Эпидемиологическая обстановка, сохраняющаяся с 2020 г., повлияла на все сферы человеческого общества. Одной из наиболее восприимчивых областей стал образовательный процесс, который, находясь под постоянной возможностью всеобщего перехода на удаленный формат, перестраивается быстрыми темпами и впитывает в себя все лучшее, что может предложить бурная цифровизация отрасли [1].
Одним из насущных вопросов при переходе на дистанционное обучение является коммуникация между учителем и учащимся. Использование современных мессенджеров, таких как WhatsApp, Viber, Telegram и др., позволяет осуществлять общение участников образовательного процесса на достаточном уровне [2]. Сегодня широкое применение нашли видеоконференции, информационные группы по изучаемым предметам и виртуальные помощники. При этом, получив распространение в области информационной поддержки удаленного учебно-воспитательного процесса, при возврате к традиционным формам плоды ускоренной цифровизации все так же остаются актуальными.
Одной из возможностей информационно-коммуникационных технологий, успешно адаптирующихся к области образования, является применение виртуальных ассистентов педагога. Идеи и основные принципы их построения позаимствованы из экономики.
Виртуальный собеседник, помощник, ассистент или чат-бот – программа, имитирующая человеческое общение, алгоритм которой ориентирован на решение поставленных задач посредством ведения диалога [3].
Общая теория использования виртуальных собеседников в образовательном процессе находится на стадии формирования, последние несколько лет издано много статей, посвящённых различным аспектам применения чат-ботов в качестве элемента автоматизированного рабочего места преподавателя. Примерами таких исследований могут служить работы С.С. Гречихина [4], Н.Н. Зильбермана, Е.Г. Ивановой, В.В. Кузнецова [5], А.А. Чивилева и др. [6].
Цель работы – исследовать готовность к применению информационных виртуальных помощников в образовательном процессе.
Материалы и методы исследования
Для проведения исследования воспользуемся следующей группой методов:
− анализ научной литературы по изучаемому вопросу;
− анализ передового педагогического опыта;
− педагогический эксперимент;
− методы математической обработки итогов эксперимента [7].
Виртуальные собеседники в современном образовании достаточно востребованы, и интерес к ним продолжает расти. Популярность технологии объясняется ростом профессиональной нагрузки на преподавателей. Темп деятельности повышается вместе с объемами информации, необходимыми для подготовки к уроку, увеличивается количество отчетности, разнообразнее становятся формы работы преподавателя. Применяемые информационно-коммуникационные технологии не только расширяют образовательный потенциал учебно-воспитательного процесса, дают возможность круглосуточного доступа учащимся и их родителям к учебным материалам и информации административного характера, но и оставляют все меньше свободного времени педагогу [8].
При рассмотрении трудовой деятельности учителя можно выделить многократно повторяющиеся стандартные операции, например ответы на однотипные вопросы как учебного, так и административного характера. Часто данные вопросы возникают у учащихся во внеурочное время, и к тому моменту, когда есть возможность их задать, они становятся неактуальными или ученики о них забывают. Разработка и внедрение виртуального собеседника по преподаваемому предмету позволяет не только своевременно решить затруднения учеников, но сделать более активными учащихся, которые в обычной жизни постеснялись бы озвучить вопрос.
Виртуальный ассистент – это приложение, которому педагог может частично делегировать свои функции. Сложно говорить о разработке универсального виртуального помощника учителя, в большинстве случаев он предназначен для решения узкого круга конкретных задач образовательного или управленческого характера. Рассмотрим преимущества, которые может дать виртуальный собеседник по преподаваемому предмету.
1. С помощью образовательного чат-бота можно значительно сократить количество обращений к преподавателю в мессенджерах, автоматизировав решение типичных, рутинных задач, тем самым разгрузив педагога, предоставив ему возможность заниматься более творческой частью педагогической деятельности.
2. Применение цифрового ассистента позволяет повысить производительность. В отличие от педагога, чат-бот может отвечать нескольким ученикам одновременно в любое удобное для них время.
3. Применение образовательного виртуального собеседника дает возможность повысить оперативность получения информации учащимися. Учитель может пропустить онлайн-сообщение, тогда как цифровой помощник ответит всем и сразу после обращения.
4. Использование виртуального собеседника в качестве информационной поддержки преподаваемого курса позволяет повысить регулярность выполнения текущих заданий и активизировать учебную деятельность. Для этого необходимо в автоматическом режиме информировать учащихся о контрольных сроках и необходимости своевременного выполнения и сдачи проделанной работы.
5. Внедрение онлайн-консультанта в образовательный процесс позволяет реализовывать индивидуальный подход к образовательным потребностям учеников.
6. За счет своей новизны и некоторой оригинальности данная форма может способствовать повышению мотивации учащихся.
Образовательные цифровые ассистенты могут быть выполнены в виде простых чат-ботов, функционал которых сводится к обмену сообщениями в мессенджерах, или представлять собой голосовые ассистенты, в основу которых положены сложные саморазвивающиеся алгоритмы, дающие возможность реализовать разнообразные коммуникативные функции.
Сегодня для нужд педагога существует значительный арсенал конструкторов виртуальных помощников, в которых, не обладая умениями и навыками программистов, на основе предлагаемых сценариев можно собрать образовательный чат-бот из готовых блоков. Для этого необходимо продумать сценарий работы бота, выбрать нужные компоненты и связать их между собой в визуальном редакторе. К таким приложениям относятся Вotmother, Aimylogic, Chatforma и др. Все они позволяют использовать чат-боты в различных мессенджерах: Telegram, WhatsApp, Viber, Facebook, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках. Однако в большинстве конструкторов цифровых ассистентов бесплатные функции сильно урезаны.
Можно выделить следующие возможности, доступные практически во всех приложениях данного типа:
1) гипертекстовое представление материала, позволяющее посредством перехода по ссылкам уточнить интересующий учащегося вопрос и подобрать более точный ответ;
2) возможность размещать документы, изображения и мультимедиа-материалы;
3) пользователей можно разделять по группам и осуществлять рассылку сообщений и учебных материалов. При этом она может быть запланированной на определенное время или периодичной;
4) если учащийся не может найти ответ на интересующий его вопрос, он может написать сообщение непосредственно преподавателю и получить ответ от человека;
5) учитель может просматривать диалоги учеников с ботом;
6) статистика по работе с образовательным виртуальным помощником, которую предоставляет конструктор чат-ботов, выявляет недостатки онлайн-ассистента и показывает пути его совершенствования.
Результаты исследования и их обсуждение
Несмотря на явные преимущества, которые дает использование элементов автоматизированного рабочего места учителя, в том числе виртуальных помощников, сегодня они только начинают набирать популярность среди педагогов. На наш взгляд, интересно оценить готовность будущих учителей к применению информационных виртуальных помощников в образовательном процессе. В качестве экспериментальной группы были выбраны 24 студента 4, 5 курсов педагогических специальностей физико-математического факультета Смоленского государственного университета.
Выделим структурные элементы готовности: содержательный, операционный и мотивационный компоненты. В качестве критериального аппарата оценки подготовленности педагогов к применению виртуальных ассистентов в образовательном процессе применим критерии, соответствующие тем компонентам, которые они описывают:
1. Содержательный (теоретическая подготовленность).
2. Операционный (практическая подготовленность).
3. Мотивационный (сформированность личностно-потребностной сферы в обучении) [9].
Опишем содержание компонентов модели подготовленности учителей к использованию виртуальных помощников в обучении:
1. Теоретическая подготовленность:
a) знание основных понятий, назначения, классификации чат-ботов, применяемых в образовательном процессе (владение понятийно-терминологическим аппаратом);
b) знание основных принципов работы конструкторов виртуальных помощников и базовых возможностей, которые они предоставляют педагогу для разработки собственного продукта;
c) знание специфики применения онлайн-ассистентов в учебно-воспитательном процессе (ориентация в разнообразии, особенностях и условиях использования различных видов чат-ботов в образовании).
2. Практическая подготовленность:
a) практическое владение конструкторами виртуальных помощников;
b) умение разрабатывать сценарии работы чат-бота, подбирать подходящие для его реализации компоненты;
c) умение осуществлять анализ и интерпретацию статистических результатов использования виртуальных помощников в обучении и модернизировать свой продукт на их основе;
d) умение иллюстрировать сущность применения онлайн-ассистентов конкретными примерами из области образования.
Результаты эксперимента по определению уровня подготовленности учителей к использованию онлайн-собеседников в обучении (%)
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Содержательный компонент |
42 |
33 |
25 |
Операционный компонент |
17 |
25 |
58 |
Мотивационный компонент |
33 |
42 |
25 |
Результаты эксперимента по определению уровня подготовленности учителей к использованию онлайн-собеседников в обучении (%)
3. Личная направленность:
a. понимание актуальности использования виртуальных помощников как элемента автоматизированного рабочего места учителя;
b. потребность в повышении своей методологической подготовки;
c. установка на получение знаний, умений и навыков применения онлайн-собеседников в образовании;
d. оценивание возможностей образовательных чат-ботов с точки зрения их значимости для повышения качества образовательного процесса.
Достаточная выраженность рассмотренных компонентов и их целостность свидетельствует о высоком уровне готовности к деятельности. Недостаточная их развитость указывает на средние или низкие уровни подготовленности учителей к использованию виртуальных помощников в образовательном процессе.
В ходе исследования готовности к применению онлайн-собеседников в учебно-воспитательном процессе экспериментальной группе были предложены анкета, основанная на работах Г.Е. Сенькиной, по формированию готовности к познавательной деятельности [10] и практическая работа по созданию образовательного чат-бота. Полученные результаты можно разделить на три уровня подготовленности педагогов к использованию онлайн-собеседников в обучении:
− высокий (70–100 %);
− средний (40–69 %);
− низкий (< 40 %).
Количественные итоги эксперимента по определению уровня подготовленности учителей к использованию онлайн-собеседников в обучении представлены в таблице и на рисунке.
Заключение
Полученные количественные результаты исследования уровня подготовленности учителей к использованию онлайн-собеседников в образовательном процессе позволили сделать следующие выводы.
1. Невысокие показатели проверки содержательного компонента подготовленности испытуемых к применению виртуальных помощников в обучении, на наш взгляд, с одной стороны, обусловлены отсутствием целенаправленной подготовки учителей к применению образовательных чат-ботов. С другой стороны, этому также способствует недостаточно высокая разработка общей научно-методической базы вопроса.
2. Высокие показатели, соответствующие операционному компоненту, можно объяснить общим высоким уровнем готовности к применению информационно-коммуникационных технологий у студентов старших курсов физико-математических специальностей. В перспективе интересным для анализа считаем определение уровня практического компонента подготовленности к использованию онлайн-ассистентов в образовании у других возрастных групп и педагогов другого профиля.
3. Показатели личностной направленности испытуемых средние. На наш взгляд, это связано с большим числом разнообразных возможностей использования современных информационно-коммуникационных технологий в педагогике. Умеренный интерес к образовательным чат-ботам со стороны будущих учителей позволяет надеяться на то, что виртуальные помощники займут достойное место в арсенале современного педагога.
Библиографическая ссылка
Быков А.А., Киселева О.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ПОМОЩНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 3. – С. 110-114;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39082 (дата обращения: 14.12.2024).