Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ У СПОРТСМЕНОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Кузнецова Ю.Н. 1 Деморецкая А.Д. 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры
В статье поднимается проблема недостаточной эмоциональной осведомленности спортсмена, обращается внимание на то, что эмоциональное состояние спортсмена является лучшим путеводителем в мире его профессиональной деятельности. Если спортсмен в своей работе научится грамотно распознавать эмоции и ощущения, то его способности к адекватному анализу последующих профессиональных действий будут значительно эффективнее. В статье представлены результаты исследования уровня тревожности с целью определения, какой уровень ситуативной и личностной тревожности характерен для гимнасток высокой квалификации. Также проведено исследование гимнасток на наличие когнитивных и соматических проявлений депрессии. Было проведено исследование эмоционального интеллекта гимнасток высшей квалификации по пяти шкалам (эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других). В статье были исследованы взаимосвязи эмоциональной осведомленности и уровня личностной и ситуативной тревожности гимнасток высокой квалификации. Обнаружение взаимосвязей между уровнями тревожности и эмоциональной осведомленности дает нам информацию о наличии у спортсменок навыков и способностей распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Также диагностируется способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач в своем профессиональном совершенствовании и способности к тренерской работе. На основании полученных данных планируется выделить актуальные тенденции развития эмоционального интеллекта, объективизировать процесс подбора средств и методов для развития эмоциональной осведомленности.
эмоциональный интеллект
ситуативная тревожность
личностная тревожность
эмоциональная осведомленность
1. Подгорная Ю.Н. Индивидуализация психологической подготовки в художественной гимнастике на основе учета соционических типов личности спортсменок // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 348–355.
2. Подгорная Ю.Н., Карлышев В.М., Параскевич О.В. Психологический профиль личности спортсмена по художественной гимнастике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 11 (141). С. 288–294.
3. Пегов В.А., Грибкова Л.П., Пегова А.В., Козлова А.Э. Мышление в пространстве в различных видах спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 344–348.
4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он значит больше, чем IQ. Пер. с англ. А.П. Исаевой. 6-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 544 с.
5. Стейн Б. Преимущества EQ: Эмоциональный интеллект и ваши успехи. М.: Издательство Баланс Бизнес Букс, 2007. 387 с.
6. Кузнецова Ю.Н., Ильченко И.Б., Забиров А.Н., Сивков В.А. Психолого-педагогические методы коррекции поведения спортсменов (гештальт-терапевтический аспект) // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6 (143). С. 280–286.

В своем профессиональном становлении каждый спортсмен сталкивается с ситуациями, после которых возникает ощущение, что, если бы он смог эмоционально проконтролировать себя в определенный момент, в дальнейшем спортивные результаты были бы гораздо благоприятней. Но так как жить с эмоциональным дискомфортом проблематично, то, как правило, спортсмен выбирает такую модель поведения, как избегание или отстранение от травмирующего опыта. Таким образом, постепенно спортсмен уменьшает свой круг общения, стараясь минимизировать негативные переживания после неудач и лишается осознанной возможности к изменению своего поведения и устранения причин эмоционального характера, которые привели к неудаче. Многие спортсмены вспоминают поведение своих коллег, и у них формируется установка, что других вариантов нет – жизнь такая. Активность и успешность такого спортсмена постепенно снижается до банального обслуживания своего тела на биологическом уровне. Необходимо понимать, что есть подсознательные процессы и сознательные паттерны, которые ведут спортсмена и влияют на его спортивный результат и результаты тренерской деятельности, в этих случаях работает причинно-следственная связь [1–3].

Лишь в последнее время появилась научная модель ума, объясняющая, каким образом очень многое из того, что мы делаем, может делаться под влиянием эмоций. Две лучшие оценки эмоционального интеллекта предложены Полом Экманом и Сеймуром Эпштейном. Оба предлагают базовый список качеств, которые выделяют эмоции из остальной ментальной жизни [4].

Дэниел Гоулман, эксперт в области эмоционального интеллекта, утверждал, что эмоции играют основополагающую роль в достижении успеха, как в работе, так и в семье [4].

По определению С.Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным» [5].

Таким образом, предметом нашего исследования стало изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня тревожности гимнасток высокой квалификации, как суммы навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

После завершения спортивной карьеры гимнастки, как правило, продолжают свою карьеру в тренерской работе, а одним из важнейших аспектов исполнительского мастерства гимнасток в современной художественной гимнастике является хореографическая подготовка. В процессе занятий хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определённые эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства.

Данный факт обусловливает создание в спортивной подготовке четко выстроенной системы диагностики эмоционального состояния спортсмена и налаживания комплексной системы мер по развитию эмоциональной осведомленности [6]. Развитый эмоциональный интеллект у гимнасток может послужить ресурсом для управления тревожным состоянием, с которым в процессе становления своей карьеры постоянно сталкиваются гимнастки.

Целью нашего исследования стало определение уровня личностной и ситуативной тревожности гимнасток высокой квалификации и взаимосвязь уровня тревожности со степенью развития эмоционального интеллекта.

Материалы и методы исследования

В ходе данной работы был использован метод педагогического наблюдения, тест Спилберга – Ханина на уровень тревожности, тест на определение эмоционального интеллекта Холла и тест «Шкала депрессии Бека».

Результаты исследования и их обсуждение

Мы провели диагностическое исследование 14 спортсменок высокой квалификации, имеющих звание КМС или МС России. Был применен тест Спилберга – Ханина для определения уровня ситуативной и личной тревожности. Также спортсменки были продиагностированы на предмет определения эмоционального интеллекта по Холлу и тест «Шкала депрессии Бека». Результаты исследования (наименьший и наибольший результат) представлены в табл. 1.

Общий балл по шкале депрессии Бека интерпретируется следующим образом:

0–9 баллов – отсутствие депрессивных симптомов;

10–15 баллов – легкая депрессия (субдепрессия);

16–19 баллов – умеренная депрессия;

20–29 баллов – выраженная депрессия;

30–69 баллов – тяжелая депрессия.

Общий балл по шкале тревожности интерпретируется следующим образом:

20–30 баллов – низкий уровень тревожности;

31–44 балла – средний уровень тревожности;

45–80 баллов – высокий уровень тревожности.

Общий балл по шкале эмоциональной осведомленности и эмпатии интерпретируется следующим образом:

6–24 балла – низкий уровень;

25–31 балл – средний уровень;

32–36 баллов – высокий уровень.

Таблица 1

Результаты исследования уровня тревожности, проявлений депрессии, уровня эмоционального интеллекта гимнасток высокой квалификации в баллах

Номер испытуемой

Шкала депрессии Бека

Шкала тревожности

Эмоциональный интеллект

Когнитивно-аффективные проявления

Соматические проявления

Ситуативная

Личностная

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Управление эмоциями других

1

4

2,2

36

46

26

18

20

28

27

2

0

5,5

35

42

32

19

27

29

27

3

0

5,5

44

52

24

21

18

25

20

4

3

7,6

44

40

32

22

28

29

20

5

3

0,3

43

40

33

28

28

30

30

6

7

6,1

42

45

30

26

35

36

36

7

12

5,7

48

54

28

19

19

26

14

8

4

0,4

34

33

27

27

27

32

32

9

2

2,0

40

37

29

25

26

30

25

10

2

1,1

26

38

33

28

29

32

30

11

3

3,0

31

34

19

19

18

14

18

12

6

4,2

33

46

19

19

18

14

18

13

9

2,7

40

32

34

27

30

31

30

14

9

6,3

48

39

19

19

18

14

18

Общий балл по шкале управления своими эмоциями и самомотивации интерпретируется следующим образом:

6–25 баллов – низкий уровень;

26–32 балла – средний уровень;

33–36 баллов – высокий уровень.

Общий балл по шкале управления эмоциями других интерпретируется следующим образом:

6–23 балла – низкий уровень;

24–30 баллов – средний уровень;

31–36 баллов – высокий уровень.

Данные по опросу Бека показали, что у десяти девушек отсутствуют депрессивные симптомы. Их показатели находятся в рамках 1–9 единиц. У четырех спортсменок присутствуют признаки легкой депрессии (субдепрессии).

Результаты опроса испытуемых по шкале ситуативной тревожности показали, что у одной девушки низкий уровень ситуативной тревожности, одиннадцать спортсменок имеют средний уровень ситуативной тревожности и две девушки с высоким уровнем тревожности.

По шкале личностной тревожности мы получили следующие результаты: девять девушек имеют средний уровень личностной тревожности и пять спортсменок с высоким уровнем тревожности.

Тест на определение эмоционального интеллекта состоит из нескольких аспектов для исследования:

Первая шкала, определяющая эмоциональную осведомленность, показывает нам, что четыре гимнастки имеют низкий уровень эмоциональной осведомленности, пять гимнасток имеют средний показатель и пять гимнасток с высокой эмоциональной осведомленностью.

По шкале, где мы можем увидеть уровень управления своими эмоциями гимнасток, получены следующие результаты: девять спортсменок плохо умеют управлять своими эмоциями, а пять имеют средние показатели по этому критерию.

Следующая шкала, раскрывающая уровень самомотивации спортсменок, демонстрирует нам следующее: шесть спортсменок имеют показатели низкого уровня самомотивации, семь спортсменок со средними показателями уровня самомотивации и только одна с высокими показателями уровня самомотивации.

Показатели по шкале уровня эмпатии у спортсменок показали, что у трех спортсменок уровень эмпатии на низком уровне, восемь спортсменок имеют средние результаты и только три спортсменки обладают высоким уровнем эмпатии.

И последняя шкала, показывающая уровень управление эмоциями других, констатирует следующие результаты: шесть спортсменок имеют низкие показатели, шесть спортсменок со средними показателями и две спортсменки с высокими результатами.

Анализ полученных данных позволяет нам сделать предположение, что в целом уровень развитости эмоционального интеллекта у гимнасток недостаточно развит по всем исследуемым шкалам. Уровень как ситуативной, так и личностной тревожности имеет достаточно высокие результаты. Однако депрессивные симптомы были обнаружены только у одной гимнастки. Конечно же, выборка для исследования мала, результаты можно оценить как предварительные.

На следующем этапе нашего исследования предполагалось проверить предположение о наличии взаимосвязи между уровнем ситуативной и личностной тревожности и уровнем эмоциональной осведомленности. Выбор только одной из шкал, определяющих уровень эмоционального интеллекта, был обусловлен тем, что наши респонденты – гимнастки высокой категории, имеющие звание кандидат в мастера спорта и мастер спорта, и дальнейшая их деятельность будет направлена на осуществление тренерской работы и использование своих навыков для достижения результатов уже следующего поколения гимнасток. Исходя из этого, мы решили ограничиться проверкой шкалы, которая демонстрирует уровень эмоциональной осведомленности. Проверка результатов взаимосвязи осуществлялась с применением статистического метода по критерию Стьюдента, где сравнивались средние значения двух выборок. По итогам исследования мы получили данные, которые представлены в табл. 2–5.

Таблица 2

Взаимосвязь уровня эмоциональной осведомлённости с низкой ситуативной тревожностью гимнасток высшей квалификации

Низкая ситуативная тревожность

Эмоциональная осведомленность

Показатель t

Результат

26

33

х ср

32,5

35

32

у ср

26

36

26

станд откл х

3,619392

33

19

станд откл у

6,0663

31

19

t расч

2,253921

34

27

t кр

2,78

   

α = 0,5

t расч ˂ t кр

Таблица 3

Взаимосвязь уровня эмоциональной осведомлённости с высокой ситуативной тревожностью гимнасток высшей квалификации

Высокая ситуативная тревожность

Эмоциональная осведомленность

Показатель t

Результат

44

24

х ср

43,625

44

32

у ср

28,625

48

28

станд откл х

3,113909

48

19

станд откл у

5,012484

43

33

t р

7,189736

42

30

t кр

2,45

40

29

α = 0,5

t расч. ˃t кр.

40

34

Таблица 4

Взаимосвязь уровня эмоциональной осведомлённости с низкой личностной тревожностью гимнасток высшей квалификации

Низкая личностная тревожность

Эмоциональная осведомленность

Показатель t

Результат

33

27

х ср

35,5

37

29

у ср

26,83333333

38

33

станд откл х

2,880972

34

19

станд откл у

6,585337

32

34

t расч

2,953402

39

19

t кр

2,78

   

α = 0,5

t расч. ˃t кр.

Таблица 5

Взаимосвязь уровня эмоциональной осведомлённости с высокой личностной тревожностью гимнасток высшей квалификации

Высокая личностная тревожность

Эмоциональная осведомленность

Показатель t

Результат

46

26

х ср

45,625

42

32

у ср

28

52

24

станд откл х

5,180665

40

32

станд откл у

4,810702

40

33

t расч

7,051259

45

30

t кр

2,45

54

28

α = 0,5

t расч. ˃t кр.

46

19

Данные табл. 2 показывают, что t расчетная меньше t критической, а значит, наше предположение о наличии связи между низкой ситуативной тревожностью и эмоциональной тревожностью не подтверждается, выборочный коэффициент не достоверен на уровне значимости 0,05. Следовательно, в генеральной совокупности не будет существовать взаимосвязь между низкой ситуативной тревожностью и эмоциональной осведомленностью. Мы можем констатировать, что низкий показатель интенсивности переживаний, которая возникает по отношению спортивным событиям, скорее всего не влияет на умение спортсменки распознавать эмоциональные состояния и возможность управления ими.

Исследование взаимосвязи между повышенной ситуативной тревожностью и эмоциональной осведомленностью, представленной в табл. 3, показывают, t расчетная больше t критической гипотеза отклоняется, выборочный коэффициент достоверен на уровне значимости 0,05. Следовательно, в генеральной совокупности будет существовать взаимосвязь между высокой ситуативной тревожностью и эмоциональной осведомленностью. Высокий уровень тревожности говорит об усилении восприимчивости к деталям перед ответственными событиями, а значит, гимнастка способна более серьезно и ответственно подходить к решению возникающих проблем, а в совокупности с эмоциональной осведомленностью способна к конструктивному использованию состояния повышенной ситуативной тревожности в профессиональной деятельности для достижения результата.

Данные табл. 4 показывают, t расчетная больше t критической гипотеза отклоняется, выборочный коэффициент достоверен на уровне значимости 0,05. Следовательно, в генеральной совокупности будет существовать взаимосвязь между низкой личностной тревожностью и эмоциональной осведомленностью.

Данные табл. 5 показывают, t расчетная больше t критической гипотеза отклоняется, выборочный коэффициент достоверен на уровне значимости 0,05. Следовательно, в генеральной совокупности будет существовать взаимосвязь между высокой личностной тревожностью и эмоциональной осведомленностью.

Основываясь на полученных данных, мы можем предположить, что возможность спортсмена осознано регулировать состояния личной тревожности и знания об текущем уровне тревожности, помогут прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности, предопределять возможные неудачи, оценки со стороны и являться приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок.

Заключение

У большинства спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастики не выявлены признаки депрессии и хорошо развито чувство эмпатии, что характерно для гимнасток высокой квалификации, занимающихся в системе многолетней подготовки. Однако у большинства испытуемых самомотивация и умение управлять своими эмоциями на низком уровне. Полученные в ходе исследования данные помогут нам в разработке методических рекомендаций для гимнасток высшей квалификации и в области саморегулирования их профессионального опыта и передачи знания начинающим гимнасткам. Методика будет предполагать использование знания наличествующего уровня тревожности для саморегулирования своего состояния, где состояние тревоги будет служить адаптационным механизмом, а возникающие эмоции – определять путь и сигнализировать о степени удовлетворения своих потребностей. Предполагается определить индикационные маркеры, которые помогут гимнасткам определять направление работы, быть максимально осознанными в переломные моменты, чтобы не пропустить сигналы и осмыслить их. Подготовка квалифицированных тренеров по художественной гимнастике должна включать себя подготовку в области эмоциональной осведомлённости, которые предъявляет современная спортивная практика с учётом перспективы.


Библиографическая ссылка

Кузнецова Ю.Н., Деморецкая А.Д. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ У СПОРТСМЕНОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 3. – С. 207-212;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39100 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674