В соответствии с Конвенцией общественной Организации объединенных наций «О правах инвалидов», Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в нашей стране установлены равные права на получение образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Процент обучающихся студентов с особыми потребностями в высшей школе, которым требуются дополнительные технологии и средства, – 18,6%. Однако этот паттерн очень условный, так как он не отражает качество и уровень применения специальных программ и методик, поскольку включает в себя и технологии обучения по принципу «не выходя из дома», и использование дистанционных технологий на отдельных дисциплинах или в процессе самообразования. Часть образовательных программ для лиц с перфект-инвалидностью составляет 28,9% от всех программ высшего образования, по которым обучаются слушатели, студенты [1].
В настоящее время в высших школах на уровне регионов формируются несколько моделей инклюзивной образовательной системы, позволяющих на практическом уровне решить проблемы становления инклюзивного образования. Необходимым маркером реализации образовательной взаимоподчиняющей среды региона является взаимодействие различных образовательных систем. Согласованная работа всех лиц в образовании позволяет выработать единую платформу обеспечения инклюзивного процесса в условиях константно меняющейся ситуации в КФУ.
В 2015 г. Министерством образования и науки России был проведен Мониторинг по наличию образовательных программ инклюзивного образования и условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в 29 ведущих образовательных организациях высшего образования из 42. Он показал, что наибольшее количество студентов с особыми образовательными потребностями, перфект-инвалидностью обучаются в ЮФУ (386), МГТУ (206), УрФУ (160) и СВФУ (158) [2].
По предоставленным материалам в 28 образовательных организациях ВО из 29%, прошедших мониторинг получают ВО 2396 студентов-инвалидов, что составляет 0,5% от всех обучающихся в этих образовательных организациях. Кроме того, 88,3% студентов-инвалидов выбрали очную форму обучения, 10% – заочную и 1,4% обучаются по очно-заочной форме.
Большую работу проводят образовательные организации высшего образования по трудоустройству студентов с особенностями: взаимодействуют с Набережночелнинскими центрами занятости населения, проводят совместные учебно-тренинговые и мастер-классы по технологиям обучения будущей профессиональной деятельности, встречи с работодателями в рамках «Ночь науки», бенчмаркинг-тренинг по избранию вакансий, бенчмаркинг-экскурсии на предприятия, тестирование и индивидуальные консультации. Обучающие активно участвуют в данных программах, соорганизуемых и проводимых учреждениями [3].
Образовательные направления Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Южного федерального университета включают адаптационные дисциплины по подготовке к трудоустройству студентов с особыми образовательными потребностями, перфект-инвалидностью. Ряд образовательных организаций ВО продолжают наблюдать за выпускниками-инвалидами в течение первого года работы с целью определения степени адаптации на учебных местах (Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Томский политехнический университет, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского). Однако применение бенчмаркинг-практик не используется у нас на базе высшей школы, тем более для лиц с перфект-инвалидностью.
Помимо широкого круга исследовательских задач, бенчмаркинг-практики удовлетворяют актуальный запрос от практикующих специалистов: функционал данного направления позволит формировать наборы материалов в соответствии с конкретными нуждами студентов с перфект-инвалидностью. Кроме того, данная система применима во всем мире, будет обладать неограниченным потенциалом развития: она может быть расширена в сторону добавления нормативных данных новых параметров [4].
Также добавление данного вида деятельности в работу профессиональных образовательных организаций в области инклюзивного образования внесет значительный вклад в оптимизацию учебного процесса в высшей школе, с одной стороны, и поддержку самих людей с ограниченными возможностями здоровья – с другой. Необходимо отметить, что с непосредственно сопоставимыми с информацией о профессиональных организациях в сфере инклюзивного образования не слишком распространены, что делает будущие результаты исследования еще более весомыми и актуальными.
Наконец, добавление бенчмаркинг-практик в базу информационно-аналитической системы поддержки деятельности профессиональных организаций в сфере инклюзивного образования позволит сопоставить значения нормативных параметров, также в рамках работы над проектом будут решены три конкретные задачи: во-первых, существующие в качестве задела практики будут объединены в определенные средства, функционал которых будет принципиально обновлен и расширен; во-вторых, будут собраны, добавлены в базу и проанализированы данные об особенностях профессионального образования региона; и, в-третьих, будут собраны и добавлены в базу нормативные значения особенностей дизонтогенетического развития и возможных ресурсных компонентов при проведении бенчмаркинг-практик в высшей школе.
Научная проблема, на которой основывается настоящий проект, имеет три взаимосвязанных аспекта: специализированный (внедрение инклюзивного и интегративного направления в систему высшей школы), технический (непосредственное создание поддержки профессиональных организаций в сфере инклюзивного образования на основе организации бенчмаркинг-практики) и информационный (обеспечение информационных ресурсов в области инклюзивного образования).
Со специализированной точки зрения данное исследование рассматривается на уровне обработки (понимание и порождение) отдельных ресурсных практик, связанных с лицами с особыми образовательными потребностями. С момента осознания сообществом этого факта был сформирован некоторый список характеристик (например, количество студентов с особыми патологическими состояниями патогенеза, обучающихся в вузе), данный комплекс альтернативных дидактических разработок деятельности профессиональных организаций в сфере инклюзивного образования.
При этом некоторые из указанных переменных не содержатся в определенной базе данных и не могут быть получены путем экспертной оценки: для выяснения их значений используются так называемые нормативные исследования с участием студентов и слушателей разного профиля. К нормативным параметрам относятся, например, легкость представления концепта, обозначаемого нарушения, длительность реализации (не менее одного учебного года), степень ресурсной поддержки студентов и слушателей с особыми образовательными потребностями.
Но, чтобы контролировать результаты полученных данных, необходима определенная система поддержки. Сообществом востребованы бенчмаркинг-практики как показатель ресурсного компонента для поддержки образовательных организаций, в том числе и высшего образования, которые содержат значения параметров, собранные в ходе отдельного эксперимента, и таким способом избавляют всех сотрудников от необходимости каждый раз проделывать работу по сбору значений параметров самостоятельно. Сбалансированные вербальные и визуальные материалы, применяемые для бенчмаркинг-практик, требуются для решения не только исследовательских, но и практических задач (например, при оценке вариабельности предоставляемого материала).
Цель исследования заключается в научно-практическом обосновании и разработке содержания бенчмаркинг-практик на базе высшей школы. Использование бенчмаркинг-практик позволяет рассмотреть данную проблему как целеустремленный и сформированный процесс по усовершенствованию профессиональных и специальных компетенций у лиц с перфект-инвалидностью. Улучшение специфической модели по организации консорциума с применением в работе с лицами с особыми потребностями междисциплинарного взаимодействия позволит максимально эффективно реконструировать утраченные функции, а также улучшить профессиональные навыки специалистов, работающих в сфере сопровождения лиц с перфект-инвалидностью. Структура представленной работы включает в себя объективный, содержательный, организационно-процессуальный и интерпретационный компоненты.
Материалы и методы исследования
В процессе проведения исследования мы впервые стали применять бенчмаркинг-практики для слушателей переподготовки. Кроме того, выявлен вклад каждой из переменных базы в обработку информации в сфере инклюзивного образования. Результаты исследования будут сопоставлены с выводами, сделанными на основе аналогичных экспериментов.
Таким образом, полученные данные будут являться средством не только простым, но и доступным для свободного использования лицами с особыми образовательными потребностями в высшей школе. Главным способом представления результатов проекта научной и профессиональной общественности будет служить программа переподготовки специалистов, в которую будет входить сформированная программа бенчмаркинг-практики.
Результаты исследования и их обсуждение
Решению определенных задач содействовало использование следующих принципов работы с применением бенчмаркинг-практики:
1) принципа комплексного воздействия – осуществлялся путем воздействия на весь процесс обучения; основан на соблюдении единства диагностики и коррекции; на комплексном построении бенчмаркинг-практики с использованием различных ресурсов;
2) принципа коммуникативно-деятельностного подхода – помогал поддерживать интерес и мотивацию к процессу обучения через смену различных видов деятельности с его доступностью, динамичностью и наглядностью материала;
3) принципа учета возрастных, психолого-педагогических и личностных особенностей учащихся – основывался на изучении речевых и психических особенностей студентов, разработке микропрограмм индивидуального воздействия; использовании различных видов помощи (от минимальной до максимальной);
4) принципа дифференцированного подхода – реализовывался путем распределения студентов на группы с мотивации; адаптации к задачам образовательного контента бенчмаркинг-практики, постепенным усложнением форм и подборе дифференцированных заданий (от «заданий-инструкций» до «заданий-поисков»).
5) принцип связи речи с мышлением – предполагал усвоение материала не путем репродукции, а в процессе решения мыслительных задач.
Для изучения мотивации обучения в вузе была использована методика Т.И. Ильиной [3]. В качестве нулевой гипотезы (Н0) рассмотрим предположение об одинаковом воздействии традиционного обучения и программы бенчмаркинг-практики [5].
Сформулируем альтернативную гипотезу (Н1): бенчмаркинг-практики способствуют улучшению показателей мотивации у студентов.
Значение «х» составляет 2,2637.
Рассчитаем сумму квадратов между группами А по формуле (1):
(1)
А= 1,0083 и сумму квадратов внутри групп В по формуле (2):
(2)
В = 3,1139
Определим число степеней свободы k-1=1 и n-k=28. Теперь можно рассчитать эмпирическое значение F-отношения: Fэмп.= 9,0666.
Для уровня значимости α=0,01 и числа степеней свободы k-1=1 (в числителе) и n-k=28 (в знаменателе) по таблице критических значений находим критическое значение F-отношения: Fкр.=7,64. Поскольку Fэ ˃ Fкр., постольку нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная об эффективности, данные представлены на рисунке.
В ходе исследования уменьшилось количество студентов/слушателей по шкале «Приобретение диплома». Значимость и достоверность различий в выполнении заданий обучающимися ЭК и КГ были подтверждены с помощью однофакторного дисперсионного анализа.
Состояние мотивации с применением бенчмаркинг-практики
Выводы
Обобщая практические материалы обучающего эксперимента, мы пришли к следующим выводам.
1. Разработана нормативно-правовая база инклюзивного образования. В частности, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано точное определение данного направления и обозначена зона его применения, что содействует введению инклюзивного образования в учебные организации всех уровней. К сожалению, применение бенчмаркинг-практики разработано недостаточно.
2. Идет активная работа по обеспечению материально-технической базы для беспрепятственного перемещения и эффективного обучения лиц с перфект-инвалидностью в соответствии с международными стандартами.
3. Существует необходимость в ведении полного учета численности студентов с особыми образовательными потребностями в российских вузах.
4. Бенчмаркинг-практики используются недостаточно для эффективной организации учебного процесса.
5. Отсутствует необходимая подготовка педагогов и сотрудников вузов для эффективного взаимодействия с лицами с перфект-инвалидностью с применением бенчмаркинг-практик.
Библиографическая ссылка
Закирова Л.М., Комарова Л.Ю., Ямалеева Ф.М. БЕНЧМАРКИНГ-ПРАКТИКИ КАК РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 3. – С. 132-136;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39086 (дата обращения: 14.12.2024).