Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ДЛЯ БУДУЩЕГО КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Исхаков Ю.Г. 1 Нафиков С.Т. 1 Комлацкий В.И. 2
1 Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
Современная модель высшего профессионального образования основана на практико-ориентированном подходе и направлена на формирование у будущих специалистов комплекса компетенций. С учетом этого в вузах страны реализуются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В сфере аграрного образования приказом Министерства образования № 669 от 17.07.2017 г. действует стандарт 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; направление подготовки – бакалавриат. В соответствии с ним в процессе обучения обучающийся должен приобрести ряд универсальных компетенций, в числе которых обозначены такие, как разработка и реализация проектов; самоорганизация и саморазвитие. В этих условиях актуальной становится ориентация общеобразовательной школы на подготовку старшеклассника, готового к решению жизненно важных ситуаций. Для того чтобы обеспечить дальнейшее развитие пчеловодства, необходимо на уровне общеобразовательных школ формировать у старшеклассников ценностные ориентиры, направленные на мотивацию к труду и последующему карьерному росту. Идея «компетентностного» образования в школе должна ориентировать педагогов на то, чтобы каждый ученик овладевал не только конкретными предметными, но и профессиональными умениями, позволяющими адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Это вполне соотносится с основными положениями «Стратегии модернизации содержания общего образования», в которой сформулированы основные положения компетентностного подхода в российском образовании. В качестве пилотного проекта предлагается реализация общеразвивающей программы по пчеловодству. Реализация программы предполагает как аудиторные занятия, на которых школьники будут получать знания о биологических особенностях строения пчел, так и обязательные выезды на пасеку, в ходе которых дети познакомятся с основными операциями по уходу за пчелами. Формирование базовых компетенций позволит не только пробудить интерес к профессии пчеловода, но и поможет будущим студентам в овладении социально-профессиональными компетенциями. После согласования с Министерством образования и науки Республики Башкортостан данная программа по пчеловодству будет реализована в качестве пилотного проекта в отдельных средних школах Республики Башкортостан. Как модель учебной проектной деятельности, она готовилась для презентации на Международном конгрессе «Апимондия», который должен был состояться в г. Уфе в сентябре 2022 г. В связи с геополитической обстановкой его проведение было отменено. В настоящее время ведется поиск новых площадок для демонстрации проекта.
компетенции
профессиональные навыки
старшеклассник
пчеловодство
мотивация
1. Комлацкий Г.В. Профессиональная компетентность – фактор успешной адаптации специалиста на производстве // Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции: материалы учебно-методической конференции (Краснодар, 20 апреля 2017 г.). Краснодар: КубГАУ, 2017 . С. 377–378.
2. Комлацкий В.И. Интеграция инновационной и научно-образовательной деятельности как основа конкурентоспособности аграрного образования // История Кубанского государственного аграрного университета. Взгляд сквозь столетие: материалы Всероссийской научной конференция (с международным участием), посвященной столетию Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар: КубГАУ, 2021. С. 283–289.
3. Комлацкий Г.В. Профессиональная компетентность – фактор адаптации специалиста на производстве // Новые технологии. 2017. No 3. С. 126–132.
4. Комлацкий В.И. Особенности обучения студентов в условиях индустриализации животноводства // Высшее образование в аграрном вузе: проблемы и перспективы: материалы учебно-методической конференции. Краснодар: КубГАУ, 2018. С. 17–175.
5. Комлацкий В.И. Успех производства – высококвалифицированные кадры // Животноводство Юга России, 2015. № 2 (4). С. 2–3.
6. Комлацкий В.И. Значение выездных занятий при подготовке бакалавров по зоотехнии // Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции: материалы учебно-методической конференции. Краснодар: КубГАУ, 2017. С. 78–79.
7. Комлацкий В.И., Куликова Н.И. Конкурентоспособность – вектор развития аграрного образования // Инновации в науке, образовании и бизнесе – основа эффективного развития АПК: материалы Международной научно-практической конференции (Персиановский, 1–4 февраля 2011 г.). Персиановский: ДонГАУ, 2011. С. 59–61.
8. Гайдук В.И., Калитко С.А., Комлацкий Г.В., Арутюнов Э.К. Организация учебной, внеаудиторной и научной деятельности в вузе: учебник для студентов высших аграрных учебных заведений, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент». Краснодар, 2014. 395 с.
9. Гайдук В.И., Калитко С.А., Комлацкий Г.В. Организация учебного процесса и научной деятельности при подготовке менеджеров: учебное пособие. Краснодар, 2013. 212 с.
10. Гладких В.В. Синергический подход при создании образовательной среды довузовской подготовки будущих инженеров // Научный журнал Кубанского ГАУ. 2015. № 112 (08). С. 49–52.
11. Чекалина Т.А. Теоретические основы формирования компетенций студентов вузов // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 411–413.
12. Лапшина Е.Г. Компетентностный подход как условие формирования профессиональной компетентности специалиста в сельскохозяйственном вузе // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Международной научной конференции Т. 2 (Челябинск, октябрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 74–764.
13. Пронина Е.И. Тенденции формирования социально-профессиональных навыков и компетенций школьников в период значимых социальных изменений в сфере образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 104-9. С. 71–76.
14. Федотова О.И. К вопросу о профессиональной компетентности будущих специалистов // Вестник Бурятского госуниверситета. 2009. № 1. С. 357–359.
15. Комлацкий Г.В. Организация и планирование научных исследований при формировании инновационной адаптивности студентов экономических специальностей // Высшее образование в аграрном вузе: проблемы и перспективы: материалы учебно-методической конференции. Краснодар: КубГАУ, 2018. С. 376–377.

Подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства, является одним из ключевых элементов роста экономики. Перспективным направлением модернизации вузовского образования является компетентностный подход к обучению будущих специалистов. Общество нуждается в специалистах, умеющих творчески мыслить и применять научные знания, решая актуальные производственные проблемы. Формирование ключевых компетенций стало вектором обновления высшего профессионального образования во многих европейских странах и в России. Таким образом, приоритетом вузовского образования должно быть, наряду с получением знаний, формирование умений и навыков [1; 2].

Следует отметить, что в течение долгого времени российское высшее образование было построено на традиционном знаниево-ориентированном принципе [3; 4]. При этом молодой специалист, имея солидный багаж предметных теоретических знаний, зачастую не мог применить их на практике. Такая парадигма профессионального образования не давала молодым специалистам навыков анализа и оценки ситуации. Это привело к тому, что в сельском хозяйстве, как и в любом другом секторе экономики, было большое количество выпускников с высшим фундаментальным образованием, но при этом не хватало квалифицированных практико-ориентированных специалистов.

В нынешних условиях главным становится умение разрешать проблемы, возникающие при реализации конкретных производственных задач [5]. Необходим некий симбиоз специальных знаний и способов применения их на практике. От специалиста требуется большая инициативность. Вместе с тем возрастает и его ответственность за принятые решения [6–8]. Усиление практической направленности обучения обуславливает потребность освоения студентом исследовательских и аналитических навыков [9]. Таким образом, для того чтобы стать успешным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций. В настоящее время их принято разделять на общие и профессиональные компетенции [10]. Общие являются универсальными, востребованы всеми профессиями. Специальные компетенции необходимы для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста. Для каждого человека профессиональное образование – это не только средство самоутверждения на производстве, но и драйвер социального лифта в обществе.

Выполненный всесторонний анализ имеющихся публикаций по данной тематике свидетельствует об отсутствии строгого определения понятия «компетенция». На наш взгляд, совпадающий с мнением многих ученых, более информативным является определение компетенций как комплекса обобщенных способов действий, обеспечивающего продуктивное выполнение производственной деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность [11].

Следует отметить, что формирование компетенций у студентов аграрных вузов имеет свои особенности [12]. Это обусловлено тем, что аграриям приходится работать с живыми системами, будь то растения или животные. Нельзя забывать о том, что специалисты-аграрии имеют особый социальный статус на селе, оказывая влияние на устойчивое развитие сельских территорий. Поэтому каждая конкретная ситуация требует индивидуального нестандартного подхода и принятия решений. В связи с этим меняется роль общеобразовательной школы в непрерывном образовательном процессе [12]. Сегодня она должна рассматриваться не только как место для обучения школьников, но и как практическая база подготовки будущих специалистов.

Целью исследования стал анализ значения и роли приобретенных профессиональных навыков школьников в ходе последующего обучения в вузе и овладения компетенциями. В качестве пилотного проекта предложена программа обучения основам пчеловодства в общеобразовательных школах Башкортостана.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования использованы общие методы научного познания: анализ и обобщение. Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исчерпывающей базой, включающей нормативные материалы в области профессионального высшего образования, а также труды отечественных ученых, представленные в глобальных сетевых ресурсах.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе прямой линии 20 июня 2019 г. президент РФ В.В. Путин отметил, что рост производительности труда является одной из ключевых проблем современной России. Это требует подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям рынка труда. Креативность и инициативность специалистов становятся основными ресурсами экономического и социального развития страны [13].

Как известно, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Ряд авторов выделяют в высшем образовании подсистему профессионального образования и, подсистему послевузовского профессионального образования [14; 15].

Общее образование предусматривает формирование как учебно-познавательных, так и профессионально-трудовых компетенций. Овладение ими развивает у школьников способность к самостоятельным действиям и способствует приобретению знаний и профессиональных навыков. Одновременно с этим у старшеклассников формируется отношение к профессии и труду, что может стать первым шагом к выбору профессии по призванию.

Нами проанализирован опыт формирования начальных профессиональных компетенций у школьников на примере привлечения их к занятию пчеловодством. Как известно, Башкортостан имеет давние традиции ведения пчеловодства. Поэтому школьники башкирских школ имеют возможность получить начальные навыки пчеловождения на семейных пасеках. Однако часто это сводится только к привлечению детей к работе по откачке меда или ремонту ульев.

Анализ состояния отечественного пчеловодства свидетельствует о том, что в последние годы в отрасли пчеловодства отмечается дефицит кадров, связанный в первую очередь со старением и уходом поколения пчеловодов, с одной стороны, и отсутствием желания у подрастающего поколения идти на их места, с другой.

Следует отметить, что это касается практически всех рабочих профессий как в сельской местности, так и в промышленности. Однако, на наш взгляд, в Башкортостане специальность пчеловода занимает по важности и пользе для народного хозяйства особое место среди всех других профессий. Республика Башкортостан была и остается на сегодняшний день флагманом пчеловодства в масштабах всей страны. Так, по статистическим данным около 10 % всех пчелиных семей и товарной продукции, произведенных в Российской Федерации, приходятся на долю республики. Для того чтобы обеспечить дальнейшее развитие отрасли, необходимо, на наш взгляд, уже на уровне общеобразовательных школ формировать у старшеклассников ценностные ориентиры, направленные на мотивацию к труду и последующему карьерному росту. Идея «компетентностного» образования в школе должна ориентировать педагогов на то, чтобы каждый ученик овладевал не только конкретными предметными, но и профессиональными умениями, позволяющими адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Это вполне соотносится с основными положениями «Стратегии модернизации содержания общего образования», в которой сформулированы основные положения компетентностного подхода в российском образовании.

Предлагаемая нами программа факультативных занятий по пчеловодству будет содержать следующие разделы:

1. Роль пчел в жизнедеятельности людей.

2. История развития и этапы становления пчеловодства.

3. Биология пчелиной семьи.

4. Специализация пасек.

5. Основные медоносы.

6. Пасечные постройки.

7. Сезонные работы на пасеке.

8. Инвентарь и оборудование.

9. Основные вредители и болезни пчел.

10. Основы маркетинга в пчеловодстве.

Реализация программы предполагает как аудиторные занятия, на которых школьники будут получать знания о биологических особенностях строения пчел, составе пчелиной семьи, функции пчелиной матки, рабочих пчел, трутней и т.д., так и практические занятия. Для получения начальных компетенций обязательными являются выезды на пасеку, в ходе которых дети познакомятся с основными операциями по уходу за пчелами. Набор навыков должен быть сформирован с учетом возраста ребят. Например, для младших классов на первом этапе достаточно ознакомительной экскурсии на пасеку. Старшеклассники могут уже выполнять операции по уходу за пчелами, участвовать в ремонте ульев и другого инвентаря. Важно, чтобы школьников на пасеке встретил опытный пчеловод, способный привить им любовь к пчелам. Трудовая закалка, полученная юными пчеловодами при работе на пасеке, для многих выпускников может стать основой в дальнейшем для выбора ими будущей профессии.

Считаем целесообразным включение отдельных вопросов по пчеловодству в программу школьных курсов «Технология», «Биология», когда ученики выполняют проекты и приобретают начальные исследовательские навыки, учатся анализировать, обобщать полученные данные и на их основе делать выводы.

На наш взгляд, предлагаемая структура обучающей программы по пчеловодству наиболее проста и понятна, при этом включает все основные аспекты пчеловождения. После согласования с Министерством образования и науки Республики Башкортостан данная программа по пчеловодству будет реализована в ближайшее время в качестве пилотного проекта в отдельных общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан. Предлагаемая разработка, как модель учебой проектной деятельности, готовилась для презентации на Международном конгрессе «Апимондия» в г. Уфе в сентябре 2022 г. К сожалению, из-за геополитических событий проведение конгресса в России отменено, что не может не вызывать большого сожаления. Российским пчеловодам есть что показать, а организованные в Бурзянском районе Башкортостана пчеловодческие деревни являются единственными в мире центрами бортничества.

При успешной реализации пилотного проекта предлагаемой практико-ориентированной обучающей программы она будет предложена для включения в образовательные программы во всех средних школах Республики Башкортостан, а также рекомендована для преподавания в других регионах Российской Федерации с развитым пчеловодством. Считаем, что это будет способствовать не только привитию любви к пчелам со школьной скамьи, но и послужит ориентиром при выборе будущей профессии.

Следует отметить, что пчелы на современном этапе рассматриваются не только как источник меда и других полезных пчелопродуктов, но и как важный элемент агробиоценоза. Это обусловлено тем, что повсеместное использование в растениеводстве и садоводстве химических средств защиты привело практически к полному исчезновению диких насекомых-опылителей, и пчелы остались фактически единственными организованными опылителями. Между тем более 70 % сельскохозяйственных растений являются энтомофильными и нуждаются в опылении. В результате опыления пчёлами урожайность энтомофильных культур увеличивается от 15 до 35 %, и заменить перекрёстное опыление растений каким-либо другим агротехнологическим приемом невозможно. Площади нуждающихся в опылении культур в районах интенсивного земледелия составляют более 9 млн га, при этом стоимость дополнительного урожая, получаемого благодаря пчелоопылению, оценивается в 10–12 млрд руб.

Развитие пчеловодства требует квалифицированных кадров, поэтому необходимо расширить подготовку специалистов-пчеловодов в колледжах и вузах. При этом начинать следует с проведения профориентационной работы среди школьников, используя различные формы. Для формирования интереса к будущей профессии у школьников и привития навыков исследовательской работы в Краснодарском крае, например, много лет успешно работает Малая сельскохозяйственная академия, объединяющая школьников со всех районов Кубани. Ежегодно на базе Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина проходят секционные заседания академии, на которых обсуждаются результаты исследований юных аграриев.

Компетенции (основы развития пчел, подкормка пчелиных семей, работа с инвентарем), приобретенные ими в школе, позволяют в будущем стать успешными студентами Кубанского ГАУ – одного из ведущих профильных вузов России. В процессе обучения студенты имеют возможность заниматься в студенческих научных кружках, которые функционируют при каждой кафедре. Например, при кафедре частной зоотехнии и свиноводства студенты занимаются усовершенствованием мобильных опылительных комплексов. В День пчелы, который ежегодно отмечается в мире 20 мая, в оборудованный кабинет пчеловодства приглашаются школьники из сельских и городских школ.

Для освоения инновационных технологий пчеловождения при университете на базе малого инновационного предприятия «ЖИВПРОМ» создана экспериментальная пасека. Работая на ней, обучающиеся в бакалавриате и магистратуре получают профессиональные компетенции и выполняют свои выпускные квалификационные работы. В будущем планируется привлечь к работе и школьников близлежащих школ.

Заключение

Существующий разрыв между требованиями работодателей на рынке труда и умениями молодых специалистов, которые они получают в процессе обучения, обусловил в условиях инновационной экономики необходимость реализации компетентностно-ориентированного подхода в обучении с использованием модели непрерывного профессионального образования. Переход на практико-ориентированное образование подразумевает разумное сочетание фундаментального образования и профессиональной прикладной подготовки. На этом принципе построены федеральные государственные образовательные стандарты (в сфере аграрного образования приказом Министерства образования № 669 от 17.07.2017 г. действует стандарт 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; направление подготовки – бакалавриат), которые являются основой формирования новой модели выпускника профессионального образовательного учреждения. Этот формат обучения позволяет перейти в профессиональном образовании от ориентации на воспроизводство знаний к их применению в практической деятельности. Свой вклад в концепцию компетентностно-ориентированного образования вносят факультативные занятия по пчеловодству в общеобразовательных школах, в результате которых у школьников к моменту окончания школы формируется ориентация в сфере будущей профессиональной деятельности. Важным аспектом является формирование устойчивого интереса к будущей профессии, начиная с общеобразовательных школ. Успех в воспитании интереса к профессии в значительной степени определяется тем, какой смысл приобретает учение для ученика, какое место займут новые знания в его жизни. На основании проведенного анализа опыта формирования начальных профессиональных компетенций у школьников на примере привлечения их к занятию пчеловодством, разработана программа факультативных занятий по пчеловодству в общеобразовательных школах.


Библиографическая ссылка

Исхаков Ю.Г., Нафиков С.Т., Комлацкий В.И. ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ДЛЯ БУДУЩЕГО КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 4. – С. 156-160;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39125 (дата обращения: 23.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674