В российском образовательном пространстве всегда актуальна задача содействия мотивации личности на обучение, самообразование на протяжении всей жизни. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утвержденному в 2012 г., образование (общее, среднее, профессиональное) может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их.
Министерством образования и науки РФ в 2013 г. подготовлен Порядок организации деятельности по различным образовательным программам (приказ от 15.11.2013 № HT-1139/08), в котором впервые была упомянута форма семейного образования. В ст. 63 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании» отмечается возможность выбора формы образования в рамках получения знаний по общеобразовательным программам. Обучающиеся школ могут обучаться в форме самообразования.
Однако сегодня недостаточно разработаны методики и технологии, учитывающие аспекты семейного образования, хотя семейное образование вовсе не является новым форматом, а лишь «хорошо забытым старым». По сути, семейное обучение является первой, заложенной природой формой передачи моральных ценностей, знаний и профессиональных навыков старшим поколением младшему. В семьях крестьян и ремесленников система образования имела преемственный характер передачи профессиональных навыков и моральных ценностей от отца к сыну, от матери к дочери. Дети высших сословий получали образование более высокого уровня. Они обучались грамоте (с религиозным уклоном) с помощью наставников. Обозначенная Петром I потребность государства в качественном образовании, в том числе и в семейном формате, привела к формированию эпохи наёмных иностранных педагогов – гувернёров. На наш взгляд, императорская семья представляет собой образец семьи, где очень правильно и эффективно реализовывались принципы семейного образования. В первую очередь благодаря родителям, а также наставникам и гувернёрам, члены императорской семьи в домашних условиях получали блестящее образование.
В связи с объявленной советским государством (1918 г.) ликвидацией безграмотности был принят Декрет «Об единой трудовой школе РСФСР». Согласно новому документу посещение школы стало обязательно для всех, семейное обучение признано незаконным. В 2012 г. семейное образование вновь стало самостоятельной формой обучения доступной всем благодаря современным технологиям.
Цель исследования – анализ подходов к реализации семейного образования как одной из реальных альтернативных форм среднего общего образования, предусмотренной законодательством РФ.
Материалы и методы исследования
Недостаточная изученность аспектов семейного образования определила необходимость проведения социологического исследования (всего 132 респондента), анализа подходов к нетрадиционным формам обучения и конкретизации положительных и отрицательных моментов их реализации.
Необходимо различать понятия «надомное обучение», «дистанционное обучение», «семейное образование».
Надомное обучение – это обучение на дому строго по медицинским показаниям, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Следует отметить, что домашнее обучение – это не форма получения образования, а учебный процесс, осуществляемый учебным заведением в отношении обучающегося, который по некоторым причинам обучается дома (в больнице, вне школы) временно. Ответственность за качество образования остается за учебным заведением [1].
В связи с введением социального дистанцирования в период пандемии COVID-19 (2020–2022 гг.) особою актуальность приобрёл формат дистанционного образования (ДО), представляющий собой способ поддержки образовательного процесса на расстоянии через интернет. ДО может реализовать смешанное, синхронное, асинхронное, офлайн, онлайн обучение. Поэтому ДО является отличным вариативным решением для тех, кто не вписался в рамки традиционной очной системы обучения. Например, интровертам, ребятам с ОВЗ, юным спортсменам.
Форматы онлайн-обучения различны. Это видеоконференции, аудиоконференции, онлайн-вебинары и записи вебинаров, чат-занятия, телеприсутствие (экспериментальные школы Москвы), занятия на интерактивной платформе. Чаще всего в ДО используют несколько видов коммуникаций. В ходе их реализации учащиеся имеют возможность совершенствовать свои знания, умения и навыки работы с современными техникой и технологиями, осваивать культуру дистанционного общения, формирующими важные профессиональные качества.
ДО имеет индивидуальный, современный, гибкий и доступный характер. Связь между аудиторией и преподавателем поддерживается через интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Чтобы присоединиться к конференции, необходимо ввести в окне браузера лишь адрес сайта (URL). Сегодня все преподаватели, обучающиеся, родители знакомы платформами Microsoft Teams, Skype, Google Hangouts и др. Лидером конференц-решений стала платформа Zoom.
Дистанционное обучение ещё в 2005 г. обозначило свои позиции и роль в модернизации обучения. Коммерческими и некоммерческими организациями, союзом «Профессионалы в сфере образовательных технологий» созданы образовательные платформы и программы ЯКласс, Учи.ру, РЭШ, Яндекс. Учебник, Skyeng и т.д., предлагающие новые форматы обучения, близкие для понимания молодежи. Следует отметить, что популярность электронных образовательных платформ с интерактивными возможностями обучения активно растет в условиях всевозрастающего и востребованного тренда, как всеобщая цифровая трансформация. Главная цель образовательных платформ – повышение самодисциплины и мотивации к обучению, самообразованию.
Очевидно, что сегодня дистанционное образование перестало быть для нас экзотикой. В большинстве мы поняли, что при желании несложно получить самую разную информацию и что роль школьного учебника и его пересказа педагогом в классе уже не столь высока. Специализированные порталы предлагают видеоуроки на каждый класс и предмет. Возможности для самообразования растут с каждым днем.
Результаты исследования и их обсуждение
Реализация программы обучения без участия учебного заведения предусмотрена в семейном образовании, главной целью которого также остается получение, закрепление знаний, умений и навыков под руководством родителя и самодисциплины. Однако оценку качества образования осуществляет школа или иные учебные организации (Приказ Министерства образования № 1015, п. 20). Предметные промежуточные и итоговые аттестации проводятся в прикрепленных учебных заведениях бесплатно.
Принимать решение о выборе формы получения образования родители имеют право самостоятельно. При этом они обязаны осведомить о своём решении районный отдел образования по месту жительства или по месту нахождения школы, к которой был прикреплен ребенок. Далее следует заключить договор об аттестации с любой выбранной школой. Порядок аттестации определён федеральным законом и может регулироваться внутренними нормативными актами учебного заведения.
В основе семейного образования лежит предметный подход. Предметные знания оцениваются в тестовых заданиях ГИА, ЕГЭ. Оценке также подлежат метапредметные и личностные результаты. ФГОС рассматривает способы оценивания личностных результатов через самоопределение, смыслообразование (учение обучающегося на основе учебно-познавательных и социальных мотивов), морально-этическую ориентацию. Способность правильно оценивать рост своих достижений, умение определить направление пути дальнейшего развития могут быт отражены обучающимся в рефлексивном портфолио или в листе самооценки.
В триединой системе образования принцип интеграции содержания обучения школьников выполняет метапредметность. По мнению А.В. Хуторского, метапредметный подход в образовании разработан с целью устранения разобщённости дисциплин, их оторванности друг от друга и, как следствие, учебных предметов [2, 3].
Особо ярко проявляется метапредметность в естественнонаучных дисциплинах. Так, ещё в ХIХ в. Н.В. Гоголь отмечал: «Велика и поразительна область географии», указывая на то, что именно география повсеместна в науках естествознания. В наше время даже в рамках исторически сложившихся отдельных дисциплин или отраслей науки трудно выделить задачи только «своего», монодисциплинарного предмета исследования. В этой связи совершенно очевидна необходимость установления взаимосвязей между предметами и дисциплинами, что в свою очередь предопределяет важность организации добычи знаний, их оперированием и практическим использованием.
Авторы предлагают некоторый ряд примеров реализации метапредметности, как в семейном, так и в школьном образовании:
1. В младшем школьном звене при прочтении народных сказок находить такие способы, методы и приёмы работы, которые помогают развитию метапредметных навыков. Это могут быть рассуждения о явлениях, отражённых в произведении, вдумчивое осмысливание событий сказки, сопоставление исторических персонажей и этнокультурных традиций и др.
2. Вовлечь в активную мыслительную и исследовательскую деятельность при закреплении предметных знаний физики, математики, биологии, истории, обществознания, психологии, разбирая литературные произведения.
3. При изучении основных частей Мирового океана и их характеристик в курсе географии 7 класса устанавливать метапредметные связи с химией, физикой, биологией, экологией при установлении зависимости зонального распространения животного и растительного мира от физико-химических свойств вод океана.
4. С целью реализации метапредметных подходов в процессе школьного и семейного образования авторы успешно опробовали в 2004 г. познавательно-интеллектуальный конкурс «Межрегиональная олимпиада школьников «ГЕОтурнир»» на базе историко-географического факультета Чувашского госуниверситета. Сейчас это традиционное ежегодное мероприятие для учащихся школ и детей, обучающихся в семейном формате, в том числе и детей с ОВЗ. Мероприятие проходит в два этапа: заочный и очный. Заочный этап проходит на сервере дистанционного обучения Чувашского госуниверситета в системе Moodle, а с 2021 г. – и на платформе Zoom. Охват участников широк – до 500 чел. из Чувашской Республики и других регионов России. Вопросы и задания ГЕОтурнира традиционно затрагивают актуальные проблемы современности: военно-политические события России и мира, географии, топографии, картографии, физической, исторической, экономической и политической географии, экологии, биологии, химии и др. Задания ГЕОтурниров можно применять на уроках в школе и в семейном обучении для отработки метапредметных умений и навыков [4, 5], исследовательских умений, аналитического характера мышления, творческого подхода к решению разнообразных задач [6].
Таким образом, в реализации семейного образования следует обратить особое внимание на практическую основу метапредметных дисциплин – не просто запоминать, а овладеть способами и приёмами мышления, в том числе творческого. Научиться определять взаимосвязи между предметами, суть и содержание события или явления, прослеживать их причинно-следственные связи, «создавать узоры из идей». Развивать мышление и научить оперировать знаниями – вот основные задачи метапредметности, реализуемой в ходе семейного образования.
Следующее, на что должны обратить внимание родители при выборе семейного формата получения образования для своих детей – это морально-этическая ориентация личности. Нравственное формирование личности начинается в семье, где воспитание должно быть направлено на принятие систем ценностей общества, определяющих отношение и восприятие мира, других людей и самого себя. Способность эффективной коммуникации с другими людьми может развиваться в дружной семье. Однако следует отметить, что в каждой семье своя семейная идеология, национальный и религиозный уклад, семейная культура («О чем у нас говорится за завтраком, обедом, ужином»). Бесспорно одно: родители для своих детей являются природными педагогами и учителями, понимающими важность формирования гармонично развитой личности, умеющей строить планы, правильно оценивая свои достоинства и недостатки, согласовывать мысли и действия.
Так что побуждает родителей начать учить детей вне школы? Кто сегодня выбирает семейное образование?
По статистическим данным [7, 8] в последние годы заметно выросло число родителей и детей, предпочитающих семейное образование. В нашей стране до 2020 г. число обучающихся в семейном формате составляло 10 000 человек, на конец 2021 г. – 13 000. В целом мире на семейном обучении находятся до 3 000 000 детей. Безусловно, отчасти это связано с введением в мире и, в частности, в России ковидных ограничений. У родителей была возможность попробовать обучать своих детей дистанционно и оценить возможность получения качественного образования, применения современных образовательных методик, акцентировать внимание на отдельных предметах в частичном отрыве от школы. В том числе родители высоко оценили стрессоустойчивость ребёнка и определили главное преимущество семейного обучения – возможность дать детям более широкое и современное образование в гибком режиме и увлекательной форме. По данным [9] в США и Европе у детей на семейном образовании отмечены высокие результаты итоговых экзаменов (до 40 % по сравнению с результатами традиционной системы образования).
Как показала практика, часто выбирают внешкольное обучение многодетные родители. Когда любовь к детям перерастает в развитие одаренности своего чада. Когда хочется дать больше, чем положено по программе; когда родители убеждены, что они могут дать ребенку больше, чем школьная среда. Или, наоборот, приходится выбирать семейное образование из-за слабого здоровья ребенка. Мотивы родителей, выбирающих семейное образование, следующие:
− Предпочтение нестандартных систем развития ребёнка.
− Идеологические, религиозные устои семьи.
− Социальные: проживание за границей, частые переезды семьи, профессиональные особенности родителей, профессиональные занятия ребёнка спортом, музыкой и др., семьи беженцев, переселенцы.
− Психологические: проблемы с адаптацией в школе, конфликты ребёнка с учителем или одноклассниками, высокие или низкие умственные способности ребёнка, негативные воспоминания родителей о школе и др.
− Медицинские: инвалидность, ограниченные возможности здоровья, необходимость щадящего режима по состоянию здоровья ребёнка, отклонения в развитии.
В целом главные ориентиры и цели родителей, выбирающих неформализованный подход к развитию ребенка, сводятся к сбережению детства, выявлению и поддержке талантов.
Условия и возможности организации семейного образования у семей различны. В большинстве случаев обучение в семейном формате проходит дома (до 80 %). Здесь родитель полностью посвящён семье – он и завуч, и методист, и учитель, и родитель. 15 % обучающихся вне школы имеют возможность заниматься с репетиторами. До 6 % – обучаются в альтернативных школах [10].
Рассматриваемый формат получения образования в большей степени нацелен на то, чтобы ребёнок сам научился добывать знания и применять их на практике. В данном формате обучающийся может регулировать распорядок дня и определять свое желание продолжать занятия. В некоторые дни он может изучать до 3–4 параграфов или, наоборот, немного «отсидеться». Отмечено, при правильно организованном порядке образовательного процесса ребенок тратит на обучение гораздо меньше времени, чем в обычной школе. 5–6- часовой образовательный день школьного стандарта осваивается за 2–3 часа в семейном образовании [1]. Вера в ребенка, выявление и развитие его способностей – залог эффективности образовательного процесса в выбранном формате.
Разумеется, для родителей, выбирающих форму семейного обучения как альтернативу традиционному образовательному процессу, актуален вопрос социализации ребёнка. Здесь следует отметить, что школа – это не единственный источник социализации ребёнка и она (школа) далеко не всегда успешно справляется с этой задачей. Для некоторых детей школа является испытанием, высокой психологической нагрузкой. Не единичны случаи, когда, даже общаясь со сверстниками в школе, ребёнок всё же бывает одинок или вовсе становится изгоем. Если ребёнку плохо в школе или он потерял интерес к учёбе – значит, самое страшное уже произошло, но оно поправимо. Необходимо помочь ребёнку попробовать что-то изменить и не бояться перемен.
Гораздо благополучнее проходят социализацию дети в одобрительной среде: среди друзей во дворе, в секциях, кружках, воскресной школе, художественной, музыкальной и спортивной школах – где могут общаться и дети, и родители по интересам, духовному родству, участвовать в жизни социума.
Проведённый авторами опрос родителей показал, что у детей, обучающихся в рассматриваемом формате, остается достаточно много времени на дополнительные занятия, где они имеют широкий круг возможностей развиваться в интересующем их направлении и заводить друзей (подтверждение 72 % респондентов).
Выбор кружков и секций должен осуществляться исходя из желаний ребёнка. Не секрет, что часто родители пытаются осуществить свои нереализованные мечты через своих детей, и в этом смысле семейное образование – отличное подспорье. Здесь родитель может деликатно подтолкнуть ребёнка к получению нового опыта и умения, которые сам хотел бы получить в детстве, расширить круг его интересов (научить игре на гитаре, развиваться в спорте, музыке и др.). В семейном образовании родители, передавая свои мечты и надежды ребёнку, могут обеспечить его адаптированным распорядком дня и необходимыми ресурсами. Успех и радость от выбранного рода занятий будут способствовать развитию характера, приучению к систематической работе и ответственности, облагораживанию ребёнка, воспитанию отзывчивости на доброту и красоту. Безусловно, должны быть приоритетны интересы ребёнка, а не честолюбие родителя.
Анализ опыта семей, проведённый авторами статьи, показал, что положительные отзывы о реализации семейного образования достаточно весомы и аргументированы. Они выражаются в следующем:
1. Возможность реализации гибкого и индивидуального подхода обучения, учитывающего таланты и способности ребенка.
2. Высокий потенциал развития самодисциплины, самообразования, развития творческого и критического мышления. Возможность акцентировать внимание на «перспективных» предметах, необходимых в будущей профессии; уделять больше времени своим интересам в секциях и кружках.
3. Отсутствие негативного опыта социализации, психологической нагрузки, которые могут присутствовать в традиционной школе. Возможность «сбережения» детства и воспитания гармоничной личности в условиях любви.
4. Возрастание концентрации детей на занятиях, улучшение знаний и достижение более высоких результатов.
5. Приобретение родителями способности и возможности более эффективно оказывать помощь и поддержку ребенку в решении трудностей в процессе обучения. Приобретение или усовершенствование родителями навыков управления детским поведением.
6. Совершенствование коммуникативных навыков, навыков межличностного взаимодействия как в семье, так и за её пределами и др.
Однако встречаются семьи, где семейное образование рассматривается лишь как способ «откосить» от школы; семьи, где не удалось наладить механизм образовательного процесса; семьи, где дни и годы детей протекают беспорядочно; семьи, не нацеленные на занятие ребёнка большим, важным делом. Отмечено, что в таких случаях дети учатся без особого стремления, бездельничают, скучают. Всё же ещё раз следует отметить то, что в семейном образовании родители должны адекватно оценить свои возможности и чётко осознать ответственность за качество образования ребёнка. Родителю придётся полностью посвятить себя образованию и воспитанию детей, отказаться от карьеры и внешнего статуса, беспечного проведения досуга. В противном случае ребенок будет чувствовать себя обделённым вниманием, общением и, как следствие, будет скучать дома.
Заключение
Авторы статьи понимают, что тема семейного образования остра, является предметом многих споров, и, безусловно, никто из нас не застрахован от ошибок. Чтобы как можно реже их совершать, выбрать правильное направление в деле воспитания и образования детей, необходимо эту тему развивать, знакомить с опытом семей, анализировать положительные и отрицательные моменты такого образования. Сегодня семейное образование представляет собой реальную альтернативную форму общего среднего образования. Оно предусмотрено законодательством РФ и требует внимания исследователей и поддержки не только благими намерениями или красивыми речами, а именно результативными усилиями государства и общества.
Библиографическая ссылка
Вишневская М.П., Никитина О.В., Никонорова И.В., Сытина Т.Ф., Гуменюк А.Е., Никитин В.В. РАЗРЫВ ШАБЛОНА ОБРАЗОВАНИЯ: СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 3. – С. 115-120;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39083 (дата обращения: 14.12.2024).