Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

БАЗОВАЯ ШКОЛА И ВУЗ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Николаева А.Д. 1 Неустроева А.Н. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье рассматривается опыт открытия базовых школ при кафедре начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета, предметом исследования стало содержание работы базовых школ как ресурсных центров подготовки будущих учителей начальных классов. В статье раскрыты основные цели и задачи их деятельности, актуализированные на современном этапе внедрения корпоративного обучения в профессиональном образовании, которые трансформируют базовые школы из площадок педагогической практики студентов в региональные исследовательские центры. В статье изложен собственный опыт открытия базовых школ при университете, включая процедуры разработки и утверждения соответствующей документации, содержания планов совместной работы и др. Авторами раскрыт новый формат взаимодействия вуза и базовой школы, определены возможные перспективные направления работы со студентами как будущими учителями в сотрудничестве преподавателя вуза и учителя-наставника, а также в рамках взаимодействия студенческих проектных команд. В данной статье использованы исключительно теоретические методы анализа фактической информации, обобщения, наблюдения, изучения документации. Статья может быть интересна преподавателям и методистам, студентам педагогической направленности профессиональной подготовки в организации опытной работы с базовыми школами.
базовая школа
педагогическая практика
вуз
социальное партнерство
практико-ориентированность обучения
корпоративное обучение
1. Намсинк Е.В. Корпоративная подготовка педагогов в образовательном пространстве современной отечественной школы // Научный форум: Педагогика и психология: Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции (Москва, 07–14 декабря 2017 г.). М.: ООО «Международный центр науки и образования», 2017. С. 68–75.
2. Оконешникова Н.В., Сакердонова А.С. Педагогическая практика в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019. 100 с.
3. Романюк Л.В., Скударёва Г.Н. Муниципальное управление образованием как фактор поддержки развития педагогического образования // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 223-234.
4. Прокопьев М.С. Организация корпоративного электронного обучения в педагогическом вузе // Современное образование: традиции и инновации. 2020. № 2. С. 172–176.
5. Neustroeva A.N., Pavlova E.P., Borisova T.M., Okoneshnikova N.V., Sidorova E.E. The role of pedagogical practice in the employment of bachelors of the University (experience of the Ammosov North-Eastern Federal University – NEFU, Russia). Espacios. 2018. Vol. 39. No. 40. P. 18.
6. Девятова И.Е. Развитие педагогического потенциала учителя в системе корпоративного обучения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2016. Вып. 3 (28). С. 138–146.

В соответствии с распоряжением Министерства просвещения России № Р-118 «Об утверждении Программы развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации на 2021–2024 годы» на современном этапе развития российской вузовской системы профессионального педагогического образования вновь актуализирована практика организации тесного сотрудничества вуза со школами в направлении усиления практикоориентированности профессиональной подготовки будущих педагогов. Как обозначил С.С. Кравцов, взаимодействие педагогического вуза и региона становится сегодня ключевым ресурсом реализации государственной политики в сфере образования, поскольку только в процессе системного и содержательного взаимодействия школы и вуза достигается их взаимообогащение, взаимовлияние, взаимоусиление ресурсов, как кадровых, материально-технических, научно-методических и пр., что и обеспечивает необходимый качественный скачок в развитии региональных образовательных систем.

С одной стороны, взаимодействие со школой вузами осуществлялось всегда, без организации практики невозможно представить систему подготовки студентов к будущей педагогической деятельности. Внедрение современных ФГОС ВО по педагогическому направлению способствовало значительному увеличению количества часов в учебном плане на прохождение различных видов практики (не менее 2160), что позволило преодолеть дефицит практических навыков, который имел место, по мнению работодателей, у выпускников вузов до внедрения деятельностных стандартов. С другой стороны, мы понимаем, что формат взаимодействия со школой только как площадкой для педагогической практики студентов уже не соответствует современным требованиям.

Актуальные задачи, поставленные перед российским педагогическим сообществом, обусловливают поиск новых форм взаимодействия вуза и школы на современном этапе, переход от традиционного понимания базовой школы как площадки профориентации и педагогической практики студентов к пониманию трансформации образовательной организации в региональный исследовательский ресурсный центр, место открытого образования. В чем заключаются указанные изменения в сотрудничестве вуза и школы? Какие шаги необходимо предпринять педагогам для создания такого функционального образовательного пространства?

Материалы и методы исследования

В данной статье использованы исключительно теоретические методы анализа фактической информации, обобщения, наблюдения, изучения документации.

Результаты исследования и их обсуждение

Базовые школы на данном этапе становятся региональными проектно-исследовательскими центрами, площадками для проведения актуальных фундаментальных и прикладных исследований в сфере образования. Современная базовая школа трансформируется в пространство познания, новых информационных технологий, среду открытого образования. Несомненно, что данная трансформация не будет возможна без сформированности готовности администрации и педагогического коллектива базовой школы к внешним и внутренним изменениям, выходу из зоны комфорта, готовности к поисковой и творческой командной работе со студентами и преподавателями вуза по внедрению образовательных инициатив. В свою очередь, со стороны вуза не должно иметь места перекладывания обязанностей по педагогической практике на учителей и наставников базовых школ, а рекомендовано постоянное сотрудничество и формирование команд единомышленников по определенным научным проблемам, исследовательским проектам.

В традиционном понимании базовая школа понимается как школа, выступающая в качестве базы для всех видов практики в соответствии с договорами практики, основной задачей которой является и профориентация школьников на педагогическую профессию. Действительно, ранняя профориентация школьников, как правило, сводится по сей день к раннему профессиональному просвещению, тогда как более продуктивным является применение парадигмы деятельностного подхода, когда школьники вовлечены в профессионально-ориентированную деятельность, что повышает мотивацию на приобретение новых знаний, а также способствует формированию профессиональных компетенций, умений и навыков. Базовая школа в полной мере должна стать площадкой для выявления и развития педагогической одаренности школьников, в том числе путем проектной или исследовательской деятельности, что обеспечивает усиление непрерывности педагогического образования [1].

Новый формат коллаборации вуза со школой уже способствует апробации в школе различных инноваций и образовательных инициатив, новых технологий обучения и воспитания, диктуемых потребностью современной педагогической практики или науки, открытию площадки для исследовательских проектов студентов и стажировки учителей и преподавателей. В базовой школе может проходить постоянно требуемая разработка и экспертиза новых образовательных программ, учебных модулей, рабочих программ дисциплин подготовки. Повышенный научно-методический уровень педагогов позволит осуществлять более компетентно эту экспертную работу. Кроме того, только в тесном взаимодействии со школами должны инициироваться и действовать научные школы, которые будут не только исходить из направления научной деятельности вузовских сотрудников, а исходить из актуальной проблематики конкретной базовой школы, которая может выступать ресурсным центром сетевого взаимодействия образовательных организаций по изучаемой теме. Отметим, что инициаторами исследовательской работы должны выступать сами педагоги, что и является основной целью трансформации современной системы образования, поскольку сегодня наиболее дефицитарной компетенцией учителей является способность исследовать и проектировать в рамках собственной практической ежедневной педагогической деятельности. До новых стандартов образования в качестве итоговой аттестации студентов проводился государственный экзамен на выбор студента, позднее же обязательным условием проведения итоговой государственной аттестации стало выполнение выпускной квалификационной работы. Очевидно, что целью обязательного выполнения является привитие учителям навыков исследовательской деятельности, формирования методологической культуры педагога. Именно методологическая культура учителя позволяет решать педагогические задачи, находить эффективные и новаторские пути их решения. В условиях нового формата взаимодействия школы и вуза появляются новые возможности для расширения материально-технических ресурсов, программного обеспечения, развития научно-исследовательской работы учащихся, расширение наукоемкости ученических исследований, оказание содействия в подготовке к сдаче выпускниками ЕГЭ по учебным предметам и поступлению в ссузы и вузы, оказание методической и научной поддержки в организации образовательного процесса.

В соответствии с новыми описанными новациями в обеспечении взаимодействия школ и вуза при кафедре начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в 2021 г. были открыты две базовые школы. Обе школы относятся к городскому округу «г. Якутск» и являются школами-лидерами в сфере начального общего образования в Республике Саха (Якутия). Несомненно, выбор базовой школы начинается с человеческого фактора, который связан, прежде всего, с готовностью администрации и в первую очередь учительского состава к совместной работе со студентами и преподавателями, желанием двигаться в ногу со временем и развиваться, отсутствием страха перед изменениями и реформированием традиционного уклада школьной жизни, а также единым пониманием общих целей и задач в работе с младшими школьниками и в подготовке будущей смены учителей начальных классов, осознанием своей причастности и ответственности к данному процессу. Как показала практика, гибкость и мобильность, активность педагогического коллектива напрямую зависит от позиции руководства, в частности от личности заместителя директора, ответственного за начальную школу. Авторитет и инновационный настрой руководителя способствует тому, что весь учительский коллектив находится в постоянной работе по совершенствованию образовательного процесса, создает атмосферу истинного поиска и творчества, доброжелательности и открытости образовательной организации относительно соучастия студентов и преподавателей вуза, которые становятся не объектами стороннего наблюдения по принципу «они – мы», а создается единое понятие «мы» как единомышленники, которые идут к одной цели, сотрудничая [2].

В условиях разработки собственного опыта взаимодействия кафедры с базовыми школами нами определен некоторый алгоритм административного регламента открытия базовой школы при вузе:

1. Интеграция деятельности с муниципальными органами управления, в ведении которых находятся образовательные организации, утверждение плана и договоров о сотрудничестве, включая вопросы прогнозирования потребностей в педагогических кадрах, ответственности за контрольные цифры приема и трудоустройства выпускников, поиск путей привлечения молодых специалистов на должность учителя и создание системы поддержки и сопровождения молодых учителей в их карьерном росте, определение механизмов стимулирования опытных учителей-наставников и пр. [3].

2. Определение и согласование совместных перспектив с педагогическими коллективами возможных базовых школ, оценка и анализ материально-технических, кадровых, программных ресурсов образовательных организаций, выявление «лица» будущей базовой школы, включая приоритетное направление как ресурсного центра в программе подготовки педагогических кадров.

3. Разработка и утверждение нормативно-правовой документации по открытию базовой кафедры вуза в образовательных организациях, в том числе разработка и согласование Положения о базовой кафедре (школе) с ответственными структурными подразделениями университета, заключение утвержденных договоров о педагогической практике и соглашения о базовой кафедре, должностных инструкций и трудовых договоров сотрудников, планов и программ, графика совместной работы.

4. Подготовка итоговой документации в виде выписки о решении Ученого совета института и затем Ученого совета университета об открытии базовой кафедры (школы), передача принятой документации в образовательную организацию и муниципальный орган управления.

5. Создание сетевого взаимодействия базовых кафедр с другими школами республики, выступающими традиционно базами педагогической практики при кафедре в соответствии с заключенными ранее договорами сроком на 5 лет [4].

Как видим, открытие не представляет столь сложной процедуры в случае предварительного согласования совместной деятельности вуза, муниципального органа управления и школы. Как уже было сказано выше, «лицо» базовой кафедры зависит от содержания планируемой совместной работы, в которой ресурсы образовательной организации в подготовке будущих учителей могут быть наиболее эффективны. Так, к примеру, МОБУ СОШ № 17 г. Якутска является одной из центральных школ города, расположена в активно застроенном в последние годы новом центральном микрорайоне, в связи с чем на основе потребности населения микрорайона определено поликультурное содержание основной образовательной программы общего образования, т.е. классы с русским и якутским языком обучения. Причем школа ставит перед собой задачу, исходя из превалирующего контингента детей саха национальности – формирование этнокультурной идентификации детей саха в условиях городской русскоязычной среды. Выбор МОБУ СОШ «Саха гимназия» был обусловлен тем, что школа осуществляет углубленное обучение предметам на родном якутском языке, создается особое этноцентрированное образовательное пространство в условиях городской среды, причем школа является организатором и лидером сетевого взаимодействия городских и сельских национальных школ с родным якутским языком обучения. Школа обладает значительными ресурсами по подготовке учителей национальных начальных школ для республики, что и стало основным условием выбора данной базовой кафедры [5].

В обеих базовых школах создается своего рода полигон для апробации образовательных инициатив, где актуальные инновации образования исследуются и проходят экспериментальную апробацию в реальных практических условиях. Так, курсовые и выпускные квалификационные работы студентов готовятся по заказу базовой школы или на ее базе для школ – участников сетевого взаимодействия в формате научный руководитель (преподаватель) – студент (может быть проектная группа студентов) – учитель-наставник. Исследования студентов приобретают прикладной характер, выходят на конкретный образовательный продукт, который будет востребован актуальной педагогической практикой и может привести к развитию реального интереса будущих учителей к научно-исследовательской деятельности. Причем интересен тот факт, что проектные команды студентов ориентированы на разработку не только проектов в рамках одного профиля подготовки, но и в русле междисциплинарных исследований будущих учителей разных ступеней общего образования и направленности подготовки. Так, к примеру, инициируются студенческие проекты по медико-психолого-педагогическому взаимодействию, проекты по преемственному естественнонаучному образованию

Как видим, в рамках новой коллаборации вуза и школы раскрываются новые перспективы сотрудничества:

− разработка и реализация актуальных учебных курсов;

− развитие научно-исследовательских работ с привлечением обучающихся и преподавателей;

− организация и проведение мастер-классов, консультаций, практических занятий, мастер-классов ведущих учителей-практиков;

− участие в конференциях, днях открытых дверей в университете;

− организация научных семинаров, круглых столов и конференций по профилю деятельности базовой кафедры;

− проведение практик и стажировок в базовой школе;

− руководство курсовыми и дипломными работами обучающихся;

− проведение мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся;

− содействие трудоустройству выпускников;

− совместная экспертная разработка учебных планов подготовки бакалавров и магистров по соответствующим направлениям подготовки;

− разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования и др. [6].

Указанные направления деятельности составляют основное содержание разработанной в сотрудничестве вуза и базовой школы дорожной карты взаимодействия, мероприятия которой объединены в обобщенные ключевые линии совместной деятельности. По каждой ключевой линии работы могут создаваться временные гибкие проектные группы из учителей и сотрудников школы, преподавателей вуза, учащихся и студентов, методистов и тьюторов, психологов, медицинских работников и др. Более того, данная проектная деятельность выходит в нашем опыте кафедры начального образования СВФУ за пределы самих базовых школ посредством действующего сетевого сотрудничества национальных школ республики, ресурсным центром которого является МБОУ «Саха гимназия». Таким образом, данная базовая школа становится площадкой взаимодействия и сотрудничества вуза со всеми участниками сетевого сообщества, благодаря чему создается единое образовательное пространство поиска новых образовательных смыслов, целей, технологий.

Одним из важнейших компонентов совместной деятельности является разработка и внедрение современных гибких инструментов мониторинга и оценки результатов проводимой работы по основным направлениям. Ожидаемые результаты от коллаборации вуза и базовой школы будут, несомненно, иметь резонанс в региональной системе образования, начиная с трансфера результатов научной деятельности в практику образования, повышения качества реализуемых образовательных программ, персонализации профориентационной работы и подготовки более профессионально ориентированных абитуриентов, решение проблемы кадрового дефицита, создания условий для профессионального роста и карьеры педагогов республики.

Заключение

Таким образом, современная система корпоративного обучения специалистов непосредственно затронула и профессиональное педагогическое образование, хотя связь со школами многие годы имела место в реализации образовательных программ. Тем не менее тенденции персонализации и развития субъект-субъектной парадигмы в подготовке будущих учителей способствуют поиску новых современных форм сотрудничества вуза и школы, включая формы наставничества, тьюторства, коучинга, которые направлены на формирование актуальных компетенций будущих учителей, снижают риски развития профессиональных дефицитов у выпускников и помогают формированию единого профессионального пространства развития и самореализации педагогов.


Библиографическая ссылка

Николаева А.Д., Неустроева А.Н. БАЗОВАЯ ШКОЛА И ВУЗ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 2. – С. 211-215;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39060 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674