В современном мире повсеместное использование дистанционных образовательных технологий уже является нормой. Причин тому несколько.
Во-первых, за прошедшие два года из-за пандемической ситуации в стране практически все образовательные организации столкнулись с необходимостью частичного или полного перехода на дистанционный формат обучения. И, учитывая современное положение дел в российском образовании, полностью отказаться от дистанционного формата в системе очного образования вряд ли получится.
Второй причиной востребованности дистанционного образования является сложная обстановка на рынке труда и, как следствие, высокая востребованность различных курсов переподготовки и повышения квалификации. А если учесть, что многие потенциальные слушатели в силу различных причин не в состоянии посещать очные занятия (несовместимый с занятиями график работы, географическая удаленность от образовательной организации и т.д.), то получается, что дистанционная форма обучения является единственно возможным выходом в сложившейся ситуации.
Формы реализации дистанционного обучения могут быть самыми разными [1], но в настоящее время самым распространенным форматом является применение сетевых компьютерных технологий с использованием возможностей глобальной сети интернет.
В процессе реализации образовательных программ приходится определять не только содержание изучаемых тем, но и формы подачи учебного материала через различные виды учебных занятий. Классическими видами занятий в высшей школе являются [2] лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия, а также различные виды практик и стажировок.
Вопросы адаптации различных видов занятий к дистанционному формату были рассмотрены в предыдущей статье [3]. В данном исследовании постараемся остановиться на особенностях организации лекционного занятия в рамках дистанционного обучения с применением сетевых компьютерных технологий.
Классическое лекционное занятие в очном формате предусматривает трансляцию учебного материала большому количеству обучающихся одновременно. При этом всегда имеется возможность организации обратной связи с дальнейшей корректировкой как содержания (более подробное рассмотрение трудных вопросов или, наоборот, пропуск очевидных для данной аудитории моментов), так и темпа изложения учебного материала. Целью данного исследования является анализ наиболее эффективных способов проведения лекционного занятия в дистанционном формате с применением сетевых компьютерных технологий.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования в данной статье являются различные формы проведения лекционного занятия в вузе. Метод исследования строится на анализе существующих форм проведения лекционного занятия на предмет возможности их адаптации к дистанционному формату.
Результаты исследования и их обсуждение
Вне зависимости от способа проведения лекции (очно или дистанционно) она должна выполнять ряд основных функций. Одна из возможных классификаций функций лекционного занятия может быть представлена в следующем виде [4]:
− методологическая;
− информационная;
− организационно-управленческая;
− мотивационная;
− аксиологическая.
Методологическая функция лекционного занятия заключается в выстраивании общего подхода к изучению заданной дисциплины, определении логически связанной последовательности освоения разделов и тем, создании единого терминологического пространства.
Информационная функция лекции заключается в прямой передаче от педагогического работника к обучающемуся в устной форме с различными видами визуально-демонстрационного сопровождения структурированной и обобщенной информации по изучаемой теме. Помимо этого осуществляется знакомство обучающихся с профессиональными аспектами выбранной специальности и ролью изучаемой дисциплины в формировании будущего специалиста.
Организационно-управленческая функция нужна для информирования обучающихся о содержании и объеме учебного курса, о требованиях, предъявляемых к уровню освоения учебного материала, о формах и методах проверки знаний, умений и навыков как в процессе обучения, так и по окончании курса. Здесь очень важно наличие обратной связи с обучающимися, которая могла бы помочь скорректировать объем изучаемых тем в зависимости от актуального уровня подготовки обучающихся.
Мотивационная функция отвечает за развитие интереса у обучающихся к познавательному процессу. Здесь речь идет не только о мотивации к изучению конкретной дисциплины, но и о заинтересованности в дальнейшем научном росте, занятии научными исследованиями и изысканиями.
Аксиологическая функция отвечает за профессиональное и нравственное воспитание будущих специалистов, привитие норм профессиональной этики.
По дидактическим целям лекции подразделяются на вводные, тематические, установочные, обзорные и итоговые [5].
Вводная лекция, как следует из ее названия, предназначена для получения общей информации о предмете или учебном курсе, роли и месте учебной дисциплины в общей образовательной программе. На вводной лекции обучающимся дается информация о структуре курса, количестве и форме предстоящих занятий (семинарские, практические, лабораторные и т.д.), а также оглашаются основные требования к результатам освоения учебной дисциплины или курса. Основная цель вводной лекции заключается в том, чтобы обучающиеся были заинтересованы в освоении данной учебной дисциплины, имели правильные установки для ее дальнейшего самостоятельного и аудиторного изучения. Вводная лекция наилучшим образом реализует методологическую, организационно-управленческую и мотивационную функции.
Тематическая лекция предоставляет обучающимся исчерпывающую и максимально полную информацию по заданной теме или разделу. Данный вид лекционного занятия является основным для очных форм обучения, так как практически весь теоретический материал изучается именно на тематических лекциях. Основными функциями тематической лекции являются информационная и аксиологическая.
Установочная лекция, в отличие от тематической, дает обучающимся не полную и исчерпывающую информацию по теме, а краткий обзор основных наиболее важных положений изучаемой дисциплины, раскрытие наиболее сложных и принципиальных вопросов, направление поиска информации для самостоятельного изучения учебной дисциплины. Установочные лекции являются основным видом лекционных занятий для заочной формы обучения. Основными функциями установочной лекции являются методологическая, информационная и организационно-управленческая.
Обзорная лекция предназначена для систематизации материала, полученного в ходе самостоятельного изучения дисциплины. Основная задача лектора на подобных занятиях состоит в выстраивании четкой логической структуры из фактов и сведений, полученных обучающимися в ходе самостоятельной подготовки, и на их основе выявлении и фиксации основных теоретических закономерностей. Основными функциями обзорной лекции являются методологическая, организационно-управленческая и аксиологическая.
Итоговая лекция является завершающей лекцией курса, на которой педагогический работник обобщает выводы по всем пройденным темам и определяет направление для дальнейшего профессионального и научного роста обучающихся в рамках изучения других дисциплин. Содержание итоговой лекции определяется не только тематическим планом курса, но и уровнем освоения учебной дисциплины обучающимися, продемонстрированным на семинарских, практических и лабораторных занятиях. Таким образом, на итоговой лекции подводятся итоги изучения всего курса, а также рассматриваются особенности проведения промежуточной аттестации по дисциплине (зачета или экзамена). Данный вид лекций больше всего затрагивает методологическую, организационно-управленческую и мотивационную функции.
Прежде чем говорить о возможной адаптации лекционных занятий к дистанционному формату на основе использования компьютерных сетевых технологий, нужно определиться с функционалом, который дают современные программные образовательные платформы.
На сегодняшний день функционал платформ поддержки дистанционного обучения от различных производителей мало чем отличается друг от друга [6] и, как правило, состоит из следующих элементов:
− структурированное хранилище различных элементов курса (тексты лекций, глоссарии, источники литературы, структурированные гипертекстовые документы и т.д.) с возможностью контроля доступа к элементам в зависимости от различных условий (ограничение доступа по времени, по заданной роли, по изучаемому курсу, по результатам освоения предыдущих тем и т.д.);
− модуль оценки уровня освоения учебного материала (модуль проведения тестирования, компоненты, позволяющие рецензировать, оценивать и оставлять комментарии к работам, представленным обучающимися в электронной форме, и т.д.);
− модуль организации обратной связи с обучающимися (чат, форум, почта);
− модуль видеоконференцсвязи. Данный модуль может быть включен в состав образовательной платформы или может использоваться как дополнительный сервис от стороннего поставщика услуг видеоконференцсвязи (например, Zoom).
Применительно к лекционному занятию наиболее востребованными элементами будут модули видеоконференцсвязи и организации обратной связи, хотя конспект лекции и демонстрационные материалы к ней могут быть размещены в структурированном хранилище.
Функционал сервисов видеоконференцсвязи сводится к передаче изображения, звука и текстовых сообщений между участниками видеоконференции. При этом в качестве источников изображения могут выступать видеокамера, файл с заранее подготовленными слайдами и/или видео, демонстрация рабочего стола или открытого окна выбранной программы. Источниками звука могут быть или микрофон, или файл с аудио- и видеоданными. Текстовые сообщения передаются в форме внутреннего чата.
Рассмотрим возможности современных средств образовательных платформ и средств видеоконференцсвязи на предмет достижения лекционными занятиями различных дидактических целей.
Вводная лекция. Методологически вводная лекция может быть разделена на две части: информационную и консультативную. В первой «зачитывает» обобщенную информацию о курсе, сопровождая ее, если потребуется, соответствующим демонстрационным материалом. Данная часть лекции отвечает за реализацию методологической и организационно-управленческой функций. В дистанционном формате информационная часть лекции может быть реализована либо выступлением лектора на камеру, либо в виде демонстрации видеозаписи с выступлением лектора с возможным дополнением выступлениями других преподавателей курса.
Во второй части лектор отвечает на вопросы обучающихся по интересующим их аспектам прохождения обучения и аттестации. В этой части лекции реализуется мотивационная функция на предмет повышения интереса у обучающихся к дальнейшему изучению учебной дисциплины и познавательному процессу как таковому. Обязательным элементом данной части лекции является наличие обратной связи с обучающимися, что в дистанционном формате легко реализуется посредством голосовых или текстовых сообщений. Для налаживания психологического контакта важно, чтобы обучающиеся видели своего лектора, не только слышали, но и видели его эмоциональный отклик на свои вопросы, поэтому наличие у лектора видеокамеры является обязательным.
Тематическая лекция. Чаще всего данная лекция реализуется в виде монотонного последовательного изложения учебного материала по заданной теме. Данный вид лекции в дистанционном формате реализуется проще всего и представляет собой либо обычное выступление лектора на камеру с демонстрацией дополнительной информации в виде слайдов, либо выступление лектора у доски, на которой в режиме реального времени дополнительную поясняющую информацию записывает сам лектор.
Во многих дистанционных образовательных курсах тематические лекции представлены в качестве видеозаписей, которые обучающийся должен просматривать самостоятельно в удобное для себя время. Однако данный подход к организации образовательного процесса оправдан только тогда, когда мотивация обучающихся не вызывает сомнений, например на курсах переподготовки или повышения квалификации. В рамках же обычной вузовской лекции со вчерашними школьниками предпочтительнее проведение тематической лекции в режиме видеоконференцсвязи с обязательной организацией обратной связи. Наличие обратной связи при правильном подходе может помочь лектору определить степень восприятия лекционного материала, а также дополнительно вовлечь обучающихся в образовательный процесс, для чего классические лекционные занятия на курсе можно разбавить проблемными лекциями, лекциями-обсуждениями или лекциями-дискуссиями.
Установочная лекция. Данный вид лекционных занятий чаще всего используется для заочной формы обучения. Обучающиеся заочной формы – это, как правило, работающие люди с абсолютно разными графиками занятости. Поэтому в дистанционном формате установочные лекции будет наиболее эффективно представлять в форме видеозаписей выступления лектора или лекторов с соответствующим демонстрационным видеорядом. Такой подход позволяет реализовать все основные функции установочной лекции. Использование обратной связи для данного типа лекций нецелесообразно, так как, во-первых, на установочной лекции дается краткий обзор основных положений изучаемой дисциплины, следовательно, корректировка содержания лекции в процессе ее чтения не требуется, и, во-вторых, непосредственно к лекционному занятию онлайн смогут подключиться далеко не все обучающиеся, соответственно, выводы по результатам обратной связи могут быть неполными, а то и неверными. Более эффективным способом организации обратной связи в рамках заочного обучения будет дистанционное общение на семинарских и практических занятиях или при проведении консультаций.
Обзорная лекция. Так как обзорная лекция подразумевает предварительную подготовку обучающихся по заданной теме, то наличие обратной связи при проведении лекционного занятия является обязательным. В ходе занятия лектор должен время от времени сверяться с обучающимися по выводам, которые они получили в процессе анализа изученных тем. Поэтому обзорную лекцию лучше проводить в формате проблемной лекции, лекции-обсуждения или лекции-дискуссии.
Однако здесь может возникнуть сложность с оперативностью обратной связи в дистанционном формате, так как текстовые сообщения набираются достаточно долго, а голосовые сообщения требуют отдельной модерации для большой аудитории (некоторые лекционные потоки могут насчитывать более сотни человек). Из чего следует, что обзорные лекции в дистанционном формате имеет смысл проводить для относительно небольших лекционных потоков.
Итоговая лекция. Данная лекция методологически практически полностью повторяет вводную, то есть она также состоит из двух частей: информационной и консультативной. Соответственно, все выводы, которые были сделаны для вводной лекции, справедливы и для итоговой.
Выводы
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
− функциональные возможности современных образовательных платформ и систем видеоконференцсвязи позволяют почти без проблем реализовать чтение лекций в дистанционном формате для реализации любых дидактических целей;
− лекционное занятие, как средство трансляции информации от лектора к обучающемуся, относительно легко поддается адаптации и переводу в дистанционный формат;
− не существует универсальной методики преобразования лекции к дистанционному формату. Для каждой дидактической цели используется свой индивидуальный методологический подход, который бы позволил максимально эффективно реализовать основные функции лекционного занятия.
Библиографическая ссылка
Бакулин В.М. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ К ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 12-2. – С. 315-319;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38995 (дата обращения: 08.12.2024).