Одной из приоритетных государственных задач Российской Федерации в настоящее время является духовно-нравственное воспитание обучающейся молодежи. Духовно-нравственное воспитание призвано помочь молодым людям понять себя, найти свою социокультурную нишу, проектировать жизненные стратегии. В государственных нормативно-правовых документах и сферах деятельности, направленных на формирование гражданской идентичности и самоидентичности, духовно-нравственных ценностей российской молодежи, сформулирован запрос на формирование личности, владеющей нравственно-этическими нормами, готовой нести ответственность за судьбу своей страны. Важнейшими источниками нравственности являются образование, наука, искусство, религия, семья, труд, природа, национальные и региональные культурные традиции, нравственные идеалы и нормы.
Образованию сегодня отводится важная роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних негативных факторов, включая бездуховность, эгоизм и потребительское отношение к жизни некоторой части молодежи. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает единство обучения и воспитания как сфер деятельности, направленных на духовно-нравственное развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Таким образом, перед современным российским образованием стоит задача – способствовать овладению обучающейся молодежью компетенциями развития и саморазвития личности, основу которых составляют жизненные, социальные, семейные и духовно-нравственные ценности. Система духовно-нравственного воспитания и развития молодежи призвана объединить все эти факторы в целях грамотного педагогического сопровождения образовательной деятельности молодых людей.
Цель исследования – выявить уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности спортсменов СБЕ.
Материалы и методы исследования
Исследование проходило на базе МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва имени Александра Невского» (Российская Федерация, Белгородская область, г. Старый Оскол). В констатирующем эксперименте приняли участие 50 чел. (48 юношей и 2 девушки) в возрасте 10–16 лет. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных источников и литературы; эмпирические методы; констатирующий эксперимент; методы математической статистики.
В качестве основных диагностических методик были использованы: «Диагностика нравственной самооценки» (Л.Н. Колмогорцева), направленная на выявление уровня нравственной самооценки: высокого, среднего или низкого; методика «Исследование терпимости», направлена на изучение уровня выраженности терпимости человека; методика «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский), предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), позволяет определить позитивную агрессивность, негативную агрессивность как обобщенный показатель конфликтности.
Результаты исследования и их обсуждение
Проблема духовно-нравственного воспитания и развития личности в настоящее время вызывает особый интерес и широко представлена в современной психолого-педагогической науке. Результаты проведенных исследований представлены в трудах ученых Д.А. Бобкова [1], Н.Н. Гатиловой [2], М.А. Бондаренко [3], А.Б. Купрейченко и А.Е. Воробьевой [4] и др. Нравственность неразрывно связана с осознанием жизненных, социальных и личностных ценностей, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни человека, его физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умением им противостоять. Потребность творить, любовь к Отечеству – важнейшие свойства и качества каждого гражданина, который прилагает усилия для успешного процветания страны.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России дефиниции «духовно-нравственное развитие личности» и «духовно-нравственное воспитание личности» представлены следующим образом: духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются: многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество» [5].
Вслед за З.К. Исмаиловой с соавт. (2015) считаем, что «воспитание – это педагогически организованный процесс, в основе которого лежит внешнее воздействие, в то время как развитие – это, прежде всего, объективный процесс и результат внутренних последовательных количественных и качественных изменений физических и духовных сил человека» [6].
Духовно-нравственное воспитание личности является сложным многоплановым процессом, который неотделим от содержания жизни человека во всей своей полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народов и сознание каждого конкретного человека [7].
Духовно-нравственное воспитание гражданина России является также одним из ключевых условий инновационного развития страны. Характер экономического и духовно-нравственного развития российского общества находится в прямой зависимости от стратегических национальных интересов и гражданской позиции каждого гражданина независимо от его социального и профессионального статуса; от мотивационной сферы, приоритетов, нравственных убеждений, пропагандируемых духовных ценностей. Важно обратить внимание: важнейшим условием дальнейшего развития и расцвета современной России является формирование «гармонично развитой общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» [8].
Однако приходится констатировать, что, несмотря на установленные российским законодательством жизненные ценности и приоритеты, у некоторых российских граждан пока не сложилась четко выраженная система ценностных ориентиров, способствующих объединению россиян в единую историко-культурную и социальную общность. Это противоречит вековой истории России, у народов которой в непрерывных испытаниях на протяжении тысячелетия формировался и укреплялся духовный стержень, основанный на справедливости, добродетели, жертвенности, взаимопомощи, коллективизме, стойкости, выносливости, культе семьи, преданности Родине.
В настоящее время под влиянием различных факторов: средств массовой информации, ресурсов глобальной сети Интернет, современной киноиндустрии и др. – «навязываются» чуждые российскому обществу либеральные ценности вседозволенности; пропагандируются жестокость, насилие, сексуальная распущенность, алкоголь, девиантное поведение и другие виды духовно-нравственного растления. В связи с этим происходит утрата многих общечеловеческих ценностей, падение общего уровня культуры, моральная деградация определенной части российского общества. Особенно пагубно пропаганда либеральных ценностей отражается на духовно-нравственном облике молодежи, среди которой распространение приобретают гражданская и общественная пассивность, эгоизм, безответственность, иждивенческие настроения, девальвация понятий долга, чести, совести, служения Отечеству [9].
«В целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, а также для раскрытия таланта каждого человека» Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» В.В. Путин постановил «определить национальными целями развития РФ на период до 2030 года: сохранение населения, здоровья и благополучия людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортную и безопасную среду для жизни...». В данном документе одним из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 г., в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», обозначено «увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов». Известно, что на формирование духовно-нравственных черт характера молодежи, прежде всего подростков, огромное влияние оказывают занятия спортом [10, 11]. Однако следует отметить, что занятия спортом не всегда идут во благо занимающимся. Часто подростки-спортсмены попадают под влияние различных неформальных молодежных групп и движений [12, 13]. На их нравственный облик в значительной степени влияет далекое от совершенства информационное пространство, что грозит потерей идентичности, моральной несостоятельности личности [14, 15].
В последние годы в различных странах мира прослеживается тенденция универсализации спортивных единоборств. Одним из таких новых видов спорта в России являются смешанные боевые единоборства (СБЕ), более известные за рубежом, как ММА. Правилами соревнований в СБЕ разрешается применение всего многообразного арсенала спортивных приемов и действий: как ударных (бокс, каратэ, тхэквондо и др.) и бросковых (вольная и греко-римская борьба, самбо и др.), так и болевых (самбо, джиу-джитсу, дзюдо и др.). СБЕ представляют собой не только совокупность теоретической, технической, тактической, физической и психической подготовленности спортсмена, но также воплощают в себе широкий спектр духовно-нравственных качеств, интеллектуальных способностей, которые детерминируют идеалы гуманизма [14]. В этом относительно молодом для нашей страны виде спорта пока только идет формирование нравственного кодекса, ритуалов и духовных традиций.
Как отмечают В.М. Воронов с соавт. (2015), в настоящее время необходимо акцентировать внимание на том факте, что духовно-нравственное воспитание спортсменов, специализирующихся в СБЕ, составляет основу их нравственного поведения, в основе которого, в свою очередь, лежат не сами поступки, а глубинные побудительные мотивы, которые управляют этими поступками [15]. Воспитание духовно-нравственных качеств в системе подготовки СБЕ – это целостный процесс развития личности, основанный на усвоении духовно-нравственных знаний, навыков духовно-нравственного взаимодействия, духовно-нравственной саморегуляции и самореализации с учетом психолого-педагогических условий и факторов [16]. В качестве основных детерминант гуманистического начала СБЕ следует рассматривать в данном аспекте понятия «духовность», «нравственность», «спорт», поскольку содержание спортивной деятельности представляет собой слагаемые компонентов спортивной тренировки и духовно-нравственных качеств личности спортсмена, реализующих идеалы гуманизма [17, 18]. В то же время необходимо обратить особое внимание на духовно-нравственное развитие личности спортсмена в системе подготовки в СБЕ. К сожалению, в настоящее время эта работа проводится бессистемно, эпизодически. [16, 17].
В связи с усилением проявлений активности радикальных националистических группировок (это особенно заметно в последнее десятилетие на Украине, в Прибалтике, Республике Беларусь и Казахстане), под воздействием которых существенно меняется процесс формирования ценностных ориентаций молодежи, в том числе в спортивной сфере, остро назрела необходимость принятия серьезных мер, направленных на решение данной проблемы на постсоветском пространстве.
Практический опыт образовательной деятельности свидетельствует, что необходимо комплексное научно-методическое обоснование организации воспитания духовно-нравственных качеств личности спортсменов в рамках тренировочного процесса в СБЕ.
Анализ результатов, полученных с помощью диагностики по методике «Диагностика нравственной самооценки», позволил выявить, что недостаточный уровень (низкий и ниже среднего) самооценки нравственных качеств отмечался у 14 % и 53 % занимающихся, тогда как средний уровень показали 26 % спортсменов, а высокий уровень наблюдался лишь у 7 % единоборцев.
Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению и толерантности показал, что для 61 % занимающихся СБЕ характерен средний уровень терпимости. Таких спортсменов можно охарактеризовать как имеющих способность твердо отстаивать свои убеждения, но в других условиях, при необходимости, они могут изменять свои убеждения. В то же время данная группа спортсменов способна на излишнюю резкость, неуважительное отношение к собеседнику, и в таких ситуациях могут выиграть спор у собеседника, имеющего слабый характер. Не в полной мере умеют отстаивать свою точку зрения, не умеют выдвигать убедительные аргументы.
Данные, полученные при помощи методики «Шкала совестливости», показали степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Так, уровень совестливости «ниже среднего» обнаружен у 46 % спортсменов, средний уровень у 36 %, и только у 9 % показатели совестливости находятся на уровне «выше среднего».
С помощью методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) был определен уровень позитивной агрессивности (по шкалам «наступательность (напористость)», «неуступчивость»): у 10 % занимающихся СБЕ – средний уровень и у 90 % уровень «ниже среднего», негативной агрессивности (по шкалам «нетерпимость к мнению других», «мстительность») – 100 % спортсменов имеют высокий уровень негативной агрессии; обобщенный показатель конфликтности (по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность»): для 56 % спортсменов характерен «средний уровень» конфликтности и для 44 % уровень «выше среднего».
По результатам проведенного эксперимента можно заключить, что уровень сформированности духовно-нравственных качеств у большинства участников исследования спортсменов СБЕ находится на низком уровне.
Заключение
На основании проведенного теоретического и эмпирического исследования, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что перед тренерами-преподавателями стоит проблема воспитания и развития духовно-нравственных качеств личности спортсменов, в том числе занимающихся различными видами единоборств. Наше исследование доказало возможность определить уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности спортсменов СБЕ 10–16 лет с помощью использованных методик. Полученные нами результаты исследования доказали, что в настоящее время в системе подготовки в СБЕ работа по духовно-нравственному воспитанию проводится бессистемно и эпизодически.
Данное обстоятельство указывает на целесообразность, во-первых, включения в программу подготовки бакалавров по направлению 49.03.01 «Физическая культура» в дисциплину «Педагогика физической культуры» темы «Духовно-нравственное воспитание спортсменов»; во-вторых, в дополнительных профессиональных программах повышения квалификации и переподготовки «Физическая культура и спорт» углубленного изучения методики организации и алгоритма реализации программы воспитания духовно-нравственных качеств личности спортсменов; в-третьих, дать научное обоснование и разработать методику организации такой работы в системе подготовки СБЕ, при этом содержание духовно-нравственного развития и воспитания, на наш взгляд, должно опираться на базовые национальные ценности.
Библиографическая ссылка
Емельяненко Ф.В., Кондаков В.Л., Кормакова В.Н., Балышева Н.В. УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СМЕШАННЫМ БОЕВЫМ ЕДИНОБОРСТВОМ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 2. – С. 201-205;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39058 (дата обращения: 22.11.2024).