Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА В СИСТЕМЕ AVN

Султанбаева Г.С. 1 Барганалиева Ж.К. 1 Асанбекова Н.О. 1
1 Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева
Практика в основной части образовательной программы бакалавриата – это обязательная составляющая обучения, которая непосредственно ориентирована на профессиональную и практическую подготовку студентов. Педагогическая практика называется «Школьным днем» и начинается со второго курса. При формировании рабочего графика в расписании учебного процесса на практику отводится один день каждой недели, который обозначается как «Школьный день». Основная задача второкурсников во время «Школьного дня» – ознакомление с учебным процессом в общеобразовательных школах, организация внеклассных занятий, получение базовых практических навыков. В рамках «Школьного дня» ученики знакомятся с воспитательной работой школы, участвуют в обучающих семинарах, праздниках, беседах, конференциях, проводят дополнительные и индивидуальные занятия с учениками, помогают учителю-предметнику и классному руководителю. Во время базовой профильной практики студенты третьего курса изучают методы организации учебно-воспитательной работы на уроках, знакомятся с методами и содержанием общественной работы, учатся работать в предметных кабинетах, проводить учебно-воспитательные и внеклассные заятия, а также кружки по предмету и приобретают необходимые навыки индивидуального подхода к учащимся и всему классу. По результатам профильно-базовой практики студенту предлагается представить заключение руководителя практики и отчет. По результатам практики получают соответствующую оценку. Студент проходит профильную педагогическую практику как учитель средних и старших классов. Содержание профильной педагогической практики должно соответствовать подготавливаемому профилю. Профильная педагогическая практика должна включать в себя учебно-познавательную практику. Основа учебно-познавательной практики – административная управленческая организация. По итогам студент предоставляет отчет о своей работе и отзыв руководителя практики. По результатам практики получают соответствующую оценку.
бакалавр
педагогическая практика
портфолио практиканта
студент
профильная базовая практика
профильная педагогическая практика
стандарт образования
1. Положение о педагогической практике КГУ им. Арабаева 28 октября 2016 г № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://arabaev.kg/adminka/upload/files/%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5.pdf (дата обращения: 19.04.2022).
2. Сыдыкова М.Б. Формирование профессиональных компетенций студентов бакалавров средствами информационных технологий // Менеджмент в образовании. Высшая школа Казахстана. 2012. № 4 (67). С. 99–104.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования № 1179/1 15.09.2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/200082 (дата обращения: 19.04.2022).
4. Султанбаева Г.С., Барганалиева Ж.К. Формирование исследовательских компетенций с использованием интерфейсов среды AVN и образовательного портфолио // Вестник НГУ им. С. Нааматова. 2016. С. 200–201.
5. Сыдыкова М.Б. Основы формирования компетентности студентов в самостоятельной работе по курсу математика // Международный научный журнал «Инновационная наука». Уфа, 2016. № 5. С. 172–176.

Педагогическая практика (ПП) занимает главное место при подготовке педагогических кадров. Наиважнейшей задачей общеобразовательных учреждений является подготовка учителей – кадров, которые могут отвечать современным требованиям общества, способствующих формированию студентов как личностей, которому способствует ПП. ПП является неотъемлемой частью педагогического процесса вузов, которая обеспечивает целостность подготовки учителей, как теоретически, так и практически. В нынешнее время учитель должен мобильно ориентироваться в меняющейся социальной ситуации, обладать мышлением, предполагающим системное видение педагогического процесса, направленным на создание индивидуально-творческого стиля профессиональной деятельности, на сотрудничество с обучающимися.

Цель исследования – создать модель электронного портфолио студента-практиканта (СП) и предложить ее для внедрения в систему AVN Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Материалы и методы исследования

ПП помогает формированию:

− основных ключевых компетенций: информационной, социально-коммуникативной, самоорганизации и разрешения проблем;

− специфических, ключевых компетенций: профессиональной и интеллектуальной;

− предметных компетенций учителя.

Вышеперечисленное позволяет делать выводы о методической компетентности педагога, которому способствует ПП как отдельная структура педагогического знания о построении, применении и развитии форм, средств и методов педагогической деятельности (ПД). Для будущего специалиста, т.е. учителя, необходимо знание содержания предметных дисциплин. Однако одного знания содержания дисциплины недостаточно при ПД, также необходимо знание психологии учащихся, педагогические навыки для организации качественной педагогической деятельности. Хорошее знание в предметной области является лишь одним из аспектов реализации методики обучения в рамках компетентностного подхода.

Объектами познания (ОП) педагогических технологий (ПТ) в процессе обучения являются технические устройства (ТУ) и системы в рамках «Проблем устойчивого развития», «Безопасности школьной среды» и «Энергоэффективности». ПП не занимается ТУ, но формирует методы их исследования.

ОП ПП – это обучение и воспитание учащихся непосредственно обучением разных школьных дисциплин.

Предметом рассмотрения ПП является деятельность учителя как методиста при обучении и воспитании учащихся. Другими словами, ПП дает возможность объединить знания в предметной области и процесс обучения.

ПП дает возможность студенту применить теоретические и практические навыки в ПД. При ее прохождении изучается методика теоретического исследования, также набирается опыт реализации учебного процесса в школе, т.е. в образовательном учреждении.

Исключительной особенностью ПП является процесс становления СП как будущего педагога, когда он учится работать с материалом предметной области, приемами и методами формирования компетентностно-развитой личности учащегося.

Программа ПП разработана на кафедре прикладной информатики (ПИ) на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), где получают дипломы будущие учителя. Также учитываются рабочие учебные планы по специальностям т.е. по направлениям подготовки и содержания читаемых дисциплин. Далее рассматривается на учебно-методическом совете факультета и утверждается первым проректором.

Обучающиеся студенты, работающие по своим направлениям подготовки, имеют возможность проходить ПП, а также преддипломную практику там, где работают, представив необходимые документы для отчетности. Если студенты работают не по своим направлениям подготовки или вообще не работают, то проходят практику согласно положению в школах, с которыми были заключены договоры между школой и вузом для прохождения ПП.

Во время ПП студент должен:

− показать себя как начинающий учитель;

− показать высокие моральные ценности;

− активно участвовать в общественной жизнедеятельности школы;

− быть примером для учащихся в плане дисциплины и трудолюбия.

В процессе ПП практикант должен:

− показать свои профессиональные качества;

− показать педагогическую культуру.

СП должен подчиняться внутреннему распорядку школы, в которой проходит практику, в соответствии с Уставом учреждения, а также выполнять поручения администрации учебно-воспитательного учреждения и руководителя практики.

СП может обратиться к руководителям практики, а также учебно-воспитательного учреждения при возникновении вопросов и предложений по улучшению организации и прохождении ПП, участвовать в педсовете, конференциях, семинарах, пользоваться библиотекой, пособиями в методическом кабинете [1].

Практика в основной части образовательной программы бакалавриата – это обязательная составляющая обучения, которая непосредственно ориентирована на профессиональную и практическую подготовку студентов.

ПП начинается со второго курса. При формировании рабочего графика в расписании учебного процесса на практику отводится один день каждой недели, который обозначается как «Школьный день». Основная задача второкурсников во время «Школьного дня» – ознакомление с учебным процессом в общеобразовательных школах, организация внеклассных занятий, получение базовых практических навыков.

В рамках «Школьного дня» ученики знакомятся с воспитательной работой школы, участвуют в обучающих семинарах, праздниках, беседах, конференциях, проводят дополнительные и индивидуальные занятия с учениками, помогают учителю-предметнику и классному руководителю.

Во время базовой профильной практики студенты третьего курса изучают методы организации учебно-воспитательной работы на уроках, знакомятся с методами и содержанием общественной работы, учатся работать в предметных кабинетах, проводить учебно-воспитательные и внеклассные занятия, а также кружки по предмету и приобретают необходимые навыки индивидуального подхода к учащимся и всему классу [2].

По результатам профильной базовой практики студенту предлагается представить заключение руководителя практики и отчет, по ее результатам СП получают соответствующие оценки.

Студент проходит профильную педагогическую практику как учитель средних и старших классов. Содержание профильной педагогической практики должно соответствовать подготавливаемому профилю.

Профильная педагогическая практика должна включать в себя учебно-познавательную практику. Основа учебно-познавательной практики – административная управленческая организация. По итогам студент предоставляет отчет о своей работе и отзыв руководителя практики. По результатам практики получают соответствующую оценку [3].

Научно-исследовательский проект (квалификационная работа) студента может быть частью педагогической практики:

− изучение отечественных и зарубежных достижений в области науки и образования, научно-педагогической литературы и другой специализированной информации в области актуальных знаний;

− участие в разработке проектов или исследованиях;

− сбор, обработка, анализ и систематизация научно-педагогической информации по теме (задаче);

− подготовка отчетов по теме или разделу;

− презентации на конференциях.

Конкретные виды практики в вузе определяются основной образовательной программой. Цель и задачи, программа и форма отчетности по каждому виду практики определяются вузом.

По итогам «Школьного дня» практикант пишет проект, а в конце года сдает бумажный отчет – портфолио (портфолио с французского языка «porter» означает «рассказывать, вести», а «folio» – «страница». Русско-английский словарь трактует портфолио как портфель. В терминологии бизнеса и менеджмента портфолио используется как портфель ценных бумаг. В словаре русского языка портфолио определяется как «собрание образцов фотографий, работ, собранных на кейсе или веб-сайте, предоставляющее информацию о товарах и услугах, предлагаемых учреждением или стороной для хранения документов») [4]. Это портфолио должно включать следующие документы: характеристика с места прохождения практики (с печатью), план воспитательной работы (в том числе на две темы с анализом методиста, классного руководителя), поурочный план урока по профилю (включая анализ методиста, классного руководителя), характеристика на ученика, фотоотчет с методистом, классным руководителем и руководителем практики.

Портфолио практиканта можно рассматривать, с одной стороны, как технологию, а с другой – как продукт. Здесь мы остановились на первой из этих позиций.

В данной статье под портфолио практиканта мы понимаем, с одной стороны, продукт, представляющий результаты и достижения студента на практике, с другой стороны, индивидуально подобранный набор студенческих материалов, описывающих степень планирование и анализ деятельности студентов в педагогической практике [5]. Мы предлагаем следующую модель электронной версии портфолио (рисунок).

Мы рассматривали портфолио как технологию оценки результатов педагогической практики студентов.

Поскольку мы проходим аккредитацию каждые пять лет, очень сложно сохранить бумажные портфолио такого количества студентов, и второе преимущество заключается в том, что переход от бумажного к электронному формату позволит методистам, руководителям практики легко сохранять и проверять данные в портфолио. Студенты будут загружать документы, входящие в вышеуказанное портфолио, в разделе педагогической практики портала AVN. Для методиста и студента это облегчит задачу, когда студенты разместят свои работы на портал своевременно, не дожидаясь очереди к методисту.

Вышеуказанная структура относится к студентам дневной формы обучения. Однако, поскольку большинство студентов дистанционного обучения работают по своей профессии, им необходимо будет загрузить копию трудовой книжки, справку с места работы занятости на портал AVN. Студенты дневной формы обучения должны будут разместить все документы, указанные в модели о практике на портал AVN и отправить дневник практики в электронном виде.

missing image file

Модель электронного портфолио студента-практиканта в системе AVN

Сейчас мы даем студентам дневного отделения дневники, которые заполняются от руки ежедневно, в будущем они смогут заполнить его в электронном виде и также загружать на портал AVN.

Заключение

Итак, в этой статье мы предложили модель электронного портфолио практиканта. Реализация предложенной нами модели способствовала бы быстрому доступу ко всем данным практиканта методистами и руководителями педагогической практики, также уменьшило бы бумажную волокиту ведения портфолио.

Предложенная модель портфолио облегчила бы работу не только студентов и методистов ПП, но и работу учебных частей факультета и университета.

Предложенная модель ведения электронного портфолио может быть использована, с некоторыми видоизменениями, другими видами прохождения практики, например производственной и т.д.


Библиографическая ссылка

Султанбаева Г.С., Барганалиева Ж.К., Асанбекова Н.О. МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА В СИСТЕМЕ AVN // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 4. – С. 110-113;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39117 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674