяся идеями западных коллег (Д. Дьюи, У. Килпатрик) использовала метод проектов и дальтон-план в сочетании. Основоположник метода Дж. Дьюи, а в дальнейшем и его последователи говорили о необходимости организации новых форм обучения, при которых ребёнок самостоятельно учится добывать необходимые знания. Проектное обучение способствует развитию активного мышления учеников, навыков наблюдения, умений описывать увиденное и делать выводы, что дает высокие академические результаты благодаря возможности не ограничивать природную активность и желание ребёнка познавать мир, а также общаться со сверстниками во время учебных занятий. Метод проектов в советской интерпретации способствовал воспитанию деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, которые были необходимы при строительстве нового коммунистического общества [2]. Важно отметить, что в период становления трудовой школы метод проектов являлся формой организации обучения, которая полностью заменяла традиционную систему обучения вплоть до 1931 г., когда согласно постановлению ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» предметная система преподавания и классно-урочная система обучения были провозглашены единственно верными.

Обращаясь к определениям метода проекта в современной педагогике, находим, что наиболее востребованным является определение Е.С. Полат, которая понимает под проектом способ достижения дидактической цели, через детальную разработку проблемы (технологию), направленной на достижение практического результата, оформленного тем или иным образом [3, с. 67]. Избранная форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения, обеспечивая систему действенных обратных связей, что, в свою очередь, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие. Применение метода проектов в школьном образовании способствует установлению и развитию новых субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса, и укреплению их позиций. При этом позиция учителя заключается в признании индивидуальности и самоценности каждого ребёнка и обучении ребёнка через призму его жизненного опыта.

М.И. Болотова, описывая важность технологии, отмечает, что применение проектного обучения направлено на формирование у школьников умения сотрудничать, договариваться, способности осуществлять взаимный конструктивный контроль определять и реализовывать общую цель работы и находить пути ее достижения [4, с. 5].

Обучение проектной деятельности должно способствовать повышению личной уверенности учащихся и осознания значимости коллективной работы необходимой для получения результата, роли сотрудничества [5, с. 95].

Исследователи подчеркивают, что в рамках образовательного процесса учебный проект, ориентированный на изучение какой-либо темы, выполняет двоякую роль: во-первых, дает ученикам раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал, попробовать свои силы и применить полученные знания в деятельности, направленной на решение интересной проблемы; во-вторых, позволяет учителю использовать проект как дидактическое средство, направленное на развитие исследовательских, коммуникативных, поисковых, творческих, проективных, информационно-аналитических, конструкторских, рефлексивных и других компетентностей учащихся, а также навыков самостоятельной работы [6, с. 17, 18].

Еще одной значимой стороной проектной деятельности является социальное развитие ребенка, которое осуществляется путем интеграции его в социальную целостность проектной группы. Освоение таких значимых элементов социальной структуры общества, как социальные статусы, социальные роли (лидер – подчиненный, генератор идей – критик, специалист, член коллектива и т.д.) и социальные группы, позволяют младшему школьнику учиться таким социальным действиям, как нормированность действий, проявление волевых усилий, выстраивание собственной независимости от социальной среды, саморегуляция.

При этом задача педагога заключается в том, чтобы создать соответствующие условия для систематических исследований в области предметных дисциплин, а также дать направление в поисках путей решения нестандартных образовательных задач [7, с. 2016].

Современные чешские исследователи V. Hornackov, V. Kyralova, G. Plasha, L. Jirountova тоже отмечают роль учителя в организации проектной деятельности и подчёркивают необходимость его помощи для ребёнка в нахождении связей внутри предмета, понимания причины возникновения того или иного явления. По мнению учёных, учитель начальной школы должен стать мостом между миром детей и миром взрослых, соединяя школьные вопросы с реальной жизнью естественным образом [8, с. 2–6].

M. Skutil, C. Havlickova, R. Matejickova отмечают одну из основных особенностей проектного обучения в смене статуса учителя с поставщика информации до проводника в ее приобретении. Учёные выделяют одну из основных задач педагога в проектном обучении – содействие в интеграции новой информации в картину мира ребёнка, а также помощь и вовлечение её в образ мира ребёнка [9, с. 1, 2].

Сегодня в современных научных и практических исследованиях выделены типы и виды проектов, модели осуществления деятельности в проекте, этапы реализации. Так, в исследованиях выделены разнообразные классификации проектов по таким типологическим признакам, как доминирующая или предметно-содержательная область, характер координации проекта, характер контактов в группу, количество участников, продолжительность проекта. На сегодняшний день выделяют более 15 видов и типов проектов, среди которых широко распространены в образовательной практике: информационный, конструкторский, творческий, исследовательский, монопроект, телекоммуникационные проекты и т.д.

Общеизвестно, что учебный проект становится успешным при строгом соблюдении этапов проектной деятельности: мотивационного, подготовительного, технологического, рефлексивно-оценочного, презентационного.

Не следует забывать, что необходимой частью, а также отличительным признаком любого проекта является создание продукта проекта, предполагающее многообразие, от разработки буклетов-помощников, карт, моделей до разработки деловой игры, квеста, спектакля, телепередачи, видеофильма или проведения какой-либо акции.

Все это подтверждает, что учебный проект – это многоаспектная деятельность, способствующая развитию самостоятельного критического мышления учащихся, умения отбирать и исследовать необходимую информацию в рамках учебной проблемы, а также формулировать выводы, опираясь на знание фактов и закономерностей науки.

В связи с новыми требованиями ФГОС НОО 2021/2022 обучение проектной деятельности начинается с первого класса, так как она способствует непрерывному и последовательному развитию ребёнка, формированию необходимых для жизни коммуникативных качеств, желания образовываться и самообразовываться, что является важнейшим средством активизации учебно-познавательной деятельности. Проектная деятельность обучающихся начальных классов направлена на овладение умением видеть проблему, научиться преобразовать её в цель деятельности, видеть ресурсы, находить информацию в разных источниках, предвидеть результат и представить его перед публикой.

S.U. Putri, T. Sumiati, I. Larasati из Индонезии провели исследование и выявили положительное влияние метода проектов на развитие творческого мышления младших школьников. Выполняя проектную работу, дети получают уникальный опыт по решению практико-ориентированных задач, тренируют навыки критического мышления, которые проявляются на каждом этапе выполнения проекта и выражаются в следующих умениях: вырабатывать идеи для проекта, организовывать рекламу, исследовать предметную область его выполнения, воображая и внедряя инновации в продукт проектной деятельности [10, с. 2–5].

Проектная деятельность на уроках в начальной школе решает несколько важных образовательных задач, направленных на усвоение знаний в активной деятельности; формирование универсальных учебных действий за счёт проектных умений; целостное представление об изучаемом явлении в процессе проектирования; возможности в будущем перейти к самостоятельному проектированию по любым предметам, благодаря формированию представлений о проектной деятельности и проектных умениях [11, с. 73].

Тематика проектных заданий должна быть разнообразной и интересной для учеников начальных классов, а также охватывать широкий круг вопросов школьной программы. Выбор темы проекта должен учитывать индивидуальные способности учащихся. При выборе темы проекта, которые могут быть решены при использовании учителем «банка проектов» (А.Ж. Насипов, 2005), состоящего из списка реально выполнимых проектных работ, сгруппированных по предметным областям.

Польские учёные M. Kolodziejski и M. Przybysz-Zaremba, опираясь на опыт своих коллег, говорят о важности применения проектного метода в обучении разным дисциплинам. Проектный метод играет роль «малой лаборатории жизни» при изучении предмета «Естествознание» («Окружающий мир» в России), который через проживание знаний учит поиску правильных и эффективных способов действий в жизненных ситуациях. По мнению авторов, учебный проект по иностранному языку помогает устранить языковое непонимание в изучаемой теме, публичное представление проекта во много раз увеличивает языковые компетенции, а также стимулирует и развивает каналы восприятия и передачи языковых сообщений. Проекты в области физического воспитания имеют практическую направленность на искоренение вредных привычек и популяризацию здорового образа жизни [12, с. 29–31].

Немаловажная роль в проектной деятельности отводится учителю, который консультирует и мотивирует школьника на протяжении всех этапов её выполнения. Так, обращение к учебным проектам в начальной школе дает учителю ряд преимуществ, способствуя успешной социализации детей, формируя коммуникативную компетентность, с одной стороны, и информационную грамотность, с другой. Учебный проект в начальной школе, при выполнении которого школьник приобретет опыт решения реальных жизненных проблем, готовит детей к взрослой жизни.

Реализация проектов в начальной школе требует серьезной подготовки и связана с планированием учителем учебного проектирования, созданием комфортной психологической атмосферы, организацией психолого-педагогической поддержки, материально-техническим, информационным, учебно-методическим и организационным обеспечением проектов [13, с. 33–35].

Современному учителю, использующему в организации педагогического процесса метод проектов, нужно знать проблемы, возникающие в ходе работы: поверхностное осознание сущности проектной деятельности, роли каждого учащегося в ней, неумение предотвращать трудности, неготовность многих учащихся к проектированию в силу индивидуальных способностей. Если учитель не научится оперативно реагировать на них, то результаты проектного метода будут неэффективны [14].

Заключение

Подводя итоги, можно говорить о том, что метод проектов набирает популярность в отечественном образовании благодаря своим ресурсным возможностям в создании условий для социального и интеллектуального развития младшего школьника. Уже на первой ступени образования обучающийся способен не только к самостоятельному поиску в современном информационном пространстве, но и к решению социальных задач самоинтеграции в социальное пространство и включенности в социальные взаимодействия. Именно метод проектов способен сформировать важные жизненные навыки коммуникации, критического и творческого мышления младшего школьника, умение мыслить нестандартно в любой ситуации, генерировать идеи, умение публично защищать свою работу, вступая при этом в дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Однако важно подчеркнуть, что существенным образом должна измениться и роль учителя с простого транслятора знаний на активного помощника, фасилитатора, консультанта, что позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС НОО и организовать учебный процесс в рамках системно-деятельностного подхода.

Важно, что многоаспектность метода проектов подчёркивается и в новых ФГОС НОО 2021–2022 гг., где на первый план выносятся такие особенности и преимущества, как развитие умений организации совместной деятельности, умений руководить, выполнять поручения, подчиняться, развитие межличностных отношений, развитие умений рефлексии совместной деятельности, что позволяет младшему школьнику гармонично социализироваться, т.е. не только интегрироваться в социальную среду, но и активно влиять на нее.

Ясно, что, работая над проектом, обучающиеся самостоятельно конструируют свои знания, что невозможно существовать без социальной активности, где результат проекта – продукт, которой в той или иной степени обладает определенной новизной и имеет значимость не только личностную (улучшить свое обучение, преодолеть трудности и др.), но и общественную (принести пользу кому-либо, помочь ближнему, украсить общественное пространство и др.).

В ходе проектной деятельности у обучающихся формируются знания по отдельным предметам, способы действий (умение раскрыть содержание проектной работы, обосновать использование имеющихся знаний и др.). Однако младшие школьники не только получают новые знания, учатся их анализировать, осмысливать, но и применять на практике.

Многоаспектность учебного проекта фактора социального и интеллектуального развития младших школьников можно подчеркнуть и через формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, обозначенных во ФГОС НОО. Самостоятельное получение знаний, попытка решения той или иной проблемы, умение ставить проблему, выбирать пути ее решения, поиск информации, умение в потоке информации выбрать наиболее важную и значимую, прогноз результата, планирование своей деятельности, управление познавательной деятельностью, контроль, оценка ресурсов для решения проектных задач, выбор стратегии, представление результатов работы, аргументированные ответы на вопросы и т.д. – вот те навыки, которыми сегодня должен овладеть современный выпускник начальной школы.


Библиографическая ссылка

Плеханова Е.М., Лобанова О.Б., Рогач И.В., Бондарчук С.К. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 4. – С. 185-189;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39130 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674