Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УПРАВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫМ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Маликов Р.Ш. 1 Мухаметшин А.Г. 1 Маркова Н.Г. 1 Гарнышева Т.В. 1 Хакимова Г.А. 1 Калимуллина Р.Ш. 2
1 ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
2 МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения»
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении. Предметом исследования является нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное становление и развитие детей является основной задачей современности, что составляет основу самого главного заказа общества, поставленного перед школой. От нравственного воспитания в начальной школе зависит развитие духовности подрастающего поколения. Новое поколение государственных стандартов включает в свое содержание переработанную концепцию воспитания, в которой самая первая задача – помочь младшему школьнику стать нравственным человеком на примере культурных традиций народов многонациональной России. Чтобы получить хорошие результаты в нравственном воспитании младших школьников, необходимо разработать особую системную реализацию имеющихся ценностей, которые включены в содержание предмета «Литературное чтение». Каждый человек согласится, что нравственное воспитание подрастающего поколения основывается на правильном понимании смысла жизни, на сохранении и приумножении нравственных ценностей современного общества. Необходимо начать деятельность по нравственному воспитанию учащихся с первого класса. Многое зависит от того, что читает первоклассник на уроке литературного чтения, каково содержание текста. Услышанное и прочитанное первоклассником на уроках литературного чтения пробуждает его чувство гордости за свою Родину, народ, традиции, что позволяет осознать себя одним из звеньев великой страны. Прочитанные художественные произведения и материалы фольклора научат ребенка любить свою землю, беречь и приумножать красоты этой земли.
нравственное воспитание
младшие школьники
сказка
детская литература
чтение
учебник
художественное произведение
1. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru (дата обращения: 01.12.2021).
2. Козлова А.Г., Коростелкина Е.Н. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания в школе для глухих и слабослышащих детей / Научные изыскания магистрантов. ОПОП «Духовно-нравственное воспитание»: коллективная монография / Под общ. ред. А.Г. Козловой. СПб., 2020. С. 151–162.
3. Козлова А.Г., Луценко М.А. Духовное пение как средство формирования нравственной культуры подростков / Научные изыскания магистрантов. ОПОП «Духовно-нравственное воспитание»: коллективная монография / Под общ. ред. А.Г. Козловой. СПб., 2020. С. 185–188.
4. Козлова А.Г., Нагурная И.Ю. Особенности духовно-нравственного воспитания подростков в скаутской организации России / Научные изыскания магистрантов. ОПОП «Духовно-нравственное воспитание»: коллективная монография / Под общ. ред. А.Г. Козловой. СПб.,
2020. С. 129–133.
5. Маликов Р.Ш., Маркова Н.Г., Садыкова Л.Р., Беляева Н.Л., Хазратова Ф.В., Хайруллина Ф.Х. Управление развитием творческого потенциала старших дошкольников средствами народных сказок // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=30640 (дата обращения: 26.03.2021).
6. Батчаева Х.Х. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике. Казань: Издательство Казанского
университета, 2002. 300 с.

Исследование проблемы показывает, что необходимо обновить содержание нравственного воспитания в общеобразовательной школе. Использование детьми во внешкольное время современной аудиовизуальной техники, негативная информация в средствах массовой информации, компьютерные игры стимулируют современную школу бороться за нравственность школьников всех звеньев. Все это свидетельствует о необходимости усиления нравственного воспитания детей.

Таким образом, в реализации проблемы нравственного воспитания возникает ряд противоречий между:

1) потребностью общества в населении с нравственными убеждениями и нехваткой нравственно воспитанных граждан в обществе;

2) недостаточной нравственной воспитанностью детей и необходимостью усиления нравственного воспитания.

Проблема нравственного воспитания есть и будет самой актуальной в современной философии, психологии, педагогике, социологии и других науках. В прошлом свою деятельность и научные труды по нравственному воспитанию подрастающего поколения посвятили такие зарубежные классики педагогики, как Я.А. Коменский, Дени Дидро, Адольф Дистервег, Иоган Генрих Песталоцци и др.

По определению в словаре «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)», нравственное воспитание связано с педагогическими условиями, которые создает педагог. Такие условия предполагают привитие и развитие нравственных качеств личности. Нравственные качества считаются основными характеристиками человека, а его воспитание является одной из составляющей в целостном воспитательном процессе [1].

На основе материала художественного произведения необходимо научить детей анализировать нравственный выбор персонажей, какие положительные или отрицательные действия они совершили, какой герой достоин подражания, а какого следует избегать. Кропотливый анализ литературного материала и фольклора на содержание нравственных поступков позволит сформировать у ребенка верные убеждения, которых он будет придерживаться в последующей жизни. Нравственное воспитание основывается на всестороннем, глубоко убежденном, открытом, чистом, бескорыстном труде героев литературных произведений, которые свободны от вражды, ненависти, зависти, вредительства и других человеческих пороков. А.Г. Козлова и др. нравственное воспитание тесно связывают с духовым воспитанием [2–4].

Цель исследования – теоретически обосновать эффективность уроков литературного чтения в нравственном воспитании первоклассников.

Согласно цели исследования были поставлены нижеследующие задачи:

1. Исследовать научно-теоретические положения нравственного воспитания учащихся начальных классов.

2. Разработать систему нравственного воспитания первоклассников на уроках литературного чтения.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальном звене общеобразовательной школы.

Предметом исследования является процесс нравственного воспитания учащихся первых классов на уроках литературного чтения.

Гипотеза исследования предполагает, что нравственное воспитание учащихся первых классов станет эффективным, если: 1) раскрыть нравственное содержание изучаемых произведений на уроках чтения в первом классе; 2) разработать рекомендации для учителей по нравственному воспитанию первоклассников на уроках литературного чтения.

Материалы и методы исследования

Литературный материал любого уровня направлен прежде всего на воспитание читателя. Материалы русской литературы разных времен также нравственно направлены. По крайней мере, материал для начальной школы отобран таким образом, что по нему можно вести нравственное воспитание.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научно-теоретической, художественной и методической литературы; конструирование и отбор обучающего материала; наблюдение; прослушивание; повторение. Результаты исследования и их обсуждение

Русские сказки. О воспитательном значении фольклорного материала сказано очень много [5]. Имеются монографические работы, которые доказывают, что устное народное творчество имеет большое воспитательное значение [6].

Особенность сказки состоит в том, что в ней нет прямых наставлений. Там не прочитаешь наставления типа «делай так». Тем не менее в основу ее заложена глубокая мораль, которая учит как надо поступать или как не следует делать. Это и есть уроки народной нравственности. Этот урок усваивается постепенно. Повторное чтение сказки, пересказ содержания и др. виды работы доводят до сознания суть услышанного или прочитанного.

Русская народная сказка «Репка» учит первоклассников дружбе и согласию, трудолюбию и старательности; «Маша и медведь» учит быть послушным, не уходить из дома без разрешения взрослых и одному, чтобы избежать беды, а в затруднительной ситуации стараться найти выход из создавшейся проблемы; «Теремок», «Зимовье зверей» учат младших школьников дружить и раскрывают силу коллектива, способную помочь выйти из любой ситуации.

Сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» и др. учат слушаться старших и родителей. Сказка «У страха глаза велики» направлена на высмеивание таких человеческих пороков, как боязнь и трусость. Хитрость высмеивается в русских народных сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк», в которых главным персонажем является Лиса. «Каша из топора» посвящена критике такого человеческого порока, как жадность.

Русский народ трудолюбивого человека оценивает очень высоко, одаривает его щедро, что заложено в основу сказок «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка». Восхвалению мудрости посвящены русские народные сказки «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел». Русская народная сказка «Бобовое зернышко» призывает к заботе о близких людях. Старательности и вежливости учит сказка «Про ленивую и радивую».

Практически в основе всех русских народных сказок лежат примеры нравственного выбора. Задача учителя начальных классов – помочь ребенку обнаружить его и научить руководствоваться этим примером.

Летописи. В курсе «Литературное чтение» в начальных классах изучается такая тема, как летописи. При изучении летописей учащиеся мысленно переносятся в древний мир. Учитель призывает задумываться над прошлым своей страны, знакомит с бытом и государственным строем того времени.

При изучении летописей учащиеся изучают историзмы, выявляют, что означало то или иное старославянское слово, обращаясь к толковым словарям.

В летописях запечатлены исторические события, которые происходили в Древней Руси. Летопись – это документ, в котором исторические события зафиксированы в хронологической последовательности. Само слово «летопись» состоит из двух слов: лето – годы; пись – писать.

Работая над летописями, учитель проводит большую словарную работу по выявлению лексического значения слова. Благодаря такой кропотливой работе, учащиеся узнают о племенах, таких как славяне, варяги чудь, кривичи, древляне, поляне, северяне, вятичи, хорваты и т.д.

В результате словарной работы учащиеся узнают о многих историзмах, которые в настоящее время не используются. Летописи знакомят читателя с важнейшими событиями того времени, рассказывают о быте и жизни людей этого времени.

В летописях Нестора зафиксированы исторические события его времени. Он писал о воинах, победах и отступлениях, свадьбах князей, об окружении княжеского двора, городах, которые уже построились на русской земле, о вере и традициях греков и славян. Греки уже тогда целовали икону, тогда как русские оставались лишь язычниками.

В первом классе дети узнают, как составлялась славянская азбука, на основе которой развивалась старославянская письменность, которая сыграла весьма прогрессивную роль в развитии русского общества того времени.

Былины. В произведении «Илья Муромец» странники учили главного героя не думать зло о татарине, не убивать русских «в чистом поле». Это исторические наставления, воспитывающие нравственность на международном уровне. Человек не должен делать зло и даже не думать о злых намерениях. Родители дают своим детям благословение на хорошие дела, а на плохие деяния они добро не дают.

Во всем устном народном творчестве и в художественных произведениях воспевается простой человек труда, земледелия, тем самым воспитывается любовь к труду.

Художественные произведения, рассказы с нравственным содержанием. В начальном звене, в том числе и в первом классе, на уроках литературного чтения изучаются рассказы Л.Н. Толстого. Они в свое время вошли в книгу для чтения, составленную самим писателем, и были специально сочинены для детей этого возраста. Сочинения классика содержат большой материал для нравственного воспитания.

Л.Н. Толстой подчеркивал, что человеком можно назвать лишь того, кто любит труд, совершает добрые поступки по отношению к другим, честно отдает себя исполнению своих обязанностей. Писатель стыдит тех, кто сидит на чужой шее, ничего не делая.

Учебник литературного чтения содержит много рассказов К.Г. Паустовского. Анализ его рассказа «Стальное колечко» следует направить на любовь к близким и желание помочь им. Семья, как малая Родина, является наиболее близким сердцу достоянием, она составляет счастье человека.

Сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» посвящена высмеиванию хвастовства и трусости. Излишнее хвастовство в сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» приводит к самонаказанию.

В начальных классах изучаются произведения Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, А.П. Платонова, А.П. Гайдара, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.А. Осеевой, В.П. Катаева, К.Г. Паустовского, Е.Л. Шварца, Б.В. Заходера, М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, Е.А. Скребицкого, Ф.М. Достоевского, Х.К. Андерсена, А.И Куприна, В.Г. Короленко, А.С. Пушкина и др. Их произведения позволяют вести беседы на нравственную тему, раскрывают содержание понятия «нравственность» с разных сторон. Изучая их, дети с помощью учителя приходят к выводу: каким следует быть, а каким нельзя; как следует поступать в том или ином случае; с какой стороны следует себя проявить в обществе, как и в каких случаях помочь бедствующим людям, товарищам, друзьям. В целом начальный курс литературного чтения призван к нравственному воспитанию учащихся младших классов.

Воспитательные идеи, заложенные в художественные произведения, способствуют пониманию психологии взаимоотношений между персонажами, что затем поможет трансформировать его в реальный мир. Первоклассник начнет понимать, какими нормами – нравственными или безнравственными – руководствуются люди в тех или иных ситуациях.

Постепенно первоклассник набирает опыт правильного поведения и у него формируется больше нравственных представлений. Учащиеся все больше и больше накапливают знания о нравственных качествах и нормах поведения людей.

Религиозное содержание русского фольклора затем переходит в литературные сказки. Христианские сказки учат первоклассника быть последователями заповедей Бога, жить в мире и согласии с самим собой и окружающими.

Сказки А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» – приводят к мысли о том, что людям, живущим по нравственным нормам, добро возвращается многократно. В основу этих сказок А.С. Пушкин заложил такие общечеловеческие нормы, как не убивать, любить и уважать маму и папу, не врать, не завидовать и т.д. Нарушители нравственных законов не остаются ненаказанными. Во многих случаях их наказывает сама природа.

Русский народный героический эпос демонстрирует первоклассникам пример настоящего патриотизма. Богатыри из русских народных былин являются образцами нравственного поведения. Народ им присвоил такие нравственные качества, как альтруизм, смелость, бесстрашие, храбрость, решимость, отважность, героизм, честность, праведность, верность, прилежность, старание, чувство собственного достоинства и т.д. В процессе работы над произведением первоклассники дают оценку действиям персонажей, обсуждают их деяния, дают им характеристику, а также выражают свое мнение по отношению к этим героям.

Ученики с православным именем работают над раскрытием значения своих имен. Ребята с особым интересом выполняют это задание, так как оно непосредственно их затрагивает.

Следует отметить, что уроки литературного чтения и внеклассная работа по нравственному воспитанию учащихся начальных классов способствуют становлению и развитию личности настоящего гражданина необъятной Родины.

У русских детей пробуждается желание самостоятельно читать старославянское письмо, запоминать буквы азбуки, пробовать писать слова и предложения, используя эти специфические буквы старославянской азбуки. До 90 % дети не знакомы с историей и не знают о существовании старославянского письма, поэтому все это им становится весьма интересным, тем более в период овладения грамотой. Знакомство учащихся с старославянской письменностью приводит к нижеследующим выводам:

– развитие христианства на русской национальной идее породило нравственные начала: праведность, коллективизм, патриотизм и т.д.;

– необходимо совершить добрые дела при проведении христианских праздников, обычаев и традиций;

– способствовало объединению Отечества и Родины под знаменем нравственности.

Особое место в нравственном воспитании занимают русские пословицы и поговорки. Практически, каждую тематику литературного чтения они сопровождают доказательствами о правдивости нравственных изречений. В последнее время мало используются мысли о воспитании, заложенные в различные жанры русского устного народного творчества. Народная мысль о нравственности, заложенная в пословицы и поговорки, не устаревает, наоборот, приобретает новые значения. Поэтому работа над пословицами и поговорками имеет огромное значение в нравственном воспитании первоклассников.

Работа на уроках литературного чтения по нравственному воспитанию включает:

– раскрытие перед учащимися нравственных ценностей;

– овладение нравственными качествами;

– отказ от пошлости, низости, жесткости, цинизма;

– ориентир на доброту;

– любовь и уважение к малой и большой Родине, ее гражданам, языкам и культуре народов;

– желание трудиться в форме художественного чтения, отвлекаясь от компьютера и гаджетов;

– создание дружеских отношений между сверстниками и т.д.

missing image file

Средний уровень формирования нравственности у первоклассников экспериментальной группы по результатам двух методик

По управлению нравственным воспитанием детей на уроках чтения мы использовали ряд методик. Например, работа над пословицами и поговорками как дополнительный материал к темам уроков по нравственному воспитанию. Учащиеся на уроке литературного чтения слушают материал в чтении учителя, затем ведется беседа по содержанию материала, проводится словарная работа, учебный материал учащиеся читают про себя, затем несколько учащихся читают вслух, пересказывают содержание материала. Учащиеся первых классов должны уметь определить нравственные качества персонажей, о которых говорится в литературном материале для чтения, в каких качествах и действиях отражается их нравственный выбор, что затем подкрепляется народной мудростью, отраженной в русских пословицах и поговорках,

По второй методике такая же работа велась и с национально-региональным компонентом, т.е. использовались татарские пословицы и поговорки для доказательства правильности нравственного выбора литературных персонажей.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что нравственность у учащихся первых классов сформирована у большинства на среднем уровне: у 30 % учащихся нравственность поднялась на высокий уровень; у 40 % учащихся нравственность сформировалась на среднем уровне; у 30 % учащихся нравственность сформировалась на низком уровне.

Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию учащихся первых классов на уроках литературного чтения показала, что учителю целесообразно использовать дополнительный материал из русского устного народного творчества, а также из материалов национально-регионального компонента. Работа со специально отобранным материалом усилит нравственную воспитанность учащихся начальных классов.

Заключение

В результате исследования проблемы нравственного воспитания учащихся первых классов на уроках литературного чтения мы пришли к следующим выводам:

1. Анализ научно-теоретической литературы показал, что нравственное воспитание различными средствами нашло широкую и всестороннюю разработку. В научной литературе отражен путь становления и развития нравственного воспитания молодежи с древности до нашего времени. Литература освещает методику воспитания дошкольников, младших, средних и старших школьников, студентов средних профессиональных и высших учебных заведений.

2. Исследование художественно-литературного материала на уроках литературного чтения по нравственному воспитанию в начальном звене показало, что большинство из них направлено именно на нравственное воспитание. Художественная литература для чтения в начальном звене по программе «Школа России» носит нравственное содержание.

В программу и учебник первого класса включены художественные произведения из русского устного народного творчества, классиков русской литературы, известных детских поэтов и писателей. Практически все они носят нравственный характер и предоставляют возможность учителю вести воспитание с учащимися первых классов.

3. По результатам исследования содержания, форм и методов работы на уроках литературного чтения в первом классе следует отметить, что их необходимо разнообразить, а учителю необходимо творчески подойти к каждому из них при нравственном воспитании детей.


Библиографическая ссылка

Маликов Р.Ш., Мухаметшин А.Г., Маркова Н.Г., Гарнышева Т.В., Хакимова Г.А., Калимуллина Р.Ш. УПРАВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫМ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 3. – С. 158-163;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39091 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674