Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алпатова Н.С. 1 Фуреева Е.П. 2 Ульянова И.А. 3
1 НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт»
2 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
3 МДОУ «Детский сад № 94 «Полянка»
В статье рассматривается проблема формирования речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средством игровой деятельности. Раскрывается содержание понятия «общее недоразвитие речи». Оно трактуется как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Дано определение речевых навыков как речевого действия, достигшего определенной степени совершенства. Целью исследования выступает теоретическое обоснование и практическая реализация системы логопедической работы по формированию речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) в игровой деятельности. Определены этапы экспериментального исследования. Описаны результаты диагностического этапа исследования, приведены примеры диагностических заданий и игровых упражнений. В ходе исследования выявлены преобладающие у детей трудности; перечислены нарушения звукопроизношения, словообразования, фонематических процессов, составления распространенных предложений и связных текстов. В статье раскрывается содержание направлений логопедической работы и условий формирования речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Подчеркивается значимость игровой деятельности дошкольников в системе логопедической работы по преодолению речевых нарушений. По результатам повторной диагностики выявлена положительная динамика показателей сформированности речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Отмечается повышение мотивации детей к выполнению заданий на логопедических занятиях, улучшение качественных показателей сформированности речевых навыков. Представленные результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной логопедической работы.
формирование
речевые навыки
старшие дошкольники
общее недоразвитие речи
игровая деятельность
1. Логопедия. Теория и практика / Под ред. Т.Б. Филичевой. М.: Эксмо, 2017. 608 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 400 с.
3. Хорошавина Е.В. Формирование средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2014. 25 с.
4. Арсеньева М.В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2014. 23 с.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Авт.-сост. Г.В. Чиркина. 6-е изд. М.: Просвещение, 2017. 204 с.
6. Баряева Л.Б., Волосовец Т.В., Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной. СПб., 2014. 386 с.
7. Алпатова Н.С., Фуреева Е.П. Логопедическая работа по преодолению коммуникативной дезадаптации у детей с общим недоразвитием речи // The Scientific Heritage. 2020. № 45–6 (45). С. 65–67.

В последние годы наблюдается рост числа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи определяется как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается системное нарушение всеx компонентов речевой деятельности: лексико-грамматического строя речи, фонетико-фонематического развития [1].

Под речевым навыком понимают речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию [2].

Преодолением общего недоразвития речи занимались такие ученые, как Г.А. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многие другие. Исследователями доказано, что большим потенциалом для речевого развития детей дошкольного возраста обладает игра. В процессе игровой деятельности происходит улучшение диалогической речи, ее грамматического строя, активизируется словарь ребенка (Н.С. Жукова, Т.В. Кабанова, В.В. Коноваленко, А.В. Лагутина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.Ю. Щербакова, Е.В. Хорошавина и др.) [3, 4]. В связи с наличием системных речевых нарушений у данной категории детей задерживается развитие психических процессов и замедляется формирование навыков общения. Игровая деятельность способствует повышению уровня их речевого развития и коммуникативных навыков.

Формирование речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи предполагает наличие целостной воспитательной системы, обеспечивающей единство действий логопеда, воспитателя и родителей. При этом логопед должен владеть знаниями о структуре дефекта при общем недоразвитии речи, о специфике системы коррекционной работы в логопедической группе, об особенностях взаимодействия в процессе работы всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, а также о важной функции родителей в этой работе.

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая реализация системы логопедической работы по формированию речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) в игровой деятельности.

Материалы и методы исследования

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 94 «Полянка» г. Волжского. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) в количестве 12 чел.

В основу логопедической работы дошкольного образовательного учреждения положена Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Л.Б. Баряевой, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкиной и др., а также программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, Т.А. Ткаченко, А.В. Лагутиной.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе диагностики было выявлено, что у детей с общим недоразвитием речи преобладали такие нарушения звукопроизношения как ротацизм (100 %), ламбдацизм (100 %) и сигматизм (100 %). Дошкольники испытывали сложность в запоминании, проговаривании и воспроизведении слогов и слов (100 %).

Трудности возникали при назывании оттенков цветов (60 %), при возведении слов в уменьшительно-ласкательную степень (80 %), при использовании приставок и предлогов (100 %). Антонимы и синонимы дети образовывали с ошибками (100 %).

Особые затруднения были вызваны при выполнении заданий на воспроизведение похожих по звучанию звуков (100 %), а также при запоминании некоторых коротких слов (80 %). Задания на дифференциацию длинных и коротких слов большинство детей (60 %) выполняли с помощью взрослого.

Задания на составление текстов показали ограниченность использования дошкольниками сложных распространенных предложений (100 %), однородных членов предложения (100 %), а также трудности в использовании связной фразовой речи (100 %), в составлении развернутых синтаксических конструкций (100 %), в выборе нужных лексем (80 %).

Проведенное диагностическое исследование с использованием различных видов заданий в игровой форме позволили выявить ряд особенностей состояния речи детей с общим недоразвитием речи, которые необходимо учитывать в процессе реализации формирующего этапа экспериментальной работы.

Логопедическая работа с детьми осуществлялась в течение 6 месяцев и включала в себя следующие направления [5–7].

1. Развитие фонетико-фонематического восприятия

В рамках данного раздела были проведены занятия по темам: «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия», «Звук [У]. Выделение звука [У] из ряда гласных звуков, слов», «Звук [А]. Выделение начального ударного гласного звука [А] в словах», «Звук [И]. Выделение гласного звука в начале слов», «Звук [М]. Выделение согласного звука в начале слов» и др.

С целью развития фонетико-фонематического восприятия мы использовали ряд игровых заданий и упражнений. Например, были даны следующие задания: первое – «Различение на слух гласных и согласных звуков»; второе – «Формирование слоговой структуры слова». Использовались следующие игры и игровые упражнения: «Цепочка слов», «Веселый попугайчик», «Путешествие», «Вот так фрукты», «Повторюшки», «Кладоискатели» и др.

На начальном этапе логопедической работы задание на короткие/длинные слова выполнялось исключительно с помощью взрослого: дети путали и смешивали слоги в словах, меняли окончания, затруднялись в правильном произношении.

Запоминание и повтор слогов и слов также вызывали трудности. Слоги, повторяющиеся или похожие по звучанию, плохо дифференцировались и поэтому произносились либо с ошибками или заменами, либо дети их вовсе не проговаривали. В некоторых случаях дошкольники не могли произнести слоги правильно даже сопряжённо с логопедом.

При дифференцировании по различным признакам возникло большое количество трудностей и ошибок. Глухие/звонкие и шипящие/свистящие звуки дети отделяли при помощи взрослого. С остальными признаками дошкольники справились самостоятельно, лишь в некоторых случаях нужна была подсказка логопеда.

2. Развитие лексической стороны речи

В рамках данного раздела были проведены занятия по темам: «Игрушки», «Одежда», «Лес. Деревья», «Осень», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши» и др.

Для развития лексической стороны речи применялись задания и игровые упражнения. Например, первое задание было направлено на формирование познавательных процессов:

1) формирование внимания: игровые упражнения «Запомни, кто ты?», «Кто быстрей?» и др.;

2) формирование памяти: игровые упражнения «Поход в музей», «Что пропало?» и др.;

3) формирование мышления: игровые упражнения «Найди тайник», «Времена года» и др.;

4) формирование воображения: игровое упражнение «Что делает большая черепаха?», сюжетно-ролевая игра «Пираты» и др.

В ходе выполнения задания было выявлено, что большинство дошкольников с общим недоразвитием речи (60 %) с ним справились. Задания на внимание, воображение и мышление выполнялись с удовольствием и минимальным количеством ошибок.

Следует отметить, что дошкольники с общим недоразвитием речи, по сравнению с нормотипичными детьми того же возраста, помимо речевого дефекта характеризуются недостаточным развитием восприятия, воображения, внимания и других психических процессов. Эти дети отличаются повышенной эмоциональной ранимостью, обидчивостью, застенчивостью, иногда конфликтностью, агрессивными проявлениями и т.д. Помимо этого у таких детей наблюдается быстрая утомляемость, недостаточное развитие моторики, нарушение координации движений.

Второе задание было направлено на развитие активного словаря детей. Нами использовались такие игровые упражнения, как «Поездка в зоопарк на автобусе», «Дорога домой», «Чаепитие», «Что за слово?», «По алфавиту» и др.

3. Развитие грамматической стороны речи

Данный раздел предполагал проведение комплекса занятий по темам: «Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения», «Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе», «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе», «Согласование числительных один – одна с существительными», «Согласование существительного и глагола в роде и числе» и др.

В процессе логопедической работы применялись следующие задания и игровые упражнения: первое задание было направлено на формирование навыков словообразования с использованием игровых упражнений: «Друзья-зверушки пошли в лес», «Назови ласково», «Волшебные приставки» и др.

На первом этапе логопедической работы большая часть детей с ошибками использовали уменьшительно-ласкательные суффиксы. Например, вместо слова «лес» дети называли «лесик», вместо «дуб» – «дубичек».

Второе задание было направлено на изучение уровня словоизменения. Нами использовались следующие игровые упражнения: «Найди себе пару», «Чего много в магазине?», «Передай мяч», «Как это бывает?», «О чем мечтает?», «Я знаю пять названий», «Что во мне изменилось?», «Стулья», «Любящая семья» и др.

У нескольких детей возникли затруднения с образованием множественного числа существительных. Кроме того, после прослушивания стихотворения «Андрюшка» дошкольники назвали все игрушки, о которых там говорилось, но на конкретный вопрос «Чего много было в магазине?» дети ошибочно отвечали «слон, собаки, кукла», что говорит о несформированности родительного падежа. В задании на образование творительного и предложного падежей существительных дети также допускали много ошибок.

Третье задание заключалось в образовании новых слов: глаголов, прилагательных, существительных приставочным и суффиксальным способами. Были использованы следующие игровые упражнения на преобразование этих частей речи: «Кто быстрей?», «Фанты», «Подбери словечко», «Кто где спрятался», «Мяч», «Семья идет в магазин», «Что из чего сделано?», «Кто, где живет?», «Подбери словечко», «Сыщики», «Скажи по-другому» и др.

Первоначально трудности вызывали задания, связанные с образованием прилагательных. Большинство детей (80 %) выполняли это задание исключительно с помощью логопеда. Только 20 % дошкольников смогли выполнить это задание правильно, без подсказки взрослого.

Подбор синонимов к словам выявил скудный запас прилагательных в активном словаре детей. К каждому слову самостоятельно они могли подобрать не более двух признаков – по цвету или по форме.

Игра «Сыщики» подтвердила, что дети плохо знают простые предлоги (на, за, под, в) и имеют трудности в их назывании.

Задание на подбор антонимов позволило также выявить некоторые затруднения. Примеры ответов детей: а) дорога широкая – тропинка «маленькая», «небольшая»; б) пирожное сладкое – лекарство «противное», «невкусное»; в) ночью темно – днем «хорошо», «гулять можно» и т.д.

Четвертое задание заключалось в составлении:

1) текста-повествования с использованием кукольного театра или игры «Сказочные герои» и др.;

2) текста – описания любимой игрушки, своего внешнего вида и др.;

3) текста-рассуждения на темы: «Доктора», «Мы-космонавты» и др.

Задания на составление текста-описания и текста-рассуждения вызывали существенные трудности у дошкольников, поэтому выполнялись исключительно под руководством логопеда. Отмечалось отсутствие опорных слов, перехода от одной части текста к другой, преобладание простых предложений, наличие грамматических и лексических ошибок.

4. Развитие связной речи

Данный раздел предполагал проведение комплекса занятий по темам: «Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию», «Составление рассказа по следам продемонстрированного действия», «Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных картин», «Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины» и др.

В процессе логопедической работы применялись следующие задания: первое задание – составление рассказа по серии картинок, пересказ с элементами творчества. Например, «Пойми меня», «Сочиняем песню» и др.

В процессе выполнения этого задания у детей отмечались следующие трудности: составление рассказа по наводящим вопросам, по образцу логопеда и других детей; пропуски предложений либо их перестановка; использование однотипных простых нераспространенных предложений.

Второе задание – восстановление деформированных предложений с использованием игровых упражнений: «Закончи предложение», «Письмо от Незнайки», «Подскажи словечко», «Музыканты», «Собери все яблоки» и др.

На первом этапе логопедической работы задания выполнялись детьми с активной помощью логопеда. Отмечался ограниченный активный словарь и нарушение восприятия чужой речи.

Третье задание предполагало восстановление предложений со смысловой деформацией. Для этого использовались такие игровые упражнения, как «Пошутили», «Полминутки на шутку» и др. В процессе выполнения заданий дети были внимательны и исправляли неправильные предложения практически без ошибок.

Четвертое задание – составление сказки. Логопед был рассказчиком, он начинал говорить, а дети продолжали повествование либо самостоятельно, либо по наводящим вопросам. Дошкольники активно включались в процесс придумывания сказки, проявляли заинтересованность. В процессе работы осуществлялось моделирование игровых ситуаций с целью развития и формирования речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи; логопед помогал дополнять речь персонажей различными прилагательными и глаголами, создавал проблемные ситуации, которые дети успешно обыгрывали и решали. Показательно, что дети запомнили основные моменты, изображенные на картинах, а некоторые даже увидели и запомнили несколько неприметных, но интересных деталей.

Первоначально трудности при выполнении данного задания заключались в том, что некоторые дошкольники называли отдельные предметы, действия или персонажей, не составляя из этого какой-либо рассказ. Логопеду часто приходилось выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организатора совместных игр. Постепенно у детей появлялась потребность в речевом общении, социальном взаимодействии. Дети начинали обращаться к взрослому, сверстникам с просьбой помочь и с желанием сообщить ту или иную информацию.

После проведения формирующего этапа эксперимента мы провели повторную диагностику с целью определения эффективности проведенной логопедической работы. Было выявлено, что у дошкольников с общим недоразвитием речи значительно повысился уровень сформированности речевых навыков по сравнению с показателями первичной диагностики. В заданиях, которые ранее вызывали затруднения, дети стали допускать меньше ошибок при их выполнении.

Заключение

Количество детей, имеющих различные нарушения звукопроизношения, уменьшилось, улучшилась способность дошкольников к запоминанию и правильному воспроизведению слогов и слов. Значительно вырос активный словарь. Дошкольники стали лучше справляться с называнием слов в уменьшительно-ласкательной форме, правильно использовать приставки и предлоги. Словарный запас обогатился за счет применения синонимов и антонимов.

При работе с текстами дети данной категории стали более уверенно составлять предложения, связывать их между собой, распространять некоторыми дополнениями и определениями. Содержание текстов улучшилось, стало развернутым и интересным.

Составление рассказов по картинкам, сериям картинок, сочинение сказок показало, что уровень развития связной речи детей возрос. Фразы стали длиннее и полнее по содержанию, сократилось количество ошибок в построении предложений, значительно шире стал сюжет и сюжетная линия.

Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи появилась мотивация к правильному выполнению заданий, связанных с развитием речевых навыков, а использование игровой деятельности явилось необходимым условием их речевого развития. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной логопедической работы.


Библиографическая ссылка

Алпатова Н.С., Фуреева Е.П., Ульянова И.А. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 3. – С. 92-96;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39079 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674