Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коровин С.С. 1 Востриков В.А. 1 Чузова Е.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье показано, что физическая культура – основополагающий фактор становления и формирования в человеке его социальной природы. Проявляемая при этом специфичность физической культуры – целенаправленность в использовании ее ценностей для восполнения характеристик личности через направленную «работу» с телом как основы базовой культуры личности. Авторы утверждают – к числу факторов воспитания базовой культуры обучающихся следует отнести: социальную потребность в воспроизводстве «человеческого капитала» как комплекса культурологических характеристик личности, подготовленной к созданию ценностей социальной культуры; удовлетворение личностных потребностей быть успешным и заметным в обществе, принадлежать к социальной группе и участвовать в коллективной деятельности, создать предпосылки к профессиональному самоопределению, востребованность в обществе, обеспечение безопасности и профессиональной занятости. Показано, что основополагающими педагогическими условиями воспитания базовой культуры обучающихся являются: становление системы знаний о ценностях общесоциальной культуры; создание культурообразующей образовательной среды и ее программно-содержательное обеспечение; разработанность и реализация системы комплексного контроля в отношении субъекта и объекта образовательной практики. Качество организации, содержания и реализации процесса физкультурного образования в отношении воспитания базовой культуры личности обусловлено реализацией следующих закономерностей: регулярность и системность в постоянстве и целенаправленности воздействий на становление культурологических характеристик; увеличение качества и количества педагогических воздействий на обучающихся в отношении компонентов их базовой культуры; оптимизация цели и объема воздействий, их адекватность в связи с психофизическими возможностями обучающихся; реализация воздействий «на опережение» с учетом соответствия повышения качества и количества воздействий психофизическим возможностям обучающихся; соразмерность в связи с обеспечением определенной гармонии в воспитании культурологических характеристик; взаимосвязь и комплексность в целенаправленном воспитании характеристик базовой культуры личности и ее двигательных способностей. Показаны основные организационно-педагогические требования к реализации педагогических условий воспитания каждого из компонентов базовой культуры обучающихся.
культура
базовая культура личности
определение понятий
педагогические условия воспитания
1. Коджаспирова Г.М. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2021. 151 с. URL: https://urait.ru/bcode/472843 (дата обращения: 22.04.2022).
2. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 246 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 576 с.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
5. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
6. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. ред. и сост. А.А. Грицанов. М. – Минск: АСТ: Харвест: Современный литератор, 2001. 1312 с.
7. Коровин С.С. Методологические основы теории профессиональной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2018. № 4. С. 43–44.
8. Коровин С.С., Панкратович Т.М. Ценностный потенциал физической культуры в воспитании личности. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2018. 212 с.
9. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. 282 с.
10. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 230 с.
11. Коровин С.С., Шляпникова В.В. Формирование профессионального самоопределения школьников в процессе физкультурного образования: монография. М.: ВЛАДОС, 2017. 152 с.

Широко распространенная в академическом педагогическом сообществе культурологическая парадигма образования нацеливает школьного педагога на создание и реализацию моделей образовательных систем, реализация содержания которых позволила бы «на выходе» обеспечить сформированность более культурного статуса обучающихся на основе присвоения совокупности материальных и духовных ценностей культуры с обеспечением главной ориентации – воспитания личности, «человека культуры». При этом означенное касается всей системы непрерывного образования, всех ее уровней (среднего общего, среднего и высшего профессионального образования) и, что вполне естественно, системы непрерывного физкультурного образования.

Последнее положение особо актуально в настоящее время и именно для системы физкультурного образования школьников, в рамках которой предписано обеспечить комплексное становление и воспитание у обучающихся социально и личностно значимых социальных и биологических проявлений личности, характеризующих ее базовую культуру, компонентами которой являются нравственная, гражданская, эстетическая, трудовая (профессиональная), интеллектуальная (познавательная) и физическая [1].

Таким образом, базовая культура личности – интегративное и динамичное личностное новообразование (качество), включающее социально и личностно значимые характеристики нравственной, эстетической, трудовой, гражданской и интеллектуальной (познавательной) культуры, определяющее содержание образования и обеспечивающее качество социализации. При этом следует отметить, что в целом сведения об актуальности и методических основаниях воспитания базовой культуры обучающихся в системе образования в литературе имеются [2–5].

Тем не менее в настоящее время в специальной учебно-методической литературе не получили должного обоснования теоретико-методологические и методические (более прикладные) представления о направленном использовании ценностей физической культуры в воспитании базовой культуры личности. При этом необходимость реализации в процессе физкультурного образования воспитательных воздействий в отношении становления и формирования культурологических характеристик личности, безусловно, отмечается, но лишь на уровне декларирования.

Таким образом, актуальность настоящего материала обусловлена необходимостью разрешения основного противоречия между социальной потребностью в реконструкции школьных образовательных систем в направлении воспитания базовой культуры школьников и недостаточной обоснованностью современных технологий направленного использования для этого ценностей общесоциальной культуры.

Противоречием более частного характера, определяющим актуальность предлагаемого материала, является противоречие между потребностью реальной практики и педагогов физкультурного образования в воспитании личности, ее культуры и отсутствием систематизированных сведений о педагогических условиях направленного воспитания основных культурологических характеристик базовой культуры школьников направленным использованием ценностей физической культуры в ходе организации и реализации физкультурно-спортивной деятельности. И более того, именно такая направленность образования (не без физкультурного образования, конечно) обучающихся школьников есть одна из существенных результативных характеристик реализации содержания ФГОС среднего общего и основного общего образования [6].

В этой связи цель предлагаемого материала – представить основное теоретико-методическое обеспечение (педагогические условия) воспитания каждого из компонентов базовой культуры школьника в практике организации и реализации физкультурного образования. При этом представлен материал в отношении воспитания основных компонентов базовой культуры личности без рассмотрения процесса воспитания физической культуры обучающегося, что сделано лишь для актуализации воспитания именно компонентов базовой культуры человека, когда настоящая практика физкультурного образования, на наш взгляд, на воспитание таковых менее всего ориентирована.

Воспитание нравственной культуры школьника. В определении понятия «нравственная культура личности» следует исходить из определения «мораль, нравственность». Мораль при этом – форма общественного сознания, отражённого в общественном мнении, правилах, нормах и обычаях и регулирующего поведение людей во всех сферах общественной жизни [3]; это специфический тип регуляции поведения и отношения людей с позиций гуманизации [6, c. 657]. Человек (обучающийся), усвоивший и принявший общепринятые и ценностные правила, нормы, обычаи социальной практики – нравственный человек; в целом субъект культуры нравственной.

Нравственная культура личности – интегральное качество человека как совокупность личностных качеств и особенностей поведения, которое контролируется волей субъекта; его ответственностью и совестью, которые отражают мораль и сознание общества [2, с. 333]. Основные нравственные качества проявляются в нравственном сознании; нравственных чувствах; нравственном мышлении и нравственной воле. При этом нравственное сознание – это есть осознанное знание нравственных норм, правил и обычаев и осознание себя и своего поведения в ситуациях нравственного выбора. Нравственное мышление – качество и количество осмысленных нравственных решений. Нравственные чувства проявляются в эмоциональных переживаниях межличностных взаимоотношений и отношений. Нравственная воля – известная и проявляемая решительность в осуществлении нравственного решения.

Таким образом, основными качествами нравственной культуры личности являются: активность; дисциплинированность; доброта; порядочность; правдивость; честность и справедливость; трудолюбие; направленность деятельности; коллективизм; свободная воля.

В процессе формирования нравственной культуры человека следует выделить ряд этапов:

1. Направленное принуждение обучающегося выполнять требования морали (педагогически мягкое, но мотивированное).

2. Включение обучающегося в исполнение содержания «присвоенной» роли (пусть даже и под известным «давлением» и по мотивированному принуждению).

3. Включение обучающегося в виды деятельности, соответствующие его потребностям и способностям; целям ближайшей и отдаленной (возможно) перспективы (что даст добровольное исполнение требований морали).

4. Направленное создание условий для социальной активности обучающихся.

Основными педагогическими условиями формирования нравственной культуры личности являются:

1. Становление системы знаний о нравственном поведении, способах проявления нравственных чувств. Основные средства – физические упражнения, по ходу которых сообщаются необходимые теоретические сведения; основные методы: все вербальные (группа методов передачи знаний, управления и методов оценки деятельности). Основные требования при этом следующие:

− соответствие психическому развитию детей (т.е. возрастным особенностям), а также текущему состоянию и проявлениям нравственной культуры, отношению к образованию и самообразованию;

− оптимальная периодичность теоретических занятий и нравственных сведений – приуроченность «к событию»;

− яркость и доступность нравственных примеров;

− аргументированность и доказательность высказываемых положений;

− побуждение к «нахождению» собственной оценки происходящих явлений.

2. Организация повседневной и специально организованной физкультурно-спортивной деятельности с целью формирования положительного опыта нравственного поведения. Основными правилами реализации этого педагогического условия являются:

− повторное создание ситуаций, требующих проявления нравственных качеств; при этом ситуации должны отражать реалии жизни (принцип – «так бывает в жизни»);

− избирательное и поэтапное формирование нравственных качеств (одно за другим, а не сразу все качества);

− обеспечение опоры на образец нравственного поведения;

− обеспечение систематичности включения обучающегося в «нравственную деятельность»;

− создание в ходе физического образования трудноразрешимых заданий (в двигательном и личностном смысле);

− установление действенной взаимосвязи с семьей для установления единства требований к нравственному поведению;

− создание положительного психоэмоционального фона ФСД; внедрение в ФСД требований «правильного» проявления эмоций;

− систематический контроль и коррекция в отношении проявляемых нравственных качеств с привлечением обучающихся к самоуправлению, взаимопомощи, самооценке и самоконтролю.

3. Создание физкультурно-образовательной, культурообразующей среды, требовательной к постановке морально «окрашенных» целей физкультурно-спортивной деятельности (все формы); проявлению мотивов и потребностей в процессе взаимодействия всех субъектов физкультурного образования.

4. Собственно готовность (подготовленность) преподавателя к реализации означенных педагогических условий и требований к их реализации в практике физкультурного образования, что отражается, прежде всего, в образцовом (в нравственном смысле) поведении и взаимодействии с обучающимися.

5. Направленность физкультурно-спортивной деятельности на формирование социально корректного поведения, что предписывает обучающимся проявлять инициативу и творческое начало в совместной образовательной деятельности; проявлять помощь в реализации содержания образовательной деятельности; показывать пример в дисциплинированности и уважительном отношении к участникам совместной деятельности.

В самом общем смысле (но тем не менее) главными характеристиками сформированности нравственной культуры личности являются:

− знания требований морали и глубина их осмысления;

− степень сформированных нравственных привычек, их качество и количество;

− характер нравственной ориентации в сложных жизненных ситуациях;

− инициатива и творчество в организации и реализации физкультурно-спортивной деятельности;

− проявление нравственных требований к себе и окружению.

Воспитание эстетической культуры. Эстетическая культура также в существенной мере обусловлена моралью общества; сложившимися в социуме представлениями, нормами и правилами в сфере красоты и прекрасного (как в материальной, так и в духовной сфере). Эстетическая культура личности таким образом – специфическое интегральное качество человека, отражающее личностные качества в отношении понимания и присвоения ценностей категории «добра»; понимание и восприятие этой ценности, организация поведения и деятельности по реализации доброго и прекрасного в практике.

Цель воспитания эстетической культуры человека – организация человеческих чувств, духовного роста личности, регуляция и коррекция поведения в отношении утверждения добра как прекрасного.

Педагогические условия формирования эстетической культуры обучающегося следующие:

1. Направленность процесса физкультурного образования на формирование системы эстетических знаний, отражающих:

− элементарные понятия эстетики (цель, задачи, роль и место эстетической культуры в обществе, эстетическая культура человека, ее роль и значение для успешной социализации);

− понятие личности, структуры личности (структура, существенные характеристики, признаки сформированности; место эстетической культуры в структуре личности);

− общие понятия культуры (цель, задачи освоения, материальные и духовные ценности культуры, ее роль и назначение в социальной и личностной практике);

− основные сведения об эстетике быта и поведения (эстетически окрашенные личностные качества эстетической культуры).

2. Создание «эстетической» образовательной среды, что реализуется за счет:

− использования доброкачественного спортивного инвентаря и оборудования (материальных ценностей физической культуры, естественных факторов внешней среды);

− «эстетизации» мест спортивных занятий и организации физкультурно-спортивной деятельности;

− соблюдения эстетических и гигиенических требований к спортивной форме;

− образного, выразительного и корректного в терминологическом отношении объяснения, оценки, рассказа (по сути, всех методов наглядного и вербального взаимодействия субъектов физкультурного образования);

− технически совершенной (или близкой к таковой) демонстрации техники двигательных действий и упражнений самим преподавателем (тренером);

− высокой эмоциональности физкультурно-спортивной деятельности.

3. Разработанность эстетически окрашенного содержания физкультурно-спортивной деятельности и действенная «включенность» обучающегося в нее; такая деятельность содержит:

− самодеятельное и эстетически окрашенное творчество обучающихся по созданию, организации и реализации физкультурно-спортивной деятельности; ее содержания;

− танцевальные и хореографические упражнения выраженной эстетической направленности;

− «эстетическую» диагностику, оценку и самооценку физкультурно-спортивной деятельности в отношении двигательных действий и деятельности в целом, эстетически «окрашенного» поведения;

− совместное посещение соревнований с диагностикой и оценкой их эстетической ценности;

− приобщение к особо выразительным видам физкультурно-спортивной деятельности;

− реализация субъект-субъектного взаимодействия и отношений участников физкультурно-спортивной деятельности;

− обращение в процессах освоения физической культуры к природе и к миру искусства;

− организация и проведение физкультурно-оздоровительных и массовых физкультурно-спортивных мероприятий с обеспечением их эстетической «окрашенности» [7].

Основными признаками сформированности эстетической культуры являются:

− качество и количество проявляемых в творческой деятельности в сфере физической культуры и спорта личностных качеств эстетического характера;

− подготовленность к процессу наблюдения, определения и оценке эстетического поведения субъектов физкультурно-спортивной деятельности с позиций прекрасного;

− способность и подготовленность к пониманию, восприятию и присвоению духовных ценностей физической культуры двигательного характера (понимать культуру действий и движений) [8];

− ценностное отношение и направленность самостоятельно организованной и реализуемой физкультурно-спортивной деятельности на формирование культуры физического здоровья (в большей части – физического развития);

− понимание и восприятие с точки зрения красоты, прекрасного и эстетической привлекательности физкультурной деятельности своей и субъектов физкультурного образования (все формы организации процессов освоения физической культуры);

− качество и количество проявлений активности и инициативы в организации и участии в эстетически окрашенной физкультурно-спортивной деятельности [8–11].

Воспитание трудовой культуры и профессионального самоопределения. Трудовая деятельность человека составляет, во-первых, сущностную основу его жизни и деятельности и, во-вторых, определяет качество этой жизни и существование человека – продвижение от материального к духовному.

Кроме того, существенными актуализирующими факторами воспитания трудовой культуры являются характеристики «портрета выпускника» [6] который:

− подготовлен к осознанному выбору профессии; понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества (от «портрета» выпускника ФГОС);

− осуществляет осознанный выбор будущей профессии и находит возможности реализации собственных жизненных планов (включая использование ценностей физической культуры).

Принципиально важным является понимание того, что роль и назначение ценностей физической культуры явно проявляется в двух направлениях:

− подготовка и адаптация двигательных и личностных способностей и потребностей к практике осознанно избранной профессии (случай профсамоопределения);

− выбор (подбор) видов предстоящей профессиональной деятельности (профессионального самоопределения) на основе учета своих личностных качеств, свойств и функций (т.е. на основе знания своих возможностей и способностей возможно самоопределиться в будущей профессиональной деятельности и начать направленно к ней готовиться).

Здесь же следует отметить, что воспитание трудовой культуры и самоопределения обучающихся – процесс по сути параллельный процессу воспитания профессиональной физической культуры личности. При этом важно учесть, что трудовая культура личности и профессиональная физическая культура обучающихся соотносятся как общее и частное (последнее – компонент и часть общего) [8].

В этой связи трудовую культуру личности можно определить как специфическое интегративное качество обучающегося (человека вообще), характеристиками которого являются профессиональная направленность, соответствие личностной и двигательной подготовленности специфике образовательной практики, предстоящей (настоящей) профессиональной и повседневной жизни и деятельности.

Основными педагогическими условиями формирования трудовой (и все-таки профессиональной в целом) культуры обучающегося являются:

1. Обеспечение посильности, но труднодоступности содержания физкультурно-спортивной деятельности, что способствует формированию многих личностных и двигательных качеств «человека труда» (упорства, трудолюбия, воли и т.п.).

2. Оптимальное соотношение социальной и личностной значимости содержания активной физкультурно-спортивной деятельности в сфере физической культуры (вообще) и в конкретной физкультурно-спортивной деятельности (в частности), что достигается целесообразной постановкой задач физкультурно-спортивной деятельности.

3. Подчинение всех видов труда, принятых сфере физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности (учебный труд: умственный и физический; общественно полезный труд: по самообслуживанию, по реализации общешкольных дел; производственный труд: участие в создании материального продукта физкультурной направленности) физкультурно-образовательным задачам и интересам детей, что достигается сочетанием и взаимопроникновением учебного, общественно полезного и производственного труда.

4. Организация совместной с педагогами и родителями социально направленной физкультурно-спортивной деятельности обучающихся; в этой связи привлечение обучающихся к выработке цели этой общей социально значимой «общественной» деятельности в сфере физической культуры (точнее – в практике физкультурного образования).

5. Требовательность к обязательности и доброкачественности трудовой и физкультурно-спортивной деятельности, что формирует отношение к труду и достигается за счет реализации системы контроля.

6. Реализация в ходе освоения физической культуры и трудовой деятельности (ее видов) системы профессиональной ориентации (системы социально-педагогических мер по оказанию помощи учащимся в выборе профессии, а именно: профдиагностика, профпросвещение, профадаптация, профконсультация) [6].

7. Специальная направленность физкультурно-спортивной деятельности на становление системы разнообразных (широкого фонда) двигательных способностей, характерных для повседневной практики жизни и деятельности (т.е. обеспечить прикладной эффект).

Таким образом, подготовленность обучающегося в сфере трудовой культуры проявляется в следующих основных характеристиках:

− готовность преодолевать (в физическом и психическом аспектах) трудности повседневной и физкультурно-спортивной деятельности; качество и количество выполненных заданий учебно-тренировочной работы;

− качество и количество организации процессов самостоятельного освоения физической культуры в различных формах и направленности (в отношении коррекции двигательных и личностных способностей);

− самостоятельность в организации (планирование, подбор содержания, контроль) и осуществлении профессионально-прикладной физкультурно-спортивной деятельности в отношении совершенствования профессионально значимых свойств и качеств обучающегося, осуществившего профессиональное самоопределение или «на пути» к нему;

− теоретическая подготовленность прикладного характера в отношении роли физической культуры в процессе профессионального самоопределения, подготовки к предстоящей (в дальнейшем) профессиональной деятельности;

− оптимальный (в соответствии с возрастом) уровень физической работоспособности и подготовленность поддерживать ее в ходе реализации форм организации процессов освоения физической культуры;

− качественно-количественные показатели проявляемой инициативности, активности и добросовестности и творческого начала в организации массовых спортивных и спортивно-оздоровительных мероприятий.

Воспитание гражданской культуры личности. Степень участия человека в создании ценностей государства, в котором он живет, в его охране, в существенной мере обусловлена качеством сформированной и проявляемой гражданской культуры, которая, в самом общем смысле – осознание себя человеком, принадлежащем собственной стране, готового действовать в ее интересах. В этой связи гражданская культура личности – интегральное и специфическое ее качество, отражающее сформированность адекватных требованиям социума конституционных, патриотических, интернациональных и правовых качеств и позиций.

Цель формирования гражданской культуры личности – становление гражданственности как интегративного качества, отражающего внутреннюю свободу, уважение к власти, любовь к Отчизне и миру, чувство патриотизма и межнациональной ответственности.

Основными педагогическими условиями формирования гражданской культуры личности являются:

1. Становление адекватной социальным потребностям системы гражданских знаний, отраженных в культуре физической, а именно:

− истории развития физической культуры России, стран СНГ, народов и национальностей России, зарубежных стран;

− ознакомление с государственной и национальной символикой и атрибутикой, отражающих культуру физическую;

− овладение системой специальных понятий и терминов, принятых в сфере физической культуры и спорта;

− овладение знаниями национальных видов спорта и физкультурно-спортивной деятельности;

− ознакомление с системой физкультурного образования и спортивной подготовки зарубежных стран; основами диагностика и оценки результатов физкультурного образования;

− становление системы этических знаний о нормах и правилах индивидуального и коллективного спортивного поведения, а также норм и правил судейства популярных видов спорта;

− ознакомление со спортивной героикой своей страны и зарубежных стран; выявление биографий и спортивного пути знаменитых спортсменов России.

2. Специальное моделирование физкультурно-спортивной деятельности, необходимо предусматривающее:

− участие в общественно полезном труде по созданию физкультурной материально-технической базы (ремонт, покраска и т.п.);

− поддержание в достойном состоянии созданного «продукта» трудовой деятельности по упрочению материально-технической базы физкультурно-спортивной деятельности; бережное к ней отношение;

− организацию и проведение физкультурно-спортивной деятельности на природе с привлечением средовых факторов – средств физической культуры;

− включение обучающихся в организацию и проведение внеклассных массовых спортивно-оздоровительных мероприятий патриотической направленности;

− совместную с военнослужащими Российской армии физкультурно-спортивную деятельность военно-прикладной направленности;

− использование национальных (возможно, старинных) видов физкультурно-спортивной деятельности (лапта, к примеру, городки и т.п.);

− пресечение со стороны учеников попыток принижения иных национальных видов физкультурно-спортивной деятельности в становлении и развитии человека;

− реализацию тщательного контроля соблюдения норм и правил спортивного межличностного взаимодействия, правил соревновательной деятельности.

Сформированность гражданской культуры (в целом) определяется на основе изучения следующих основных характеристик:

− осознанное знание истории становления и развития физической культуры и спорта в России; спортивного движения России и истории развития физической культуры и спорта своего края (города, области);

− знание, понимание, точно и всегда выполняемые правила повседневной, образовательной и физкультурно-спортивной деятельности с соблюдением своих прав и свобод;

− ответственность в отношении к социально полезному и порученному делу; проявление при этом осознанной ответственности и дисциплинированности;

− осознанная активность в выполнении порученных обязанностей; проявляемая активность и критичность (для интересов общества) в принятии коллективных решений в физкультурно-спортивной деятельности и образовательной практике;

− ценностное отношение к Родине и государственной символике; уважительное отношение к обществу (членам коллектива) природе, семье;

− готовность учиться, соревноваться и работать в коллективе, в интересах коллектива и оптимально взаимодействовать со спортивным сообществом (коллективом);

− уважительное отношение к традиционным и национальным ценностям многонационального российского спортивного сообщества.

Воспитание интеллектуальной культуры. Весьма существенное значение для теории и методики физкультурного образования обучающегося в направлении формирования личности приобретает обоснование способов формирования одного из основных компонентов базовой культуры личности – ее интеллектуальной (познавательной) культуры. Именно она – интеллектуальная культура – есть основной фактор благополучия жизни и деятельности человека.

Интеллектуальная культура личности есть специфическое и динамичное личностное качество, характеризующее способности к самоорганизации и реализации познавательной деятельности, ее мотивы и цели, навыки мышления и мнемотехники. В самом общем смысле под интеллектуальной культурой личности следует понимать качество сформированности системы всех познавательных процессов: ощущений, восприятий, памяти, представлений, мышления, воображения.

Основными педагогическими условиями формирования интеллектуальной культуры человека в процессе овладения физической культурой являются:

1. Усиление направленности процесса физкультурного образования на систематическую теоретическую подготовку, что достигается:

− сопряженностью двигательной деятельности и теоретической подготовки;

− вовлечением обучающихся в прочтение специальной литературы в сфере физической культуры; реализацией системы домашних заданий теоретического характера;

− специальными теоретическими занятиями с тематикой по установлению взаимосвязи ценностей физической культуры с ценностями общесоциальной культуры;

− вовлечением обучающихся в проектную деятельность (проведение элементарных учебных исследований по физкультурно-спортивной тематике).

2. Оптимизация физкультурно-спортивной и двигательной деятельности, что обеспечивается за счет:

− постановки специальных задач физкультурно-спортивной деятельности, направленных на наблюдение, анализ, диагностику и оценку процессов и результатов физкультурного образования;

− постановки специальных заданий (теоретического и двигательного характера) эвристической направленности;

− использования возможно большего наглядного материала, позволяющего «запустить» процесс мышления;

− привлечения обучающихся к анализу действий других и самоанализу двигательной деятельности;

− вовлечения обучающихся в процессы взаимообучения и взаимопомощи, стимулирующие творческую активность;

− привлечения детей к вербальному объяснению техники выполняемых двигательных действий;

− в целом использования соревновательного и игрового методов организации процесса физкультурного образования, требующих проявления всех основных познавательных психических процессов.

3. Систематический контроль качества освоенности ценностей физической культуры, который предполагает:

− опрос учащихся по основам знаний в сфере физической культуры и спорта;

− вербальное описание (объяснение) техники выполнения двигательных действий;

− привлечение к отчету в отношении выполнения домашних заданий;

− включение обучающихся в инструкторскую деятельность;

− использование заданий и действий по диагностике, оценке и самооценке состояния личностной физической культуры, теоретико-методической подготовленности.

Таким образом, основными показателями интеллектуальной (познавательной) культуры личности являются:

− знание и понимание теоретических и методических оснований теории и методики физической культуры и основных сведений научных (учебных) дисциплин, сопряженных с физической культурой;

− знание основных характеристик личностной физической культуры;

− владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, (теоретическое мышление, прежде всего);

− знание и владение основами методологии; способность к самообразовательной деятельности в сфере физической культуры и спорта в отношении физического самосовершенствования

− готовность создавать и реализовывать программы физкультурного совершенствования и самосовершенствования различной направленности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Физическая культура – основополагающий фактор становления и формирования в человеке его социальной природы, духовности. Проявляемая при этом специфичность физической культуры – целенаправленность в использовании ее ценностей для восполнения духовных характеристик личности через направленную «работу» с телом. В этой связи не двигательная природа человека (читай – телесная) определяет качество развития общества, становления личности (хотя и не без этого), но его «внетелесная», надбиологическая культура.

2. К числу факторов актуальности воспитания базовой культуры обучающихся следует отнести: социальную потребность в воспроизводстве «человеческого капитала» как комплекса культурологических характеристик личности, подготовленной (как основной фактор) к созданию ценностей социальной культуры во всех сферах ее проявления; удовлетворение личностных (возможно, и неосознаваемых) экзистенциальных потребностей быть успешным и заметным в обществе, принадлежать к социальной группе и участвовать в коллективной деятельности, создать предпосылки к профессиональному самоопределению, внимание окружения, внимание и востребованность в обществе, обеспечение безопасности и профессиональной (впоследствии) занятости.

3. Основополагающими (обобщенно) педагогическими условиями воспитания базовой культуры обучающихся являются: становление системы знаний о ценностях соответствующих видов общесоциальной культуры; создание культурообразующей образовательной среды и ее программно-содержательное обеспечение; разработанность и реализация системы комплексного контроля в отношении сколь субъекта, столь и объекта образовательной практики.

4. Качество организации, создания содержания и реализации процесса физкультурного образования в отношении воспитания базовой культуры личности обусловлено реализацией следующих закономерностей: регулярность и системность в постоянстве и целенаправленности воздействий на становление культурологических характеристик; увеличение (наращивание) от этапа к этапу качества и количества педагогических воздействий на обучающихся в отношении компонентов их базовой культуры; оптимизация и реальность цели и объема воздействий; адекватность воздействий в связи с психофизическими возможностями (способности, потребности) обучающихся; реализация воздействий «на опережение» с учетом определенного повышения качества и количества воздействий психофизическим возможностям обучающихся; соразмерность в связи с обеспечением определенной гармонии в воспитанности всех культурологических характеристик; взаимосвязь и комплексность в целенаправленном воспитании сколь характеристик базовой культуры личности, столь и ее двигательных способностей.


Библиографическая ссылка

Коровин С.С., Востриков В.А., Чузова Е.С. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 4. – С. 167-174;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39127 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674