Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Черных В.В. 1
1 ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России»
В настоящее время в образовательных организациях наибольшее количество сотрудников проходят обучение по программам профессиональной (первоначальной) подготовки. По окончании обучения сотрудник должен обладать компетенциями в области применения огнестрельного оружия. С этой целью создаются программы профессиональной подготовки, которые должны учитывать все современные реалии, с которыми сталкиваются действующие сотрудники в области применения огнестрельного оружия в ходе выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач. В статье рассматриваются основные особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел к умелому, эффективному и безопасному обращению с огнестрельным оружием в рамках реализации программ профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на службу и обучающихся в образовательных организациях МВД России. Уделяется внимание построению учебных (теоретических и практических) занятий, предложенное построение таких занятий позволяет повысить их эффективность с точки зрения процесса подготовки компетентного сотрудника, способного эффективно и безопасно обращаться с огнестрельным оружием, разрешать возникающие в ходе несения службы задачи, в том числе связанные с применением огнестрельного оружия. Кроме того, рассмотрены методические рекомендации для преподавателей (инструкторов) по огневой подготовке, позволяющие повысить эффективность указанных выше занятий.
огневая подготовка
профессиональная подготовка
применение оружия
обучение стрельбе
готовность к применению оружия
1. Архипов С.Н. Основы обучения стрельбе из пистолета сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Под ред. А.И. Числова. 2-е изд., стер. Тюмень: Тюм. юрид. ин-т МВД России, 2009. 167 с.
2. Архипов С.Н. Применение образных выражений в обучении стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия сотрудников органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2019. № 4 (86). С. 188–193.
3. Архипов С.Н., Рустамов Р.А., Фишер И.В. Организация стрельб из пистолета в органах внутренних дел Российской Федерации: учеб.-метод. пособие. Тюмень: Тюм. ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2019. 92 с.
4. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23 ноября. 2017 г. № 880. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201802280022 (дата обращения: 16.12.2021).
5. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201806280015 (дата обращения: 16.12.2021).
6. Архипов С.Н., Рустамов Р.А. Огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации: учеб.-метод. пособие. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2018. 76 с.

В настоящее время отмечается рост статистических данных о преступлениях, тем или иным образом связанных с использованием огнестрельного оружия, рост единиц огнестрельного оружия, находящегося в обороте у криминальных элементов, а также рост случаев нападения на сотрудников правоохранительных органов России с использованием огнестрельного оружия. Вышеперечисленное свидетельствует о необходимости поиска новых способов решения целого ряда проблем, стоящих перед руководителями и специалистами, организующими специальную и огневую подготовку.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена отсутствием практико-ориентированного обучающего процесса, владения огнестрельным оружием на уровне компетенций, требующихся в современных условиях. Традиционные программы огневой подготовки не предусматривают состав и уровень квалификации действий, социальной и психологической компетентности сотрудника в ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия и защитой от его применения. Применяемые программы огневой подготовки в основном предусматривают только технологии стрелковой подготовки, что не может компенсироваться другими формами профессиональной подготовки или их сочетанием.

В описанных обстоятельствах структурные подразделения системы образовательных учреждений МВД РФ и всех форм подготовки на местах оказались в достаточно затруднительном положении. Перед ними возникла необходимость сделать выбор, либо продолжать формировать у обучаемых только умения и навыки владения оружием с целью выполнения упражнений курса стрельб, либо, используя мировой опыт, формировать у обучаемых умения и навыки владения оружием в ситуациях, возникающих в ходе выполнения ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

Несмотря на определенные шаги руководства МВД РФ, отдельных учебных заведений, органов и подразделений внутренних дел, исследователей и специалистов в этом направлении, названная проблема еще далека от практического разрешения.

В связи с этим особую актуальность приобретает задача изучения и анализа имеющегося опыта, связанного с поисками и апробацией доктрин, стратегий, технологий и методик обеспечения всех тех уровней и компонентов огневой подготовки полицейских (методологических, научно-педагогических, организационных, материально-технических и др.), которые в конечном счете образовали целостную профессиональную культуру обучения и практики.

Продуктивной для решения этой задачи представляется идея рассмотрения названной проблемы (профессионализация средствами огневой подготовки), во-первых, в контексте, сложившихся в современной науке и практике системных представлений о профессионализме и его обеспечении, во-вторых, исходя из всей совокупности связей и критериев, определяющих его признаки применительно к служебно-боевой деятельности с оружием и практической подготовке к ней.

Многообразие задач адаптации сотрудника к правоохранительной деятельности, осуществляемой с помощью оружия (отношение, обращение, использование, применение, защита от попыток обезоруживания) – определяет и отделяет целостный подход от узкопрофессионального. Фактически сотрудник имеет дело с особым, собирательным по своему содержанию проявлением профессионализма, который можно определить как профессионализм владения оружием.

Разработать и подготовить учебное пособие, в полной мере соответствующе применяемым программам профессиональной подготовки, а также дополняющее эти программы необходимым для обучаемых теоретическим материалом. Дополнительно включенный материал должен включать в себя методики самостоятельной подготовки обучаемых к выполнению упражнений стрельб.

Для более эффективного изучения теоретического раздела дисциплины «Огневая подготовка» необходимо, чтобы у обучаемых была возможность пользоваться одним печатным изданием. Таким печатным изданием может стать учебное пособие, которое было разработано авторским коллективом кафедры огневой подготовки Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. В таком учебном пособии материал излагается с учетом изучаемых тем, предусмотренных программами профессиональной подготовки сотрудников, впервые принимаемых на службу в ОВД по должности служащего «Полицейский». Таким образом, в разработанном учебном пособии изложены вопросы организации стрельб, основы стрельбы из стрелкового оружия, приемы и правила стрельбы из пистолета и автомата с различных положений, а также иллюстрированный материал по устройству оружия и ручных осколочных гранат, состоящих на вооружении в органах внутренних дел Российской Федерации.

На наш взгляд, разработанное учебное пособие будет интересно для изучения, кроме перечисленной выше категории обучаемых, профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций МВД России (по огневой подготовке), принимающему участие в реализации программ профессионального обучения, инспекторскому составу подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России (по организации профессиональной подготовки) в рамках организации занятий в системе профессиональной и физической подготовки, индивидуального обучения сотрудников. Кроме того, в учебном пособии даются методические рекомендации сотрудникам органов внутренних дел по эффективной организации занятий, по изучению и совершенствованию техники стрельбы из пистолета на занятиях по огневой подготовке в системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, что позволит в значительной степени повысить уровень компетентности обучающихся сотрудников в рассматриваемой области. В учебном пособии С.Н. Архипова «Основы обучения стрельбе из пистолета сотрудников правоохранительных органов» такая попытка была сделана еще 2009 г. [1, 2].

Содержание учебного пособия начинается с раздела № 1 «Теоретические основы огневой подготовки», в первой главе которого рассматриваются «Основы баллистики». Изучение данной темы необходимо для более углубленного понимания процессов, происходящих с оружием внутри него при выстреле (внутренняя баллистика), а также процессов, воздействующих на пулю после того, как она покинула канал ствола (внешняя баллистика). Изучение всего вышеперечисленного позволит обучаемым осознать сложность процессов, происходящих при выстреле из огнестрельного оружия, а также уяснить множество факторов значимых для производства меткого выстрела, что в свою очередь в дальнейшем поможет более плодотворно проводить практические занятия с оружием.

Во второй главе первого раздела «Огневая подготовка в системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел» всесторонне рассматриваются основы организации огневой подготовки в органах внутренних дел. Изучение данной темы необходимо в связи с тем, что в ней изучаются: организация учебных стрельб; действия с оружием по подаваемым командам; формы докладов сотрудников при проведении учебных и контрольных стрельб; меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Вышеперечисленное подробно было описано в учебно-методическом пособии С.Н. Архипова, Р.А. Рустамова, И.В. Фишера «Организация стрельб из пистолета в органах внутренних дел Российской Федерации» [3]. Глубокое понимание сути выполняемых действий с оружием и четкое их выполнение способствует увеличению результативности проведения практических занятий благодаря увеличению времени для отработки обучаемыми разучиваемых двигательных действий с оружием, а кроме того, обеспечит отсутствие несчастных случаев и травм на практических занятиях с оружием.

Второй раздел «Современное стрелковое оружие, состоящее на вооружении ОВД» начинается с третьей главы «Пистолеты. Основные части и механизмы их назначения». В этой главе рассматриваются пистолеты, стоящие на вооружении в системе МВД России, которые получили наибольшее распространение (пистолет Макарова и его модификация, а также пистолет Ярыгина).

В четвертой, пятой и шестой главах рассматриваются образцы штатного оружия, стоящего на вооружении в системе МВД (образцы, получившие наибольшее распространение), особое внимание уделяется основным частям и механизмам, а также конструктивным особенностям этого оружия.

В седьмой главе «Типы боеприпасов. Ручные осколочные гранаты и их характеристики» рассматриваются различные виды патронов стрелкового оружия, их устройство и назначение, а также назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат РГД-5; Ф-1; РГО; РГН.

Изучение материальной части оружия, стоящего на вооружение в системе МВД России, а также различных боеприпасов и гранат предусмотрено приказом МВД России № 880 от 23.11.2017 г. «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее – приказ МВД России № 880) [4]. Изучение данного материала нами рекомендуется проводить не только в виде теоретических (лекционных) занятий, но и в виде практических занятий, с обязательной полной разборкой изучаемого оружия, что способствует повышению объема и качества усваиваемого материала.

С третьего раздела «Приемы и правила стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия» начинается практическое обучение производству меткого выстрела из различных видов оружия, при выполнении упражнений стрельб, закрепленных приказом МВД России № 880.

В восьмой главе рассматриваются основы обучения стрельбе из пистолета. В ней подробно разъясняются особенности изготовки и хватки пистолета, возможные ошибки и их влияние на производство меткого выстрела. Далее раскрываются особенности изготовок для стрельбы из пистолета «с одной руки», «стоя» с двух рук, особенности стрельбы из-за укрытий. В это главе даются методические рекомендации по обучению сотрудников технически сложным элементам: приведение оружия в готовность к стрельбе, способы досылания патрона в патронник, прицеливание, дыхание, управление спуском курка.

В девятой главе раскрываются основы обучения стрельбе из автомата, для чего разъясняются различные варианты изготовок для стрельбы из автомата, прицеливание с помощью открытых прицельных приспособлений, спуск курка при стрельбе и производство выстрела.

В Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 описываются закрепленные приказом МВД России № 880 упражнения стрельб из пистолета и контрольные упражнения стрельб из пистолета для сотрудников полиции (различные категории), для слушателей образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в МВД России. Кроме того, в разработанном учебном пособии даются оценочные показатели выполняемых упражнений стрельб. Оценочные показатели закреплены приказом МВД России № 275 от 05.05.2018 г. «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (Далее – приказ МВД России № 275) [5]. Таким образом упрощается изучение выполняемых в ходе обучения упражнений стрельб, так как описание упражнений и оценочные показатели находятся в одном месте.

Разработанное нами учебное пособие отличается наличием в нем авторских методик обучению производства меткого выстрела из различных видов оружия. Предлагаемые методики были разработаны в нашем институте и опробованы на обучаемых по программам профессиональной подготовки, а также на сотрудниках, привлекаемых для несения службы на территории Северо-Кавказского региона [6]. Эффективность разработанных методик подтверждена высокими показателями сдачи выпускных экзаменов по огневой подготовке, результатами инспекторских проверок (принимали участие слушатели, прошедшие более 2/3 срока обучения), а также успехи сборной команды института по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия на всероссийских соревнования по стрельбе среди образовательных организаций системы МВД России. Так, при изучении материальной части оружия после изложения теоретического материала в обязательном порядке необходимо уделить время на выполнение полной разборки изучаемого оружия каждым обучаемым лично. На разобранном оружии повторно разъясняется название, назначение частей, их взаимодействие между собой при производстве выстрела. Это позволяет в значительной степени упростить понимание изучаемого материала, особенно сотрудниками, не обладающими техническими познаниями. Подтверждением изложенному служат результаты сдачи зачета по теоретическому разделу огневой подготовки. В группах, в которых проводились практические занятия с полной разборкой изучаемого оружия, результаты в значительной степени выше, чем в группах, в которых проводились занятия без полной разборки оружия. Кроме того, приступая к изучению третьего раздела «Приемы и правила стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия», обучаемые более уверенно обращаются с оружием, что также способствует более быстрому и глубокому усвоению изучаемого материала. Соответственно от быстроты усвоения изучаемого материала напрямую зависит объем часов, который можно потратить на отработку изучаемых и разучиваемых действий с учебным оружием «вхолостую» без использования боевого патрона, что в свою очередь способствует переходу от разучивания действий с оружием к умению, а в некоторых случаях и к навыку их правильного выполнения.

При изучении тем первого раздела «Действия с оружием по подаваемым командам при стрельбе из пистолета и автомата» и «Формы докладов сотрудников при проведении учебных (контрольных) стрельб» нами рекомендуется использовать учебное оружие, чтобы обучаемые с самого начала освоения дисциплины «Огневая подготовка» привыкали к безопасному и грамотному обращению с оружием и боеприпасами. Когда обучаемый запоминает действия с оружием по подаваемым командам при стрельбе из пистолета и автомата, не только читая порядок их выполнения в литературном источнике, но и выполняет на учебном оружии, это также позитивно сказывается на усвоении изучаемого материала. В дальнейшем при проведении учебных и контрольных стрельб быстрое, безопасное и грамотное выполнение действий с оружием по подаваемым командам позволяет более эффективно расходовать время, отведенное для проведения практических стрельб из различных видов оружия, предусмотренных программой обучения.

Во время освоения третьего раздела «Приемы и правила стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия», при разучивании элементов «Хватки» пистолета Макарова нами рекомендуется проводить такое занятие с обязательным использованием учебного оружия. Обучаемые должны увидеть правильность выполнения элементов «Хватки» (удержания оружия), а затем воспроизвести их самостоятельно при помощи учебного оружия. На стадии разучивания этих элементов не стоит требовать их быстрого выполнения, необходимо добиваться правильности их выполнения, для чего осуществлять постоянный контроль за выполняемыми обучаемыми действиями с учебным оружием. Во время занятия группу обучаемых рекомендуется делить на три равные части, первая подгруппа обучаемых отрабатывает правильность «хвата» пистолета, правильное положение тела стрелка, правильное прицеливание и обработку спускового крючка на учебном (холостом) оружии. После отработки всех указанных действий на учебном оружии «вхолостую», группа переходит на отработку этих же действий на стрелковые тренажеры «СКАТТ». Использование указанных тренажеров позволяет наглядно увидеть на экране монитора результаты выполняемых действий с оружием, результативность производимого выстрела без патрона, на раннем этапе выявить ошибки при производстве выстрела и, соответственно, внести корректировку в тренировочный процесс. Вторая подгруппа должна отрабатывать нормативы по огневой подготовке для изучаемого вида оружия. Отработке нормативов должен предшествовать процесс разучивания (медленное (не ограниченное временным промежутком), вдумчивое выполнение разучиваемых действий в четком соответствии с рекомендациями преподавателя). Отработка нормативов производится без фиксации временного промежутка, затрачиваемого на выполнение действий с оружием, основной упор делается на правильность выполняемых действий и количество повторений. На заключительном этапе отработки нормативов рекомендуется выполнять действия с закрытыми глазами, что способствует запоминанию выполняемых действий не только визуально, но и тактильно. Третья подгруппа должна отрабатывать действия по подаваемым командам при стрельбе из тренируемого вида оружия на различных рубежах в тире при проведении стрельб с боевым оружием и боеприпасами. Преподаватели, проводящие занятия, должны очень внимательно контролировать действия, выполняемые первой и второй подгруппами, так как именно их тренировка ляжет в основу меткой стрельбы обучаемых сотрудников полиции на всем протяжении их дальнейшей службы в органах внутренних дел МВД России. Третья же подгруппа может выполнять действия по командам, подаваемым при стрельбе из определенного вида оружия под контролем наиболее подготовленного обучаемого. Нами рекомендуется контролирующему процесс отработки действий по подаваемым командам проговаривать порядок их выполнения вслух, пользуясь приказом МВД России № 880, а остальные обучаемые под его диктовку должны выполнять услышанные действия с оружием. Группы в ходе занятия регулярно меняются между собой переходя между указанными выше тремя учебными точками. Такая организация учебного занятия позволяет охватить всех обучаемых и за одно занятие разучить наибольшее количество двигательных действий, кроме того, обучаемые благодаря регулярной смене разучиваемых действий не зацикливаются и, как следствие, меньше устают, что в свою очередь позволяет повысить эффективность процесса усвоения разучиваемого материала.

На современном этапе в МВД России особое значение приобретает задача укрепления и роста профессионализма, качественной подготовки кадров для органов внутренних дел. Огневая подготовка в системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД предусматривает поддержание теоретических знаний, двигательных умений и навыков, полученных в процессе профессионального обучения, закрепление и обновление необходимых умений, с учетом специфики и профиля их оперативно-служебной деятельности, направленных на эффективное применение и использование оружия.

Владение табельным оружием – один из важнейших компонентов профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Дисциплина «Огневая подготовка», в рамках программ профессионального обучения, направлена на развитие знаний, практических умений, навыков умелого и эффективного применения боевого ручного стрелкового оружия.

Кроме того, важнейшее значение занимает огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации [6]. Причем данная подготовка несет некоторые отличия, связанные с отработкой действий с оружием в более специфической среде несения службы.

Содержание разделов и глав учебного пособия соответствует требованиям примерной основной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по должности служащего «Полицейский».


Библиографическая ссылка

Черных В.В. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 12-2. – С. 331-336;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38998 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674