Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА КАК НОВАЯ ФОРМА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Лобастова М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский педагогический университет»
Выбор современных форм занятий физической культуры остается актуальным направлением научного поиска преподавателей физической культуры в системе среднего профессионального образования высшей школы. Так, одна из многих целей дисциплины «Физическая культура» среднего профессионального образования – это формирование способности направленного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья обучающегося. Современный студент требует от преподавателя физической культуры новых, интересных форм занятий. На наш взгляд, скандинавская ходьба может являться одним из видов спорта учебно-тренировочных занятий учебной программы «Физическая культура» и внеурочной деятельности. В статье проведен анализ практик скандинавской ходьбы и ее влияния на молодой организм человека. Определена положительная динамика функционального развития органов дыхательной системы, физической подготовленности (силы), а также сделано заключение, что занятия этой ходьбой существенно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата студентов разных медицинских групп. У обучающихся с отклонениями в здоровье отмечаются повышение работоспособности, улучшение сна. Поэтому актуальным будет внедрение новой формы спортивно-оздоровительной северной ходьбы в содержание дисциплины «Физическая культура» и внеурочную деятельность.
северная (скандинавская) ходьба
физическая культура
студенты
среднее профессиональное образование
учебный процесс
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1353 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70809794/ (дата обращения: 01.03.2022).
2. Алешина Е.И. Подосенков А.Л., Шивринская С.Е. Скандинавская ходьба как средство физического воспитания студентов СМГ: научно-методические основы // Фундаментальные исследования. 2014. № 9 (8). С. 1732–1736.
3. Волков А.В., Крысюк О.Б. Северная ходьба: учеб. пособие по направлению 49.04.01 «Физическая культура». СПб., 2014. 105 с.
4. Земба Е.А., Кудрявцев М.Д., Кочеткова Т.Н. Скандинавская ходьба в учебном процессе студентов: учеб. пособие. Красноярск, 2017. 96 с.
5. Коркин Е.В. Крысюк О.Б. Влияние занятий скандинавской ходьбой на работоспособность и качество жизни студентов физкультурного вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 1. С. 51–53.
6. Скандинавская ходьба (Nordik walking): метод. рекомендации / сост. О. Б. Никольская. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 44 с.

В настоящее время стремительно развивается технический прогресс. В первую очередь достижения науки и техники предназначены для упрощения жизни человека, но вместе с этим наблюдаются последствия малоподвижного образа жизни. XXI в. заполоняет индустрия гаджетов, андроидов, смартфонов, поэтому здоровый подвижный образ жизни вытесняется пассивным времяпрепровождением. В последнее время отмечается значительный рост заболеваемости COVID-19. Поэтому состояние здоровья современного студента имеет устойчивую тенденцию к снижению. Это подтверждают многочисленные исследования ученых, врачей и педагогов.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования одним из направлений в содержании программы «Физическая культура» является овладение студентами технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания [1]. Также президент России на последнем заседании Совета по развитию физической культуры и спорта отметил, что студенческий спорт должен быть доступен для всей молодежи. Основными задачами являются популяризация здорового образа жизни, физического развития, укрепление здоровья и активный отдых обучающихся в учебном заведении.

Поэтому проблема оптимизации физкультурных занятий и поиск современных форм физической культуры и направлений в спорте остаются актуальными задачами научного поиска преподавателей физической культуры в системе среднего профессионального образования высшей школы.

На наш взгляд, северная (скандинавская) ходьба может быть реализована как учебно-тренировочная дисциплина и как внеаудиторная спортивная деятельность. Проведенный анализ научных исследований ученых показал, что на сегодняшний день нет более универсального спортивно-оздоровительного направления, доступного по форме и оказывающего эффективное воздействие на организм студента независимо от его медицинской группы. Регулярные занятия скандинавской ходьбой положительно влияют на организм студентов [2-4]. Во время ходьбы с палками используется 90% мышц тела. Особенно важно, что улучшается осанка, значительно уменьшаются боли в спине, повышаются функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшается качество жизни молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

В исследованиях Е.В. Коркина и О.Б. Крысюк отмечено, что скандинавская ходьба – это новый вид оздоровительной ходьбы. С помощью скандинавских палок можно самостоятельно контролировать темп передвижения, а также снижается нагрузка на суставы ног. Скандинавские палки являются специальной опорой, делают ходьбу максимально безопасной. Для студентов данный вид двигательной активности подразумевает пребывание на свежем воздухе, что, в свою очередь, не только способствует повышению работоспособности и развитию выносливости, но и является профилактическим средством заболеваний бронхолегочной системы [5].

Таким образом, анализ литературы и собственный опыт говорят о том, что скандинавская ходьба действительно обладает необходимыми преимуществами и является очень перспективным направлением физической культуры.

Целью исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование включения скандинавской ходьбы в практику физического воспитания студентов среднего профессионального образования АлтГПУ.

Материал и методы исследования

В рамках данной статьи мы провели тестирование уровня физической подготовленности и функционального развития студентов 1-го курса. Нами выбраны следующие диагностические методики: анализ научно-методической литературы; анкетирование; проба Генчи и проба Штанге – оценка функциональной деятельности дыхательной системы (проба Генчи проводилась на фоне глубокого выдоха, а проба Штанге – на фоне глубокого вдоха). Было проведено тестирование состояния опорно-двигательного аппарата – визуальная оценка состояния опорно-двигательного аппарата (ОДА). Методика определения уровня расположения надплечий заключалась в том, что студент стоит лицом к диагностической сетке с контролем нейтрального положения. Оценка результата определялась по отмеченным точкам расположения надплечий относительно горизонтальной линии сетки. Норма – точки фиксации находятся на одном уровне. Асимметрия – если точки фиксации находятся на различном уровне, при этом указывается, с какой стороны. Методика оценки симметричности расположения костей таза заключалась в том, что, стоя лицом к диагностической сетке, обязательно выполняя контроль нейтрального положения стоп волонтера. Нормой считается, если просветы между треугольником талии и рукой симметричны с обеих сторон. Асимметрия – просветы с правой и левой стороны различаются, что говорит о смещении позвоночника в одну из сторон.

Оценка уровня физической подготовленности проводилась путем выполнения упражнений «отжимание» и «пресс». Оценка силы и выносливости мышц рук: упражнение «отжимание» выполнялось из исходного положения – упор лежа (девушки упор лежа с опорой на колени), руки располагаются на ширине плеч (кисть под плечом). При выполнении упражнения необходимо сохранять тело прямым (голова, плечи, таз образуют одну линию). При сгибании рук (угол сгибания в локтевом суставе более 90º, угол отведения плеча не более 45º) грудь приближать к полу на расстояние 7–8 см; при нарушении техники тест прекращается, засчитывается количество правильно выполненных отжиманий.

Оценка силы и выносливости мышц торса: упражнение «пресс» – лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты в коленях и ступни полностью стоят на полу. Вдохнуть, туловище подтянуть к коленям, округлив спину. Плавно опустить туловище, немного не дойдя плечами до пола, локти в стороны, выдохнуть. Локтями коснуться коленей. При нарушении техники тест прекращается, засчитывается количество правильно выполненных подходов.

В исследовании, которое проводилось на лыжной базе Алтайского педагогического университета, приняли участие 40 студентов 1-го курса среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «АлтГПУ» специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (набор групп осуществился впервые в 2021 г. и только по данной специальности). 20 студентов относились к контрольной группе и 20 человек входили в состав экспериментальной группы (таблица).

Численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «АлтГПУ» специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Медицинская группа

Экспериментальная группа

(кол-во человек)

Контрольная группа

(кол-во человек)

Основная

14

13

Подготовительная

1

1

Специальная

3

6

Инвалиды

2

0

Всего:

20

20

Скандинавская ходьба была включена как новый вид спорта в учебно-тренировочные занятия учебной дисциплины «Физическая культура». Занятия проходили один раз в неделю. В подготовительной части учебного занятия обязательно проводилась разминка – выполнение упражнений со скандинавскими палками. Студенты выполняли подготовительные упражнения с целью отработки отдельных элементов техники. Преподаватель по физической культуре рассказывал о происхождении, значении, видах нагрузки, воздействии на организм человека, занимающегося этим видом ходьбы. В основной части выполняли специальные упражнения, закрепляя технику северной ходьбы, а также непосредственно скандинавскую ходьбу. Ролевые игры сыграли существенную роль. Так, студенты отрабатывали навыки анализа, коррекции и «видения» ошибок в технике северной ходьбы. В заключительной части учебного занятия обязательно проводилась заминка (упражнения на гибкость, стретчинг). Самостоятельная работа обучающихся заключалась в создании картотеки для разминки, заминки, подготовительных и специальных упражнений. Студенты, имеющие основную и подготовительную медицинские группы, в сентябре проходили дистанцию 3 км, а с октября по декабрь – 5 км. Обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, ходили скандинавской ходьбой от 1 км до 2 км и более (маршрут был подобран индивидуально). Для студентов экспериментальной группы были организованы внеурочные занятия по северной ходьбе, которые проводились два раза в неделю.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретический анализ истории зарождения скандинавской ходьбы как самостоятельного вида тренировок показал, что профессиональные лыжники Финляндии начали использовать укороченные лыжные палки для занятий в теплое время года. В конце 1990-х гг. северная ходьба перевоплотилась в самостоятельный вид фитнеса и очень быстро распространилась среди жителей Германии и Австрии, а затем и по всему миру [6, с. 10–11].

В лечебно-оздоровительных учреждениях палки также давно используются в лечебной физкультуре. Как отдельный вид спорта ходьба с палками впервые описана в статье Марко Кантанева «Sauvakävely» в 1997 г. В этом же году газета организовала первые курсы ходьбы с палками в разных частях Финляндии. Согласно исследованию 2004 г., проведенному Suomen Gallup и спортивным обществом Suomen Latu в Финляндии, было 760 000 занимающихся ходьбой с палками.

С 2019 г. на основании приказа Министерства спорта Российской Федерации от 14.03.2019 № 199 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта» северная ходьба получила номер-код спортивной дисциплины 0840291811Л и включена в состав вида спорта «Спортивный туризм».

В 2000 г. только эти три страны входили в Международную Ассоциацию Скандинавской ходьбы (INWA). Сейчас в эту организацию входят более 20 стран.

Таким образом, анализ теоретических данных показывает стремительное развитие скандинавской ходьбы как самостоятельного вида спорта. Этот вид ходьбы, с медицинской точки зрения, великолепно подходит для занятий физической культурой и спортом, тем более что она имеет ряд преимуществ: занятия проводятся на открытом воздухе или недалеко от учебного заведения.

Анализ результатов анкетирования на предмет осведомления студентов о скандинавской ходьбе, а также оценка уровня их двигательной активности и нарушений заболеваний опорно-двигательного аппарата показали, что: в сентябре большая часть студентов имеют боли в спине (75% – в контрольной группе и 80% – в экспериментальной группе); нарушения или заболевания опорно-двигательного аппарата (70% и 65% соответственно); у 40% обучающихся контрольной группы и у 45% – экспериментальной группы часто болит голова; на вопросы: «Вы ходите пешком более 40 мин в сутки (не учитывать передвижение по дому, вузу, торговому центру)?» – «Да» ответили 55% обучающихся контрольной группы и 65% –экспериментальной группы, «Нет» – 45% обучающихся контрольной группы и 35% – экспериментальной группы; «Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом вне вуза?» – «Да» ответили 40% обучающихся контрольной группы и 25% – экспериментальной группы, «Нет» – 60% обучающихся контрольной группы и 85% – экспериментальной группы; о пользе скандинавской ходьбы слышали 10% обучающихся контрольной группы и 15% – экспериментальной группы.

Таким образом, несмотря на стремительный темп развития северной ходьбы в России и в мире, результаты ответов студентов показали их низкую осведомленность о спортивно-оздоровительной ходьбе. Большая часть студентов имеют нарушения ОДА, а также низкую двигательную активность.

Результаты исследования уровня физической подготовленности (силы) и функционального развития студентов 1-го курса на период эксперимента позволили определить существенную положительную динамику развития у экспериментальной группы.

В тесте «Отжимание» средний результат участников контрольной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен результату участников основной медицинской группы (далее ОМГ) – 15 раз, в специальной медицинской группе (далее СМГ) он составил 3 раза. При повторном тестировании контрольной группы в декабре количество отжиманий в ОМГ составило 16 раз, в СМГ – 5 повторений. Студенты подготовительной медицинской группы (далее ПМГ) показали стабильные результаты (1 студент). Так, средний результат увеличился на 1 раз у участников ОМГ, у участников ПМГ – на 0 и у участников СМГ – на 2 раза.

Средний результат экспериментальной группы в начале эксперимента составил у участников ОМГ 22 раза, у участников СМГ – 8 раз, у обучающихся инвалидов – 7 раз. При повторном тестировании экспериментальной группы результаты участников ОМГ – 25 раз, СМГ – 12 раз, обучающихся инвалидов – 10 раз. Так, средний результат увеличился на 3 у членов ОМГ, у участников СМГ – на 4 и у лиц с инвалидностью – на 3, у участника ПМГ – на 3 раза (1 обучающийся).

При выполнении теста «Пресс» средний результат контрольной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен в ОМГ – 64 раз, СМГ – 22. При повторном тестировании (декабрь) контрольной группы в декабре в ОМГ – 64 раз, в СМГ – 23 раза. В итоге средний результат увеличился на 1 у участников ОМГ, у участников СМГ уменьшился на 1 раз, в ПМГ увеличился на 1 раз.

Средний результат экспериментальной группы в начале эксперимента равен в ОМГ 52 раза, в СМГ – 18, у обучающихся инвалидов – 14. При повторном тестировании экспериментальной группы показатели ОМГ – 60 раз, СМГ – 25 раз, обучающихся инвалидов – 20. Так, средний результат увеличился на 8 у участников ОМГ, у участников СМГ – на 7 и у лиц с инвалидностью – на 6, у ПМГ – на 8 раза (1 обучающийся).

При выполнении теста «Проба Генчи» средний результат в контрольной группе в начале эксперимента составлял 35 секунд, в экспериментальной группе – 36 секунд; при повторном тестировании (декабрь) в контрольной группе – 37 секунд и в экспериментальной группе – 41 секунда. В итоге средний результат увеличился у участников контрольной группы на 2 секунды, а у экспериментальной группы – на 5 секунд.

При выполнении теста «Проба Штанге» средний результат контрольной группы в начале эксперимента составлял 41 секунду, экспериментальной группы – 52 секунды, при повторном тестировании (декабрь) контрольной группы – 42 секунды, экспериментальной группы – 54 секунды. В итоге средний результат увеличился у контрольной группы на 1 секунду, а у экспериментальной группы – на 2 секунды.

Таким образом, полученные результаты средних статистических данных позволили выявить положительную динамику в показателях физической подготовленности (силы) и повышения функциональной деятельности дыхательной системы у участников экспериментальной группы. Причем у многих студентов прекратились боли в спине, произошло существенное улучшение осанки. У ребят с отклонениями в состоянии здоровья увеличилась работоспособность, наладился сон.

Многие студенты планировали приобрести специальные палки для самостоятельных занятий скандинавской ходьбой. Несмотря на малое количество часов занятий в неделю, произошли существенные изменения показателей физической подготовленности и функционального развития у студентов экспериментальной группы. Трудности были в освоении техники северной ходьбы. Преподавателю приходилось каждое занятие проводить подготовительные упражнения для отработки отдельных значимых элементов.

Также подтверждены значительные изменения состояния ОДА обучающихся экспериментальной группы. Визуальная оценка показала, что у 100% студентов имеется асимметрия плеч и таза. Преподавателем была проведена коррекционная гимнастика с участниками обеих групп. Повторные результаты к концу исследования показали, что 100% студентов контрольной группы имеют те же отклонения, что и в начале эксперимента.

Всего у 45% обучающихся экспериментальной группы есть наличие асимметрии таза и у 10% – асимметрия плеч, так как эти учащиеся имеют заболевания ОДА, а также им требуются дополнительные занятия адаптивной физической культурой, длительный период занятий северной ходьбой с инструктором.

Заключение

Скандинавская ходьба как новая форма спортивно-оздоровительной направленности, несомненно, лидирует по эффективности воздействия на организм студентов всех медицинских групп. Естественные условия, хвойный лес и свежий воздух приносят занимающимся скандинавской ходьбой дополнительный оздоровительный эффект. Занятия северной ходьбой оказывают положительное влияние на функциональное развитие организма, на состояние ОДА, способствуют повышению уровня показателей физической подготовленности (силы) обучающихся.

В 2019 г. северная ходьба включена во всероссийский реестр видов спорта как спортивная дисциплина в составе вида спорта «Спортивный туризм». Поэтому очень важно развивать этот вид ходьбы как доступный для студентов, не требующий специальных дорогостоящих сооружений спорт в системе среднего специального образования вуза. Спорт как вид деятельности тесно связан с эмоциями, способствует коммуникации студентов, их физическому развитию и укреплению здоровья.

Таким образом, выявленные нами теоретические предпосылки существующих практик других регионов и экспериментальное обоснование включения скандинавской ходьбы в практику физического воспитания и спорта студентов среднего профессионального образования АлтГПУ доказывают существенное эффективное влияние на состояние их организма независимо от медицинской группы.


Библиографическая ссылка

Лобастова М.А. СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА КАК НОВАЯ ФОРМА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 3. – С. 153-157;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39090 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674