На волне экономического роста приоритетным является техническое образование. Стране нужны специалисты, обладающие аналитическим, логическим и творческим мышлением, умеющие графически отображать свои замыслы и «читать» предложенные им проекты. Неоценимую роль в развитии у школьников соответствующих компетенций играет изучение дисциплины «Черчение» [1]. Правда, в настоящее время в большинстве своем ее изучают в системах дополнительного образования [2]. Чтобы вызвать интерес к дисциплине, вузы проводят для школьников многочисленные олимпиады и конкурсы по черчению [3, 4].
Определим различие между олимпиадой и конкурсом. По сути, и то и другое – соревнование. Отличие между ними заключается в подведении итогов. На любой олимпиаде, как спортивной, так и предметной, по наибольшему количеству набранных баллов определяются 1-е, 2-е и 3-е места. На конкурсе устанавливается планка по количеству набранных баллов для получения дипломов разных степеней. Таким образом, по итогам олимпиады могут быть только трое награжденных, на конкурсе дипломы одной и той же степени могут получить несколько участников, набравших необходимое количество баллов. Инициаторами проведения олимпиад и конкурсов по черчению, как правило, выступают преподаватели графических кафедр вузов [1, 5, 6], поскольку они заинтересованы в графически грамотных абитуриентах. Цель проведения олимпиады зависит от предшествующей подготовки к ней. Если были предварительные занятия, то олимпиада проверяет качество усвоения материала и сформированные компетенции. Проведенный организаторами олимпиады анализ полученных результатов позволяет дать методические рекомендации учителям школ. Если занятия не проводились, то олимпиада призвана пробудить интерес к дисциплине. Тем, кто определяется с выбором будущей специальности, олимпиада помогает оценить свои возможности. Но, как отмечает В.И. Вышнепольский, «Главная ценность олимпиад – не в выявлении победителей и награждении отличившихся в этом соревновании, а в том общем подъеме предметной культуры и интеллектуального уровня обучающихся, которому эти олимпиады, несомненно, способствуют» [7]. Как показали исследования [8], подготовка школьников к олимпиадам по черчению способствует «формированию творческой активности учащихся». Но любое испытание создает стрессовую ситуацию, что не может не отразиться на полученных результатах [9]. Мы хотим поделиться своим опытом психологической подготовки школьников к участию в творческом конкурсе по черчению.
Материалы и методы исследования
Материалы исследования: содержание и методика проведения конкурсов по черчению для школьников и выпускников средних учебных заведений, готовящихся поступать в вузы.
Метод исследования: сравнительный анализ результатов конкурсов за период 2016– 2019 гг., обмен опытом.
Кафедра «Геометрическое моделирование и компьютерная графика» института архитектуры и дизайна Сибирского Федерального университета ежегодно проводит два конкурса по черчению: один – профориентационный (приурочен ко дню открытых дверей) – в марте – апреле, другой – вступительный – в июле. Первый конкурс называется «Архитектура и дизайн». Согласно разработанному в ИАиД Положению о конкурсе «Архитектура и дизайн» [10], к участию в нем приглашаются учащиеся 11-х классов государственных, негосударственных и муниципальных образовательных организаций общего образования (школ, лицеев и т.д.), выпускники образовательных организаций начального профессионального и среднего профессионального образования (техникумов, училищ). Целями его проведения являются:
– выявление у учащихся творческих способностей и интереса к архитектурно-дизайнерской деятельности;
– создание необходимых условий для поддержки одаренных детей и их дальнейшего творческого развития, содействия им в профессиональной ориентации и продолжении образования;
– привлечение выпускников образовательных учреждений в число абитуриентов Института архитектуры и дизайна СФУ.
Этот конкурс ни в коем случае не должен являться репетиционным для вступительного конкурса. На него приходят учащиеся, определившиеся со своей будущей специальностью. Следовательно, с черчением они уже знакомы. Поэтому организаторы конкурса ставят перед собой задачи:
– дать возможность конкурсантам проявить свое творческое мышление, без которого немыслимо их архитектурное будущее;
– ознакомить с методикой подготовки к вступительному конкурсу по черчению;
– подготовить психологически к основному конкурсу.
На вступительном конкурсе в разделе «Проекционное черчение» абитуриентам предстоит работать с деталью. А любая деталь представляет собой совокупность геометрических тел. Поэтому, прежде всего, необходимо научиться работать с простейшими геометрическими телами: призмой, пирамидой, цилиндром, конусом, имеющими вертикальные и горизонтальные отверстия, вырезы и сечения проецирующими плоскостями. Именно они и представлены на конкурсе. На рисунке 1 приведены образцы вариантов задания № 1 конкурса «Архитектура и дизайн».
На рисунке 1а заданы фронтальная и горизонтальная проекции вертикально расположенного прямого кругового цилиндра с вертикальным отверстием в форме прямой четырехгранной призмы, с цилиндрическим вырезом и сечениями, выполненными фронтально проецирующими плоскостями. Требуется построить его профильную проекцию и прямоугольную аксонометрию.
На рисунке 1б заданы фронтальная и горизонтальная проекции горизонтально расположенной прямой пятигранной призмы с цилиндрическим горизонтальным отверстием, полуцилиндрическим вырезом и сечениями, выполненными двумя горизонтально проецирующими плоскостями. Требуется построить профильную проекцию призмы и ее прямоугольную аксонометрию. Вид стандартной прямоугольной аксонометрии (прямоугольная изометрия или прямоугольная диметрия) конкурсант выбирает на свое усмотрение.
Рис. 1а, 1б. Образцы вариантов задания № 1 конкурса «Архитектура и дизайн»
Рис. 2. Образец варианта задания № 2 конкурса «Архитектура и дизайн»
На рисунке 2 приведен образец варианта задания № 2 конкурса «Архитектура и дизайн». Здесь тоже по фронтальной и горизонтальной проекциям необходимо построить профильную проекцию представленной фигуры и выполнить ее наглядное изображение в виде рисунка. В отличие от предыдущего задания, эта задача многовариантная. Количество решений зависит от фантазии конкурсанта.
Конкурс проводится в один этап, только в очной форме, продолжается 3 ч. Все конкурсанты выполняют одни и те же задания. Каждый участник получает их вариант в распечатанном виде. Результаты конкурса оцениваются по 100-балльной системе. Безупречно выполненное задание № 1 – 60 баллов, задание № 2 – 40 баллов. Во втором задании максимальное количество баллов получает участник, представивший наибольшее число решений. Остальные оцениваются пропорционально количеству придуманных вариантов. Участники, набравшие 91–100 баллов, получают диплом 1-й степени, 81–90 баллов – диплом 2-й степени, 71–80 баллов – диплом 3-й степени.
Задачей проведения вступительного конкурса является проверка графической грамотности и пространственного мышления будущего студента. Конкурс состоит из двух заданий – одно по геометрическому черчению, другое – по проекционному черчению. Каждый абитуриент получает индивидуальный билет. На рисунке 3 представлен образец задания № 1 индивидуального варианта вступительного конкурса. На листе формата А3 необходимо вычертить контур фигуры, сохранив все построения касательных и сопряжений, выполнить обводку и проставить размеры, соблюдая ГОСТы по оформлению чертежей. На рисунке 4 показан один из возможных вариантов индивидуального задания № 2. На листе формата А3 по двум данным ортогональным проекциям детали нужно построить ее третью проекцию, выполнить фронтальный и профильный разрезы, построить аксонометрию детали с вырезом, проставить размеры с учетом их группировки.
Критерии оценки:
– вид сверху в проекционной связи с координационными осями – 4 балла;
– вид слева: изображение с профильным разрезом и штриховкой – 14 баллов;
– аксонометрия с учетом выреза, штриховки и аксонометрических осей – 20 баллов;
– оформление чертежа: графическое оформление в соответствии с требованиями ЕСКД – 6 баллов, простановка размеров – 4 балла, группировка размеров – 4 балла, обозначение разрезов – 4 балла, шрифт – 3 балла, компоновка – 5 баллов (в сумме 26 баллов).
Задание № 2 может быть представлено и так, как показано на рисунках 5а, 5б. Дано наглядное изображение детали в прямоугольной (рис. 5а) либо косоугольной (рис. 5б) аксонометрии. Требуется построить три проекции детали, выполнить фронтальный и профильный разрезы, построить прямоугольную аксонометрию с вырезом. На ортогональном чертеже нужно проставить размеры с учетом их группировки. На выполнение конкурсной работы отводится 6 академических часов. Вся работа оценивается в 100 баллов: задание № 1 – 30 баллов, задание № 2 – 70 баллов.
Рис. 3. Образец задания № 1 индивидуального варианта вступительного конкурса |
Рис. 4. Образец задания № 2 индивидуального варианта вступительного конкурса (ортогональные проекции) |
Рис. 5а, 5б. Образцы задания № 2 индивидуальных вариантов вступительного конкурса (аксонометрия)
При оценивании задания № 1 учитываются:
– правильность построения контура фигуры, в том числе наличие центров сопрягающих дуг, точек касания и сопряжения (18 баллов);
– графическое оформление в соответствии с требованиями ЕСКД (6 баллов);
– грамотная простановка размеров (3 балла);
– шрифт и компоновка чертежа (3 балла).
На проекционном чертеже (задание № 2) распределение 70 баллов по его компонентам зависит от исходного условия. Если деталь задана ортогональными проекциями, как показано на рисунке 4, то баллы распределятся следующим образом:
– главный вид с фронтальным разрезом и штриховкой – 6 баллов.
Если деталь задана аксонометрией, как показано на рисунке 5, то на оформление чертежа остаются те же 26 баллов, а между изображениями баллы распределятся следующим образом:
– главный вид: правильность выбора, изображение, фронтальный разрез, штриховка – 10 баллов;
– вид сверху: изображение, проекционная связь, координационные оси – 6 баллов;
– вид слева: изображение с профильным разрезом и штриховкой – 12 баллов;
– аксонометрия с учетом выреза, штриховки и аксонометрических осей – 16 баллов.
Результаты исследования и их обсуждение
Проанализируем результаты конкурсов, проведенных кафедрой в период 2016–2019 гг., представленные в таблице.
Результаты эксперимента показали, что проводимый в марте конкурс вызвал интерес у будущих абитуриентов. Однако с заданием справились только 46% участников. Из них свыше 91 балла набрали 2 человека, свыше 81 балла – 4 человека, свыше 71 балла – 8 человек, свыше 61 балла – 12 человек и минимальное количество баллов – 24 человека. Тем не менее, 85% участников первого конкурса пришли на вступительное испытание и 99% из них прошли его успешно. Кардинально изменилось качество. Теперь свыше 91 балла набрали 37 человек, свыше 81 балла – 26 человек, свыше 71 балла – 18 человек, свыше 61 балла – 9 человек, минимальное количество баллов – 1 человек.
Конкурс «Архитектура и дизайн» проводился в весенние каникулы в конце марта. Поэтому в нем смогли принять участие не только красноярцы, но и представители еще 20 населенных пунктов края и региона, в том числе городов Кемерово и Улан-Удэ.
Результаты конкурсных испытаний по черчению
Статистические показатели конкурса |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Итого |
Конкурс «Архитектура и дизайн» (23–30 марта) |
|||||
Количество участников |
19 |
41 |
18 |
30 |
108 |
Количество положительных результатов: из них баллов 91–100 81– 90 71– 80 61– 70 41– 60 |
12 – – 2 4 6 |
21 – 2 3 4 12 |
4 1 – 1 2 – |
13 1 2 2 2 6 |
50 2 4 8 12 24 |
Количество дипломов, в том числе: 1-й степени 2-й степени 3-й степени |
2 – 0 2 |
5 – 2 3 |
2 1 – 1 |
5 1 2 2 |
14 2 4 8 |
Вступительный конкурс (июль) |
|||||
Пришло количество участников конкурса «Архитектура и дизайн» |
16 |
37 |
12 |
27 |
92 |
Количество положительных результатов: из них баллов 91–100 81 – 90 71–80 61– 70 41– 60 |
16 6 6 3 1 – |
37 19 8 7 3 – |
12 2 4 3 2 1 |
26 10 8 5 3 – |
91 37 26 18 9 1 |
Из них количество поступивших |
16 |
30 |
9 |
23 |
78 |
Как видно из таблицы, за 4 года в конкурсе участвовали 108 будущих абитуриентов. Но 58 из них не набрали баллов на положительный результат (положительный результат установлен в 41 балл и выше). С каждым участником было проведено индивидуальное собеседование: проанализированы их ошибки, указано, на что следует обратить внимание при подготовке к вступительному конкурсу. Для тех, кто не смог лично присутствовать на собеседовании, анализ работ был отправлен по электронной почте. Во вступительном конкурсе из 108 человек первого конкурса участвовали 92 человека. Отрицательный результат получил только 1 абитуриент. Из таблицы видно, что положительные результаты второго конкурса намного превосходят аналогичные результаты первого конкурса. 42 «неудачника» первого конкурса, видимо, все-таки убедились в правильности своего профессионального выбора, серьезно подготовились и успешно прошли второй конкурс. Остальные 16 человек решили, что архитектура не для них, и изменили направление подготовки. Проведение первого конкурса и общение с педагогами вуза, по-видимому, помогли снять эмоциональный стресс, вызванный страхом перед предстоящим испытанием. 6 человек, получивших в первом конкурсе 0–4 балла, во втором набрали 77 баллов и выше. Они неплохо разбираются в черчении, но в первом конкурсе страх «сковал» их мыслительную деятельность. По результатам конкурса 78 человек поступили в институт. 13 абитуриентов недобрали баллы по школьному ЕГЭ. Абитуриентам, получившим в конкурсе «Архитектура и дизайн» дипломы, были добавлены баллы: за диплом 1-й степени – 5 баллов, 2-й степени – 3 балла, 3-й степени – 2 балла.
Заключение
Проведенный анализ показывает, что для повышения творческой активности учащихся необходимо дать им уверенность в собственных силах и создать условия для преодоления психологического барьера. В этом плане первый конкурс сыграл роль того «пробника», который в школах проводят при подготовке к ЕГЭ. Участие в подобных мероприятиях воспитывает у их участников устойчивость к стрессовым ситуациям и демонстрирует готовность к творческому мышлению.
Библиографическая ссылка
Супрун Л.И., Супрун Е.Г., Устюгова Л.А., Хлудеева М.Н ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ ПО ЧЕРЧЕНИЮ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, ГОТОВЯЩИХСЯ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «АРХИТЕКТУРА» // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 1. – С. 160-165;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39026 (дата обращения: 21.11.2024).